Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Макарій Великій († 391 г.)

Преп. Макарій родился въ Египтѣ около 301 г. отъ благочестивыхъ и небогатыхъ родителей и въ юности своей пасъ стада. Пришедши въ зрѣлый возрастъ, преп. Макарій хотѣлъ проводить иноческую жизнь, но принужденъ былъ родителями вступить въ бракъ. Въ бракѣ онъ жилъ съ женою, какъ съ сестрой, и остался дѣвственникомъ. Жена его умерла черезъ нѣсколько дней, а вскорѣ затѣмъ скончались и родители его. Послѣ сего онъ, по совѣту одного отшельника старца, удалился для подвиговъ въ Нитрійскую, потомъ, на 30 г. своей жизни, по откровенію свыше, въ Скитскую пустыню. «Умертвивъ плотское мудрованіе», преп. Макарій «всяко пощеніе въ добродѣтельномъ житіи своемъ произобрази». Молитва, псалмопѣніе и богомысліе были главнымъ его занятіемъ. Его пустынные подвиги, посты и бдѣнія кажутся превышающими силы человѣка. Молчаніе и сердечная кротость преимущественно отличали и возвышали духъ великаго «отца пустыни». На 40 году отъ роду Макарій получилъ санъ пресвитера и за свои подвиги удостоился дара пророчества и такой благодати чудотвореній, что на голосъ его отвѣтствовали и мертвые, если требовала сего польза вѣры или счастье невинно страждущихъ. далѣе>>

Творенія

Преп. Макарій Великій († 391 г.)
Духовныя бесѣды о совершенствѣ, къ какому обязаны и о какомъ должны стараться христіане.

Бесѣда 11.
О томъ, что сила Духа Святаго въ сердцѣ человѣческомъ подобна огню; еще о томъ, въ чемъ имѣемъ нужду для различенія помысловъ, возникающихъ въ сердцѣ; также о мертвомъ зміѣ, который Моисеемъ пригвожденъ былъ на вершинѣ древа, и служилъ образомъ Христа. Въ сей же бесѣдѣ содержатся два разговора: одинъ Христа съ лукавымъ сатаною, а другой грѣшниковъ съ сатаною же.

1. Тотъ небесный огнь Божества, который христіане еще нынѣ, въ вѣкѣ семъ, пріемлютъ внутрь себя, въ сердце, дѣйствуя внутрь сердца ихъ, когда разрушится тѣло, начнетъ дѣйствовать совнѣ, и снова сопряжетъ члены, совершитъ воскресеніе разрушенныхъ членовъ. Какъ въ Іерусалимѣ огнь, служившій на жертвенникѣ, во время плѣненія былъ зарытъ во рву, а когда насталъ миръ, и возвратились плѣнные, тотъ же самый огнь какъ бы обновился, и сталъ служить по прежнему: такъ и нынѣ этого ближняго нашего — тѣло, которое по разрушеніи обращается въ тину, воспроизведетъ и обновитъ небесный огнь; онъ воскреситъ истлѣвшія тѣла. И внутренній, въ сердцѣ обитающій нынѣ огнь, тогда будетъ дѣйствовать совнѣ, и совершитъ воскресеніе тѣлъ.

