Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 25 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свщмч. Меѳодій Патарскій († 312 г.)
Пиръ десяти дѣвъ или о дѣвствѣ.

Рѣчь II. Ѳеофила.

Глава 1.
Похвалою дѣвству не уничтожаются браки.

Итакъ, — говорила она, — Ѳеофила сказала слѣдующее: такъ какъ Маркелла, прекрасно начавъ рѣчь, не вполнѣ докончила ее, то мнѣ представляется необходимымъ постараться докончить эту рѣчь. Что человѣкъ постепенно дошелъ до дѣвства при помощи Бога, побуждавшаго его отъ времени до времени, это, по моему мнѣнію, прекрасно изложено; а что будто бы поэтому уже не нужно раждать дѣтей, — этого сказать нельзя. Изъ Писаній, мнѣ кажется, ясно видно, что по появленіи дѣвства Слово (Божіе) не отвергло совершенно дѣторожденія. Если луна больше звѣздъ, то этимъ не уничтожается свѣтъ прочихъ звѣздъ. — Начнемъ съ книги Бытія, чтобы почтить старѣйшее Писаніе. Опредѣленіе Божіе и заповѣдь о дѣторожденіи (Быт. 1, 28), конечно, и донынѣ исполняется; Создатель еще доселѣ образуетъ человѣка. Это совершенно ясно, такъ какъ Богъ доселѣ, подобно художнику, образуетъ міръ, какъ и Господь научилъ, сказавъ: Отецъ Мой донынѣ дѣлаетъ (Іоан. 5, 17). Вотъ, если бы рѣки уже окончили свое теченіе, излившись въ морское вмѣстилище, если бы свѣтъ былъ совершенно отдѣленъ отъ тьмы (а теперь онъ еще отдѣляется), если бы суша перестала производить плоды съ пресмыкающимися и четвероногими животными и предопредѣленное число людей исполнилось, тогда конечно слѣдовало бы воздерживаться и отъ дѣторожденія. А теперь необходимо, чтобы человѣкъ и съ своей стороны дѣйствовалъ по образу Божію, такъ какъ міръ еще стоитъ и устрояется: плодитесь, сказано, и размножайтесь (Быт. 1, 28). И не слѣдуетъ гнушаться опредѣленіемъ Творца, вслѣдствіе котораго и мы сами стали существовать. Началомъ рожденія людей служитъ вверженіе сѣмени въ нѣдра женской утробы, чтобы кость отъ костей и плоть отъ плоти, бывъ восприняты невидимою силою, снова были образованы въ другаго человѣка тѣмъ же Художникомъ. Такимъ образомъ, нужно думать, исполняется изреченіе: вотъ, это кость отъ костей моихъ и плоть отъ плоти моей (Быт. 2, 23).

Глава 2.
Рожденіе подобно образованію первой Евы изъ ребра и кости Адама. — Въ обыкновенномъ рожденіи Богъ есть Создатель людей.

На это, быть можетъ, указываетъ и сонное изступленіе, наведенное на первозданнаго (Быт. 2, 21), предъизображая услажденіе мужа при сообщеніи, когда онъ въ жаждѣ дѣторожденія приходитъ въ изступленіе, разслабляясь снотворными удовольствіями дѣторожденія, чтобы нѣчто, отторгшееся отъ костей и плоти его, снова образовалось, какъ я сказала, въ другаго человѣка. Ибо, когда нарушается тѣлесная гармонія отъ раздраженія при сообщеніи, то, какъ говорятъ намъ опытные въ брачномъ дѣлѣ, вся мозговая и плодотворная часть крови, состоящая изъ жидкообразной кости, собравшись изъ всѣхъ членовъ, обратившись въ пѣну и сгустившись, извергается дѣтородными путями въ животворную почву женщины. Поэтому справедливо сказано, что человѣкъ оставляетъ отца и матерь, какъ забывающій внезапно обо всемъ въ то время, когда онъ, соединившись съ женою объятіями любви, дѣлается участникомъ плодотворенія, предоставляя Божественному Создателю взять у него ребро, чтобы изъ сына сдѣлаться самому отцемъ. — Итакъ, если и теперь Богъ образуетъ человѣка, то не дерзко ли отвращаться отъ дѣторожденія, которое не стыдится совершать самъ Вседержитель своими чистыми руками? Онъ сказалъ Іереміи: прежде нежели Я образовалъ тебя во чревѣ, Я позналъ тебя (Іер. 1, 5). И Іову сказалъ: или ты, взявъ бреніе, создалъ животное, и самое словесное (животное) сотворилъ на землѣ (Іов. 38, 14)? [1] И Іовъ съ благоговѣніемъ, обращаясь къ Нему, говоритъ: Твои руки трудились надо мною и образовали меня (Іов. 10, 8). Не нелѣпо ли отвергать брачныя узы, тогда какъ еще и послѣ насъ ожидаются будущіе мученики и противники лукаваго, для которыхъ Слово обѣщало сократить тѣ дни (Матѳ. 24, 20; Марк. 13, 20)? Если впослѣдствіи дѣторожденіе признано Богомъ за худое дѣло, какъ ты сказала, то какъ же они, родившись вопреки опредѣленію и волѣ божественной, могутъ предстать благоугодными предъ Богомъ? Или не слѣдуетъ ли признать рожденныхъ подложными, а не богорожденными, если они образуются, подобно фальшивой монетѣ, вопреки волѣ и опредѣленію (творческой) силы? Иначе мы должны приписать и людямъ способность создавать людей.

