Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 24 февраля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 31.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свщмч. Меѳодій Патарскій († 312 г.)
Пиръ десяти дѣвъ или о дѣвствѣ.

Рѣчь VII. Прокилла.

Глава 1.
Какой истинно-достойный способъ хваленія? Отецъ больше Сына по силѣ начала, но не по существу. Дѣвство — лилія. Души вѣрныхъ и дѣвы; единая невѣста единаго Христа.

Отставать мнѣ, Арета, не слѣдуетъ даже и послѣ такихъ рѣчей, мнѣ, несомнѣнно вѣрующей въ многообразную премудрость Божію, которая можетъ богато и различно одарять тѣхъ, кого хочетъ. Мореплаватели говорятъ, что иногда для плавающихъ на корабляхъ дуетъ одинъ и тотъ же вѣтеръ; а между тѣмъ разные, управляя своимъ плаваніемъ различно, направляются не въ одну и ту же сторону. Для однихъ этотъ вѣтеръ, дуя прямо въ корму, дѣлается попутнымъ, а для другихъ онъ дуетъ съ боку; и однако и тѣхъ и другихъ плаваніе совершается весьма удобно. Такъ и разумный, святый и единородный Духъ премудрости (Прем. 7, 22), тихо вѣя свыше изъ отческихъ сокровищъ и навѣвая на всѣхъ насъ пріятное дыханіе вѣдѣнія, да поможетъ безопасно совершить теченіе слова. Однако мнѣ пора уже начать рѣчь.

Истинный и основательный способъ хвалы, дѣвы, одинъ тотъ, когда хвалящій представляетъ свидѣтеля, высшаго хвалы и всего хвалимаго. Ибо такимъ образомъ можно ясно убѣдиться, что словесная похвала дѣлается не изъ угожденія, не по необходимости, не по мнѣнію, а по истинѣ и нелицепріятному суду. Такъ и пророки и апостолы, полнѣе разсуждая о Сынѣ Божіемъ и богословствуя, что Онъ выше всѣхъ людей, не ангельскими словами подтверждали хвалы Ему, но Тѣмъ самимъ, отъ Котораго зависитъ сила и власть всего. Ибо надлежало, чтобы большій всѣхъ прочихъ послѣ Отца, получилъ свидѣтельство отъ одного Отца, Который болѣе Его (Іоан. 14, 28) [1]. Посему и я буду подтверждать похвалы дѣвству не человѣческимъ мнѣніемъ, а Тѣмъ, Который печется (о насъ) и Который выше всего, объяснивъ, что Онъ есть воздѣлыватель его и любитель красоты его и достовѣрный свидѣтель. Это можетъ ясно видѣть всякій желающій въ Пѣсни пѣсней, гдѣ самъ Христосъ, восхваляя твердо пребывающихъ въ дѣвствѣ, говоритъ: что лилія между тернами, то возлюбленная моя между дѣвицами (Пѣсн. 2, 2), сравнивая даръ дѣвства съ лиліей по чистотѣ, благоуханію, пріятности и красотѣ. Подлинно дѣвство есть весенній цвѣтокъ, нѣжно произращающій на своихъ всегда бѣлыхъ листьяхъ цвѣтъ нетлѣнія. Посему Онъ и не стыдится открыто выражать свою любовь къ цвѣтущей красотѣ его. Плѣнила сердце мое ты, сестра моя, невѣста, говоритъ Онъ далѣе, плѣнила сердце мое ты однимъ взглядомъ очей твоихъ, однимъ ожерельемъ на шеѣ твоей. О, какъ прекрасна грудь твоя, и благоуханіе одеждъ твоихъ лучше всѣхъ ароматовъ! [2] Сотовый медъ каплетъ изъ устъ твоихъ, невѣста, медъ и молоко подъ языкомъ твоимъ, и благоуханіе одежды твоей подобно благоуханію Ливана! Запертый садъ — сестра моя, невѣста, заключенный колодезь, запечатанный источникъ (Пѣсн. 4, 9-12). Такія похвалы воспѣваетъ Христосъ тѣмъ, которыя вступили на поприще дѣвства, изображая всѣхъ ихъ подъ однимъ именемъ невѣсты, такъ какъ невѣста должна соотвѣтствовать жениху и по названію приспособляться къ нему; равно какъ должна быть чистою и непорочною подобно запечатанному саду, въ которомъ растутъ всякіе ароматы небеснаго благоуханія, чтобы одинъ Христосъ пришедши срывалъ ихъ, произрасшихъ отъ безтѣлесныхъ сѣмянъ. Ибо ничто плотское не удостоивается любви Слова, такъ какъ Оно по существу своему не услаждается ничѣмъ тлѣннымъ, напр. руками, или лицемъ, или ногами, но взираетъ на невещественное и духовное и имъ утѣшается, не прикасаясь къ красотѣ тѣлесной.