2. И при Навуходоносорѣ огнь въ пещи былъ не божественный, а тварный огнь. Но три отрока, за праведность свою бывъ въ видимомъ огнѣ, имѣли въ сердцахъ своихъ небесный, божественный огнь, служившій въ помыслахъ и дѣйствовавшій въ нихъ. И сей-то самый огнь явился внѣ отроковъ; ибо сталъ посреди ихъ, и препятствовалъ видимому огню жечь праведниковъ и сколько-нибудь вредить имъ. Подобное сему было и съ Израильтянами; когда умъ и помыслъ ихъ возымѣлъ намѣреніе удалиться отъ Бога живаго и обратиться къ идолослуженію, — Ааронъ принужденъ былъ сказать имъ, чтобы принесли золотые сосуды и украшенія. Тогда золото и сосуды, ввергнутые въ огонь, стали идоломъ, и огнь какъ бы подражалъ ихъ произволенію. Чудное подлинно дѣло! Поелику въ намѣреніи, втайнѣ и въ помыслахъ своихъ рѣшились они на идолослуженіе; то и огнь также ввергнутые сосуды обратилъ въ идола, и Израильтяне стали уже явно идолопоклонствовать. Посему, какъ три отрока, помышляя о праведности пріяли въ себя Божій огнь, и поклонились Господу истиною: такъ и нынѣ вѣрныя души, въ семъ еще вѣкѣ, втайнѣ пріемлютъ въ себя оный божественный и небесный огнь; и сей-то самый огнь производитъ въ человѣчествѣ небесный образъ.

3. Какъ огонь золотымъ сосудамъ далъ образъ, и стали они идоломъ: такъ и Господь, соображаясь съ произволеніемъ вѣрныхъ и добрыхъ душъ, согласно съ ихъ волею, еще нынѣ производитъ въ душѣ тотъ образъ, который въ воскресеніи явится внѣ ихъ, и тѣла ихъ прославитъ и внутри и совнѣ. Но какъ тѣла ихъ, въ настоящее время еще тлѣнны, мертвенны и удоборазрушимы: такъ и помыслы нѣкоторыхъ растлѣны сатаною, мертвы для жизни и погребены въ тинѣ и землѣ; потому что душа ихъ погибла. Посему, какъ Израильтяне ввергли золотые сосуды въ огонь, и стали они идоломъ: такъ и нынѣ человѣкъ предалъ пороку чистые и прекрасные помыслы, и они погребены въ грѣховной тинѣ и стали идоломъ. И какъ теперь человѣку отыскать ихъ, различить и изъять изъ собственнаго огня? Здѣсь потребенъ душѣ божественный свѣтильникъ, Духъ Святый, благоустрояющій сей омраченный домъ; потребно свѣтлое Солнце правды, возсіявающее въ сердцѣ и просвѣщающее его; потребно оружіе, побѣждающее во брани.

4. И тамъ (Лук. 15, 8) вдова, потерявшая драхму, сперва зажгла свѣтильникъ, потомъ привела въ порядокъ домъ; и когда приведенъ былъ домъ въ порядокъ и зажженъ свѣтильникъ, тогда нашлась драхма, зарытая въ сору, въ нечистотѣ, въ землѣ. И душа теперь не можетъ сама собою отыскать и раздѣлить между собою собственныя свои помышленія. Но когда возженъ будетъ божественный свѣтильникъ, и внесенъ свѣтъ въ омраченный домъ; тогда душа увидитъ, какъ помыслы ея погребены въ грѣховной нечистотѣ и тинѣ. Возсіяваетъ солнце, и тогда видитъ душа погибель свою, и начинаетъ собирать свои помыслы, смѣшанные съ соромъ и всякою скверною; потому что душа, преступивъ заповѣдь, утратила свой образъ.

5. Представь себѣ царя, у котораго есть достояніе, и подвластные ему служители готовы къ услугамъ; и случилось, что взяли и отвели его въ плѣнъ враги. Какъ-скоро онъ взятъ и уведенъ, — необходимо служителямъ и приспѣшникамъ его слѣдовать за нимъ же. Такъ и Адамъ чистымъ созданъ отъ Бога на служеніе Ему, и въ услугу Адаму даны твари сіи; потому что поставленъ онъ господиномъ и царемъ всѣхъ тварей. Но какъ-скоро нашло къ нему доступъ, и побесѣдовало съ нимъ лукавое слово, — Адамъ сначала принялъ его внѣшнимъ слухомъ, потомъ проникло оно въ сердце его, и объяло все его существо. А такимъ образомъ, по его плѣненіи, плѣнена уже съ нимъ вмѣстѣ служащая и покорствующая ему тварь; потому что чрезъ него воцарилась смерть надъ всякою душею, и въ слѣдствіе его преслушанія такъ изгладила весь Адамовъ образъ, что люди измѣнились и дошли до поклоненія демонамъ. Ибо вотъ и плоды земные, прекрасно созданные Богомъ, приносятся демонамъ. На алтари ихъ возлагаютъ хлѣбъ, вино и елей, и животныхъ. Даже сыновъ и дщерей своихъ приносили въ жертву демонамъ.

