Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Макарій Великій († 391 г.)

Преп. Макарій родился въ Египтѣ около 301 г. отъ благочестивыхъ и небогатыхъ родителей и въ юности своей пасъ стада. Пришедши въ зрѣлый возрастъ, преп. Макарій хотѣлъ проводить иноческую жизнь, но принужденъ былъ родителями вступить въ бракъ. Въ бракѣ онъ жилъ съ женою, какъ съ сестрой, и остался дѣвственникомъ. Жена его умерла черезъ нѣсколько дней, а вскорѣ затѣмъ скончались и родители его. Послѣ сего онъ, по совѣту одного отшельника старца, удалился для подвиговъ въ Нитрійскую, потомъ, на 30 г. своей жизни, по откровенію свыше, въ Скитскую пустыню. «Умертвивъ плотское мудрованіе», преп. Макарій «всяко пощеніе въ добродѣтельномъ житіи своемъ произобрази». Молитва, псалмопѣніе и богомысліе были главнымъ его занятіемъ. Его пустынные подвиги, посты и бдѣнія кажутся превышающими силы человѣка. Молчаніе и сердечная кротость преимущественно отличали и возвышали духъ великаго «отца пустыни». На 40 году отъ роду Макарій получилъ санъ пресвитера и за свои подвиги удостоился дара пророчества и такой благодати чудотвореній, что на голосъ его отвѣтствовали и мертвые, если требовала сего польза вѣры или счастье невинно страждущихъ. далѣе>>

Творенія

Преп. Макарій Великій († 391 г.)
Духовныя бесѣды о совершенствѣ, къ какому обязаны и о какомъ должны стараться христіане.

Бесѣда 18.
О сокровищѣ христіанъ, то-есть о Христѣ и о Духѣ Святомъ, различными способами ведущимъ ихъ къ достиженію совершенства.

1. Если кто въ мірѣ очень богатъ, и есть у него скрытое сокровище: то на сіе сокровище и на богатство, какое имѣетъ онъ, пріобрѣтаетъ себѣ все, что хочетъ, и, какія угодно ему, стяжанія въ мірѣ безъ труда достаетъ, полагаясь на свое сокровище; потому что имъ безъ труда пріобрѣтается всякая вещь, какую только человѣкъ захочетъ имѣть. Такъ и тѣ, — которые прежде всего взыскали у Бога, и обрѣли, и имѣютъ уже небесное сокровище Духа, самого Господа, возсіявающаго въ сердцахъ ихъ, — симъ сокровищемъ, сущимъ въ нихъ Христомъ, пріобрѣтаютъ себѣ всякую правду добродѣтелей и всякое обладаніе благостію заповѣдей Господнихъ, и тѣмъ же сокровищемъ присовокупляютъ себѣ еще большее небесное богатство. Ибо съ помощію небеснаго сокровища, твердо полагаясь на обиліе въ нихъ духовнаго богатства, исполняютъ всякую добродѣтель правды, и силою невидимаго богатства сущей въ нихъ благодати безъ труда совершаютъ всякую правду и заповѣдь Господню. И Апостолъ говоритъ: имѣя сокровище сіе въ скудельныхъ сосудѣхъ (2 Кор. 4, 7), то-есть, будучи еще во плоти, сподобились пріобрѣсти въ себѣ оное сокровище — освящающую силу Духа. И еще: Иже бысть намъ премудрость отъ Бога, правда же и освященіе и избавленіе (1 Кор. 1, 30).

