Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 23 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Макарій Великій († 391 г.)

Преп. Макарій родился въ Египтѣ около 301 г. отъ благочестивыхъ и небогатыхъ родителей и въ юности своей пасъ стада. Пришедши въ зрѣлый возрастъ, преп. Макарій хотѣлъ проводить иноческую жизнь, но принужденъ былъ родителями вступить въ бракъ. Въ бракѣ онъ жилъ съ женою, какъ съ сестрой, и остался дѣвственникомъ. Жена его умерла черезъ нѣсколько дней, а вскорѣ затѣмъ скончались и родители его. Послѣ сего онъ, по совѣту одного отшельника старца, удалился для подвиговъ въ Нитрійскую, потомъ, на 30 г. своей жизни, по откровенію свыше, въ Скитскую пустыню. «Умертвивъ плотское мудрованіе», преп. Макарій «всяко пощеніе въ добродѣтельномъ житіи своемъ произобрази». Молитва, псалмопѣніе и богомысліе были главнымъ его занятіемъ. Его пустынные подвиги, посты и бдѣнія кажутся превышающими силы человѣка. Молчаніе и сердечная кротость преимущественно отличали и возвышали духъ великаго «отца пустыни». На 40 году отъ роду Макарій получилъ санъ пресвитера и за свои подвиги удостоился дара пророчества и такой благодати чудотвореній, что на голосъ его отвѣтствовали и мертвые, если требовала сего польза вѣры или счастье невинно страждущихъ. далѣе>>

Творенія

Преп. Макарій Великій († 391 г.)
Духовныя бесѣды о совершенствѣ, къ какому обязаны и о какомъ должны стараться христіане.

Бесѣда 12.
О состояніи Адама до преступленія имъ Божіей заповѣди и послѣ того, какъ утратилъ онъ и собственный свой и небесный образъ. Сія же бесѣда содержитъ въ себѣ нѣсколько весьма полезныхь вопросовъ.

1. Адамъ, преступивъ заповѣдь, погибъ двояко; потому что утратилъ, во-первыхъ, чистое, прекрасное, по образу и подобію Божію созданное достояніе природы своей, а во-вторыхъ, самый образъ, въ которомъ, по обѣтованію, состояло все его небесное наслѣдіе. Какъ если будетъ монета, имѣющая на себѣ царское изображеніе, и ее обрѣжутъ; то и золото погибло и изображеніе не придаетъ ей цѣны: такъ подобное сему произошло и съ Адамомъ. Великое богатство и великое наслѣдіе было ему уготовано. Представь себѣ большое село, и оно имѣетъ много доходовъ; тамъ цвѣтущій виноградникъ, тамъ плодоносныя поля, тамъ стада, тамъ золото и серебро. Такъ и этотъ Адамовъ сосудъ до преслушанія былъ дорогимъ селомъ. Но какъ скоро Адамъ возъимѣлъ худые помыслы и мысли, погибъ онъ для Бога.

2. Не говоримъ, что человѣкъ всецѣло утратился, уничтожился и умеръ; онъ умеръ для Бога, живетъ же собственнымъ своимъ естествомъ. Ибо вотъ цѣлый міръ ходитъ и занимается дѣлами своими на землѣ; но Божіе око взираетъ на самый умъ и на помышленія, какъ бы всматривается въ нихъ, и не замѣчаетъ, не входитъ съ ними въ общеніе, потому что не помышляютъ ни о чемъ благоугодномъ Богу. Представь себѣ гостинницу, непотребный домъ, мѣста, гдѣ бываютъ безчинія и распутство; благочестивые проходятъ мимо и не оскверняются, они видя не видятъ, это какъ бы мертво для нихъ. Такъ и Богъ, хотя взираетъ на отступившихъ отъ слова и заповѣди Его, но какъ бы не замѣчаетъ, не входитъ тамъ въ общеніе, и не упокоевается въ помыслахъ ихъ Господь.

3. Вопросъ. Какъ можно человѣку быть нищимъ по духу, особливо когда самъ въ себѣ чувствуетъ, что онъ перемѣнился, преуспѣлъ, дошелъ до вѣдѣнія и разумѣнія, какого прежде не имѣлъ.