6. Посему, Самъ Создавшій тѣло и душу, Самъ приходитъ нынѣ, и разрушаетъ всякій безпорядокъ, произведенный лукавымъ, всѣ дѣла его, совершаемыя въ помыслахъ, обновляетъ, воспроизводитъ небесный образъ, новую творитъ душу, чтобы Адамъ снова сталъ царемъ смерти и господиномъ тварей. И въ законной сѣни Моѵсей назывался спасителемъ Израиля, потому что извелъ народъ изъ Египта. Такъ и нынѣ истинный избавитель — Христосъ приходитъ въ сокровенности души, и изводитъ ее изъ темнаго Египта, изъ-подъ самаго тяжкаго ига, изъ горькаго рабства. Посему, заповѣдуетъ намъ выйдти изъ міра, обнищать во всемъ видимомъ, не имѣть попеченія о земномъ, день и ночь стоять при дверяхъ и ждать, когда Господь отверзетъ заключенныя сердца, и изліетъ на насъ даръ Святаго Духа.

7. Посему, повелѣлъ Онъ оставить золото, серебро, родство, продать имѣніе, раздать нищимъ, положить это въ сокровищницу и искать сего на небесахъ: идѣже бо есть сокровище твое, ту будетъ и сердце твое (Матѳ. 6, 21). Господь зналъ, что сатана чрезъ это беретъ силу надъ помыслами и вводитъ ихъ въ заботу о вещественномъ и земномъ. Посему-то Богъ, промышляя о душѣ твоей, повелѣлъ отречься отъ всего, чтобы и по неволѣ взыскалъ ты небеснаго богатства и обратилъ сердце свое къ Богу. Ибо если и пожелаешь возвратиться къ тварямъ, то окажется, что не владѣешь ничѣмъ видимымъ; и тогда, хочешь или не хочешь, принужденъ будешь умъ свой обратить къ небу, гдѣ собралъ и положилъ все въ сокровищницу: идѣже бо есть сокровище твое, ту будетъ и сердце твое.

8. Въ Законѣ Богъ повелѣлъ Моѵсею сдѣлать мѣднаго змія, вознести и пригвоздить его на верху дерева; и всѣ, уязвленные зміями, взирая на мѣднаго змія, получали исцѣленіе. Сіе было сдѣлано по особенному смотрѣнію, чтобы одержимые земными попеченіями, идолослуженіемъ, сатанинскими удовольствіями и всякимъ нечестіемъ, будучи возбуждены симъ образомъ, хотя нѣсколько возвели взоръ свой горѣ, и отрезвившись отъ дольняго, обратили вниманіе на высшее, и отъ сего опять простерлись къ высочайшему, а такимъ образомъ, постепенно простираясь къ высшему и горнему, познали, что есть Превысшій всея твари. Такъ и тебѣ Богъ повелѣлъ обнищать, и продавъ все, раздать нищимъ, чтобы, хотя и захотѣлъ бы ты ринуться долу, на землю, было уже сіе невозможно для тебя. Посему, допросивъ сердце свое, начни разсуждать съ своими помыслами: «на землѣ ничего не имѣемъ у себя, обратимся же къ небу, гдѣ есть у насъ сокровище, гдѣ сдѣлана нами купля?» И умъ твой начнетъ возводить взоръ въ высоту, искать горняго и преспѣвать въ томъ.