Глава 2.
Объясненіе мѣста изъ Пѣсни пѣсней: 4, 9-12.

Замѣтьте, дѣвы, что слова Его къ невѣстѣ: ты плѣнила сердце мое однимъ взглядомъ очей твоихъ, относятся къ зрительному оку разума, когда внутренній человѣкъ, очистивъ его, ясно созерцаетъ истину. Ибо всякому извѣстно, что есть два чувства зрѣнія: одно — душевное, а другое тѣлесное, но не о любви своей къ тѣлесному свидѣтельствуетъ Слово, а только къ духовному, когда говоритъ: ты плѣнила сердце мое однимъ взглядомъ очей твоихъ, однимъ ожерельемъ на шеѣ твоей. Это значитъ: ты возжделѣннымъ взоромъ мудрости твоей возбудила любовь въ сердцѣ Моемъ, сіяя внутри свѣтлою красотою цѣломудрія. Шейными ожерельями называются надѣваемыя на шею цѣпи, составленныя изъ разнообразныхъ и драгоцѣнныхъ камней. Души, заботящіяся о тѣлѣ, надѣваютъ это чувственное украшеніе на внѣшнюю шею тѣла для обольщенія зрителей, а дѣвственныя души придаютъ себѣ внутри украшеніе, состоящее по истинѣ изъ драгоцѣнныхъ и разнообразныхъ камней: свободы, великодушія, мудрости, любви, мало заботясь о такихъ временныхъ украшеніяхъ, которыя, подобно листьямъ, нѣсколько времени цвѣтутъ и вмѣстѣ съ измѣненіемъ тѣла увядаютъ. Такимъ образомъ у человѣка оказываются два украшенія, изъ которыхъ къ внутреннему нетлѣнному благоволитъ Господь, свидѣтельствуя, что сердце Его плѣнилось однимъ ожерельемъ на шеѣ невѣсты, какъ-бы выражая то, что Онъ возлюбилъ сіяющее свѣтомъ одѣяніе внутренняго человѣка, какъ свидѣтельствуетъ и Псалмопѣвецъ, говоря: вся слава дочери царя внутри (Псал. 44, 14).

Глава 3.
Дѣвы, какъ мученицы, занимаютъ первое мѣсто между близкими ко Христу.

Впрочемъ, да не подумаетъ кто-нибудь, что прочее общество вѣрующихъ отвергается, вообразивъ, будто мы только — однѣ дѣвы — будемъ введены въ наслѣдіе обѣтованія, и не сообразивъ, что тамъ будутъ разные сонмы и обители и разряды, сообразно съ вѣрою каждаго. Это и Павелъ изображаетъ такъ: иная слава солнца, иная слава луны, иная звѣздъ, и звѣзда отъ звѣзды разнится во славѣ: такъ и при воскресеніи мертвыхъ (1 Кор. 15, 41-42). И Господь свидѣтельствуетъ, что не всѣмъ будутъ даны однѣ и тѣже почести, но однимъ Онъ присвояетъ Царство небесное, другимъ обѣщаетъ наслѣдіе земли, инымъ созерцаніе Отца (Матѳ. гл. 5). Такъ и здѣсь Онъ предвозвѣщаетъ, что святый сонмъ дѣвъ, какъ первый разрядъ, войдетъ вмѣстѣ съ Нимъ въ покой новыхъ вѣковъ, какъ-бы въ брачный чертогъ. Ибо онѣ принадлежатъ къ мученикамъ, перенося тѣлесныя тягости не какое-нибудь краткое время, но страдая во всю жизнь, и не убоявшись подвизаться поистинѣ олимпійскимъ подвигомъ дѣвства; посему онѣ, какъ сопротивляющіяся жестокимъ пыткамъ удовольствій, и опасеніямъ и скорбямъ и другимъ бѣдствіямъ человѣческаго нечестія, прежде всѣхъ получаютъ почести, занимая лучшее мѣсто обѣтованія. Притомъ эти только души Слово называетъ своею избранною и истинною невѣстою, а прочія — сожительницами и дѣвицами и дщерями, въ слѣдующихъ словахъ: есть шестьдесятъ царицъ и восемьдесятъ наложницъ и дѣвицъ безъ числа: но единственная она, голубка моя, чистая моя, единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей. Увидѣли ее дочери [3], и превознесли ее, царицы и наложницы и восхвалили ее (Пѣсн. 6, 7-8). Т. е. хотя много есть дщерей Церкви, но только одна есть избранная и возлюбленнѣйшая въ очахъ Ея больше всѣхъ; это — сонмъ дѣвственницъ.

