Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 22 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свщмч. Меѳодій Патарскій († 312 г.)
Пиръ десяти дѣвъ или о дѣвствѣ.

Рѣчь V. Ѳаллуса.

Глава 1.
Обѣтъ дѣвства есть великое приношеніе.

Прошу тебя, Арета, быть мнѣ и теперь помощницею, чтобы рѣчь моя оказалась достойною во-первыхъ тебя, а потомъ и (прочихъ) присутствующихъ. Я убѣждена, достаточно научившись изъ священныхъ Писаній, что подвигъ дѣвства есть величайшая и превосходнѣйшая жертва и даръ, достойнѣе котораго люди не могутъ ничего другаго принести Богу. Подлинно, многіе во время закона совершили много прекрасныхъ дѣлъ по обѣтамъ, но совершившими великій обѣтъ назывались только тѣ, которые по свободной волѣ пожелали посвятить (Богу) самихъ себя. Такъ говорится въ одномъ мѣстѣ: и сказалъ Господь Моисею, говоря: объяви сынамъ Израилевымъ, и скажи имъ: мужчина или женщина, который дастъ великій обѣтъ, соблюдать чистоту предъ Господомъ... (Числ. 6, 1) [1]. Иной обѣщаетъ принести и посвятить въ храмъ золотые и серебряные сосуды, другой — посвятить десятину отъ плодовъ, иной (десятину) отъ имѣній, другой самое лучшее изъ стадъ, иной все имущество; но никто изъ нихъ еще не можетъ назваться давшимъ великій обѣтъ Господу, а только тотъ, кто всецѣло посвятилъ Богу самого себя.

Глава 2.
Что значитъ принесеніе Авраамомъ въ жертву трилѣтней телицы, трилѣтней козы и трилѣтняго овна? Всякій возрастъ долженъ быть посвящаемъ Богу. Трикратная смѣна стражи и нашъ возрастъ.

Надобно постараться предъ вами, дѣвы, надлежащимъ образомъ объяснить смыслъ Писанія касательно предложеннаго предмета. Кто отчасти соблюдаетъ себя и внимателенъ къ себѣ, а отчасти развлекается и согрѣшаетъ, тотъ не всецѣло посвящаетъ себя Богу. Ибо надобно совершенно всего себя посвятить (Богу), какъ по душѣ, такъ и по тѣлу, чтобы быть вполнѣ благоустроеннымъ и не имѣть недостатка. Посему и Аврааму Богъ повелѣваетъ: возьми, говоритъ, Мнѣ трилѣтнюю телицу, трилѣтнюю козу, трилѣтняго овна, горлицу и молодаго голубя (Быт. 15, 9). Прекрасно. Смотри, какъ Онъ и здѣсь внушаетъ тоже: «принеси Мнѣ и соблюди то, чтó не было подъ ярмомъ и плугомъ, именно душу свою, какъ телицу, также и плоть и умъ: первую какъ бы козу, ибо она ходитъ по стремнинамъ и утесамъ; а послѣдній, какъ бы овна, чтобы онъ прыгая не палъ и не уклонился отъ истины; такимъ образомь ты, Авраамъ, будешь совершеннымъ и непорочнымъ, посвятивъ Мнѣ и душу, и чувство, и умъ», — которые символически Онъ назвалъ трилѣтними телицею, козою и овномъ, какъ бы указывая на правильное понятіо о Троицѣ. А можетъ быть, Онъ намекаетъ на первый, средній и послѣдній путь нашей жизни и нашего возраста, желая, какъ и вполнѣ слѣдуетъ, чтобы мы посвящали Ему и дѣтскій, и мужескій и старческій возрасты, провождая цѣломудренную жизнь, какъ и Господь нашъ, Іисусъ Христосъ говоритъ въ евангеліяхъ, заповѣдуя такъ: да будутъ чресла ваши препоясаны и свѣтильники горящи; и вы будьте подобны людямъ, ожидающимъ возвращенія господина своего съ брака, дабы, когда прійдетъ и постучитъ, тотчасъ отворить ему. Блаженны вы; ибо онъ посадитъ васъ, и подходя станетъ служить. И если во вторую и въ третью стражу (найдетъ такъ), то блаженны вы (Лук. 12, 35-38). Смотрите, дѣвы, какъ Онъ, представляя три ночныхъ стражи, вечеряюю, вторую и третью, и три прибытія свои, указалъ на три смѣны нашего возраста, дѣтскую, мужескую и старческую, чтобы придти и взять насъ отъ міра, хотя бы мы были въ первомъ возрастѣ, т. е. дѣтьми, если Онъ найдетъ насъ готовыми и чистыми и не преданными ничему порочному, также хотя бы во второмъ, хотя бы въ третьемъ. Ибо вечерняя стража есть время цвѣтущаго возраста человѣка и юности, когда умъ начинаетъ смущаться, увлекаясь развлеченіями жизни, а плоть его созрѣваетъ и предается страсти; вторая, когда онъ дѣлается совершеннымъ мужемъ, и умъ начинаетъ достигать устойчивости и твердости противъ смятеній и тщеславія; а третья, когда пожеланія большею частію прекращаются, и плоть уже увядаетъ и склоняется къ старости.

