Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 24 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свщмч. Меѳодій Патарскій († 312 г.)
Пиръ десяти дѣвъ или о дѣвствѣ.

Рѣчь IX. Тисіана.

Глава 1.
Дѣвство — главное украшеніе истинной кущи. — Что означаютъ седмь дней, предписанныхъ Іудеямъ для празднованія кущей? — Неизвѣстность предѣла этого седмеричнаго числа, и никому не открыто, когда совершится будущее окончаніе міра. — Устройство міра еще продолжается.

Арета, возлюбленная краса любителей дѣвства! И я прошу тебя оказать мнѣ твою помощь, чтобы у меня не было недостатка въ словѣ, послѣ столь многихъ и разнообразныхъ рѣчей. Посему я оставляю вступительныя и предварительныя слова рѣчей, чтобы, потративъ время на составленіе ихъ надлежащимъ образомъ, мнѣ не отступить отъ самаго предмета рѣчи, отъ того, какъ славно и почтенно и величественно дѣвство. — Богъ, желая научить истинныхъ Израильтянъ, какъ должно праздновать и чтить истинный праздникъ кущей, изображаетъ это въ книгѣ Левитъ, объясняя, что каждый долженъ больше всего украшать чистотою свою собственную кущу. Приведу самыя слова Писанія, изъ которыхъ несомнѣнно будетъ ясно для всѣхъ, какъ и для Бога благоугоденъ и пріятенъ этотъ подвигъ дѣвственной чистоты. А въ пятнадцатый день седмаго мѣсяца, когда вы собираете произведенія земли, празднуйте праздникъ Господень седмь дней; а въ осьмой день покой. Въ первый день возьмите себѣ вѣтви красивыхъ деревъ, вѣтви пальмовыя и вѣтви деревъ широколиственныхъ и вербъ и вѣтви агноса рѣчнаго [1], и веселитесь предъ Господомъ Богомъ вашимъ седмь дней въ году. Это постановленіе вѣчное въ роды ваши. Въ седьмой мѣсяцъ празднуйте его. Въ кущахъ живите седмь дней. Всякій туземецъ Израильтянинъ долженъ жить въ кущахъ, чтобы знали роды ваши, что въ кущахъ поселилъ Я сыновъ Израилевыхъ, когда вывелъ васъ [2] изъ земли Египетской. Я Господь Богъ вашъ (Лев. 23, 39-43). Конечно Іудеи, (витая около одного письмени Писанія, какъ шмели около листьевъ овощей, а не около цвѣтовъ и плодовъ, какъ пчела), будутъ утверждать, что эти слова и предписанія относятся къ той кущѣ, которую они сами устрояютъ, какъ будто Богъ утѣшается тѣми тлѣнными украшеніями, которыя они разнообразно устрояютъ изъ древесныхъ вѣтвей; но они не понимаютъ богатства будущихъ благъ, какъ все это есть не что иное, какъ дуновеніе и образныя тѣни, предвозвѣщающія воскресеніе нашей павшей на землѣ (тѣлесной) скиніи, которую обратно получивъ безсмертною въ седьмое тысящелѣтіе [3], мы будемъ праздновать великій праздникъ истинныхъ кущей въ новомъ и непреходящемъ мірѣ, когда будутъ собраны земные плоды и люди уже не будутъ раждать и раждаться, и когда Богъ успокоится отъ дѣлъ мірозданія. Ибо какъ въ шесть дней Богъ создалъ небо и землю, и совершилъ весь міръ; а въ седьмый день почилъ отъ дѣлъ своихъ, которыя творилъ, и благословилъ день седьмый и освятилъ его (Быт. 2, 1-2), и какъ прообразовательно въ седмый мѣсяцъ, когда уже собраны земные плоды, намъ повелѣно праздновать Господу, такъ когда этотъ міръ достигнетъ до седьмаго тысящелѣтія, тогда Богъ, по истинѣ совершивъ вселенную, возвеселится о насъ (Псал. 103, 31). Теперь еще все устрояется могущественною волею и непостижимою силою Его, земля еще произращаетъ плоды, и воды собираются въ свои вмѣстилища; свѣтъ еще отдѣляется (отъ тьмы), и число людей еще увеличивается; солнце восходитъ для управленія днемъ, и луна для управленія ночью (Быт. 1, 16): четвероногіе, звѣри и пресмыкающіеся происходятъ изъ земли, а птицы и рыбы изъ влажной стихіи. А тогда, когда исполнятся времена, и Богъ перестанетъ совершать эти творенія, въ седьмый мѣсяцъ — въ великій день воскресенія — будетъ праздноваться въ честь Господу нашъ праздникъ кущей, котораго символы и образы представлены въ книгѣ Левитъ, которыя и нужно объяснить, чтобы уразумѣть открытую истину. Этого послушаетъ мудрый, говорится въ Писаніи, и умножитъ познанія и уразумѣетъ причту и замысловатую рѣчь, слова мудрецовъ и загадки ихъ (Прич. 1, 5-6). Посему да устыдятся Іудеи, не постигающіе глубины Писаній и думающіе, что законъ и пророки говорили все о плотскомъ, между тѣмъ сами стремясь къ мірскому и внѣшнее богатство предпочитая душевному. Тогда какъ Писанія содержатъ образы предметовъ двоякаго рода, прошедшихъ и будущихъ, они несчастные, уклонившись отъ этого, принимаютъ прообразы будущаго, какъ бы уже прошедшаго; такъ о закланіи агнца они думаютъ, что таинство агнца есть только воспоминаніе спасенія отцевъ ихъ въ Египтѣ, когда при избіеніи первенцевъ Египетскихъ они спаслись, окропивъ кровію косяки домовъ своихъ, но не поняли, что оно было еще предвѣщательнымъ прообразомъ закланія Христа, котораго кровію огражденныя и запечатлѣнныя души, при сожженіи вселенной и погибели первородныхъ чадъ сатаны, спасутся отъ гнѣва (Божія), потому что наказующіе Ангелы будутъ отступать отъ начертанной на нихъ печати этой крови.

