Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 25 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свщмч. Меѳодій Патарскій († 312 г.)
Пиръ десяти дѣвъ или о дѣвствѣ.

Рѣчь IV. Ѳеопатра.

Глава 1.
Необходимо прославлять добродѣтель всякому, у кого есть къ тому способность.

Если бы мудрость словеснаго искуства, дѣвы, стояла на одной и той же степени и постоянно шла однимъ и тѣмъ же путемъ, то не было бы никакого способа не наскучить вамъ для меня, рѣшающейся говорить о предметѣ уже разсмотрѣнномъ. Но такъ какъ есть множество оборотовъ и способовъ рѣчи, при помощи Бога, многократно и многообразно вдохновляющаго насъ (Евр. 1, 2); то какая надобность таиться и страшиться? Притомъ не безвиненъ тотъ, кто, будучи причастенъ благодати, не станетъ прославлять прекраснаго благодарственными рѣчами и не будетъ порицать дурнаго. Поэтому и мы будемъ восхвалять это блистательнѣйшее и почтеннѣйшее изъ дарованій, свѣтило Христово, дѣвство. Это — пространнѣйшій и обильнѣйшій путь Духа. Посему, о чемъ говорить намъ покажется приличнымъ и соотвѣтственнымъ вышесказанному, съ того и надобно начать разсужденіе.

Глава 2.
Цѣломудріе и дѣвство даны Богомъ въ охрану людямъ, чтобы они избавлялись отъ нечистоты пороковъ.

Мнѣ кажется, — я точно дознала, что нѣтъ ничего столь дѣйствительнаго для возвращенія въ рай, для возстановленія въ нетлѣніе и примиренія съ Богомъ, и столь спасительнаго для людей, руководствующаго насъ къ жизни, какъ дѣвство. Постараюсь теперь раскрыть это, какъ понимаю, чтобы вы, ясно услышавъ о силѣ упомянутаго дарованія, узнали, какія оно доставило намъ блага. Въ древности, послѣ того какъ человѣкъ за преслушаніе былъ изгнанъ (изъ рая) и переселенъ, потокъ тлѣнія разлился широко и, несясь съ необычайною стремительностію, не только во внѣ безпорядочно увлекалъ все встрѣчающееся, но и вторгаясь внутрь потоплялъ души. Однѣ изъ нихъ, часто подвергаясь этимъ нападеніямъ, увлекались слѣпо и безчувственно, оставивъ управленіе своими ладьями, потому что не имѣли, за что бы ухватиться твердое. Ибо душевныя чувства, какъ утверждаютъ свѣдущіе въ этомъ, бывъ поражаемы нападающими отвнѣ страстями и подвергаясь потоку вторгающейся внутрь волны безумія, тотчасъ сбиваются съ прямаго пути, не имѣя возможности отъ помраченія благополучно проходить все его естественное теченіе. Посему Богъ, сжалившись надъ нами, находившимися въ такомъ положеніи и не имѣвшими силъ возстать и оправиться, послалъ съ небесъ превосходнѣйшую и славнѣйшую помощь, — дѣвство, чтобы, прикрѣпивъ къ ней наши тѣла, подобно кораблямъ, мы наслаждались тишиною и безвредно вошли въ пристань, какъ свидѣтельствуетъ и Святый Духъ. Это содержится въ сто тридцать шестомъ псалмѣ, гдѣ души, переселившіяся и взятыя отсюда и уже шествующія со Христомъ на небѣ, радостно воспѣваютъ благодарственную пѣснь Богу, что онѣ не были увлечены земными и тѣлесными волненіями. Потому и Фараонъ Египетскій, говорятъ, сталъ образомъ діавола, когда повелѣлъ безпощадно бросать въ рѣку младенцевъ мужескаго пола, а женскій полъ оставлять въ живыхъ (Исх. 1, 16): ибо и діаволъ, царствовавшій отъ Адама до Моисея надъ великимъ Египтомъ, т. е. надъ міромъ, старался ввергать въ потоки страстей и убивать мужескія и разумныя порожденія души; а плотскія и безумныя старается онъ умножать и увеличивать.

Глава 3.
Объясняется псаломъ Давида: На рѣкахъ Вавилонскихъ и пр. Что ознатаютъ арфы, повѣшанныя на вербахъ? Верба — символъ дѣвства. Вербы, напоенныя водами.