Глава 3.
Самое лучшее — съ дѣтства упражняться въ добродѣтели.

Посему, зажегши въ сердцѣ неугасимый свѣтильникъ вѣры и препоясавши чресла цѣломудріемъ, должно бодрствовать и постоянно ожидать Господа, чтобы Онъ, захочетъ ли взять кого-либо изъ насъ въ первомъ возрастѣ, или во второмъ, или въ третьемъ, пришедши и нашедши насъ готовыми и исполнившими заповѣданное, упокоилъ въ нѣдрахъ Авраама, Исаака и Іакова. Благо человѣку, говоритъ Іеремія, когда онъ несетъ иго въ юности своей (Плач. 3, 27), и отъ Господа не удаляется душа его (Іер. 17, 5). По истинѣ благо тому, кто, съ дѣтства подклонивъ выю подъ ученіе божественное, до старости не сбрасываетъ этого всадника, сѣдящаго надъ чистыми мыслями: потому что лукавый постоянно увлекаетъ умъ къ худшему. Напротивъ, кто, не перенося цѣломудрія, этого возницы, обуздывающаго и укрощающаго коня нечестія, не предается удовольствіямъ и наслажденіямъ посредствомъ зрѣнія, или слуха, вкуса, обонянія и осязанія? Иной, имѣя въ виду что-нибудь другое, будетъ думать иначе, а мы утверждаемъ, что совершенно посвящаетъ самаго себя Богу тотъ, кто съ дѣтства старается хранить и плоть свою чистою, соблюдая дѣвство. Ибо оно скоро доставляетъ посвятившимъ себя ему вожделѣнные великіе дары надеждъ, ослабляя пагубныя страсти и раздраженія души. Объяснимъ же, какимъ образомъ мы можемъ посвящать себя Господу.

Глава 4.
Какой же обѣтъ и посвященіе Богу — совершенны?

