Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 28 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свщмч. Меѳодій Патарскій († 312 г.)
Пиръ десяти дѣвъ или о дѣвствѣ.

Рѣчь VI. Агаѳа.

Глава 1.
Превосходство дѣвы, соблюдающей свою красоту. Душа создана по подобію образа Божія, т. е. Сына. Діаволъ — обольститель души.

Такъ какъ ты, Арета, сама возбуждаешь великое дерзновеніе и увѣренность и желаніе сказать что-нибудь хорошее, то и я постараюсь привнести что-нибудь къ разсужденію объ этомъ предметѣ по моимъ силамъ, а не соотвѣтственно тому, чтó уже сказано. Ибо я не могу разсуждать наравнѣ съ тѣмъ, чтó такъ прекрасно и блистательно отдѣлано. Кажется, я навлекла бы на себя обличеніе въ неразуміи, если бы рѣшилась равняться съ превосходнѣйшими въ мудрости. Итакъ, если вы будете снисходительны и къ тѣмъ, которые говорятъ какъ случится, то я приступлю къ рѣчи, впрочемъ со всею тщательностію. Начну отсюда. — Дѣвы! мы всѣ приходимъ въ сей міръ одаренными красотою несравненною, сродною и близкою съ Премудростію. Души въ точности соотвѣтствуютъ родившему и образовавшему ихъ въ особенности тогда, когда онѣ, сіяя чистою красотою подобія (съ Нимъ) и чертами того первообраза, созерцая который Богъ образовалъ ихъ имѣющими безсмертный и нетлѣнный видъ, остаются такими. Ибо Онъ, — эта красота нерожденная и безплотная, не имѣющая начала и непричастная разрушенію, неизмѣнная, нестарѣющаяся и ни въ чемъ не нуждающаяся, самъ въ Себѣ и по Себѣ Свѣтъ, обитающій въ неизреченномъ и неприступномъ жилищѣ (1 Тим. 6, 16), преизбыткомъ могущества содержащій и творящій и образующій все, создалъ душу по подобію своего образа. Потому она и разумна и безсмертна; ибо она, бывъ создана, по образу Единороднаго, какъ я сказала, имѣетъ несравненную красоту. Потому и духи злобы (Ефес. 6, 12), по нечистой любви къ ней, строятъ козни, стараясь осквернить этотъ богоподобный и вожделѣнный видъ ея, какъ изображаетъ и пророкъ Іеремія въ обличеніе Іерусалима: у тебя былъ лобъ блудницы, ты отбросила стыдъ съ любовниками твоими (Іер. 3, 1-3), говоря о той, которая отдаетъ сама себя на оскверненіе враждебнымъ силамъ. Эти любовники суть діаволъ и ангелы его, которые своимъ вмѣшательствомъ стараются запятнать и осквернить словесную и разумную красоту нашего ума и желаютъ прелюбодѣйствовать со всякою душею, обрученною Господу.

Глава 2.
Притча о десяти дѣвахъ.

Итакъ, если кто сохранитъ эту красоту незапятнанною, неповрежденною и такою, какою отпечатлѣлъ ее самъ создавшій и украсившій ее по подобію вѣчнаго и разумнаго Существа, котораго человѣкъ есть образъ и подобіе, явившись какъ бы прекраснѣйшимъ и священнымъ Его изображеніемъ, то онъ, переселившись отсюда въ городъ блаженныхъ, т. е. на небеса, поселится какъ бы во храмѣ. Красота же наша всего лучше и надежнѣе сохраняется чистою тогда, когда она, ограждаясь дѣвствомъ, не чернится отвнѣ огнемъ растлѣнія, но оставаясь одинаковою сама въ себѣ, украшается правдою, обручившись Сыну Божію, какъ и самъ Онъ говоритъ, когда заповѣдуетъ, чтобы въ нашихъ тѣлахъ, какъ бы въ свѣтильникахъ, горѣлъ свѣтъ дѣвства (Матѳ. гл. 25). Десять дѣвъ означаютъ души, вѣрующія въ Іисуса Христа; а числомъ десять изображается прямой единственный путь на небеса. Но пять изъ нихъ были благоразумныя и мудрыя, другія же пять глупыя и неразумныя; ибо онѣ не позаботились наполнить свои сосуды елеемъ, не исполнившись правды. Подъ послѣдними разумѣются тѣ, которыя стремятся достигнуть цѣли дѣвства и пристойно и трезвенно исполняютъ все, ведущее къ достиженію этой вожделѣнной цѣли, но разглашая и тщеславясь этимъ намѣреніемъ ослабѣваютъ и побѣждаются преходящею суетою міра и оказываются болѣе начертывающими тѣнь добродѣтели, нежели исполняющими самую одушевленную истину.