Отвѣтъ. Пока человѣкъ не пріобрѣлъ сего и не преуспѣлъ, — онъ не нищій еще духомъ, но высоко о себѣ думаетъ. Когда же приходитъ въ сіе разумѣніе и преспѣяніе, тогда сама благодать учитъ его быть нищимъ по духу, — и хотя онъ праведникъ и Божій избранникъ, — не почитать себя за что-либо, но признавать душу свою малоцѣнною и уничиженною, какъ будто ничего онъ не знаетъ и не имѣетъ, хотя и знаетъ и имѣетъ. И такая мысль дѣлается какъ бы прирожденною и укорененною въ умѣ человѣческомъ. Не видишь ли, что праотецъ нашъ Авраамъ, будучи Божіимъ избранникомъ, называлъ себя землею и пепломъ (Быт. 18, 27)? И Давидъ, помазанный въ царя, имѣлъ предъ собою Бога; и чтó говоритъ? Азъ есмь червь, а не человѣкъ, поношеніе человѣковъ и уничиженіе людей (Псал. 21, 7).

4. Посему, желающіе быть сонаслѣдниками ихъ, согражданами въ небесномъ градѣ, и спрославиться съ ними, должны имѣть тоже смиренномудріе и не думать о себѣ, будто они что-нибудь, но имѣть сокрушенное сердце. Хотя благодать въ каждомъ изъ христіанъ дѣйствуетъ различно, и дѣлаетъ ихъ различными членами; однакоже всѣ принадлежатъ къ одному граду, всѣ единодушны, единоязычны, разумѣютъ другъ друга. Какъ въ тѣлѣ членовъ много, но одна во всѣхъ душа, приводящая ихъ въ движеніе: такъ единъ Духъ дѣйствуетъ во всѣхъ различно, но всѣ принадлежатъ къ одному граду, идутъ однимъ путемъ. Ибо всѣ праведники шествовали путемъ тѣснымъ и узкимъ, злострадали, были гонимы, поносимы, жили въ козіяхъ кожахъ, въ вертепахъ и пропастяхъ земныхъ (Евр. 11, 37). Подобно и Апостолы говорятъ о себѣ: до нынѣшняго часа и алчемъ, и жаждемъ, и наготуемъ, терпимъ поношеніе, и скитаемся (1 Кор. 4, 11). Одни изъ нихъ были обезглавлены, другіе распяты, прочіе несли разныя скорби. И самъ Владыка Пророковъ и Апостоловъ, какъ бы забывъ Божественную славу, какимъ шествовалъ путемъ? Содѣлавшись для насъ образомъ, въ поруганіе носилъ Онъ на главѣ терновый вѣнецъ, претерпѣлъ оплеванія, заушенія и крестъ.

5. Если Богъ на землѣ шествовалъ такимъ путемъ, то и ты долженъ стать Его подражателемъ. Такъ шествовали и Апостолы и Пророки. И мы, если желаемъ быть назданными на основаніи Господа и Апостоловъ, должны стать ихъ подражателями. Ибо Апостолъ Духомъ Святымъ говоритъ: подобни мнѣ бывайте, якоже азъ Христу (1 Кор. 4, 16). Если же любишь ты человѣческую славу, хочешь, чтобы кланялись тебѣ, ищешь себѣ покоя; то совратился ты съ пути. Тебѣ надобно сораспяться съ Распятымъ, пострадать съ Пострадавшимъ, чтобы послѣ сего и прославиться съ Прославившимся (Рим. 8, 17). Ибо невѣстѣ необходимо спострадать съ Женихомъ и чрезъ сіе содѣлаться сообщницею и сонаслѣдницею Христовою. И никому не дозволено безъ страданій, не путемъ не гладкимъ, тѣснымъ и узкимъ, войдти въ градъ Святыхъ, упокоеваться и царствовать съ Царемъ нескончаемые вѣки.

6. Вопросъ. Поелику Адамъ утратилъ и собственный свой и небесный образъ; слѣдуетъ ли изъ сего, что, если былъ онъ причастникомъ небеснаго образа, то имѣлъ въ себѣ и Духа Святаго?