Глава 3.
Толкованіе мѣста изъ Писанія. Незаконнорожденные бываютъ не только вѣрующими, но иногда и предстоятелями.

Маркелла, прервавъ ее, сказала: великая ошибка оказывается (въ твоей рѣчи), Ѳеофила, и противное тому, чтó ты сказала; — и ужели ты думаешь укрыться, напустивъ такого тумана? Вотъ то возраженіе, которое, быть можетъ, предложитъ кто-нибудь, требуя отчета отъ тебя, какъ мудрѣйшей: что ты скажешь о раждающихся незаконно отъ прелюбодѣянія? Ты допустила, что необычно и невозможно кому-нибудь войти въ міръ безъ воли и дѣйствія великой силы Бога, устрояющаго ему (тѣлесную) хижину [2]. И чтобы ты не прибѣгла, какбы къ надежной стѣнѣ, къ свидѣтельству Писанія, которое говоритъ: дѣти прелюбодѣевъ будутъ несовершенны (ἀτελεσϕόρητα, Прем. 3, 16), то и противъ этого онъ кротко возразитъ тебѣ, сказавъ: однако мы часто видимъ, что зачатые отъ незаконныхъ связей при совершенномъ чревоношеніи раждаются зрѣлымъ плодомъ. Если же ты, ухищряясь еще скажешь: почтенный, подъ несовершенстомъ я разумѣю отчужденіе отъ преподанной Христомъ правды, къ которой принадлежатъ совершенные, то онъ отвѣтитъ: однако, блаженная, очень многіе незаконнорожденные тѣмъ не менѣе не только причисляются къ паствѣ братій, но даже нерѣдко бываютъ избираемы въ руководители ихъ. Если же очевидно все свидѣтельствуетъ, что и рожденные отъ прелюбодѣянія достигаютъ совершенства, то, надобно думать, что Духъ предвозвѣстилъ не о зачатіяхъ и рожденіяхъ, но, можетъ быть, о прелюбодѣйствующихъ въ отношеніи къ истинѣ, которые, искажая Писанія неправыми мнѣніями, пораждаютъ несовершенную мудрость, примѣшивая заблужденіе къ благочестію. Посему, когда отнятъ у тебя и этотъ предлогъ, изволь отвѣчать, что и раждающіеся отъ прелюбодѣянія раждаются по волѣ Божіей. Ибо ты сказала, что невозможно плоду человѣческому достигнуть зрѣлости, если не образуетъ и не одушевитъ его Господь.

Глава 4.
Объясненіе человѣческаго рожденія и дѣйствія въ немъ Божія.

