Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Макарій Великій († 391 г.)

Преп. Макарій родился въ Египтѣ около 301 г. отъ благочестивыхъ и небогатыхъ родителей и въ юности своей пасъ стада. Пришедши въ зрѣлый возрастъ, преп. Макарій хотѣлъ проводить иноческую жизнь, но принужденъ былъ родителями вступить въ бракъ. Въ бракѣ онъ жилъ съ женою, какъ съ сестрой, и остался дѣвственникомъ. Жена его умерла черезъ нѣсколько дней, а вскорѣ затѣмъ скончались и родители его. Послѣ сего онъ, по совѣту одного отшельника старца, удалился для подвиговъ въ Нитрійскую, потомъ, на 30 г. своей жизни, по откровенію свыше, въ Скитскую пустыню. «Умертвивъ плотское мудрованіе», преп. Макарій «всяко пощеніе въ добродѣтельномъ житіи своемъ произобрази». Молитва, псалмопѣніе и богомысліе были главнымъ его занятіемъ. Его пустынные подвиги, посты и бдѣнія кажутся превышающими силы человѣка. Молчаніе и сердечная кротость преимущественно отличали и возвышали духъ великаго «отца пустыни». На 40 году отъ роду Макарій получилъ санъ пресвитера и за свои подвиги удостоился дара пророчества и такой благодати чудотвореній, что на голосъ его отвѣтствовали и мертвые, если требовала сего польза вѣры или счастье невинно страждущихъ. далѣе>>

Творенія

Преп. Макарій Великій († 391 г.)
Духовныя бесѣды о совершенствѣ, къ какому обязаны и о какомъ должны стараться христіане.

Бесѣда 14.
О томъ, что посвящающіе Богу помыслы и умъ дѣлаютъ сіе въ надеждѣ, что просвѣтятся очи ихъ сердца, что Богъ сподобляетъ таковыхъ въ святости и величайшей чистотѣ приступать къ Таинствамъ и удѣляетъ имъ благодать Свою; также о томъ, что должны дѣлать мы, желающіе получить какое-либо изъ небесныхъ благъ; наконецъ, о томъ что Апостолы и Пророки подобны солнечнымъ лучамъ, входящимъ въ окно. Еще, бесѣда учитъ, что такое земля сатанинская и земля Ангельская — обѣ неосязаемыя и невидимыя.

1. Всякое видимое въ мірѣ дѣло дѣлается въ надеждѣ получить пользу отъ трудовъ. И если кто не вполнѣ увѣренъ, что насладится трудами; то неполезны ему и труды. И земледѣлецъ сѣетъ въ надеждѣ собрать плоды и, въ чаяніи ихъ, переноситъ труды; сказано: о надеждѣ долженъ есть оряй орати (1 Кор. 9, 10). И кто беретъ жену, беретъ въ надеждѣ имѣть наслѣдниковъ. И купецъ ради прибыли пускается въ море, отдаетъ себя на готовую смерть. Такъ и въ царствѣ небесномъ человѣкъ, въ надеждѣ, что просвѣтятся сердечныя очи, отдаетъ самъ себя на то, чтобы устраниться отъ дѣлъ житейскихъ, проводить время въ молитвахъ и прошеніяхъ, ожидая Господа когда прійдетъ и явитъ ему Себя, и очиститъ его отъ живущаго въ немъ грѣха.

2. Но не надѣется онъ на труды свои и на житіе, пока не получитъ уповаемаго, пока не прійдетъ Господь, и не будетъ обитать въ немъ во всякомъ ощущеніи и дѣйствіи Духа. А когда вкуситъ онъ благодати Господней, насладится плодами духовными, снято будетъ покрывало тмы, и свѣтъ Христовъ возсіяетъ и воздѣйствуетъ въ неизглаголанной радости; тогда удостовѣрится въ великой любви, имѣя съ собою Господа. Какъ тамъ купецъ, получившій прибыль, онъ радуется, но вмѣстѣ сокрушается и боится бѣдъ отъ разбойниковъ и лукавыхъ духовъ, чтобы, ослабѣвъ, не погубить какъ-либо труда, пока не сподобится войдти въ небесное царствіе, въ горній Іерусалимъ.

3. Посему, будемъ и мы умолять Бога, чтобы совлекъ съ насъ ветхаго человѣка, и нынѣ еще облекъ насъ въ небеснаго Христа; и такимъ образомъ, въ радованіи, Имъ путеводимые, пребудемъ въ великой тишинѣ. Ибо Господь, желая, чтобы вполнѣ вкусили мы царствія, говоритъ: безъ Мене не можете творити ничесоже (Іоан. 15, 5). Но и чрезъ Апостоловъ просвѣтилъ Онъ многихъ. Сами, будучи созданіями Божіими, они подобныхъ себѣ рабовъ воспитывали къ тому, чтобы каждый сталъ братомъ и сыномъ Христовымъ, совершилъ нѣчто преимущественное предъ прочими людьми, то-есть, освятилъ самое сердце, самый умъ, и помыслы устремилъ къ Богу. И такимъ образомъ, Богъ сокровенно подаетъ сердцу жизнь и помощь, и ввѣряетъ ему самого Себя. Ибо, когда человѣкъ сокровенное свое, то-есть умъ и помыслы предаетъ Богу, ничѣмъ инымъ не занимаясь и не развлекаясь, но сдерживая себя всѣми силами; тогда Господь сподобляетъ его приступать къ Таинствамъ въ святости и въ гораздо большей чистотѣ, и Себя самого даетъ ему въ небесную пищу и въ духовное питіе.