2. Посему, кто обрѣлъ, и имѣетъ въ себѣ, сіе небесное сокровище Духа, тотъ неукоризненно и чисто совершаетъ имъ всякую правду по заповѣдямъ и всякое дѣланіе добродѣтелей уже безъ принужденія и затрудненія. Поэтому и мы станемъ умолять Бога, взыщемъ и будемъ просить, чтобы и намъ даровалъ сокровище Духа Своего, и такимъ образомъ, возмогли мы неукоризненно и чисто пребывать во всѣхъ заповѣдяхъ Его, чисто и совершенно исполнять всякую правду Духа, при помощи небеснаго сокровища, то-есть Христа. Кто нищъ и бѣденъ, истаеваетъ голодомъ, тотъ, по причинѣ нищеты своей, не можетъ ничего пріобрѣсти въ мірѣ. Но кто имѣетъ сокровище, тотъ, какъ сказано уже, безъ труда и болѣзни пріобрѣтаетъ всякое стяжаніе, какое только захочетъ. Такъ и душа, которая обнажена и лишена общенія съ Духомъ и пребываетъ въ страшной нищетѣ грѣха, прежде причастія Духа, не можетъ, хотя бы и желала, дѣйствительно сотворить духовный плодъ правды.

3. Впрочемъ, каждому надлежитъ понуждать себя къ тому, чтобы просить Господа, да сподобитъ обрѣсти и пріять небесное сокровище Духа, и прійдти въ состояніе безъ труда и легко совершать неукоризненно и чисто всѣ заповѣди Господни, которыхъ прежде не могъ исполнять и при всемъ усиліи. Ибо, пребывая нищимъ и нагимъ безъ общенія съ Духомъ, какъ могъ пріобрѣсти таковыя духовныя стяжанія, не имѣя у себя сокровища и богатства духовнаго? Душа же, чрезъ исканіе Духа, чрезъ вѣру и многое терпѣніе обрѣтшая Господа — сіе истинное сокровище, производитъ плоды Духа, какъ сказано прежде, безъ труда, и всякую правду и всѣ заповѣди Господни, заповѣданныя Духомъ, въ себѣ самой и сама собою исполняетъ чисто, совершенно и неукоризненно.

4. Или, воспользуемся еще другимъ подобіемъ. Если кто богатъ, и готовитъ дорогую вечерю; то тратитъ изъ своего богатства и изъ сокровища, какое имѣетъ, и при великомъ богатствѣ не боится, чтобы у него былъ недостатокъ въ чемъ-нибудь; такимъ образомъ, званныхъ имъ гостей веселитъ роскошно и пышно, предлагая имъ различныя и необыкновенныя снѣди. А нищій и неимѣющій богатства, если вздумаетъ приготовить для кого вечерю, все беретъ въ заемъ, и самые сосуды, и платье и другія вещи, и едва только поужинаютъ позванные, какъ обыкновенно могутъ у нищаго, отдаетъ потомъ каждому, что у него занималъ, или сосудъ серебряный, или одежду, или другую вещь. И когда такимъ образомъ раздастъ все, что принадлежитъ каждому; самъ остается и нищимъ и нагимъ, не имѣя у себя собственнаго богатства, которымъ бы могъ увеселяться.

5. Такъ и обогащенные Духомъ Святымъ, поистинѣ имѣя въ себѣ небесное богатство и общеніе Духа, если возглаголютъ кому слово истины, и если сообщатъ кому духовное слово, и пожелаютъ возвеселить души; то изъ собственнаго своего богатства и изъ собственнаго своего сокровища, какимъ обладаютъ въ себѣ, изрекаютъ слово, имъ возвеселяютъ души слушающихъ духовное слово, и не боятся оскудѣнія у себя самихъ; потому что обладаютъ въ себѣ небеснымъ сокровищемъ благостыни, изъ котораго предлагаютъ снѣди и увеселяютъ угощаемыхъ духовно. А нищій и не пріобрѣтшій себѣ богатства Христова, не имѣя въ душѣ духовнаго богатства, источающаго всякую благостыню словъ и дѣлъ, и помышленій Божественныхъ и неизглаголанныхъ тайнъ, если и хочетъ изречь слово истины и увеселить нѣкоторыхъ изъ слушающихъ; то, въ дѣйствительности и по самой истинѣ не стяжавъ себѣ слова Божія, а только припоминая, и заимствуя слова изъ каждой книги Писанія, или пересказывая и преподавая, что выслушалъ у мужей духовныхъ, увеселяетъ, повидимому, другихъ, и другіе услаждаются его словами; но, какъ-скоро окончитъ свою рѣчь, каждое его слово возвращается въ свое мѣсто, откуда взято, и самъ онъ опять остается нагимъ и нищимъ; потому что не его собственность — то духовное сокровище, изъ котораго онъ предлагаетъ, пользуетъ и увеселяетъ другихъ, и самъ онъ первый не возвеселенъ и не обрадованъ Духомъ.