Отвѣтъ. Пока въ немъ пребывали Слово Божіе и заповѣдь, — имѣлъ онъ все. Ибо само Слово было его наслѣдіемъ; Оно было одеждою и покрывающею его славою, Оно было ученіемъ. Адаму внушено было, какъ дать имена всему: «то нареки небомъ, то солнцемъ, то луною, то землею, то птицею, то звѣремъ, то деревомъ». Какъ былъ научаемъ, такъ и нарекалъ имена.

7. Вопросъ. Имѣлъ ли Адамъ ощущеніе и общеніе Духа?

Отвѣтъ. Само пребывающее въ немъ Слово было для него всѣмъ: и вѣдѣніемъ, и ощущеніемъ, и наслѣдіемъ, и ученіемъ. И что говоритъ Іоаннъ о Словѣ? Въ началѣ бѣ Слово (Іоан. 1, 1). Видишь, что Слово было всѣмъ. А если и совнѣ пребывала на Адамѣ слава; то не будемъ тѣмъ соблазняться, ибо сказано: бѣста нага (Быт. 2, 25), и не видали другъ друга, и только по преступленіи заповѣди увидѣли, что они наги, и устыдились.

8. Вопросъ. Слѣдовательно, люди до преступленія вмѣсто покрова облечены были Божіею славою?

Отвѣтъ. Какъ въ Пророкахъ дѣйствовалъ Духъ, и научалъ ихъ, и внутри ихъ былъ, и являлся имъ совнѣ: такъ и въ Адамѣ Духъ, когда хотѣлъ, пребывалъ съ нимъ, училъ и внушалъ: «такъ скажи и нареки». Ибо всѣмъ было для него Слово; и Адамъ, пока держался заповѣди, былъ другомъ Божіимъ. И что удивительнаго, если въ такомъ состояніи преступилъ онъ заповѣдь, когда и исполненные Духа Святаго имѣютъ въ себѣ естественные помыслы и имѣютъ волю соглашаться на оные? Такъ и Адамъ, пребывая съ Богомъ въ раю, по собственной своей волѣ преступилъ заповѣдь и послушалъ лукаваго. Впрочемъ и по преступленіи имѣлъ онъ вѣдѣніе.

9. Вопросъ. Какое же имѣлъ онъ вѣдѣніе?

Отвѣтъ. Когда разбойника берутъ въ судъ и начинаютъ судить, — князь спрашиваетъ его: «когда дѣлалъ ты зло, — ужели не зналъ, что будешь пойманъ и преданъ смерти?» И разбойникъ не осмѣливается сказать, что не зналъ; потому что было ему сіе извѣстно, и подвергнутый наказанію все припоминаетъ и сознается. И блудникъ не знаетъ развѣ, что дѣлаетъ худо? И тать не знаетъ развѣ, что грѣшитъ? Такъ, люди и безъ Писаній, по естественному смыслу, не знаютъ развѣ, что есть Богъ? Невозможно имъ будетъ въ оный день сказать: «не знали мы, что есть Богъ». Ибо въ громахъ и молніяхъ съ неба вѣщаетъ имъ: «не знаете развѣ, что есть Богъ, управляющій тварію?» Посему, что взывали демоны? Ты еси Сынъ Божій (Марк. 3, 11); что пришелъ еси прежде времене мучити насъ (Матѳ. 8, 29)? И донынѣ въ мученическихъ храмахъ говорятъ они: «жжешь, жжешь Ты меня». Посему люди не знали только древа познанія добра и зла; преступленіе Адамово дало имъ сіе познаніе.