4. Какъ человѣкъ, который пріобрѣлъ большое имѣніе, имѣетъ рабовъ и дѣтей, иную пищу даетъ рабамъ, а иную собственнымъ своимъ дѣтямъ, родившимся отъ сѣмени его, — потому что дѣти наслѣдуютъ отцу, и, будучи подобны отцу своему, ѣдятъ съ нимъ вмѣстѣ: такъ и Христосъ, истинный Владыка, Самъ все сотворилъ, и питаетъ лукавыхъ и неблагодарныхъ; чадъ же, которыхъ породилъ отъ сѣмени Своего, которымъ удѣлилъ благодати Своей и въ которыхъ вообразился Господь, преимущественно предъ прочими человѣками питаетъ собственнымъ Своимъ покоемъ, Своею пищею и снѣдію, Своимъ питіемъ, и Себя самого отдаетъ имъ, пребывающимъ въ общеніи съ Отцемъ своимъ, какъ говоритъ Господь: ядый Мою плоть, и піяй Мою кровь, во Мнѣ пребываетъ, и Азъ въ немъ (Іоан. 5, 56), и не узритъ смерти; потому что имѣющіе истинное наслѣдіе, какъ сыны, рождены отъ Отца небеснаго, и живутъ въ дому Отца своего, какъ говоритъ Господь: рабъ не пребываетъ въ дому, сынъ же пребываетъ во вѣкъ (Іоан. 8, 35).

5. Посему, если и мы хотимъ быть рожденными отъ небеснаго Отца, то преимущественно предъ прочими людьми должны показать раченіе, усиліе, ревность, любовь, доброе житіе, пребывать въ вѣрѣ и въ страхѣ, какъ желающіе достигнуть толикихъ благъ и стать наслѣдниками Божіими. Ибо Господь часть достоянія моего и чаши моея (Псал. 15, 5). И въ таковомъ случаѣ Господь, видя благое произволеніе и терпѣніе, сотворитъ милость Свою, очистивъ насъ словомъ небеснымъ, и мертвенныя и растлѣнныя помышленія оживотворяя и возставляя прекраснымъ житіемъ и ученіемъ Апостоловъ. Одна тварь питаетъ и животворитъ другую тварь, какъ сѣмена пшеницы или ячменя питаются и животворятся, когда повелѣно сіе, облаками, дождемъ и солнцемъ, которыя также суть твари. Но какъ есть свѣтъ, входящій окномъ, солнце же изливаетъ лучи на цѣлую вселенную: такъ Пророки были свѣтилами для собственнаго только дома — для Израиля; Апостолы же послужили солнцами, освѣщающими всѣхъ, во всѣхъ частяхъ міра.

6. Есть земля, на которой живутъ четвероногія, и есть земля въ воздухѣ, на которой ходятъ и живутъ птицы; и если онѣ пожелаютъ стоять, или ходить на сей землѣ, то есть ловцы, которые овладѣваютъ ими. И есть земля для рыбъ — вода морская. И каждое животное, въ какомъ мѣстѣ родилось, на землѣ, или въ воздухѣ, тамъ и имѣетъ пребываніе, пищу и упокоеніе. Такимъ же образомъ, есть земля и страна сатанинская, гдѣ живутъ, ходятъ и покоятся темныя силы и лукавые духи, и есть свѣтоносная земля Божества, гдѣ ходятъ и упокоеваются полки Ангеловъ и святыхъ духовъ. И какъ темная земля не можетъ быть видима, или осязаема очами тѣла сего, такъ свѣтоносная земля Божества и неосязаема и невидима плотскими очами; людямъ же духовнымъ, сердечному оку видимы и сатанинская земля тмы и свѣтоносная земля Божества.

7. Но, по сказанію мірскихъ мудрецовъ, есть горы огненныя, потому что въ нихъ огнь, и тамъ есть животныя, подобныя овцамъ; и, чтобы поймать ихъ, дѣлаютъ желѣзные кружки, забрасываютъ и опускаютъ въ огонь уды. Поелику же животнымъ симъ огонь доставляетъ пищу, питіе, успокоеніе, возрастаніе, жизнь, и замѣняетъ все; то, если извлечешь ихъ въ другой воздухъ, они погибаютъ. И, когда очернены одежды ихъ, не въ водѣ, но въ огнѣ омываются и дѣлаются чище и бѣлѣе. Такъ и христіане пищею для себя имѣютъ оный небесный огнь; онъ для нихъ упокоеніе; онъ очищаетъ и омываетъ, и освящаетъ сердце ихъ, онъ приводитъ ихъ въ возрастаніе; онъ для нихъ и воздухъ и жизнь. Какъ скоро выходятъ оттуда, — гибнутъ они отъ лукавыхъ духовъ. И какъ умираютъ тамошнія животныя, выходя изъ огня, какъ гибнутъ рыбы, извлеченныя изъ воды, какъ задыхаются четвероногія, брошенныя въ море, и какъ пернатыя, ходя по землѣ, достаются въ руки ловцамъ: такъ и душа, неостающаяся на оной землѣ, задыхается и гибнетъ; и если онымъ божественнымъ огнемъ не замѣняетъ себѣ пищи, и питія, и одежды, и сердечнаго очищенія, и душевнаго освященія, то уловляется и растлѣвается духами лукавыми. Разыщемъ же тщательно и мы, посѣяны ли мы на оной невидимой землѣ, и насаждены ли въ небесномъ виноградникѣ? Слава щедротамъ Божіимъ! Аминь.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Макарiя Египетскаго Духовныя бесѣды, посланiе и слова, съ присовокупленiемъ свѣдѣнiй о жизни его и писанiяхъ. / Переведены с греческаго при Московской Духовной Академiи. — Изданiе четвертое. — Свято-Троицкая Сергiева Лавра: Собственная типографiя, 1904. — С. 104-108.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0