6. Посему-то прежде всего съ сердечною болѣзнію и вѣрою надлежитъ просить у Бога, чтобы далъ намъ обрѣсти въ сердцахъ своихъ богатство Его, истинное сокровище Христово, въ силѣ и дѣйственности Духа; и такимъ образомъ, обрѣтши сперва въ себѣ самихъ пользу и спасеніе и вѣчную жизнь Господа, потомъ уже, сколько у насъ есть силъ и возможности, будемъ пользовать и другихъ, изъ внутренняго сокровища Христова предлагая всякую благостыню духовныхъ словесъ, и повѣдывая небесныя тайны. Ибо такъ благоволила благость Отчей воли обитать во всякомъ вѣруюшемъ и просящемъ Его. Любяй Мя, говоритъ Господь, возлюбленъ будетъ Отцемъ Моимъ: и Азъ возлюблю его, и явлюся ему Самъ (Іоан. 14, 4); и еще: Азъ и Отецъ Мой пріидемъ, и обитель у него сотворимъ (Іоан. 14, 23). Такъ восхотѣла безпредѣльная доброта Отчая, такъ благоволила недомыслимая любовь Христова, такъ обѣтовала неизреченная благость Духа. Слава неизреченному милосердію Святыя Троицы!

7. Сподобившіеся стать чадами Божіими и родиться свыше отъ Духа Святаго, имѣя въ себѣ просвѣщающаго и упокоевающаго ихъ Христа, многообразными и различными способами бываютъ путеводимы Духомъ, и благодать невидимо дѣйствуетъ въ ихъ сердцѣ при духовномъ упокоеніи. Но отъ видимыхъ наслажденій въ мірѣ займемъ образы, чтобы сими подобіями отчасти показать, какъ благодать дѣйствуетъ въ душѣ таковыхъ. Иногда бываютъ они обвеселены, какъ бы на царской вечери, и радуются радостію и веселіемъ неизглаголаннымъ. Въ иный часъ бываютъ, какъ невѣста, божественнымъ покоемъ упокоеваемая въ сообществѣ съ женихомъ своимъ. Иногда же, какъ безплотные Ангелы, находясь еще въ тѣлѣ, чувствуютъ въ себѣ такую же легкость и окриленность. Иногда же бываютъ какъ бы въ упоеніи питіемъ, возвеселяемые и упоеваемые Духомъ, въ упоеніи Божественными духовными тайнами.

8. Но иногда какъ бы плачутъ и сѣтуютъ о родѣ человѣческомъ, и молясь за цѣлаго Адама, проливаютъ слезы и плачутъ воспламеняемые духовною любовію къ человѣчеству. Иногда такою радостію и любовію разжигаетъ ихъ Духъ, что, если бы можно было, вмѣстили бы всякаго человѣка въ сердцѣ своемъ, не отличая злаго отъ добраго. Иногда въ смиренномудріи духа столько унижаютъ себя предъ всякимъ человѣкомъ, что почитаютъ себя самыми послѣдними и меньшими изъ всѣхъ. Иногда Духъ постоянно содержитъ ихъ въ неизглаголанной радости. Иногда уподобляются сильному воителю, который, облекшись въ царское всеоружіе, выходитъ на брань со врагами и крѣпко подвизается, чтобы побѣдить ихъ. Ибо подобно сему и духовный облекается въ небесныя оружія Духа, наступаетъ на враговъ и ведетъ съ ними брань, чтобы покорить ихъ подъ ноги свои.

