Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свщмч. Меѳодій Патарскій († 312 г.)
Пиръ десяти дѣвъ или о дѣвствѣ.

Рѣчь X. Домнина.

Глава 1.
Одно дѣвство производитъ и совершаетъ то, что душа управляется наилучшимъ образомъ.

И я, Арета, оставивъ длинныя вступленія, постараюсь по силамъ своимъ приступить къ самому предмету, чтобы, распространяясь о постороннемъ, не употребить на рѣчь объ этомъ слишкомъ много времени; ибо, я думаю, гораздо благоразумнѣе не заводить издалека прежде разсужденія о предметѣ длинныхъ рѣчей, услаждающихъ слухъ, но тотчасъ же отвѣчать на данный вопросъ. Съ этого я и начну, потому что уже время. — Ничто не можетъ, прекрасныя дѣвы, приносить столько добра человѣку, какъ дѣвство. Одно дѣвство производитъ и совершаетъ то, что душа управляется наилучшимъ и успѣшнѣйшимъ образомъ и избавляется отъ золъ и заразъ міра. Ибо, какъ скоро Христосъ научилъ насъ соблюдать его и показалъ намъ чрезвычайную красоту его, разрушено царство діавола, прежде постоянно плѣнявшаго и порабощавшаго всѣхъ, такъ что никто изъ древнихъ не былъ благоугоднымъ Богу [1], но всѣ подвергались грѣхопаденіямъ, такъ какъ законъ не былъ въ состояніи освободить людей отъ растлѣнія, пока дѣвство, преемствовавъ закону, стало управлять людьми по заповѣдямъ Христа. Подлинно, древніе не склонялись бы такъ часто къ ссорамъ и убійствамъ, разврату и идолопоклонству, если бы законная праведность была достаточна имъ для спасенія. Между тѣмъ они тогда часто подвергались великимъ и многимъ паденіямъ, а съ тѣхъ поръ, какъ Христосъ вочеловѣчился, украсилъ и вооружилъ плоть дѣвствомъ, жестокій тиранъ, руководитель невоздержанія, низложенъ, и господствуютъ миръ и вѣра, отъ того что люди уже не такъ склонны къ идолопоклонству, какъ прежде.

Глава 2.
Изъясненіе мѣста Судей 9, 8-15. Аллегорическое сказаніе о деревьяхъ, искавшихъ себѣ царя.