Итакъ, заключающаяся въ книгѣ Числъ заповѣдь о великомъ обѣтѣ (Числ. 6, 1) указываетъ на то, на что указываю я въ болѣе обстоятельномъ объясненіи, утверждая, что величайшій изъ всѣхъ обѣтовъ есть обѣтъ дѣвства. Ибо очевидно тогда я всю себя посвящаю Господу, когда стараюсь сохранить плоть не только непричастною совокупленію, но незапятнанною и другими нечистотами. Незамужняя, говоритъ Апостолъ, заботится о Господнемъ, какъ угодить Господу (1 Кор. 7, 31), не только такъ, чтобы получить славу храмлющей на одну сторону добродѣтели, но чтобы съ обѣихъ сторонъ, по словамъ Апостола, и тѣломъ и духомъ быть святою, посвящая члены свои Господу. А что значитъ совершенно посвятить себя Господу, объ этомъ надобно сказать. Если я буду раскрывать уста свои для чего-нибудь одного и закрывать для другаго, напримѣръ, если буду раскрывать для объясненія Писаній, чтобы по возможности православно и великолѣпно прославлять Бога, и закрывать, прилагая къ нимъ дверь и огражденіе (Псал. 140, 3), чтобы не говорить пустаго, — то уста мои дѣвствуютъ и посвящены Богу; языкъ мой сталъ тростію (Псал. 44, 2), орудіемъ мудрости; ибо чрезъ него явственными письменами пишетъ духовное Слово, просвѣщающее умъ глубиною и силою Писаній, Господь, вѣчный книжникъ скорописецъ; такъ какъ Онъ одинъ скоро и быстро пишетъ и исполняетъ волю Отца, слыша слова: спѣшитъ грабежъ, ускоряетъ добыча (Ис. 8, 1). Этого книжника тростію и становится языкъ мой. Ему онъ дѣвственно преданъ и посвященъ, какъ прекрасная трость, пишущая прекраснѣе поэтовъ и ораторовъ, раскрывающихъ ученія человѣческія. Также если я пріучу глаза не устремляться съ вожделѣніемъ на красоту тѣлесную и не услаждаться непристойными зрѣлищами, но созерцать горнее, — то и глаза мои дѣвствуютъ и посвящены Господу. Если я, заградивъ уши отъ злословія и пустословія, буду открывать ихъ для Слова Божія, посѣщая мудрыхъ (Сир. 6, 36), то и слухъ свой я посвятила Господу. Если я буду удерживать руки отъ ростовщичества, отъ перепродажи, отъ любостяжанія, отъ нанесенія ударовъ, то и руки мои дѣвствуюгъ для Бога. Если я удержу ноги отъ хожденія по путямъ разврата, то и ноги я посвятила (Богу), ходя не на судилища и пиршества, гдѣ бываютъ люди нечестивые, но употребляя ихъ на исполненіе какой-либо заповѣди. Что мнѣ за тѣмъ остается, если я дѣвствую и по сердцу, посвятивъ Господу всѣ помышленія его, если не думаю ни о чемъ дурномъ, если нѣтъ во мнѣ ни гордости, ни гнѣва, и днемъ и ночью занимаюсь закономъ Господнимъ? Это и значить быть чистымъ великою чистотою, обѣщаться великимъ обѣтомъ (Числ. 6, 1).

Глава 5.
Обѣтъ дѣвства и постановленіе о немъ въ законѣ. Виноградныя лозы — Христосъ и діаволъ.

Я постараюсь объяснить вамъ, дѣвы, и слѣдующія за тѣмъ предписанія, такъ какъ и они касаются вашихъ обязанностей, составляя законоположенія о дѣвствѣ и требованія, научающія, отъ чего дѣва должна воздерживаться и удаляться. Тамъ написано такъ: и сказалъ Господь Моисею, говоря: объяви сынамъ Израилевымъ, и скажи имъ: если мужчина или женщина дастъ великій обѣтъ соблюдать чистоту предъ Господомъ, то онъ долженъ воздержаться отъ вина и крѣпкаго напитка (σίϰερα), и не долженъ употреблять ни уксусу изъ вина, ни уксусу изъ напитка, и ничего приготовленнаго изъ винограда не долженъ пить, и не долженъ ѣсть ни сырыхъ, ни сушеныхъ виноградныхъ ягодъ во всѣ дни обѣта своего (Числ. 6, 1-4) [2]. Это значитъ: кто обрекъ и посвятилъ себя Господу, тотъ не долженъ срывать плодовъ съ дерева нечестія, потому что они всегда производятъ опьянѣніе и изступленіе. Ибо мы знаемъ изъ Писаній, что есть два рода винограда, которые растутъ отдѣльно другъ отъ друга и различны между собою. Одинъ доставляетъ безсмертіе и правду, а другой бываетъ причиною неистовства и безумія. Виноградъ, отрезвляющій и веселящій (Зах. 9, 1. 7; Псал. 103, 15), радостно производящій изъ глаголовъ своихъ, какъ бы изъ вѣтвей, грозды дарованій, источающіе любовь, есть Господь нашъ, Іисусь Христосъ, который ясно говоритъ Апостоламъ: Я есть истинная виноградная лоза, вы вѣтви, а Отецъ Мой виноградарь (Іоан. 15, 1. 5). Дикій же и смертоносный виноградъ, источающій неистовство, ядъ и гнѣвъ, есть діаволъ, какъ говоритъ Моисей, описывая его такъ: виноградъ ихъ отъ виноградной лозы Содомской и съ полей Гоморскихъ; ягоды ихъ ягоды ядовитыя, грозды ихъ горькіе; вино ихъ ядъ драконовъ и гибельная отрава аспидовъ (Втор. 32, 32-33). Имъ насыщаясь, жители Содома дошли до такого неистовства, что предались противоестественному безплодному мужеложеству (Быт. 18, 20; 19, 4). Имъ упиваясь, современники Ноя впали въ невѣріе, и погибли подъ водами потопа (Быт. 6, 7). Отсюда почерпая, Каинъ обагрилъ братоубійственныя руки и осквернилъ землю родственною кровію (Быт. 4, 8). Имъ упиваясь, народы возбуждаютъ ярость свою къ убійственнымъ войнамъ другъ противъ друга. Не въ такое приходитъ человѣкъ изступленіе и умопомѣшательство отъ вина, какъ отъ зависти и гнѣва; не столько пьянѣютъ и неистовствуютъ отъ вина, сколько отъ скуки, отъ любовной страсти, отъ невоздержности. Отъ этого винограда запрещено вкушать дѣвѣ, чтобы она, оставаясь трезвенною и неусыпляемою отъ житейскихъ заботъ, возжигала Слову свѣтильникъ, сіяющій свѣтомъ правды. Смотрите же за собою, говоритъ Господь, чтобы сердца ваши не отягчались объяденіемъ и пьянствомъ и заботами житейскими, и чтобы день тотъ не постигъ васъ, какъ сѣть (Лук. 21, 34).