Ѳеофила, какъ бы схваченная по срединѣ сильнымъ противникомъ, смутилась и, едва пореведши духъ, сказала: ты, блаженная, требуешь объясненія этого вопроса посредствомъ примѣра, чтобы тебѣ еще болѣе убѣдиться, что творческая сила Божія, простирающаяся на все, особенно дѣйствуетъ сама въ рожденіи людей, возращая посѣянное на плодотворной почвѣ. Подлинно нужно обвинять не то, что сѣется, а того, кто безстыдно бросаетъ собственное сѣмя на чужую ниву, какъ наемникъ за малое удовольствіе, на прелюбодѣйныхъ ложахъ. Представь наше рожденіе въ жизнь подобнымъ чему-нибудь, напримѣръ такому дому, который имѣетъ входъ, обставленный высокими горами; а самый домъ простирается далеко внизъ, снабженъ съ внѣшней стороны до вершинъ входа множествомъ отверстій и имѣетъ круглый видъ съ этой стороны. — Представляю, сказала Маркелла. — Потомъ вообрази, что внутри сидитъ ваятель, чтобы дѣлать множество статуй; еще представь, что ему отвнѣ чрезъ отверстія обильно доставляется глиняное вещество многими людьми, между тѣмъ какъ самаго художника никто не видитъ. Допусти, что этотъ домъ покрытъ мглою и облаками и имъ отвнѣ ничего не видно, кромѣ однихъ отверстій. — Пусть, сказала та, будетъ и это. — Еще то, что каждому изъ сотрудниковъ, доставляющихъ глиняное вещество, назначено одно отверстіе, въ которое онъ одинъ только долженъ слагать собственное вещество, не касаясь другихъ. А если кто-нибудь опрометчиво дерзнетъ открыть отверстіе, назначенное для другаго, тому пусть угрожаютъ огонь и бичи. Представь же и слѣдующее за тѣмъ. Ваятель извнутри, обходя отверстія и принимая находящееся въ каждомъ изъ нихъ порознь глиняное вещество, образуетъ его и, образовавъ въ теченіи нѣсколькихъ мѣсячныхъ періодовъ, возвращаетъ наружу чрезъ тоже отверстіе, слѣдуя заповѣди: обработывать безразлично всякое способное къ обработкѣ глиняное вещество, хотя бы оно было кѣмъ-нибудь внесено неправильно чрезъ чужое отверстіе. Вещество ни въ чемъ невиновно, и потому оно, какъ невиновное, должно быть обдѣлываемо и образуемо; а того, кто вопреки установленію и заповѣди положилъ его въ чужое отверстіе, должно наказывать, какъ злодѣя и преступника. Не глиняное вещество нужно обвинять, а того, кто сдѣлалъ это вопреки священному повелѣнію, такъ какъ онъ по распутству принесши положилъ его въ чужое отверстіе тайно, съ насиліемъ. — Ты говоришь весьма справедливо, (сказала Маркелла).

Глава 5.
Святой отецъ продолжаетъ изъяснять тотъ же предметъ.

Итакъ, по окончаніи всего этого, остается тебѣ, мудрѣйшая, приложить весь этотъ примѣръ къ вышесказанному. Домъ подобенъ невидимой природѣ нашего рожденія, а входъ обставленный горами — нисхожденію и вселенію душъ съ небесъ въ тѣла [3]; отверстія — женщинамъ и вообще женскому полу; ваятель — творческой силѣ Божіей, которая, подъ покровомъ рожденія распоряжаясь нашею природою, внутри невидимо облекаетъ насъ въ человѣческій образъ, устрояя одѣянія для душъ. Приносящимъ же глиняное вещество нужно уподобить мужчинъ и вообще мужескій полъ, когда они въ жаждѣ дѣторожденія ввергаютъ сѣмя въ естественные женскіе проходы, какъ тамъ глиняное вещество въ отверстія. Это сѣмя, дѣлаясь причастнымъ божественной, такъ сказать, творческой силы, само по себѣ не должно считаться причиною непотребныхъ раздраженій. Между тѣмъ художество постоянно обработываетъ предлагаемое вещество. Никакая вещь сама по себѣ не должна считаться зломъ, но она дѣлается такою отъ злоупотребленія пользующихся ею. Употребляемое благопристойно и цѣломудренно выходитъ благопристойнымъ; а употребляемое постыдно и непристойно выходитъ постыднымъ. Такъ, чѣмъ виновно желѣзо, пріобрѣтаемое для земледѣлія и художествъ, въ томъ, что нѣкоторые оттачивали его для гибельныхъ междоусобныхъ войнъ? Чѣмъ (виновно) золото, или серебро, или мѣдь и вообще всякое обработываемое произведеніе земли, въ томъ, что нѣкоторые, неблагодарно согрѣшая противъ своего Творца, обращаютъ ихъ въ свои разнообразные истукавы? Также, если кто-нибудь доставитъ ткацкому художеству вóлну, пріобрѣтенную воровствомъ, то художество обработываетъ предлагаемое вещество, обращая вниманіе только на одно, способно ли оно къ обработкѣ, и не отвергая ничего пригоднаго для него; потому что украденное вещество, какъ бездушное, здѣсь нисколько невиновно. Оно должно быть обдѣлываемо и украшаемо; а унесшій его беззаконнымъ хищеніемъ долженъ быть наказанъ. Такъ и осквернителей браковъ и нарушителей прекрасной гармоніи струнъ жизни, разгорячающихся страстію и доводящихъ похоть до прелюбодѣянія, должно обуздывать и наказывать, потому что они хищнически наносятъ вредъ плодотворнымъ союзамъ въ чужихъ садахъ; а сѣмени, какъ тамъ вóлнѣ, слѣдуетъ быть образуемымъ и одушевляемымъ.