9. Какое же въ этомъ значеніе, что мертвый змій, пригвожденный на верху древа, исцѣлялъ уязвленныхъ? Мертвый змій препобѣждалъ зміевъ живыхъ, потому что былъ образомъ Господня тѣла. Ибо Господь тѣло Свое, пріятое Имъ отъ Маріи, вознесъ на крестъ, простеръ на древѣ и пригвоздилъ къ нему; и мертвое тѣло побѣдило и умертвило змія, живущаго и пресмыкающагося въ сердцѣ. Великое здѣсь чудо! Какъ мертвый змій умертвилъ живаго? Но какъ Моѵсей сдѣлалъ новое дѣло, сдѣлавъ подобіе живаго змія: такъ Господь новое дѣло сотворилъ отъ Маріи (Іер. 31, 22), и въ сіе облекся, а не съ неба принесъ тѣло. Онъ произвелъ небесный духъ, вошедши въ Адама, и срастворилъ его Божествомъ, образовалъ человѣческую плоть въ матерней утробѣ и облекся въ нее. Посему, какъ мѣдному змію до Моѵсея не повелѣвалъ Господь быть въ мірѣ: такъ новое и безгрѣшное тѣло не являлось въ мірѣ до Господня пришествія, потому что, по преступленіи заповѣди первымъ Адамомъ, надъ всѣми его чадами царствовала смерть. Итакъ, мертвое тѣло побѣдило живаго змія.

10. И сіе чудо — Іудеемъ соблазнъ, Еллиномъ же безуміе. Но что говоритъ Апостолъ? Мы же проповѣдуемъ Іисуса Христа, и Сего распята, Іудеемъ убо соблазнъ, Еллиномъ же безуміе, а спасаемымъ намъ — ХристаБожію силу и Божію премудрость (1 Кор. 1, 23-24): потому что въ мертвомъ тѣлѣ жизнь; здѣсь избавленіе, здѣсь свѣтъ, здѣсь Господь приходитъ къ смерти, бесѣдуетъ съ нею и повелѣваетъ изринуть души изъ ада и смерти, и возвратить Ему. И вотъ, смятенная симъ смерть приходитъ къ служителямъ своимъ, собираетъ всѣ силы, и князь лукавый приноситъ рукописанія, и говоритъ: «сіи вотъ повиновались слову моему, и вотъ какъ покланялись намъ люди». Но Богъ, праведный судія, и здѣсь показываетъ правду Свою, и говоритъ ему: «Повиновался тебѣ Адамъ, и овладѣлъ ты всѣмъ сердцемъ его; повиновалось тебѣ человѣчество. Что же дѣлаетъ здѣсь тѣло Мое? Оно безгрѣшно. Тѣло перваго Адама стало должнымъ тебѣ, и по праву ты удерживаешь его рукописанія. О Мнѣ же всѣ свидѣтельствуютъ, что Я не согрѣшилъ; ничѣмъ тебѣ не долженъ. Всѣ свидѣтельствуютъ о Мнѣ, что Божій Я Сынъ. Съ высоты небесъ пришедши на землю, засвидѣтельствовалъ гласъ: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, Того послушайте (Матѳ. 17, 5). Іоаннъ свидѣтельствуетъ: се Агнецъ Божій, вземляй грѣхи міра (Іоан. 1, 29), а также и Писаніе: Иже грѣха не сотвори, ни обрѣтеся въ Немъ лесть (1 Петр. 2, 22), и: грядетъ бо сего міра князь, и во Мнѣ не обрящетъ ничесоже (Іоан. 14, 30). И ты, сатана, самъ свидѣтельствуешь о Мнѣ, говоря: вѣмъ Тя, кто еси, Сынъ Божій (Марк. 1, 24; 3, 11); и еще: что намъ и Тебѣ, Іисусе Назарянине, пришелъ еси сѣмо прежде времене мучити насъ (Матѳ. 8, 29). Три у Меня свидѣтеля. Одинъ — съ высоты небесъ Посылающій гласъ, другій — сущіе на землѣ, третій — ты самъ. Посему, искупаю тѣло, проданное тебѣ первымъ Адамомъ, уничтожаю твои рукописанія; Я отдалъ долгъ Адамовъ тѣмъ, что распятъ и снисшелъ во адъ. И повелѣваю, тебѣ, адъ, тма и смерть, освободи заключенныя души Адама». И такимъ образомъ, лукавыя силы, вострепетавъ, отдаютъ, наконецъ, заключеннаго Адама.