Но чтобы кому-нибудь не показалось, что я неправо мудрствую, предлагаю только вѣроятную догадку и говорю неосновательно, приведу и я вамъ, дѣвы, изъ Ветхаго Завѣта письменное пророчество въ доказательство того, что я говорю истину, именно изъ книги Судей, гдѣ уже ясно предвозвѣщено царство дѣвства. Тамъ говорится: пошли нѣкогда дерева помазать надъ собою царя и сказали маслинѣ: царствуй надъ нами. Маслина сказала имъ: оставлю ли я тукъ мой, который прославили Богъ и люди [2] и пойду ли скитаться по деревамъ? И сказали дерева смоковницѣ: иди ты, царствуй надъ нами. Смоковница сказала имъ: оставлю ли я сладость мою и хорошій плодъ мой и пойду ли скитаться по деревамъ? И сказали дерева виноградной лозѣ: иди ты, царствуй надъ нами. Виноградная лоза сказала имъ: оставлю ли я сокъ мой, который веселитъ Бога и людей [3], и пойду ли скитаться по деревамъ? Наконецъ сказали всѣ дерева терновнику: иди ты, царствуй надъ нами. Терновникъ сказалъ деревамъ: если вы по истинѣ поставляете меня царемъ надъ собою, то идите, покойтесь подъ тѣнью моею: если же нѣтъ, то выйдетъ огонь изъ терновника и пожжетъ кедры Ливанскіе (Суд. 9, 8-15). Очевидно, что это сказано не о деревьяхъ, растущихъ изъ земли. Деревья бездушныя и корнями прикрѣпленныя къ землѣ не могли сами собою собираться для избранія царя, но конечно это говорится о душахъ, которыя прежде вочеловѣченія Христова, изобилуя грѣхопаденіями, съ мольбою приступали къ Богу, чтобы склонить Его на снисхожденіе къ нимъ и царствовать (надъ ними) съ милостію (ἔλεος) и кротостію, которую Писаніе представило подъ образомъ маслины (ἐλεία); потому что масло полезно для тѣла, облегчаетъ страданія и болѣзни и служитъ для освѣщенія. Всякій свѣтъ въ свѣтильникахъ увеличивается отъ подливаемаго масла; такъ и милосердіе Божіе избавляетъ отъ смерти и помогаетъ человѣчеству и питаетъ свѣтъ сердца. Разсудите же, не обозначаетъ ли этимъ Писаніе заповѣди, которыя были даны со времени первозданнаго до Христа, и въ подражаніе которымъ коварный діаволъ своими вымыслами обольщалъ родъ человѣческій: смоковницѣ оно уподобило заповѣдь, данную человѣку въ раю, такъ какъ послѣ обольщенія онъ тотчасъ прикрылъ свою наготу листьями смоковницы (Быт. 3, 7); а виноградной лозѣ — заповѣдь, данную Ною при потопѣ, такъ какъ онъ былъ осмѣянъ (Быт. 9, 22), уснувъ отъ вина; маслинѣ же — заповѣди, данныя Моисею въ пустынѣ, такъ какъ пророческій даръ, этотъ святый елей, оскудѣвалъ въ наслѣдіи (Божіемъ — Іудеяхъ), когда они предавались беззаконіямъ; а терновнику — заповѣди, данныя Апостоламъ для спасенія міра, такъ какъ чрезъ нихъ мы научились дѣвству, которому одному діаволъ не могъ противопоставить какое-либо обольстительное подобіе. Поэтому и Евангелій дано четыре, такъ какъ Богъ четыре раза благовѣстилъ человѣчеству и руководилъ его четырьмя законодательствами, которыхъ времена ясно означаются различіемъ плодовъ. Такъ смоковница по своей сладости и красотѣ представляетъ бывшую сладость рая до преступленія человѣка (Быт. 3, 23); ибо случается и очень часто, что Духъ Святый принимаетъ плодъ смоковницы въ лучшемъ смыслѣ, какъ мы покажемъ послѣ (Іер. 8, 13). Виноградъ же, по причинѣ веселія, происходящаго отъ вина и радости спасшихся отъ гнѣва (Божія) и потопа, выражаетъ избавленіе ихъ отъ страха и заботы и перемѣну на радость; а маслина, по свойству плода своего — елея, означаетъ милосердіе Бога, Который опять послѣ потопа, когда люди обратились къ безбожію, оказалъ долготерпѣніе, такъ что далъ законъ и являлся нѣкоторымъ и какъ бы елеемъ возгрѣвалъ уже погасавшій свѣтъ добродѣтели.

Глава 3.
Терновникъ и агносъ — символъ дѣвства. — Четыре Евангелія, т. е. провозвѣстія или правила, руководящія ко спасенію.