Глава 6.
Попеченіе Божіе и о незаконнорожденныхъ людяхъ. — Имъ даны Ангелы-хранители.

И для чего мнѣ распространять рѣчь, приводя столько примѣровъ? Природа безъ божественнаго содѣйствія въ столь короткое время не могла бы совершить такого дѣла. Подлинно, кто сплотилъ несплоченную сущность костей? Кто соединилъ члены такъ, что они натягиваются жилами и двигаются, сгибаясь около составовъ? Кто приготовилъ внутренніе проходы для крови и нѣжную артерію для дыханія? Или кто другой, примѣшавъ къ влагѣ кровь, какъ бы закваску, образовалъ изъ бренія нѣжную плоть, какъ не одинъ высочайшій Художникъ, созидающій человѣка, — насъ, — въ разумный и одушевленный свой образъ, и изъ влажныхъ и мельчайшихъ сѣмянъ, какъ бы изъ воска, устрояющій насъ въ утробѣ? Кто печется, чтобы плавающій внутри зародышъ не задохся отъ влаги и тѣсноты сосудовъ? Или кто, послѣ рожденія и появленія на свѣтъ, сообщаетъ слабому и малому высокій ростъ, красоту и силу, если не тотъ же, какъ я сказала, высочайшій Художникъ-Богъ, творческою силою составляющій и живуписующій образы Христовы? Посему мы и находимъ въ богодухновенныхъ Писаніяхъ, что дѣти, хотя бы рожденныя отъ прелюбодѣянія, ввѣряются Ангеламъ-хранителямъ. Если бы они родились вопреки волѣ и опредѣленію этого блаженнаго существа — Бога, то какъ они могли бы быть ввѣряемы Ангеламъ для воспитанія съ великою нѣжностію и охраною? И какъ они могли бы призывать на судъ Христовъ своихъ родителей, чтобы обвинять ихъ? Господи, скажутъ они, Ты не отказалъ намъ въ этомъ общемъ свѣтѣ (жизни); а они предали насъ на смерть, презрѣвъ заповѣдь Твою. Ибо дѣти, говорится въ Писаніи, раждаемыя отъ беззаконныхъ сожитій, суть свидѣтели разврата противъ родителей при допросѣ ихъ (Прем. 4, 6).

Глава 7.
Разумная душа — отъ самого Бога. Дѣвство — не единственное благо, хотя лучшее и предпочтительное.