Глава 4.
Объясненіе мѣста изъ книги Пѣснь пѣсней: 4, 7-8. Царицы — души святыхъ, жившихъ до потопа. — Сожительницы — души пророковъ. — Божественное сѣмя для рожденія духовныхъ плодовъ въ книгахъ пророковъ. — Какъ-бы тайный бракъ Слова съ пророческими душами.

Если же кто недоумѣваетъ, находя эти слова (Писанія) еще недостаточно объясненными, и желаетъ, чтобы онѣ были полнѣе раскрыты въ духовномъ ихъ смыслѣ, чтó такое царицы и дѣвицы, то мы скажемъ, что они могутъ относиться къ тѣмъ, которые отъ начала въ теченіи вѣковъ отличались праведностію, какъ-то: жившіе прежде потопа, жившіе послѣ потопа и жившіе со времени Христа. Такъ невѣста есть Церковь, а царицы — тѣ царственныя, угодившія Богу души, которыя жили прежде потопа, т. е. временъ Авеля и Сиѳа и Эноха; сожительницы же — души жившихъ послѣ потопа пророковъ, съ которыми Господь вступая въ общеніе какъ съ сожительницами, прежде нежели Церковь соединилась съ Нимъ, сѣялъ въ нихъ истинные глаголы нетлѣннаго и чистаго любомудрія, чтобы онѣ, зачавши вѣру, родили духъ спасенія (Ис. 26, 18) [4]. Ибо такіе плоды, приносящіе приснопамятную славу, раждаютъ тѣ души, съ которыми входитъ въ общеніе Христосъ. Если вы, дѣвы, захотите взглянуть въ писанія Моисея, или Давида, или Соломона, или Исаіи, или послѣдующихъ пророковъ, то вы увидите, какіе спасительные для жизни плоды свои оставили они вслѣдствіе общенія съ Сыномъ Божіимъ. Посему Слово (Божіе) мудро назвало души пророковъ сожительницами, потому что Онъ имѣлъ общеніе съ ними не такъ явно, какъ съ Церковію, за которую совершено закланіе упитаннаго тельца (Лук. 15, 23).

Глава 5.
Шестьдесятъ царицъ: почему исчислено шестьдесятъ, и почему онѣ названы царицами? Превосходство святыхъ перваго вѣка.

Кромѣ того, чтобы ничто изъ необходимаго не ускользнуло отъ нашего вниманія, нужно объяснить, почему исчислено царицъ шестьдесятъ, сожительницъ восемьдесятъ, дѣвицъ столько, что и сосчитать нельзя, а невѣста одна. И во первыхъ надобно сказать о шестидесяти. Здѣсь шестьюдесятью царицами, я думаю, называются тѣ, которые отъ первозданнаго до Ноя преемственно угождали Богу, потому что они не имѣли нужды въ предписаніяхъ и законахъ для спасенія, такъ какъ для нихъ было еще недавнимъ устройство міра въ шесть дней. Они помнили, какъ Богъ сотворилъ міръ въ шесть дней и что произошло въ раю, какъ человѣкъ, получивши заповѣдь не касаться древа познанія, палъ, бывъ увлеченъ виновникомъ зла (Быт. 3, 3). Посему (Писаніе) символически и назвало шестьюдесятью (ἑξήϰοντα) царицами эти души, которыя вскорѣ по сотвореніи міра преемственно питали любовь къ Богу и были, если можно такъ выразиться, почти порожденіями перваго вѣка и близкими къ шестидневному творенію, потому что онѣ жили, какъ я сказала, непосредственно послѣ шести дней (ἑξήμεστον) творенія. Ибо онѣ пользовались великою честію, бесѣдуя съ ангелами и часто созерцая Бога на яву, а не во снѣ. Посмотрите, какое дерзновевіе имѣлъ предъ Богомъ Сиѳъ, какое Авель, какое Еносъ, какое Энохъ, какое Маѳусалъ, какое Ной — первые любители правды и первые изъ первенцовъ, написанныхъ на небесахъ (Евр. 12, 23), наслѣдовавшіе Царство, какъ нѣкоторый начатокъ растеній во спасеніе, какъ произрасшій ранній плодъ Богу. Впрочемъ объ нихъ довольно.