9. Иногда душа упокоевается въ нѣкоемъ великомъ безмолвіи, въ тишинѣ и мирѣ, пребывая въ одномъ духовномъ удовольствіи, въ неизреченномъ упокоеніи и благоденствіи. Иногда умудряется благодатію въ разумѣніи чего-либо, въ неизрѣченной мудрости, въ вѣдѣніи неиспытуемаго Духа, чего невозможно изглаголать языкомъ и устами. Иногда человѣкъ дѣлается, какъ одинъ изъ обыкновенныхъ. Такъ разнообразно дѣйствуетъ въ людяхъ благодать, и многими способами путеводствуетъ душу, упокоевая ее по волѣ Божіей, и различно упражняетъ ее, чтобы совершенною, неукоризненною и чистою представить небесному Отцу.

10. Сіи же перечисленныя нами дѣйствія Духа достигаютъ большей мѣры въ близкихъ къ совершенству. Ибо исчисленныя разнообразныя упокоенія благодати различно выражаются словомъ и въ людяхъ совершаются непрерывно, такъ что одно дѣйствіе слѣдуетъ за другимъ. Когда душа взойдетъ къ совершенству Духа, совершенно очистившись отъ всѣхъ страстей, и въ неизреченномъ общеніи пришедши въ единеніе и сраствореніе съ Духомъ Утѣшителемъ, и срастворяемая Духомъ сама сподобится стать духомъ; тогда дѣлается она вся свѣтомъ, вся — окомъ, вся — духомъ, вся — радостію, вся — упокоеніемъ, вся — радованіемъ, вся — любовію, вся — милосердіемъ, вся — благостію и добротою. Какъ въ морской безднѣ камень отвсюду окруженъ водою: такъ и люди сіи, всячески срастворяемые Духомъ Святымъ, уподобляются Христу, непреложно имѣя въ себѣ добродѣтели духовной силы, внутренно пребывая неукоризненными, непорочными и чистыми. Ибо обновленные Духомъ какъ могутъ производить наружно плодъ порока? Напротивъ того, всегда и во всемъ сіяютъ въ нихъ плоды Духа.

11. Посему, будемъ и мы умолять Бога, съ любовію и съ великимъ упованіемъ увѣруемъ въ Него, да подастъ Онъ и намъ небесную благодать духовнаго дара, чтобы самъ Духъ правилъ и путеводствовалъ насъ къ исполненію всякой Божіей воли, и упокоевалъ насъ многоразличными способами Своего упокоенія, и чтобы, при такомъ благодатномъ управленіи и упражненіи и при духовномъ преспѣяніи, сподобились мы прійдти въ совершенство полноты Христовой, какъ говоритъ Апостолъ: да исполнитеся во всяко исполненіе Христово (Ефес. 3, 19); и еще: дондеже достигнемъ вси въ мужа совершенна, въ мѣру возраста исполненія Христова (Ефес. 4, 13). Господь всѣмъ вѣрующимъ въ Него по-истинѣ и просящимъ у него обѣтовалъ даровать тайны неизреченнаго духовнаго общенія. Посему и мы, всецѣло предавъ самихъ себя Господу, поспѣшимъ улучить упомянутыя выше блага, посвятивъ Ему и душу и тѣло, и пригвоздившись ко кресту Христову, содѣлаемся достойными вѣчнаго царства, прославляя Отца и Сына и Святаго Духа во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Преподобнаго отца нашего Макарія Египетскаго, Духовныя бесѣды, посланіе и слова, съ присовокупленіемъ свѣдѣній о жизни его и писаніяхъ. / Переведены с греческаго при Московской Духовной Академіи. — Изданіе четвертое. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная типографія, 1904. — С. 157-163.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0