Можетъ быть, кто-нибудь еще станетъ утверждать и найдетъ между людьми неразсудительными и неразумными довѣріе, будто плотяный покровъ души, насаждаемый людьми, образуется самъ собою безъ опредѣленія Божія; но конечно никто не повѣритъ тому, кто сталъ бы учить, что вмѣстѣ съ смертнымъ тѣломъ также насаждается и безсмертное существо души. Безсмертное и нестарѣющееся вдыхаетъ въ насъ одинъ Вседержитель, и Онъ одинъ есть Творецъ невидимаго и негибнущаго. И вдунулъ въ лице его дыханіе жизни, говорится въ Писаніи, и сталъ человѣкъ душою живою (Быт. 2, 7). А противъ тѣхъ художниковъ, которые на погибель людямъ дѣлаютъ человѣкообразныя статуи, неспособныя къ познанію своего Создателя, въ научающей всѣмъ добродѣтелямъ книгѣ Премудрости говорится: сердце ихъ пепелъ, и надежда ихъ ничтожнѣе земли, и жизнь ихъ презрѣннѣе грязи: ибо они не познали сотворившаго ихъ и вдунувшаго въ нихъ дѣятельную душу, и вдохнувшаго въ нихъ духъ жизни (Прем. 15, 10-11). Этотъ Творецъ всѣхъ людей есть Богъ. И потому, какъ говоритъ Апостолъ, Онъ хочетъ, чтобы всѣ люди спаслись и достигли познанія истины (1 Тим. 2, 4). Такъ какъ и это разсужденіе почти окончено, то наконецъ надобно сказать, чтó слѣдуетъ отсюда. Кто тщательно изучитъ область свойственнаго человѣку по природѣ, тотъ убѣдится, что не слѣдуетъ гнушаться дѣторожденіемъ, но должно хвалить и предпочитать дѣвство. Ибо потому только, что медъ слаще и пріятнѣе другихъ вещей, не слѣдуетъ считать горькими всѣ остальные плоды, которые также имѣютъ прирожденную имъ пріятность. Въ подтвержденіе этого представлю достовѣрнаго свидѣтеля, Павла, который говоритъ: посему выдающій замужъ свою дѣвицу поступаетъ хорошо, а невыдающій поступаетъ лучше (1 Кор. 7, 38). Такъ Писаніе, предлагая лучшее и болѣе желательное, не запрещаетъ всего другаго, но заповѣдуетъ предоставлять каждому свойственное ему и полезное. Для однихъ оно не находитъ дѣвство еще доступнымъ, но другимъ не желаетъ, чтобы они осквернялись постыдными раздраженіями, а съ самаго начала пеклись и помышляли о равноангельскомъ преобразованіи тѣлъ, въ которомъ, по неложному изреченію Господа, ни женятся, ни выходятъ замужъ (Матѳ. 22, 30). Ибо не всѣмъ ввѣряется нескверное и ведущее къ Царству небесному скопчество (Матѳ. 19, 12), но только тѣмъ, которые могутъ сохранить цвѣтъ дѣвства всегда цвѣтущимъ и непорочнымъ. И въ пророческомъ словѣ Церковь уподобляется цвѣтущему и разнообразнѣйшему лугу, какъ украшенная и увѣнчанная не только цвѣтами дѣвства, но и цвѣтами дѣторожденія и воздержанія; ибо въ ризахъ позлащенныхъ, преиспещренная предстоитъ царица одесную жениха (Псал. 44, 10) [4]. — Вотъ и я, Арета, привношу посильное съ своей стороны въ разсужденіе объ истинѣ. — Когда Ѳеофила сказала это, то, — говорила Ѳеопатра, — пріятный говоръ произошелъ между всѣми дѣвами, хвалившими рѣчь. Когда же онѣ утихли, то послѣ продолжительнаго молчанія встала Ѳалія; ибо ей предоставлено было говорить третьей послѣ Ѳеофилы. Начавъ въ свою очередь, она, я думаю, сказала слѣдующее.

Примѣчанія:
[1] По переводу 70 толковниковъ.
[2] Въ подлинникѣ: σϰήνομα, выраженіе заимствованное изъ посланій св. Апостоловъ Петра (2 Петр. 1, 13) и Павла (2 Кор. 5, 1).
[3] Приведенныя слова о происхожденіи душъ человѣческихъ нѣтъ нужды объяснять такъ, будто св. Меѳодій слѣдовалъ ученію философа Платона и Оригена о предсуществованіи душъ, какъ объясняли нѣкоторые (Migne, p. 53 и 222. Jahnii указ. соч.), но они могутъ означать тоже, что содержится въ словахъ Премудраго: духъ возвратится къ Богу, который далъ его (Еккл. 12, 1), какъ видно и изъ дальнѣйшихъ словъ св. отца о томъ же предметѣ.
[4] По переводу 70 толковниковъ.

Источникъ: Святый Меѳодій епископъ и мученикъ, Отецъ Церкви III-го вѣка. Полное собраніе его твореній, переведенныхъ съ Греческаго подъ редакціею Профессора С.-Петербургской Духовной Академіи Евграфа Ловягина. — СПб.: Въ Типографіи Втораго Отдѣленія Собственной Е. И. В. Канцеляріи, 1877. — С. 11-20.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0