Глава 6.
Кто такія восемьдесятъ сожительницъ? Преподанное пророками ученіе о воплощеніи.

Еще надобно сказать о сожительницахъ. У тѣхъ, которые жили послѣ потопа, познаніе Бога было болѣе отдаленное, и они имѣли нужду въ другомъ ученіи, которое послужило бы имъ врачевствомъ и помощію при распространявшемся идолопоклонствѣ. Поэтому, чтобы родъ человѣческій не былъ омраченъ забвеніемъ добра, Богъ поручилъ Сыну своему внушить пророкамъ будущее пришествіе Свое въ жизнь во плоти, во время котораго возвѣстится радость духовнаго восьмаго дня (ὀγδοάδος) и вѣдѣніе, доставляющее отпущеніе грѣховъ и воскресеніе; ибо чрезъ него отсѣкаются человѣческія страсти и тлѣніе [5]. Поэтому рядъ пророковъ со временъ Авраама, по важности обрѣзанія, въ которомъ заключается восьмеричное число и отъ котораго зависитъ и законъ, названъ восьмидесятью (ὀγδοήϰοντα) сожительницами, такъ какъ прежде обрученія Церкви съ Словомъ, они первые, воспріявши божественныя сѣмена, предвозвѣстили духовное обрѣзаніе въ восьмой день.

Глава 7.
Дѣвицы — древніе праведники. Церковь — единственная невѣста, превосходнѣе всѣхъ прочихъ.

Затѣмъ дѣвицами, которымъ нѣтъ числа, называется множество тѣхъ, которые жили праведно подъ руководствомъ высшихъ и юношески и усердно боролись со грѣхомъ. Но изъ нихъ ни царицы, ни сожительницы, ни дѣвицы не сравниваются съ Церковію. Ибо она, совершенная и избранная преимущественно предъ всѣми ими, состоящая и соединенная изъ всѣхъ Апостоловъ, есть невѣста, превосходящая всѣхъ красотою цвѣтущей юности и дѣвства. Посему она и ублажается и восхваляется другими, такъ какъ она обильно и видѣла и слышала то, чего тѣ желали хотя бы на короткое время видѣть, но не видѣли, и слышать, но не слышали. Блаженны, сказалъ Господь ученикамъ, очи ваши, что видятъ, и уши ваши, что слышатъ, ибо истинно говорю вамъ, что многіе пророки и праведники желали видѣть, что вы видите, и не видѣли, и слышать, что вы слышите, и не слышали (Матѳ. 13, 16-17). Потому пророки и ублажаютъ Церковь и удивляются ей, что, чего они сами не сподобились слышать и видѣть, того она удостоилась и сдѣлалась причастницею. Ибо шестьдесятъ царицъ, и восемьдесять наложницъ, и дѣвицъ безъ числа: но единственная она, голубка моя, чистая моя (Пѣсн. 6, 7).

Глава 8.
Человѣческая природа Христа — единственная голубка Его.