11. Но когда слышишь, что Господь въ оное время избавилъ души изъ ада и тмы, что сходилъ Онъ во адъ и совершилъ славное дѣло, — не думай, что все это далеко отъ души твоей. Человѣкъ удобно вмѣщаетъ и пріемлетъ въ себя лукавое, потому что смерть обдержитъ души Адама, и душевные помыслы заключены во тму. И когда слышишь о гробахъ, — представляй мысленно не только видимые гробы; потому что гробъ и могила для тебя — сердце твое. Когда гнѣздятся тамъ князь лукавства и аггелы его, когда пролагаютъ тамъ стези и пути, по которымъ бы сатанинскія силы проходили въ умъ твой и въ помыслы твои; тогда не адъ ли, не гробъ ли, не могила ли, не мертвецъ ли ты предъ Богомъ? Сатана положилъ тамъ печать свою на неискушенное сребро; посѣялъ въ душѣ этой сѣмена горечи, и вскисъ тамъ ветхій квасъ, течетъ тамъ тинный источникъ. Посему, Господь приходитъ въ души, Его взыскавшія, во глубину сердечнаго ада, и тамъ повелѣваетъ смерти, говоря: «освободи заключенныя души, взыскавшія Меня, которыя держишь ты насильно». И сокрушаетъ Онъ тяжелые камни, лежащіе на душѣ, отверзаетъ гробы, воскрешаетъ истиннаго мертвеца, изводитъ заключенную душу изъ мрачной темницы.

12. Какъ если человѣкъ связанъ оковами по рукамъ и ногамъ, и приходитъ кто-нибудь разрѣшать его узы, и пускаетъ его свободно ходить на открытомъ мѣстѣ: такъ душу, связанную оковами смерти, Господь разрѣшаетъ отъ узъ, отпускаетъ ее, освобождаетъ умъ безтрудно и покойно ходить въ Божественномъ воздухѣ. Представь, что человѣкъ, въ полноводіе рѣки, въ срединѣ ея потонулъ въ водахъ, и задохшись лежитъ мертвый среди страшныхъ звѣрей; а другой человѣкъ, неопытный въ плаваніи, хочетъ спасти упавшаго въ воду, и самъ гибнетъ и задыхается; поэтому потребенъ здѣсь опытный и искусный пловецъ, который бы, войдя въ глубокое нѣдро водъ, погрузился тамъ, и вынесъ оттуда потонувшаго и лежащаго среди звѣрей; тогда сама вода, какъ-скоро видитъ человѣка опытнаго, умѣющаго плавать, помогаетъ ему и выносить его на верхъ. Такъ и душа, погрузившись въ бездну тмы и въ глубину смерти, лишена дыханія, и среди страшныхъ звѣрей пребываетъ мертвою для Бога. Кто же можетъ сойдти въ эти тайники и глубины ада и смерти, кромѣ самого Художника, произведшаго тѣло? Онъ приходитъ въ двѣ области, во глубину ада и также въ глубокое нѣдро сердца, гдѣ душа съ своими помыслами обдержится смертію, и омертвѣвшаго Адама износитъ изъ темной глубины. И самая смерть чрезъ обученіе обращается въ помощь человѣку, какъ вода — пловцу.