Глава 2.
Прообразъ, образъ, истина, — законъ, благодать, слава. Человѣкъ созданъ безсмертнымъ. — Смерть введена для истребленія грѣха.

Это сказано мною для примѣра въ доказательство того, что Іудеи, считая данное имъ образомъ уже прошедшаго, лишились надежды будущихъ благъ, не хотѣвши признать ни предвѣщательныхъ прообразовъ образовъ, ни самихъ образовъ истины. Между тѣмъ законъ есть прообразъ и тѣнь образа т. е. Евангелія, а Евангеліе — образъ самой истины. Ибо древніе и законъ пророчески предвозвѣстили намъ свойства Церкви, а Церковь свойства новыхъ вѣковъ. Посему мы, принявъ Христа, который сказалъ: Я есмь истина (Іоан. 14, 6), убѣждены, что тѣни и прообразы уже прекратились, и спѣшимъ къ истинѣ, возвѣщая дѣйствительные образы ея. Ибо мы еще знаемъ отчасти и какъ бы сквозь тусклое стекло, потому что еще не настало для насъ совершенное (т. е. Царство небесное и воскресеніе), когда то, что отчасти, прекратится (1 Кор. 13, 10. 12). Тогда крѣпко поставятся скиніи всѣхъ насъ, когда, по соединеніи и сращеніи костей съ плотію, тѣло воскреснетъ. Тогда по истинѣ мы будемъ праздновать день радости предъ Господомъ, когда получимъ новыя скиніи, которыя уже не умрутъ или не разрушатся въ прахъ земли (Дан. 12, 2). Наша скинія и прежде была неразрушающеюся, но отъ преступленія поколебалась и пала, а Богъ разрушаетъ грѣхъ смертію, чтобы грѣшный человѣкъ, будучи безсмертнымъ съ живущимъ въ немъ грѣхомъ, не остался вѣчно осужденнымъ. Посему онъ и подвергся смерти, не будучи смертнымъ или тлѣннымъ, и душа отдѣляется отъ плоти, чтобы чрезъ смерть умерщвлялся грѣхъ, который уже не можетъ жить въ умершемъ. Итакъ, по смерти и истребленіи грѣха, я опять возстаю безсмертною и воспѣваю Бога, спасающаго чрезъ смерть дѣтей (своихъ) отъ смерти, и законно праздную въ честь Его, украсивъ свою скинію — плоть — добрыми дѣлами, какъ (Евангельскія) дѣвы — пятью горящими свѣтильниками (Матѳ. 25, 7).

Глава 3.
Какимъ образомъ каждый долженъ приготовляться къ будущему воскресенію?