Иначе можно разумѣть подъ невѣстою пречистую плоть Господа, для (воспріятія) которой Онъ оставилъ Отца, снизошелъ сюда, соединился съ нею и вмѣстился въ ней вочеловѣчившись. Образно она названа голубкой потому, что это животное ручное, домашнее, и охотно живущее вмѣстѣ съ людьми. Ибо она одна, такъ сказать, оказалась чистою и непорочною и превосходящею всѣхъ добротою и красотою праведности, такъ что никто даже изъ высоко угодившихъ Богу не можетъ стать подлѣ нея по сравнительному достоинству добродѣтели. Посему она и удостоилась быть соучастницею царства Единороднаго, сочетавшись съ Нимъ. И описанная въ сорокъ четвертомъ псалмѣ царица, изъ многихъ ставшая одесную Бога, облеченная въ золотое украшеніе добродѣтели, которой красоты возжелалъ Царь, есть, какъ я сказала, та пречистая и блаженная плоть, которую само Слово вознесши на небеса посадило одесную Отца, облеченную въ золотую одежду, т. е. въ нетлѣнныя свойства, которыя символически названы золотыми украшеніями (Псал. 44, 14) [6]; ибо эта одежда составляется и сплетается изъ различныхъ совершенствъ (какъ то: дѣвства, мудрости, вѣры, любви, терпѣнія и прочихъ добродѣтелей), которыя, прикрывая неблаговидность плоти, украшаютъ человѣка золотымъ украшеніемъ.

Глава 9.
Дѣвы слѣдуютъ непосредственно за царицею и невѣстою.

А что вѣщаетъ Духъ въ дальнѣшихъ словахъ псалма послѣ посажденія на престолѣ одесную Отца того человѣка, котораго восприняло Слово, на это надобно обратить вниманіе. За нею, говоритъ онъ, ведутся къ Царю дѣвы подруги ея, приводятся съ веселіемъ и ликованіемъ, входятъ въ чертогъ Царя (Псал. 44, 15-16). Здѣсь, кажется, весьма ясно Духъ восхваляетъ дѣвство и обѣщаетъ, что за невѣстою Господа, какъ мы изложили, вторыми приступятъ къ Всемогущему съ радостію и веселіемъ дѣвы, окруженныя и сопровождаемыя ангелами. Такъ по истинѣ достолюбезна и вожделѣнна красота дѣвства, что вслѣдъ за Царицею, которую Господь вознесъ и представилъ безгрѣшною Отцу, приводится сонмъ ликующихъ дѣвъ, удостоенный втораго мѣста послѣ невѣсты. — Эти упражненія въ словѣ о дѣвствѣ и отъ насъ, Арета, приносятся тебѣ на усмотрѣніе.

Когда Прокилла высказала это, то Ѳекла сказала: теперь, послѣ нея, моя очередь говорить, и я радуюсь, что мнѣ присуще словесное искуство и что я чувствую себя внутри, подобно цитрѣ, настроенною и приготовленною сказать стройно и благоприлично.

Арета. Прекрасно, Ѳекла, съ удовольствіемъ взираю на твое усердіе, которое внушаетъ мнѣ увѣренность, что ты подаришь мнѣ рѣчь, по силѣ своей соотвѣтствующую предмету; у тебя нѣтъ недостатка въ знаніи круга философскихъ наукъ и всякой учености, а что касается до евангельскаго и Божественнаго ученія, то что и говорить о тебѣ, обогащенной премудростію Павла?

Примѣчанія:
[1] Выраженія этого мѣста о лицѣ Iисуса Христа подавали нѣкоторымъ поводъ думать, что здѣсь содержатся аріанскія мысли, вставленныя еретиками впослѣдствіи времени (см. Migne, p. 124 и 231); во, при правильномъ разумѣніи какъ этихъ выраженій, такъ и приведеннаго текста Священнаго Писанія, здѣсь можетъ и не заключаться начего противнаго православному ученію, хотя надобно прибавить, что св. Меѳодій, писавшій прежде аріанской ереси и 1-го Вселенскаго Собора, не могъ быть слишкомъ точенъ въ выраженіяхъ догматическихъ.
[2] По переводу 70 толковниковъ.
[3] Θυγατέρες, по переводу 70 толковниковъ.
[4] По переводу 70 толковниковъ.
[5] Здѣсь разумѣется христіанское крещеніе, которое соотвѣтствуетъ ветхозавѣтному обрѣзанію, совершавшемуся въ восьмой день послѣ рожденія младенца.
[6] По переводу 70 толковниковъ.

Источникъ: Святый Меѳодій епископъ и мученикъ, Отецъ Церкви III-го вѣка. Полное собраніе его твореній, переведенныхъ съ Греческаго подъ редакціею Профессора С.-Петербургской Духовной Академіи Евграфа Ловягина. — СПб.: Въ Типографіи Втораго Отдѣленія Собственной Е. И. В. Канцеляріи, 1877. — С. 55-63.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0