Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 24 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свщмч. Меѳодій Патарскій († 312 г.)
Слово о Симеонѣ и Аннѣ, въ день Срѣтенія Господня [1].

1. Нѣкогда, по возможности въ краткихъ словахъ, мы изложили мысли о дѣвствѣ въ твореніи: «Пиръ (или) о дѣвствѣ»; а нынѣ, слѣдуя теченію времени, представляемъ славу дѣвства въ самомъ полномъ основаніи и неувядающемъ вѣнцѣ его на радость питомцамъ Церкви. Ибо нынѣ открывается совѣтъ божественныхъ опредѣленій и священными проповѣдниками объясняются церковному собранію прообразы и послѣдствія настоящаго славнаго дня. Нынѣ самыми дѣлами преславно открывается міру исполненіе древняго и истиннаго совѣта (Божія). Нынѣ мы безъ покрывала, открытымъ лицемъ, какъ въ зеркалѣ, взираемъ на славу Господа и Его божественнаго кивота (2 Кор. 3, 18). Нашъ святѣйшій праздникъ на раменахъ своихъ приноситъ и подаетъ роду человѣческому небесную радость, которой ожидали изъ рода въ родъ. Древнее прошло, и процвѣло новое и нестарѣющееся (2 Кор. 5, 17; Ис. 43, 19). Уже не господствуетъ болѣе суровое ученіе закона, но царствуетъ благодать Господня, обращая къ себѣ всѣхъ спасительнымъ долготерпѣніемъ. Не поражается опять невидимымъ образомъ какой-либо Оза, дерзнувшій прикоснуться къ неприкосновенному (2 Цар. 6, 6-7). Ибо самъ Богъ призываетъ, и кто будетъ бояться? Пріидите ко Мнѣ всѣ труждающіеся и обремененные, взываетъ Онъ: и кто не поспѣшитъ (Матѳ. 11, 28)? Пусть никто изъ Іудеевъ не противится истинѣ, взирая на прообразъ (этого) въ домѣ Аведара (2 Цар. 6, 10). Господь пришелъ къ своимъ явно (Псал. 49, 3; Іоан. 1, 11) и, какъ бы на очистилищѣ, въ одушевленномъ кивотѣ (плоти) шествуетъ по землѣ. Мытарь, прикоснувшійся этого кивота, объявляется праведнымъ. Блудница, приблизившаяся къ нему, дѣлается цѣломудренною. Прокаженный, подошедшій къ нему, снова становится здоровымъ. Никого онъ не отвергаетъ; никого не отвращается. Сообщаетъ здоровье, не принимая вреда отъ больныхъ; ибо Господь человѣколюбія пребываетъ въ немъ. Таковы дары новой благодати! Это новое совершилось подъ солнцемъ (Еккл. 1, 10), не бывшее прежде, и не имѣющее быть послѣ. Онъ предопредѣлилъ это по милосердію къ намъ, и пришелъ, и исполнилъ по человѣколюбію, Ему свойственному. Посему достойно возглашала священная труба: древнее прошло, теперь все новое (2 Кор. 5, 17). Что же я помыслю, или что скажу достойное этого дня, въ виду предметовъ недоступныхъ? Ибо память святой Дѣвы всегда превосходитъ всякое слово. Посему, если величіе достоинствъ превышаетъ немощь нашу, прибѣгнемъ къ посильной хвалебной пѣсни, и, прославляя непобѣдимую побѣду, съ восторгомъ будетъ ликовать вмѣстѣ съ паствою, любящею празднества Христовы. Ты же, божественнѣйшее и священнѣйшее собраніе слушателей, пребывай въ молчаніи, чтобы спокойно при посредствѣ слуха ввести въ пристань ума сокровища истины. Мы совершаемъ праздникъ, не представляющій смѣшнаго и шумнаго пиршества боговъ эллинскаго баснословія, а воспоминающій нисшествіе (къ намъ) неприступной славы Того, который есть Богъ сущій надъ всѣмъ (Рим. 9, 5).