На испытаніе въ первый день воскресенія приношу ли я заповѣданное, украшена ли я плодами добродѣтели, осѣнена ли вѣтвями дѣвства? Представь, что воскресеніе есть устроеніе кущи. Представь, что принимаемое на устройство этой кущи суть дѣла правды. Итакъ разбираю требующееся въ первый день, т. е. въ тотъ день, въ который я предстаю на судъ, украсила ли я свою кущу тѣмъ, что заповѣдано, находится ли въ ней то, что намъ повелѣвается въ здѣшнемъ мірѣ пріобрѣсти, а тамъ принести Богу? Займемся же разсмотрѣніемъ того, чтó слѣдуетъ далѣе. Въ первый день, говорится, возьмите себѣ красивый древесный плодъ, и вѣтви пальмовыя и вѣтви деревъ широколиственныхъ и вербъ и вѣтви агноса рѣчнаго, и веселитесь предъ Господомъ Богомъ вашимъ (Лев. 23, 40). Подъ красивѣйшимъ плодомъ древеснымъ необрѣзанные сердцемъ Іудеи разумѣютъ лимонное дерево по его величинѣ, и не стыдятся утверждать, что Богъ, которому недостаточны для всесожженія всѣ животныя земныя и ливанъ для куренія, чтится лимоннымъ деревомъ. И притомъ, о упорные, если красиво лимонное дерево, то развѣ не болѣе красива виноградная лоза? — развѣ не красиво гранатовое дерево? — развѣ не красива яблоня и другія плодовыя деревья, которыя гораздо лучше лимоннаго? Такъ и Соломонъ, упоминая въ Пѣсни пѣсней (4, 13) обо всѣхъ этихъ прекрасныхъ деревьяхъ, умолчалъ только о лимонномъ. Но они неразумные впали въ заблужденіе, не понявъ, (что здѣсь говорится) о древѣ жизни, которое прежде произрастало въ раю, а теперь для всѣхъ произрастила Церковь, которое приноситъ прекрасный и красивый плодъ вѣры. Этотъ-то плодъ мы и должны принести, пришедши въ первый день праздника на судъ Христовъ, и если мы не будемъ имѣть такого плода, то не будемъ праздновать вмѣстѣ съ Богомъ и, по словамъ Іоанна, не будемъ имѣть участія въ воскресеніи первомъ (Апок. 20, 6). Ибо древо жизни есть первородная изъ всѣхъ Премудрость. Она, говоритъ пророкъ, древо жизни для тѣхъ, которые пріобрѣтаютъ ее, и твердыня для тѣхъ, которые опираются на нее, какъ на Господа (Прит. 3, 18) [4]; древо, посаженное при потокахъ водъ, которое приноситъ плодъ свой во время свое (Псал. 1, 3): т. е. ученіе и мудрость, доставляемая въ надлежащее время приходящимъ къ водамъ искупленія. А тотъ, кто не увѣровалъ во Христа, кто не позналъ, что Онъ есть начало и древо жизни, кто не можетъ показать Богу кущу свою украшенною прекраснѣйшимъ изъ прекрасныхъ плодовъ, какъ будетъ праздновать? — какъ будетъ веселиться? Хочешь ли узнать прекрасный плодъ этого дерева? Посмотри на слова Господа нашего Іисуса Христа, какъ они прекраснѣе (словъ) сыновъ человѣческихъ (Псал. 44, 3). Прекрасный плодъ произросъ чрезъ Моисея — законъ; но онъ не былъ такъ прекрасенъ, какъ Евангеліе; ибо тотъ былъ только прообразомъ и тѣнью будущихъ вещей, а это — истина и благодать жизни. Прекрасенъ былъ плодъ пророковъ, но не такъ прекрасенъ, какъ воздѣлываемый изъ этого (Евангелія) плодъ нетлѣнія.

Глава 4.
Умъ, очистившись отъ пороковъ, становится проницательнѣе. Украшеніе души и порядокъ добродѣтелей. Любовь — вѣтвиста и плодовита. — Дѣвство — крайнее изъ всѣхъ украшеній. — Самое пользованіе бракомъ должно быть цѣломудренно.