Глава 6.
Сикеръ — вино искуственное и поддѣльное, и также опьяняющее. Дѣвѣ нужно остерегаться и отъ того, что близко ко грѣху. Дѣвы — жертвенникъ ѳиміама.

Дѣвѣ запрещено касаться какимъ-либо образомъ не только того, чтó приготовляется изъ этого винограда, но и того, что сходно и сродно съ нимъ; такъ крѣпкимъ напиткомъ (σίϰερα) называется всякое искуственное и поддѣльное вино, будетъ ли оно приготовлено изъ финиковъ, или изъ другихъ древесныхъ плодовъ. И эти напитки столь же сильно омрачаютъ разумъ, какъ и употребленіе вина. И если сказать вамъ правду, то мудрые называютъ сикеромъ все, чтó подобно виноградному вину производитъ опьяненіе и изступленіе души. Посему, чтобы дѣва, охраняя себя только отъ существенныхъ грѣховъ нечестія, не осквернялась подобнымъ и сроднымъ съ ними, отъ одного воздерживаясь, а другому предаваясь, напр. украшаясь тканями отличныхъ одеждъ, или камнями и золотомъ и другими тѣлесными украшеніями, которыя также опьяняютъ душу, — для этого предписывается, чтобы она не предавалась чрезмѣрно женскому легкомыслію, смѣху, притворству и пустословію, которыя кружатъ и смущаютъ умъ, какъ и въ другихъ мѣстахъ внушаетъ (Писаніе), когда говоритъ: не ѣшьте гіены (ὑαῖνα) и тому подобныхъ, и крота и тому подобныхъ (Лев. 11, 27-29). Ибо — тотъ самый прямой и краткій путь къ небу, чтобы не только не брать съ собою ничего, препятствующаго и вреднаго для человѣка, склоннаго къ сладострастію и наслажденіямъ, но и подобнаго тому. Подлинно, сонмъ дѣвственницъ есть безкровный жертвенникъ, какъ говоритъ преданіе; такимъ великимъ и славнымъ стяжаніемъ является дѣвство. Посему всячески должно соблюдать его незапятнаннымъ и чистымъ, непричастнымъ плотскихъ нечистотъ, и ставить его предъ (ковчегомъ) откровенія внутри Святаго святыхъ позлащеннымъ премудростію и воскуряющимъ ѳиміамъ любви Господу. Сдѣлай Мнѣ, говоритъ Онъ, кромѣ жертвенника, обложеннаго мѣдью, для всесожженій, на которомъ приносились жертвы, другой жертвенникъ изъ деревъ негніющихъ, обложи его золотомъ, и поставь его предъ завѣсою, которая предъ ковчегомъ откровенія, противъ крышки, которая на ковчегѣ откровенія; гдѣ Я буду открываться тебѣ. На немъ Ааронъ будетъ курить благовоннымъ куреніемъ, каждое утро, когда онъ приготовляетъ лампады, будетъ курить на немъ всегдашнее куреніе предъ Господомъ въ роды ваши. Не будетъ приноситься на немъ никакого инаго куренія, ни всесожженія, ни приношенія хлѣбнаго, и возліянія не будетъ возливаться на немъ (Исх. 27, 2-3; 30, 1-9).