Но чтобы намъ не отступить отъ предмета, возьмемъ въ руки и объяснимъ тотъ псаломъ, который воспѣваютъ Богу чистыя и непорочныя души. При рѣкахъ Вавилона, говорятъ онѣ, тамъ сидѣли мы и плакали, когда вспоминали о Сіонѣ; на вербахъ посреди его повѣсили мы наши арфы (Псал. 136, 1-2). Арфами онѣ ясно называютъ свои (тѣлесныя) хижины, которыя связавъ вервями дѣвства, онѣ повѣсили на деревѣ, чтобы онѣ не могли быть отторгнуты и опять увлечены потокомъ невоздержанія. Ибо Вавилонъ, означающій смятеніе или смѣшеніе (Быт. 11, 9), [1] указываетъ на здѣшнюю, окруженную водами жизнь, среди которой мы, пока находимся въ мірѣ, утопаемъ въ рѣкахъ порока, постоянио устремляющихся на насъ. Посему мы и страшимся и взываемъ къ Богу съ плачемъ и рыданіемъ, чтобы арфы наши (т. е. тѣла) не погибли, бывъ отторгнуты волнами сластолюбія отъ дерева дѣвства. Ибо верба въ священныхъ Писаніяхъ вездѣ принимается за образъ дѣвства (Лев. 23, 40; Ис. 44, 4); потому что цвѣтъ ея, истертый въ водѣ и выпитый, погашаетъ все, чтó возбуждаетъ похоть и сладострастіе, а иногда дѣлаетъ совершенно безплоднымъ и непроизводительнымъ всякое дѣтородное пожеланіе, какъ замѣтилъ и Гомеръ, по этому назвавшій вербы губящими плоды [2]. И у Исаіи говорится, что праведники будутъ расти, какъ ивы при потокахъ водъ (Ис. 44, 4). Подлинно, вѣтвь дѣвства вырастаетъ крѣпко и пышно тогда, когда праведникъ и тотъ, кому поручено соблюдать и воздѣлывать ее, напаяется тихими потоками Христовыми, орошаясь премудростію. Какъ это дерево обыкновенно зеленѣетъ и растетъ отъ воды, такъ и дѣвство обыкновенно цвѣтетъ и возрастаетъ, укрѣпляясь (священными) реченіями, такъ что всякій можетъ повѣсить на немъ свою арфу.

Глава 4.
Писатель продолжаетъ объясненіе того же мѣста.

Итакъ, если рѣки Вавилонскія, какъ утверждаютъ мудрые, суть потоки сладострастія, возмущающіе и разстроивающіе душу, то вербы должны означать цѣломудріе, посредствомъ котораго привѣшивая мы возвышаемъ орудія похоти, тяготѣющія внизъ и погружающія умъ, чтобы они, нисходя по протокамъ невоздержанія, подобно червямъ, не смѣшались съ нечистотами и гнилостію. Богъ даровалъ дѣвство, какъ полезнѣйшее и дѣйствительное средство къ достиженію нетлѣнія, пославъ въ немъ союзника тѣмъ, которые желаютъ и стремятся къ нему; ихъ Псалмопѣвецъ разумѣетъ подъ именемъ Сіона, который означаетъ блистательную любовь и заповѣдь о ней; такъ какъ слово Сіонъ значитъ: заповѣдь наблюденія (ἐντολή σϰοπιᾶς) [3]. Такъ будемъ разсуждать и о дальнѣйшемъ. О чемъ же говорятъ души, утверждая, что плѣнившіе требовали отъ нихъ пѣть пѣснь Господню на землѣ чужой? Безъ сомнѣнія онѣ учатъ, что евангеліе есть священная и таинственная пѣснь, которую только грѣшники и прелюбодѣи воспѣваютъ предъ лукавымъ. Ибо они преступаютъ заповѣди, исполняя волю духовъ злобы, и бросаютъ святыню псамъ и жемчугъ предъ свиньями (Матѳ. 7, 6), подобно тѣмъ, о которыхъ съ негодованіемъ говоритъ пророкъ: и внѣ читали законъ (Ам. 4, 5) [4]. Не за то пророкъ сильно укоряетъ ихъ и провозглашаетъ виновными въ преступленіи, что они выходили читать законъ за ворота Іерусалима, или (за двери) домовъ, но за то, что нарушая заповѣди и совершая нечестіе предъ Богомъ, они лицемѣрно, какъ будто благочестивые, читали заповѣди, а въ душѣ не принимали ихъ, не содержали съ вѣрою, напротивъ презирали, отвергая ихъ своими дѣлами. Посему они и поютъ пѣснь Господню на землѣ чужой, низкимъ образомъ извращая и толкуя законъ, ожидая чувственнаго царства и возлагая свои надежды на эту чуждую землю, о которой Слово (Божіе говоритъ), что она пройдетъ (1 Петр. 2, 10), и въ которой плѣнившіе увлекаютъ ихъ пріятностями, коварно доводя до обольщенія.

Глава 5.
Свойства дѣвственницъ, которыми украсившись онѣ усвояются одному мужу — Христу.