Въ первый день возьмите себѣ красивый древесный плодъ и вѣтви пальмовыя (Лев. 23, 10), — говорится объ упражненіи въ божественномъ ученіи, которымъ душа очищается и украшается, побѣждая страсти, между тѣмъ какъ грѣхи изъ нея выметаются подобно сору и выбрасываются. Ибо на этотъ праздникъ должны приходить чистые и украшенные, тщательно свабдившіе себя трудами и подвигами добродѣтели, какъ бы прикрасами; потому что умъ, очищенный прилежными трудами и подвигами отъ различныхъ, потемняющихъ его помысловъ, становится проницательнѣе къ истинѣ. Такъ и въ Евангеліи вдова нашла кодрантъ, когда вымела домъ и выбросила соръ (Лук. 15, 9; Марк. 12, 42), т. е. страсти, помрачающія и потемняющія душу и умножающіяся отъ нашей изнѣженности и безпечности. И такъ кто хочетъ быть на праздникѣ тѣхъ кущей и находиться вмѣстѣ со святыми, тотъ прежде всего пусть пріобрѣтетъ прекрасный плодъ — вѣру, потомъ пальмовыя вѣтви — упражненіе и занятіе Писаніями, затѣмъ цвѣтущія и широколиственныя вѣтви любви, которыя (Писаніе) повелѣваетъ взять послѣ пальмовыхъ вѣтвей, весьма мѣтко назвавъ любовь широколиственными вѣтвями, потому что она есть какъ бы вѣтвистое, всецѣло плодовитое и тучное растеніе, не имѣющее голыхъ или пустыхъ мѣстъ, но вездѣ полное и на сучьяхъ и на стволѣ. Такова и любовь; она никогда не бываетъ пустою или безплодною. Ибо, если я продамъ имѣніе мое и раздамъ нищимъ, если отдамъ тѣло мое на сожженіе, и если пріобрѣту такую вѣру, что и горы могу переставлять, а любви не имѣю, то я ничто (1 Кор. 13, 2-3). И такъ любовь есть плодовитое дерево и широколиственнѣйшее изъ всѣхъ, какъ изобилующая и исполненная благодатныхъ даровъ. Потомъ что еще предлагаетъ оно взять? Вѣтви вербовыя, говоритъ, называя вербовыми вѣтвями правду, потому что праведники, по словамъ пророка, растутъ какъ трава посреди воды, и какъ ивы при потокахъ водъ (Ис. 44, 4), процвѣтая мудростію. Кромѣ всего этого заповѣдуется приносить для украшенія кущи вѣтви агноса, такъ какъ это дерево по самому названію [5] означаетъ дѣвство, которымъ украшается все вышесказанное. Пусть же отойдутъ прочь невоздержные и по своему сладострастію отвергающіе дѣвство! Какъ могуть войти на праздникъ со Христомъ не украсившіе своей кущи вѣтвями дѣвства, этимъ богонасажденнымъ блаженнымъ растеніемъ, которымъ должны облекаться и осѣнять свои чресла поспѣшающіе на этотъ праздникъ и бракъ? Вникните же, прекрасныя дѣвы, въ самое Писаніе и заповѣди, какъ Слово (Божіе) поставило дѣвство въ заключеніе всѣхъ вышесказанныхъ добродѣтелей, научая, сколь оно прекрасно и вожделѣнно при воскресеніи и какъ безъ него никто не получитъ обѣтованныхъ благъ; его мы, дѣвствующія, преимущественно и воздѣлываемъ и приносимъ Господу. Впрочемъ его имѣютъ и тѣ, которые дѣвственно живутъ съ своими супругами; они приносятъ какъ бы отрасли отъ ствола его, произращающія цѣломудріе, не достигая и не касаясь верхнихъ и великихъ его вѣтвей; однако тѣмъ не менѣе и они приносятъ хотя малыя отрасли дѣвственности. А похотливые, хотя и не предающіеся прелюбодѣянію, но съ одною и законною женою обращающіеся невоздержно, какъ будутъ праздновать, какъ будутъ веселиться, когда они не украсили своей кущи, т. е. плоти, вѣтвями агноса и не внимали сказанному: и имѣющіе женъ должны быть какъ не имѣющіе (1 Кор. 7, 29)?

Глава 5.
Тайна кущей.