10. Всякій начинаетъ спрашивать: въ какомъ состояніи былъ Адамъ, и что онъ дѣлалъ? Самъ Адамъ пріобрѣлъ познаніе добра и зла. Притомъ, знаемъ изъ Писаній, что былъ онъ въ чести и въ чистотѣ, и, преступивъ заповѣдь, изгнанъ изъ рая, и навлекъ на себя гнѣвъ Божій. Сверхъ того и доброе изучаетъ онъ въ себѣ, а изучивъ злое, остерегается, чтобы не согрѣшить еще и не впасть въ судъ смерти. Знаемъ же, что вся тварь Божія состоитъ подъ Божіимъ смотрѣніемъ. Богъ сотворилъ небо, землю, животныхъ, пресмыкающихся, звѣрей; мы видимъ ихъ, но не знаемъ числа ихъ. Ибо извѣстно ли сіе кому, кромѣ одного Бога, сущаго во всемъ, даже и въ зародышахъ животныхъ? Не Онъ ли одинъ знаетъ, что — подъ землею и превыше небесъ?

11. Посему, оставивъ все, постараемся лучше, какъ добрые купцы, пріобрѣсти небесное наслѣдіе, и то, что полезно душамъ нашимъ. Научимся пріобрѣтать стяжанія, которыя у насъ останутся навсегда. Если человѣкъ начнетъ изслѣдовать разумъ Божій и говорить: «я нашелъ и постигъ нѣчто»; то умъ человѣческій окажется превосходящимъ разумъ Божій; но въ семъ весьма онъ заблуждается. Чѣмъ болѣе хочешь изслѣдовать и проникнуть вѣдѣніемъ, тѣмъ въ большую нисходишь глубину, и ничего не постигаешь. Даже, что касается до возникающихъ въ тебѣ размышленій о томъ, что и какъ происходитъ въ тебѣ ежедневно, — и это неизрѣченно и непостижимо, развѣ только будешь принимать все сіе съ благодареніемъ и вѣрою. Ибо со дня рожденія твоего и донынѣ возмогъ ли ты познать душу свою? Дѣйствительно, перескажи мнѣ помыслы, возникшіе въ тебѣ съ утра до вечера; разскажи мнѣ помышленія трехъ дней. Но ты не въ состояніи этого сдѣлать. А если не возмогъ ты объять помысловъ души своей; то какъ можешь домышляться о Божіихъ помышленіяхъ и Божіемъ умѣ?

12. Но сколько находишь, ѣшь хлѣбъ, оставь всю землю, иди на берегъ рѣки, пей, сколько потребно, и иди прочь, не доискивайся, откуда рѣка идетъ, или какъ течетъ. Старайся уврачевать ногу и болѣзнь ока своего, чтобы видѣть тебѣ свѣтъ солнечный. Не разыскивай, сколько свѣта имѣетъ солнце; или въ какомъ знакѣ восходитъ. Бери то, что дается тебѣ въ употребленіе. Для чего уходишь въ горы, и доискиваешься, сколько тамъ пасется онагровъ или звѣрей? И младенецъ, когда приближается къ сосцамъ матернимъ, вкушаетъ молоко и питается, но не умѣетъ изслѣдовать корня или источника, откуда молоко притекаетъ такъ обильно. Сосетъ онъ молоко и истощаетъ весь запасъ; а по времени, сосцы опять наполняются: сего не знаютъ ни младенецъ, ни матерь его, хотя всего извѣстнѣе, что молоко исходитъ изъ всѣхъ членовъ матери. Посему, если ищешь Господа во глубинѣ; то найдешь, что творитъ Онъ тамъ знаменія. Если ищешь Его во рвѣ: то найдешь, что тамъ среди двухъ львовъ охраняетъ Онъ праведнаго Даніила. Если ищешь Его въ огнѣ: то найдешь, что тамъ помогаетъ Онъ рабамъ Своимъ. Если ищешь Его на горѣ: то найдешь, что тамъ Онъ — съ Ильею и Моѵсеемъ. Господь — повсюду, к подъ землею, и превыше небесъ, и въ насъ, и вездѣ. Такъ и душа, близъ тебя; она и внутри тебя, и внѣ тебя; въ какую дальнюю страну пожелаешь, тамъ и пребываетъ умъ твой; на западъ ли, на востокъ ли, на небо ли пожелаешь, онъ тамъ находится.