Глава 3.
Стремленіе и предначинанія къ дѣвству бываютъ одинаковы, а послѣдствія различны.

Слова: подобно Царство небесное десяти дѣвамъ, которыя, взявъ свѣтильники свои, вышли на встрѣчу жениху (Матѳ. 25, 1), выраженіемъ десятеричнаго числа указываютъ на то, что ими избранъ былъ одинъ и тотъ же путь жизни. Ибо онѣ отправились, согласившись между собою на одно и тоже дѣло, и потому полагаются въ числѣ десяти, что имѣли, какъ я сказала, одно и тоже намѣреніе; но не одинаково онѣ вышли на встрѣчу жениху. Однѣ изъ нихъ въ изобиліи и на будущее время запасли пищу для свѣтильниковъ, питающихся елеемъ; а другія, заботясь только о настоящемъ, были безпечны. Раздѣленіе ихъ на равныя числа по пяти означаетъ пять чувствъ, которыя многія называютъ вратами мудрости, и которыя однѣ изъ нихъ сохранили чистыми и дѣвственными отъ грѣховъ, а другія напротивъ исказили множествомъ неправдъ, предавшись нечестію. Онѣ, при своемъ дѣвствѣ воздерживаясь отъ дѣлъ правды, принесли болѣе грѣховныхъ плодовъ, отъ чего и произошло то, что онѣ были отвергнуты и остались внѣ божественныхъ чертоговъ. Ибо, дѣлаемъ ли мы что-нибудь доброе, или грѣшимъ, чрезъ эти (чувства) исполняются и добрыя и злыя дѣла. И какъ Ѳаллуса сказала, что есть дѣвственность глазъ, ушей, языка и прочихъ чувствъ, такъ и здѣсь пятью дѣвами называется всякая, сохранившая неповрежденною вѣрность пяти проводниковъ добродѣтели — зрѣнія, вкуса, обонянія, осязанія и слуха, когда она воспріятія пяти чувствъ представляетъ чистыми Христу, свѣтло сіяя, подобно свѣтильнику, святостію каждаго изъ нихъ. По истинѣ наше тѣло есть пятисвѣщный свѣтильникъ, который душа неся, подобно факелу, представитъ въ день воскресенія Жениху-Христу, выразивъ проявляющуюся чрезъ всѣ чувства свѣтлую вѣру, какъ Онъ самъ научилъ, сказавъ: огонь пришелъ Я низвести на землю, и какъ желалъ бы, чтобы онъ уже возгорѣлся (Лук. 12, 49), называя землею наши (тѣлесныя) хижины, въ которыхъ Онъ желалъ скорѣе возжечь животворное и пламенное дѣйствіе своего ученія. А елей надобно уподобить мудрости и правдѣ. Ибо, когда душа изобилуетъ ими и проводитъ ихъ въ тѣло, то неугасимое пламя добродѣтели поднимается вверхъ, озаряя людей добрыми дѣлами такъ, что прославляется Отецъ небесный (Матѳ. 5, 16).

Глава 4.
Что значитъ елей въ свѣтильникахъ?