13. Чтó труднаго Богу сойдти въ смерть и также въ глубокое нѣдро сердца, и оттуда возвать омертвѣвшаго Адама? Въ видимомъ вѣкѣ есть жилища и домы, гдѣ обитаетъ человѣчество, и есть жилища, гдѣ живутъ звѣри, львы, или змѣи и другія ядовитыя животныя. Посему, если солнце, которое есть тварь, чрезъ окна или двери входитъ всюду, и въ пещеры львовъ, и въ норы пресмыкающихся, и выходитъ оттуда, и не терпитъ отъ того вреда: то кольми паче Богъ и Владыка всѣхъ входитъ въ гнѣздилища и жилища, гдѣ витаетъ смерть, и въ души, и, освободивъ оттуда Адама, не терпитъ оскорбленія отъ смерти. И дождь, сходя съ неба, проникаетъ въ низшіе слои земли, увлажаетъ и обновляетъ засохшіе тамъ корни, и производитъ тамъ корни, и производитъ тамъ новое порожденіе.

14. Иной въ бореніи и скорби отъ сатаны, и ведетъ съ нимъ брань, у этого сокрушена душа его, онъ озабоченъ, плачетъ и проливаетъ слезы. Таковый представляетъ въ себѣ какъ бы два лица. Почему, если устоитъ въ такомъ дѣлѣ: то съ нимъ на брани Господь, и хранитъ его; потому что рачительно взыскуетъ онъ Господа и ударяетъ въ дверь, ожидая, когда отверзетъ ему Господь. Но также, если братъ кажется тебѣ въ семъ доблестнымъ; то подкрѣпляется онъ благодатію. А въ комъ не положено основанія, кто не имѣетъ такого страха Божія, и не сокрушается сердце его, не пребываетъ онъ въ страхѣ, не оберегаетъ сердца своего и членовъ своихъ, чтобы не ходили они безчинно; у сего погублена еще душа его; потому что не вступалъ еще въ борьбу. Поэтому, иной пребываетъ въ бореніи и въ скорби, а иной не знаетъ даже, что такое брань. Ибо и сѣмена, когда брошены въ землю, страждутъ отъ инея, зимы и воздушной стужи; но въ надлежащее время оживотворяется ростокъ.

15. Случается же, что сатана ведетъ разговоръ съ тобою въ сердцѣ: «смотри, сколько худаго сдѣлалъ ты; смотри какого неистовства исполнена душа твоя; сколько обремененъ ты грѣхами, что не можешь уже спастись». Сіе же дѣлаетъ, чтобы ввергнуть тебя въ отчаяніе, потому что непріятно ему покаяніе твое. Ибо какъ скоро чрезъ преступленіе вошелъ грѣхъ, — ежечасно бесѣдуетъ онъ съ душею, какъ человѣкъ съ человѣкомъ. Отвѣчай ему и ты: «имѣю въ Писаніи Господни свидѣтельства: не смерти хочу грѣшника, но покаянія, чтобы обратился онъ отъ пути лукаваго, и былъ живъ (Іез. 33, 11). Ибо для того снисшелъ Онъ, чтобы спасти грѣшныхъ, воскресить мертвыхъ, оживотворить умерщвленныхъ, просвѣтить находящихся во тмѣ». И дѣйствительно, пришедши, призвалъ Онъ насъ въ сыноположеніе, во градъ святый, умиротворенный, въ жизнь никогда не умирающую, въ славу нетлѣнную, только бы мы началу нашему дали добрый конецъ, пребывали въ нищетѣ, странничествѣ, злостраданіи, не преставали просить Бога, съ неотступностію ударяя въ дверь. Какъ тѣло близко къ душѣ; такъ и Господь близокъ и готовъ прійдти и отверсть заключенныя двери сердца, и даровать намъ небесное богатство. Онъ благъ и человѣколюбивъ, и обѣтованія Его неложны, если только съ терпѣніемъ взыщемъ Его до конца. Слава щедротамъ Отца и Сына и Святаго Духа во вѣки! Аминь.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Макарiя Египетскаго Духовныя бесѣды, посланiе и слова, съ присовокупленiемъ свѣдѣнiй о жизни его и писанiяхъ. / Переведены с греческаго при Московской Духовной Академiи. — Изданiе четвертое. — Свято-Троицкая Сергiева Лавра: Собственная типографiя, 1904. — С. 83-92.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0