Посему я утверждаю, что тѣ, которые стремятся къ подвигамъ и отличаются великимъ благоразуміемъ, должны больше всѣхъ ревностно чтить дѣвство, какъ полезнѣйшее и славнѣйшее (всего); ибо въ новомъ и непреходящемъ мірѣ, если кто окажется не украшеннымъ вѣтвями дѣвства, тотъ не получитъ покоя, какъ не исполнившій заповѣди Божіей по закону, и не войдетъ въ землю обѣтованія, не праздновавъ напередъ праздника кущей. Одни только праздновавшіе въ кущахъ вступаютъ въ святую землю, отправившись отъ такъ называемыхъ кущей, пока не достигнутъ храма и города Божія, т. е. перейдутъ къ высшей и славнѣйшей радости, какъ показываютъ и прообразы, бывшіе у Іудеевъ. Ибо какъ они, вышедши изъ предѣловъ Египта и начавъ странствованіе, пришли въ кущи [6], и оттуда опять отправившись пришли въ землю обѣтованную, такъ и мы. Такъ и я, отправившись отсюда и вышедши изъ Египта — сей жизни, сначала достигаю воскресенія, этого истиннаго праздника кущей, и тамъ поставивъ мою кущу, украшенную плодами добродѣтели, въ первый день праздника воскресенія, во время суда, праздную вмѣстѣ со Христомъ тысящелѣтіе покоя, называемое седмью днями, эту истинную субботу. Потомъ, слѣдуя за Іисусомъ, прошедшимъ небеса (Евр. 4, 14), прихожу, какъ и они, послѣ покоя праздника кущей въ землю обѣтованную, на небеса, не оставаясь въ кущахъ, т. е. (тѣлесная) моя скинія не остается такою же, но послѣ тысящелѣтія измѣняется изъ вида человѣческаго и тлѣннаго въ ангельское величіе и красоту, а тамъ наконецъ изъ дивнаго мѣста селенія (σϰηνῆς) (Псал. 41, 5) [7], по окончаніи праздника воскресенія, мы, дѣвы, перейдемъ къ большему и лучшему, взойдемъ въ самый домъ Божій, находящійся выше небесъ, со гласомъ радости и славословія празднующаго сонма, какъ говоритъ Псалмопѣвецъ (Псал. 16, 5). — Это праздничное украшеніе и я, по мѣрѣ силъ моихъ, приношу въ даръ тебѣ, госпожа Арета.

Еввулъ. Весьма тревожусь я, Григора, представляя себѣ, въ какомъ смущеніи была теперь Домнина, какъ волновалось ея сердце и какъ она боялась, что у ней не достанетъ словъ и что она скажетъ хуже прочихъ дѣвъ, когда уже было сказано о предметѣ такъ много и такъ разнообразно. Если она дѣйствительно обнаруживала смущеніе, то въ заключеніе скажи и объ этомъ. Я удивляюсь, если она могла сказать что-нибудь, когда досталось ей говорить послѣдней.

Григора. Что она была очень смущена, Еввулъ, объ этомъ мнѣ говорила Ѳеопатра; но у ней не недостало словъ. Когда окончила Тисіана, Арета обратила взоръ къ ней и сказала: выйди и ты, дочь моя, и скажи рѣчь, чтобы нашъ пиръ былъ вполнѣ совершеннымъ. Домнина сильно покраснѣвъ, едва переведши духъ и вставши, стала молиться и просила Премудрость (Божію) быть ей помощницей. По окончаніи молитвы, — говорила она, — тотчасъ явилась у ней смѣлость и какая-то божественная увѣренность объяла ее, и она сказала:

Примѣчанія:
[1] По переводу 70 толковниковъ, въ которомъ отдѣльно отъ другихъ исчисленныхъ вѣтвей названы вѣтви агноса (ἄγνου ϰλάδους), того самаго дерева, подъ тѣнію котораго происходилъ пиръ дѣвъ. См. выше примѣчаніе 5.
[2] Въ Библіи: ихъ.
[3] Выраженное здѣсь мнѣніе о близкой кончинѣ настоящаго міра, именно при наступленіи седьмой тысячи лѣтъ отъ сотворенія міра, бывшее между христіанами первыхъ вѣковъ, объясняется тяжкими для нихъ обстоятельствами тогдашняго времени.
[4] По переводу 70 толковниковъ.
[5] Названіе этого растенія объяснено выше, въ прим. 5.
[6] Здѣсь указывается на селеніе Сокхоѳъ, въ которомъ между прочилъ Израильтяне располагались станомъ во время странствованія по пустынѣ (Исх. 12, 37; Числ. 33, 5) и котораго названіе (отъ Евр. Sacad) значитъ: куща, скинія, палатка.
[7] По переводу 70 толковниковъ.

Источникъ: Святый Меѳодій епископъ и мученикъ, Отецъ Церкви III-го вѣка. Полное собраніе его твореній, переведенныхъ съ Греческаго подъ редакціею Профессора С.-Петербургской Духовной Академіи Евграфа Ловягина. — СПб.: Въ Типографіи Втораго Отдѣленія Собственной Е. И. В. Канцеляріи, 1877. — С. 87-96.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0