Такой же елей приносили и тѣ (ветхозавѣтные), по книгѣ Левитъ, елей чистый, выбитый, для освѣщенія, чтобы горѣлъ свѣтильникъ внѣ завѣсы предъ Господомъ (Лев. 24, 2). Но имъ повелѣно было поддерживать самый слабый свѣтъ отъ вечера до утра. Ибо ихъ свѣтильникъ, питаемый дѣлами и вѣрою народа, кажется, соотвѣтствовалъ пророческому слову, прямо указывающему на цѣломудріе, а храмъ (соотвѣтствовалъ) удѣлу наслѣдія (Псал. 104, 11), такъ какъ свѣтильникъ можетъ свѣтить только въ одномъ домѣ. Посему этому свѣтильнику надлежало горѣть до наступленія дня: пусть возжигаютъ его, сказано тамъ, до утра (Лев. 24, 3) т. е. до пришествія Христа; потому что когда возсіяло солнце дѣвства и правды, то нѣтъ нужды въ свѣтильникѣ. Итакъ доколѣ этотъ народъ приносилъ необходимое для питанія свѣтильника, доставляя елей (добрыми) дѣлами, дотолѣ у нихъ не угасалъ свѣтильникъ цѣломудрія, но всегда блисталъ и свѣтилъ въ удѣлѣ наслѣдія. Когда же этотъ елей оскудѣлъ отъ того, что они уклонились отъ вѣры въ невоздержаніе, то свѣтильникъ совершенно погасъ, дабы дѣвы преемственно, какъ бы свыше озаряя міръ нетлѣніемъ, опять засвѣтили эти свѣтильники. Посему и нынѣ должно приносить въ изобиліи чистый елей добрыхъ дѣлъ и мудрости, очищенный отъ всякаго влекущаго дóлу тлѣнія, дабы, въ ожиданіи замедлившаго Жениха, и наши свѣтильники также не погасли. Это замедленіе есть время до пришествія Христова; дремота и сонъ дѣвъ — отшествіе отъ жизни; полночь — царство антихриста, когда ангелъ-истребитель пройдетъ по (нашимъ) жилищамъ; а раздавшійся крикъ: вотъ Женихъ идетъ, выходите Ему на встрѣчу (Матѳ. 25, 6) — голосъ съ небесъ и трубный звукъ, когда святые, по воскресеніи всѣхъ ихъ, будутъ восхищены на облакахъ и пойдутъ въ срѣтеніе Господу (1 Сол. 4, 16-17). Ибо надобно замѣтить, послѣ этого крика встали всѣ дѣвы, какъ говоритъ Слово (Божіе), т. е. послѣ голоса съ небесъ мертвые воскреснутъ, какъ учитъ и Павелъ, когда говоритъ: самъ Господь при возвѣщеніи, при гласѣ Архангела и трубѣ Божіей сойдетъ съ неба, и мертвые во Христѣ воскреснутъ прежде (1 Сол. 4, 16), т. е. (тѣлесныя) хижины, которыя умерли, разлучившись съ душами. Потомъ мы, оставшіеся въ живыхъ, вмѣстѣ съ ними восхищены будемъ (1 Сол. 4, 17); это онъ говоритъ о душахъ. Ибо мы, живущіе, собственно суть наши души, которыя вмѣстѣ съ тѣлами, опять воспринятыми, на облакахъ пойдутъ на встрѣчу (Господу), неся свѣтильники, украшенные не чуждымъ и мірскимъ украшеніемъ, но свѣтомъ мудрости и цѣломудрія, исполненнымъ эѳирнаго сіянія подобно сіяющимъ звѣздамъ.

Глава 5.
Награда дѣвства.

Таково торжество нашего таинства, прекрасныя дѣвы; таковы священнодѣйствія посвященныхъ въ таинство дѣвства; таковы награды чистыхъ подвиговъ цѣломудрія (Прем. 4, 2). Я дѣлаюсь невѣстою Слова, и получаю въ приданое вѣчный вѣнецъ нетлѣнія и богатство отъ Отца; и вѣчно торжествую, увѣнчанная блестящими и неувядающими цвѣтами мудрости; ликую на небѣ съ Мздовоздаятелемъ Христомъ, близъ безначальнаго и безконечнаго Царя. Я стала свѣщеносицею незаходимаго свѣта и воспѣваю новую пѣснь въ обществѣ Архангеловъ, прославляя новую благодать Церкви; ибо сонмъ дѣвъ всегда слѣдуетъ за Господомъ и торжествуетъ вмѣстѣ съ Нимъ, гдѣ бы Онъ ни былъ. Это выражаетъ и Іоаннъ, упоминая о ста-сорока четырехъ тысячахъ (Апок. 7, 4). Итакъ, шествуйте, юныя дщери новыхъ вѣковъ! Шествуйте, наполняйте ваши сосуды правдою! Ибо уже время встать и идти на встрѣчу Жениху. Шествуйте, смѣло проходя мимо забавъ и прелестей житейскихъ, смущающихъ и очаровывающихъ душу; ибо вы получите обѣщанное. «Клянусь Тѣмъ, Кто указалъ намъ путь жизни» [1].

Этотъ вѣнокъ, сплетенный изъ пророчествъ, и я собрала съ пророческихъ луговъ, и приношу тебѣ, Арета.

Когда Агаѳа такъ прекрасно окончила свою рѣчь, — говорила она, — и удостоилась похвалы отъ тѣхъ, предъ которыми произносила ее, тогда Арета еще предложила говорить Прокиллѣ. Она же, вставши и занявши мѣсто предъ палаткою, сказала слѣдующее:

Примѣчанія:
[1] Экзаметръ, составленный примѣнительно къ ст. 47 такъ называемыхъ Золотыхъ стиховъ Пиѳагора.

Источникъ: Святый Меѳодій епископъ и мученикъ, Отецъ Церкви III-го вѣка. Полное собраніе его твореній, переведенныхъ съ Греческаго подъ редакціею Профессора С.-Петербургской Духовной Академіи Евграфа Ловягина. — СПб.: Въ Типографіи Втораго Отдѣленія Собственной Е. И. В. Канцеляріи, 1877. — С. 50-55.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0