Возвѣщающіе евангеліе безумнымъ подобны поющимъ пѣснь Господню на землѣ чужой, которой воздѣлыватель не Христосъ; а облекшіяся и сіяющія чистѣйшею, свѣтлою, непорочною, благочестивою и благовидною красотою дѣвства, оставшіяся безплодными и непроизводительными въ отношеніи къ преходящимъ и прискорбнымъ страстямъ, не поютъ пѣсни на землѣ чужой, потому что не туда онѣ стремятся надеждами, не предаются пагубнымъ наслажденіямъ смертныхъ тѣлъ и не низко понимаютъ смыслъ заповѣдей, но прекрасно и благородно, съ высокимъ разумѣніемъ внимаютъ горнимъ обѣтованіямъ, жаждая небеснаго и сроднаго имъ жилища. Посему и Богъ, радуясь такимъ помысламъ ихъ, съ клятвою обѣщаетъ даровать имъ превосходныя почести, поставить впереди и посадить ихъ во главѣ веселія. Онъ такъ говоритъ: если я забуду тебя, Іерусалимъ, забудь меня десница моя; прильпни языкъ мой къ гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Іерусалима во главѣ веселія моего (Псал. 136, 5-6). Іерусалимомъ называетъ Онъ, какъ я сказала, эти самыя чистыя и непорочныя души, которыя, воздержно вкушая питіе дѣвства неоскверненными устами, обручаются единому мужу, чтобы предстать на небѣ Христу чистою дѣвою (2 Кор. 11, 3), одержавъ побѣду непорочными подвигами (Прем. 4, 2). Такъ и пророкъ Исаія возглашаетъ: возстань, свѣтись, Іерусалимъ; ибо пришелъ свѣть твой, и слава Господня взошла надъ тобою (Ис. 60, 1). А что эти обѣтованія исполнятся по воскресеніи (Флп. 3, 11), это ясно для всякаго; ибо Духъ Святый пророчествуетъ не объ іудейскомъ извѣстномъ городѣ, но о томъ небесномъ и по истинѣ блаженномъ городѣ Іерусалимѣ, который есть собраніе душъ, которыя Богъ, по Его словамъ, ясно обѣщаетъ поставить впереди, первыми, во главѣ веселія новыхъ вѣковъ, поселивъ ихъ, облеченныхъ блистательнѣйшею красотою дѣвства, въ чистомъ жилищѣ незаходимаго свѣта, за то, что онѣ не думали совлекать съ себя украшеніе невѣстъ, т. е. омрачать умъ гнусными помыслами.

Глава 6.
Дѣвство вездѣ и всегда должно быть соблюдаемо и восхваляемо.

Подлинно, слова Іереміи: забываетъ ли дѣвица украшеніе свое и невѣста нарядъ (σηϑοδεσμίδα) свой (Іер. 2, 32) означаютъ то, чтобы не распускать и не ослаблять узъ цѣломудрія предъ соблазнами и обольщеніями. Ибо подъ словомъ σήϑμ (грудь), конечно, разумѣются мысли и умъ нашъ; а σηϑόδεσμος (грудная повязка) — этотъ поясъ, связывающій и укрѣпляющій расположеніе души къ дѣвству, — есть любовь къ Богу, который (поясъ) предводитель нашъ и пастырь, Владыка и Женихъ Іисусъ да поможетъ мнѣ и вамъ, прекрасныя дѣвы, сохранить до конца неослабнымъ и запечатлѣннымъ; потому что не легко найти другую помощь людямъ лучше этого сокровища, угоднаго и пріятнаго Богу. Посему я утверждаю, что всѣ должны почитать дѣвство, и всегда соблюдать и восхвалять его. — Этихъ начатковъ рѣчей отъ насъ да будетъ достаточно для тебя, Арета, какъ для шутки, такъ и не для шутки. — Принимаю этотъ даръ,сказала Арета, — говорила она, — но предлагаю говорить послѣ тебя Ѳаллусѣ; потому что мнѣ нужно отъ каждой изъ васъ выслушать по рѣчи. Итакъ, — говорила она, — Ѳаллуса, помедливъ немного и какъ бы углубившись въ себя, сказала.

Примѣчанія:
[1] Съ Еврейскаго: Balal, смѣшивать.
[2] Ολεσιϰάρποι. Одисс. X, 510.
[3] Съ Еврейскаго: Ziwah, заповѣдь, и Zijun, знакъ, памятникъ.
[4] По переводу 70 толковниковъ.

Источникъ: Святый Меѳодій епископъ и мученикъ, Отецъ Церкви III-го вѣка. Полное собраніе его твореній, переведенныхъ съ Греческаго подъ редакціею Профессора С.-Петербургской Духовной Академіи Евграфа Ловягина. — СПб.: Въ Типографіи Втораго Отдѣленія Собственной Е. И. В. Канцеляріи, 1877. — С. 35-41.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0