13. Постараемся же предварительно имѣть на себѣ знакъ и печать Господню; потому что во время суда, когда Богъ будетъ производить раздѣленіе, и собраны будутъ всѣ колѣна земныя — цѣлый Адамъ, когда Пастырь созоветъ стадо Свое, тогда всѣ, имѣющіе на себѣ знакъ, узнаютъ своего Пастыря, и Пастырь узнаетъ имѣющихъ на себѣ собственную Его печать и соберетъ ихъ изъ всѣхъ народовъ; услышатъ гласъ Его свои, и пойдутъ во слѣдъ Его. На двѣ части раздѣлится міръ: одна часть будетъ темное стадо, отходящее въ огнь вѣчный, а другая — свѣта исполненная паства, возводимая къ небесному жребію. Что нынѣ пріобрѣли мы въ душахъ, то самое возсіяетъ и обнаружится тогда, и облечетъ славою тѣла.

14. Какъ въ мѣсяцъ Ксанѳикъ закрытые землею корни износятъ плодъ свой, даютъ свои цвѣты и украшенія и оплодотворяются; и тогда обнаруживаются добрые корни и явными дѣлаются тѣ, на которыхъ есть тернія: такъ и въ оный день всякій покажетъ и обнаружитъ и доброе и худое, что сдѣлалъ онъ при помощи собственнаго своего тѣла. Ибо тамъ — общій судъ и воздаяніе. Кромѣ видимой пищи есть другая пища. И Моѵсей, когда восходилъ на гору, постился сорокъ дней. Взошелъ онъ человѣкомъ, а нисшелъ, имѣя въ себѣ Бога. Вотъ видимъ на себѣ, что тѣло, если не подкрѣплено снѣдями, разстроивается въ нѣсколько дней; но Моѵсей, постившись сорокъ дней, сошелъ гораздо сильнѣйшимъ всякаго; потому что питаемъ былъ Богомъ, и тѣло его снабжаемо было иною небесною пищею. Ему пищею стало Божіе слово, и имѣлъ онъ славу на лицѣ. Но бывшее съ Моѵсеемъ есть только образъ; ибо оная слава сіяетъ нынѣ внутри — въ сердцахъ христіанъ. И воскрешенныя тѣла въ воскресеніе покроются иною Божественною ризою, и будутъ питаться небесною снѣдію.

15. Вопросъ. Что такое значитъ жена, молящаяся съ откровенною главою (1 Кор. 11, 5)?

Отвѣтъ. Поелику во время Апостоловъ женамъ вмѣсто покрывала служили отращенные волосы: то и Господь и Апостолы приходятъ къ твари и уцѣломудриваютъ ее. Впрочемъ, жена представляется здѣсь какъ образъ Церкви. И какъ, въ то время, жены показывались народу, имѣя вмѣсто покрывала распущенные волосы: такъ, Церковь одѣваетъ и облекаетъ чадъ своихъ въ Божественныя прославленныя ризы. Даже и въ древности въ израильской Церкви была одна Синагога, и была она покрываема Духомъ; и Духомъ облекались Израильтяне вмѣсто славы, хотя и не водились Имъ. Посему, слово: Церковь говорится и о многихъ, и объ одной душѣ: ибо сама душа собираетъ во едино всѣ помыслы, и предъ Богомъ есть церковь; потому что душа сочеталась съ небеснымъ Женихомъ для общенія съ Нимъ, и срастворена небеснымъ. Сіе же разумѣется и о многихъ душахъ и объ одной. Ибо и Пророкъ говоритъ объ Іерусалимѣ. Я нашелъ тебя оставленною и обнаженною, и облекъ тебя, и такъ далѣе, какъ бы разсуждая объ одной женѣ (Іез. 16, 8-13).

16. Вопросъ. Что такое значитъ сказанное Марѳою Господу о Маріѣ: у меня много трудовъ, а она сѣдитъ при Тебѣ?