Глава 7.
Церковь находится въ срединѣ между тѣнями закона и небесными истинами.

Если законъ, по словамъ Апостола, духовенъ и заключаетъ въ себѣ образы будущихъ благъ (Евр. 10, 1), то снявъ съ него покрывало письмени, мы можемъ открыто видѣть непокровенную истину. Евреямъ было заповѣдано украсить скинію, подобіе Церкви, чтобы они могли посредствомъ чувственныхъ предметовъ предвозвѣщать образъ божественныхъ. Ибо образецъ, показанный на горѣ, на который взирая Моисей устроилъ скинію (Исх. 30, 40), былъ точнымъ отраженіемъ небеснаго селенія, предъ которымъ мы теперь служимъ яснѣе прообразовъ (τύπων), но темнѣе самой истины. Самая истина, какова она есть сама по себѣ, еще не пришла къ намъ — людямъ, которые здѣсь не можемъ переносить созерцанія чистаго нетлѣнія, какъ не можемъ смотрѣть на лучи солнечные. Евреи возвѣщали тѣнь образа, третью отъ истины; мы же свѣтло величаемъ образъ (εἰϰόνα) небеснаго селенія. А самая истина въ точности откроется по воскресеніи, когда мы не гадательно и отчасти, а лицемъ къ лицу (1 Кор. 13, 12) будемъ созерцать святую скинію, тотъ небесный городъ, котораго художникъ и строитель Богъ (Евр. 11, 10).

Глава 8.
Два жертвенника — вдовыя дѣвы. Золото — символъ дѣвства.

Іудеи предвозвѣщали о нашемъ, а мы возвѣщаемъ о небесномъ, такъ какъ скинія была символомъ Церкви, а Церковь — небесъ. Если это такъ, если скинія, какъ я сказала, принимается за образъ Церкви, то необходимо, чтобы и жертвенники служили какими-нибудь знаками принадлежностей Церкви. Жертвенникъ, обложенный мѣдью, можно уподобить старческому отдѣлу вдовъ; ибо онѣ суть одушевленный жертвенникъ Божій, на который приносили тельцовъ и десятины и другіе добровольные дары, посвящаемые въ жертву Господу; а жертвенникъ, обложенный золотомъ, который находился внутри Святаго святыхъ предъ ковчегомъ откровенія, и на который запрещено было приносить жертву и возліянія, надобно сравнить съ дѣвственницами, укрѣпившими нерастлѣнныя совокупленіемъ тѣла свои нетлѣннымъ золотомъ. Въ похвалу золота указываютъ на два свойства его, на то, что оно не подвергается ржавчинѣ, и на то, что по цвѣту своему оно нѣсколько уподобляется солнечнымъ лучамъ; оно справедливо и служитъ символомъ дѣвства, которое не допускаетъ пятна и порока (Ефес. 5, 27) и постоянно сіяетъ свѣтомъ Слова. Посему оно и стоитъ внутри Святаго святыхъ, весьма близко и предъ самою завѣсою, вознося чистыми руками, какъ бы ѳиміамъ, молитву Господу въ пріятное благоуханіе, какъ внушаетъ и Іоаннъ, говоря, что ѳиміамы въ чашахъ двадцати четырехъ старцевъ суть молитвы святыхъ (Апок. 5, 8). — Вотъ чтó тебѣ, Арета, и я безъ приготовленія посильно приношу въ разсужденіе о дѣвствѣ.

Когда Ѳаллуса сказала это, — говорила Ѳеопатра, — то Арета коснулась жезломъ Агаѳы, которая, почувствовавъ, тотчасъ встала и отвѣчала.

Примѣчанія:
[1] По переводу 70 толковниковъ.
[2] По переводу 70 толковниковъ.

Источникъ: Святый Меѳодій епископъ и мученикъ, Отецъ Церкви III-го вѣка. Полное собраніе его твореній, переведенныхъ съ Греческаго подъ редакціею Профессора С.-Петербургской Духовной Академіи Евграфа Ловягина. — СПб.: Въ Типографіи Втораго Отдѣленія Собственной Е. И. В. Канцеляріи, 1877. — С. 41-49.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0