Терновникъ есть тоже, чтó агносъ; одни называютъ его терновникомъ, а другіе агносомъ; и можетъ бытъ по сродству этого растенія съ дѣвствомъ, оно такъ названо — терновникомъ и агносомъ, терновникомъ (ῥάμνος) по терпкости (στερέμνιον) и непригодности къ удовольствіямъ, а агносомъ (ἄγνος) по всегдашней дѣвственности (ἀγνέυειν). Посему и объ Иліѣ, убѣжавшемъ отъ женщины Іезавели, Слово (Божіе) говоритъ, что онъ сначала скрылся подъ терновникомъ (3 Цар. 19, 4), и бывъ услышанъ укрепился и принялъ пищи; потому что для избѣгающихъ похоти и женщины, т. е. удовольствія, прибѣжищемъ и покровомъ возрасло древо дѣвства, со времени пришествія Перводѣвственника Христа воцарившееся надъ людьми. Ибо, такъ какъ первыя законодательства, данныя при Адамѣ, Ноѣ и Моисеѣ, не могли спасти человѣка, то одно Евангельское законодательство спасло всѣхъ. Поэтому смоковница, какъ сказано, и не приняла царства надъ деревьями, подъ которыми разумѣются люди, а подъ смоковницей заповѣдь; т. е. хотя человѣкъ послѣ паденія и желалъ опять быть подъ господствомъ добродѣтели и не лишаться нетлѣнія сладостнаго рая, но, за преступленіе былъ отринутъ и изгнанъ далеко, какъ еще не имѣвшій возможности и неспособный быть подъ господствомъ нетлѣнія. И вотъ послѣ паденія ему сначала посылается проповѣдь чрезъ Ноя, дабы онъ могъ, если бы былъ внимателенъ, спастись отъ грѣха хотя чрезъ эту заповѣдь, обѣщавшую отдохновеніе отъ бѣдствій и радость (Быт. 5, 20), если бы онъ соблюдалъ ее всѣми силами, подобно какъ и виноградная лоза обѣщаетъ произвести вино для трудящихся и воздѣлывающихъ ее. Но это законодательство не воцарилось надъ человѣчествомъ, потому что его не послушались, хотя Ной ревностно проповѣдывалъ его. Впрочемъ, когда стали уже потопляться и задыхаться отъ воды, то начали раскаяваться и обѣщать, что они будутъ подчиняться заповѣдямъ; но не смотря на это были лишены воцаренія, т. е. лишены помощи отъ проповѣданной заповѣди потому, что пренебрегли тѣми людьми, которымъ Богъ повелѣлъ помогать и спасать и утѣшать ихъ, какъ то Ноемъ и бывшими съ нимъ, почему Духъ съ укоризною и отвѣчалъ имъ: упорные, какъ приду я къ вамъ, которые безплодны мудростію и ничѣмъ не отличаетесь отъ сухихъ деревъ, прежде не вѣровавъ мнѣ, проповѣдывавшему удаленіе отъ настоящихъ (благъ)?

Глава 4.
Законъ недѣйствителенъ для спасенія. — Послѣдній законъ дѣвства подъ видомъ терновника.

Когда, такимъ образомъ, и эти люди оказались недостойными Божественнаго попеченія, и когда родъ человѣческій снова впалъ въ заблужденіе, Богъ опять послалъ при Моисеѣ законъ, который бы царствовалъ надъ ними и напоминалъ о правдѣ. Но они, далеко уклонившись и отъ него, впали въ идолопоклонство. Посему Богъ предалъ и ихъ междоусобіямъ, изгнаніямъ и плѣненіямъ, между тѣмъ какъ законъ отказался спасать ихъ. Подвергшись бѣдствіямъ, они опять съ горестію обѣщали повиноваться заповѣдямъ, пока наконецъ Богъ въ четвертый разъ, сжалившись надъ человѣкомъ, послалъ для царствованія дѣвство, которое въ Писаніи послѣдовательно названо терновникомъ. Оно, истребляя удовольствія, вмѣстѣ съ тѣмъ угрожаетъ, что, если всѣ не будутъ повиноваться ему безпрекословно и по истинѣ, то оно всѣхъ истребитъ огнемъ; потому что послѣ него уже не будетъ другаго закона или ученія, но судъ и огонь. Съ того времени наконецъ человѣкъ и началъ поступать праведно и твердо вѣровать въ Бога и удаляться отъ діавола. Такимъ образомъ дѣвство послано людямъ какъ полезнѣйшее и надежнѣйшее средство. Только ему одному діаволъ не могъ противопоставить подобнаго способа обольщенія, какъ (онъ дѣлалъ) съ прочими законодательствами.

Глава 5.
Подражательная во всемъ злоба діавола. — Два рода смоковницъ и виноградныхъ лозъ.