Отвѣтъ. Чтó Марія должна была сказать Марѳѣ, тó предварительно сказалъ ей Господь, а именно, что Марія оставила все, сѣла при ногахъ Господнихъ, и весь день благословляетъ Бога. Видишь ли сѣдѣніе при ногу, превосходящее любовь? Но чтобы яснѣе возсіяло Божіе слово, слушай еще. Если кто любитъ Іисуса и внемлетъ Ему, какъ должно, и не просто внемлетъ, но пребываетъ въ любви; то и Богъ хочетъ уже воздать чѣмъ-либо душѣ той за любовь сію, хотя человѣкъ не знаетъ, чтó онъ прійметъ, или въ какой мѣрѣ Богъ одаритъ душу. Ибо и Маріи, возлюбившей Его и сидѣвшей при ногахъ Его, не просто дана награда, но отъ сущности Своей даровалъ Онъ нѣкую сокровенную силу. Самыя слова, какія Богъ съ миромъ изглаголалъ Маріи, были духъ и нѣкая сила. Слова сіи вошли въ сердце, стали душею въ душѣ, духомъ въ духѣ, и Божественная сила наполнила сердце ея; потому что, гдѣ превитаетъ оная сила, по необходимости дѣлается она тамъ пребывающею, какъ неотъемлемое стяжаніе. Посему и Господь, зная, что даровалъ ей, сказалъ: Марія благую часть избра (Лук. 10, 42). Но со временемъ и то, что дѣлала Марѳа изъ усердія услужить, привело ее къ тому же дарованію; потому что и она пріяла Божественную силу въ душу свою.

17. И что удивительнаго, если приходящіе ко Господу и прилѣпленные къ Нему тѣлесно пріимали силу? Иногда апостолы глаголали, слово и Духъ Святый нападалъ на вѣрующихъ (Дѣян. 10, 44). Корнилій отъ слова, какое услышалъ, пріялъ силу. Кольми паче, когда Господь глаголалъ слово Маріи, или Закхею, или грѣшницѣ, которая, распустивъ волосы, отирала ноги Господни, или Самарянкѣ, или разбойнику, тогда являлась сила, и Духъ Святый входилъ въ единеніе съ душами ихъ. И нынѣ, любящіе Господа, оставившіе все и постоянно пребывающіе въ молитвѣ, втайнѣ научаются тому, чего не вѣдали. Сама Истина по ихъ произволенію открывается имъ и учитъ ихъ: Азъ есмь истина (Іоан. 14, 6). Сами Апостолы, до креста пребывая съ Господомъ, видѣли великія знаменія, какъ очищались прокаженные и воскресали мертвые: но не знали, какъ Божественная сила и пребываетъ и дѣйствуетъ въ сердцѣ; не знали, что сами они возродятся духовно, вступятъ въ единеніе съ небесною душею и содѣлаются новою тварію. Они любили Господа ради совершаемыхъ Имъ знаменій. Наконецъ, Господь сказалъ имъ: «Что дивитесь знаменіямъ? Я даю вамъ великое наслѣдіе, какого не имѣетъ цѣлый міръ».

18. Странны были для нихъ еще слова Господа, пока не воскресъ Онъ изъ мертвыхъ, и ради насъ не вознесъ тѣла на небо. И тогда сошелъ на нихъ Духъ Утѣшитель, и вступилъ въ единеніе съ душами ихъ. Сама Истина являетъ Себя въ душахъ вѣрныхъ, и небесный человѣкъ приходитъ къ человѣку твоему, и бываетъ между ними единое общеніе. Посему, тѣхъ, которые пребываютъ въ служеніи и усердно все дѣлаютъ изъ ревности по вѣрѣ, изъ любви къ Богу, со временемъ сіе самое приводитъ къ вѣдѣнію самой Истины; потому что Господь открывается душамъ ихъ и учитъ ихъ сопребыванію Духа Святаго. Слава и поклоненіе Отцу и Сыну и Святому Духу, во вѣки! Аминь.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Макарiя Египетскаго Духовныя бесѣды, посланiе и слова, съ присовокупленiемъ свѣдѣнiй о жизни его и писанiяхъ. / Переведены с греческаго при Московской Духовной Академiи. — Изданiе четвертое. — Свято-Троицкая Сергiева Лавра: Собственная типографiя, 1904. — С. 93-102.

Назадъ/ Къ оглавленію раздѣла /Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0