Такъ какъ смоковница по сладости плода и красотѣ своей, какъ я сказала, принимается за образъ райской сладости, то діаволъ, обольстивъ человѣка подобіями ея, уловилъ его въ свои сѣти, внушивъ прикрыть наготу тѣла листьями смоковницы, т. е. сладострастнымъ раздраженіемъ, вслѣдствіе раздражающаго свойства ихъ. А затѣмъ спасшихся отъ потопа, напоивъ до опьянѣнія питьемъ подобнымъ винограду духовнаго веселія, онъ также подвергъ осмѣянію, обнаживъ человѣка отъ добродѣтели. Сказанное мною еще яснѣе будетъ изъ слѣдующаго. Вражеская сила всегда подражаетъ внѣшнему виду добродѣтели и правды, не для исполненія ихъ по истинѣ, а для обольщенія и притворства. Дабы увлечь къ смерти избѣгающихъ смерти, она украшается внѣшнимъ видомъ безсмертія. Такъ, она хочетъ казаться и смоковницею и виноградомъ, производить и сладость и веселіе, принимая видъ Ангела свѣта (2 Кор. 11, 14) и подобіемъ богопочтенія обольщая многихъ. Въ Писаніяхъ мы находимъ, что есть два различныхъ рода смоковницъ и виноградныхъ лозъ. Смоквы хорошія весьма хороши, и: смоквы горькія, весьма горьки (πιϰρά) (Іер. XXIV, 3) [4]. Вино, которое веселитъ сердце человѣка (Псал. 103, 15), и: вино ядъ драконовъ и гибельная отрава аспидовъ (Втор. 32, 33). Но какъ скоро наконецъ воцарилось надъ людьми дѣвство, то обольщеніе обличено и препобѣждено, такъ какъ Перводѣвственникъ Христосъ низпровергъ его; и истинная смоковница и истинная виноградная лоза стали приносить плоды послѣ того, какъ надъ всѣми приняло власть дѣвство, какъ возвѣщаетъ и пророкъ Іоиль: не бойся земля, говоритъ онъ, радуйся и веселись; ибо Господь великъ, чтобы совершить это. Не бойтесь животныя, ибо пастбища пустыни произрастили траву, дерево принесло плодъ свой, смоковница и виноградная лоза оказали свою силу. И вы, чада Сіона, радуйтесь и веселитесь о Господѣ Богѣ вашемъ; ибо Онъ далъ пищу въ правду (Іоил. 2, 21-23) [5]. Деревами винограднымъ и смоковничнымъ, произрастившими для чадъ духовнаго Сіона плоды въ правду, онъ называетъ прежнія законодательства, которыя стали приносить плоды по вочеловѣченіи Слова, когда воцарилось надъ нами дѣвство, между тѣмъ какъ прежде, по причинѣ грѣха и великаго заблужденія, они были безсильны и не произращали отраслей. Ибо истинная виноградная лоза и истинная смоковница не могли доставлять намъ пищу, способствующую къ жизни, пока процвѣтала смоковница не истинная и разнообразно украшенная для обольщенія; когда же Господь изсушилъ ложныя и подражавшія истиннымъ дерева, сказавши горько-плодной смоковницѣ: да не будетъ впредь отъ тебя плода во вѣкъ (Матѳ. 21, 19), тогда истинно плодоносныя разцвѣли и произрастили пищу въ правду. Случается и многократно, что виноградная лоза прилагается къ самому Господу (Іоан. 15, 1), а смоковница къ Духу Святому, такъ какъ Господь веселитъ, а Духъ врачуетъ сердца людей. Посему и Езекіи повелѣно было сначала приложить себѣ пластъ смоквъ (4 Цар. 20, 70; Ис 38, 21), чтобы исцѣлиться, что означаетъ плодъ Духа, т. е. любовь, по словамъ Апостола, который говоритъ: плодъ же Духалюбовь, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, вѣра, кротость, воздержаніе (Гал. 5, 22-23), которыя, по причинѣ сладости ихъ, пророкъ назвалъ смоквами. И Михей говоритъ: каждый будетъ сидѣть подъ своею виноградною лозою и подъ своею смоковницею, и никто не будетъ устрашать ихъ (Мих. 4, 4). Очевидно, что прибѣгшіе и успокоившіеся подъ покровомъ Духа и Слова не будутъ страшиться и бояться возмутителя сердецъ.

Глава 6.
Тайна видѣнія пророка Захаріи.

Что маслина означаетъ законодательство, данное при Моисеѣ, это объясняетъ пророкъ Захарія, говоря такъ: и возвратился тотъ Ангелъ, который говорилъ со мною и пробудилъ меня, какъ пробуждаютъ человѣка отъ сна его, и сказалъ онъ мнѣ: что ты видишь? и отвѣчалъ я: вижу, вотъ свѣтильникъ, весь изъ золота, и чашечка для елея на верху его, и двѣ маслины,одна съ правой стороны чашечки, другая съ лѣвой стороны ея (Зах. 4, 1-3). И спустя немного: когда пророкъ спросилъ, что значатъ двѣ маслины съ правой и съ лѣвой стороны свѣтильника и двѣ масличныя вѣтви близъ двухъ трубочекъ, то Ангелъ сказалъ въ отвѣтъ: это два помазанные елеемъ, предстоящіе Господу всей земли (Зах. 4, 4), называя такъ двѣ первородныя силы, предстоящія Богу [6], которыя въ этомъ домѣ (Зах. 4, 9-10) посредствомъ вѣтвей мѣрно проводятъ духовный елей Божій, чтобы онъ имѣлъ свѣтъ Божественнаго вѣдѣнія. Ибо двѣ вѣтви двухъ маслинъ суть законъ и пророки, которыхъ призваніе состояло въ мѣрномъ устроеніи наслѣдія и которыхъ произрастилъ Христосъ и Духъ Святый, потому что мы еще не могли вмѣстить всего плода и величія этихъ растеній прежде, нежели дѣвство стало владычествовать и царствовать надъ міромъ, а только вѣтви ихъ, т. е. законъ и пророчества мы предварительно воздѣлывали, и притомъ умѣренно, часто подвергаясь паденіямъ. Подлинно, кто могъ когда-либо совершенно вмѣстить Христа или Духа, не сдѣлавшись напередъ чистымъ? А подвигъ, приготовляющій душу съ дѣтства къ вожделѣнному и достолюбезному прославленію, съ легкостію дѣлающій для ней этотъ міръ немучительнымъ здѣсь и доставляющій за маловременные труды великія награды тамъ, это есть доставляющее тѣламъ нашимъ безсмертіе дѣвство, которое всѣ люди должны охотно предпочитать и прославлять, одни потому, что совершившіе подвигъ дѣвства дѣлаются чрезъ него невѣстами Слова; другіе потому, что имъ освобождаются отъ осужденія: прахъ ты, и въ прахъ возвратишься (Быт. 3, 19). — Такова тебѣ, Арѳта, и отъ меня посильная рѣчь о дѣвствѣ, которую, хотя она и умѣренна и невелика, прошу тебя, госпожа, благосклонно принять отъ меня, избранной говорить послѣднею.

Примѣчанія:
[1] Т. е. столько, сколько христіанскіе дѣвственники, при другихъ христіанскихъ добродѣтеляхъ.
[2] По переводу 70 толковниковъ.
[3] По переводу 70 толковниковъ.
[4] Въ Библіи: худыя — весьма худы (πονηρά).
[5] По переводу 70 толковниковъ.
[6] Въ подлинникѣ употреблено выраженіе: δορυϕορούσας τὸν Θεὸν, т. е. предстоящія Богу какъ бы въ качествѣ оруженосцевъ или слугъ; но такого унизительнаго или еретическаго смысла оно не можетъ имѣть по отношенію къ Сыну Божію и Святому Духу, о которыхъ здѣсь говорится, какъ думали нѣкоторые (Migne, p. 203), а употреблено здѣсь примѣнительно къ описанному видѣнію свѣтильника съ двумя маслинами около вершины его, и здѣсь же получаетъ надлежащій смыслъ названіемъ этихъ Божественныхъ силъ первородными (ἀρχεγόνους).

Источникъ: Святый Меѳодій епископъ и мученикъ, Отецъ Церкви III-го вѣка. Полное собраніе его твореній, переведенныхъ съ Греческаго подъ редакціею Профессора С.-Петербургской Духовной Академіи Евграфа Ловягина. — СПб.: Въ Типографіи Втораго Отдѣленія Собственной Е. И. В. Канцеляріи, 1877. — С. 96-104.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0