2. Итакъ, ты, торжественнѣйшій изъ проповѣдниковъ и величайшій изъ пророковъ, Исаія, повѣдай Церкви тайну этого славнаго торжества, и предложи доблестнымъ собратіямъ обильно насладиться неотъемлемыми благами, чтобы и ты, сравнивъ съ твоимъ зерцаломъ открытую намъ истину, могъ, какъ неложный прорицатель, рукоплескать исполненію пророчествъ. Было, говоритъ онъ, въ годъ, въ который умеръ царь Озія, видѣлъ я Господа, сѣдящаго на престолѣ высокомъ и превознесенномъ, и исполнился домъ славы Его. И Серафимы стояли вокругъ Его: шесть крыльевъ у одного, и шесть крыльевъ у другаго. И взывали другъ ко другу, и говорили: святъ, святъ, святъ Господь Саваоѳъ! вся земля полна славы Его. И поколебались верхи вратъ отъ гласа восклицающихъ, и домъ наполнился куреніями. И сказалъ я: горе мнѣ! погибъ я! Ибо я человѣкъ съ нечистыми устами, и живу среди народа, также съ нечистыми устами, и царя Господа Саваоѳа видѣлъ я глазами моими. И посланъ былъ ко мнѣ одинъ изъ Серафимовъ, и въ рукѣ у него былъ горящій уголь, который онъ взялъ клещами съ жертвенника, и коснулся онъ устъ моихъ, и сказалъ: вотъ это коснулось устъ твоихъ, и отъиметъ беззаконіе твое, и грѣхи твои очиститъ. И услышалъ я голосъ Господа, говорящаго: кого Я пошлю? и кто пойдетъ къ народу сему? И я сказалъ: вотъ я, пошли меня. И сказалъ онъ: иди и скажи народу сему: слухомъ услышите, и не уразумѣете, и (очами) смотрѣть будете, и не увидите (Ис. 6, 1-9). Таковы предвѣщанія пророка, по внушенію Духа. Ты же, возлюбленный, вникни въ силу сказаннаго, чтобы понять исполненіе тайнъ и узнать, каково и для чего здѣшнее собраніе наше. При словахъ пророка, предвѣщающаго чудо, ты поди и перенесись мысленнымъ взоромъ съ пламеннымъ чувствомъ, съ радостію и усердіемъ, къ славному Виѳлеему, и напечатлѣй въ себѣ ясный образъ, сравнивъ пророчество съ исполненіемъ событій; ибо кто пристально посмотритъ на тамошнія событія, для того не нужны будутъ длинныя рѣчи, чтобы достигнуть познанія. Все ясно для разумныхъ и справедливо для пріобрѣтшихъ знаніе (Прит. 8, 9). Ибо вотъ здѣсь открыто предстоитъ Дѣва-Матерь, какъ престолъ для Царя Господа Саваоѳа, высокій и превознесенный славою Создавшаго его. На немъ представь Господа, нынѣ пришедшаго къ тебѣ во плоти. На этомъ, говорю, дѣвственномъ престолѣ преклонись предъ Тѣмъ, который предпринялъ для тебя такой новый и преславный путь. Посмотри вокругъ очами вѣры, и ты найдешь около Него и царское священство Серафимовъ. Ибо и они обыкновенно сопровождаютъ шествіе Царя. Посему тамъ и говорится, что они восхваляли не только хвалами тріипостасное существо единаго Божества, но и почитаемую всѣми славу, явившуюся нынѣ на землѣ Богоявленіемъ одного изъ лицъ Святой Троицы, словами: вся земля полна славы Его. Ибо мы вѣруемъ, что вочеловѣчившемуся для насъ по благоволенію (Ефес. 1, 5) Сыну присущъ по божеству и нераздѣльный отъ него Отецъ съ единосущнымъ своимъ Духомъ. Потому что Богъ, говоритъ священно-проповѣдникъ Павелъ, былъ во Христѣ, примиряя съ Собою міръ, не вмѣняя людямъ преступленій ихъ (2 Кор. 5, 19), указывая на Отца въ Сынѣ по причинѣ одного ихъ благоволенія.

3. Ты же, любитель празднества, представляя столь славныя и для тебя совершаемыя дѣла въ Виѳлеемѣ, присоединись съ радостію къ тѣмъ, которые величественно торжествуютъ на небесахъ твое спасеніе. Ликуй предъ дѣвственнымъ престоломъ, какъ нѣкогда Давидъ предъ кивотомъ (1 Цар. 6, 14). Прославь Господа, всегда и вездѣ сущаго, и отъ Ѳемана, какъ говоритъ пророкъ (Авв. 3, 3), благоволившаго явиться во плоти роду человѣческому. Скажи вмѣстѣ съ Моисеемъ: Онъ Богъ мой и прославлю Его, — Богъ Отца моего, и превознесу Его (Исх. 15, 2). Затѣмъ послѣ благодаренія весьма полезно изслѣдовать, какая была причина явленія Царя славы въ Виѳлеемѣ. Родиться въ Виѳлеемѣ тѣлесно побудило, Непринуждаемаго, милосердіе къ намъ; какая необходимость могла быть для того, чтобы Безвременный, ставши груднымъ младенцемъ во времени, и Невмѣстимый, бывъ обвитъ пеленами, сдѣлался изгнанникомъ и переселенцемъ? Если ты, божественное и богодухновенное собраніе, хочешь знать и это, то послушай Моисея, который ясно проповѣдуетъ народу, и приводя къ познанію сверхъестественнаго рожденія, говоритъ всякій младенецъ мужескаго пола, разверзающій ложесна, посвящается Господу (Исх. 15, 2; Лук. 2, 23). О чудо! О бездна богатства и премудрости и вѣдѣнія Божія (Рим. 11, 33)! Господу закона и пророковъ, надлежало совершить все по собственному своему закону, и быть не нарушителемъ, но исполнителемъ закона, а вмѣстѣ съ тѣмъ съ окончаніемъ закона соединить начало благодати своей. Посему и высшая закона, Матерь, подчиняется закону, и пречистая соблюдаетъ, опредѣленный для нечистыхъ, сороковый день; и свободная отъ закона, повинуется закону, и приношеніе дѣлается за Того, Который освятилъ насъ, — пара чистыхъ птицъ, въ знакъ невинности приходящихъ. А что это рожденіе было чистое и не подлежавшее очищенію, свидѣтель словъ моихъ объ этомъ Исаія, ясно возвѣщающій вселенной: еще не мучилась родами, а родила, прежде нежели наступили боли ея, (избѣгла и) [2] разрѣшилась сыномъ, Кто слыхалъ таковое? Кто видалъ подобное этому (Ис. 66, 7)? Итакъ пресвятая Дѣва-Матерь избѣгла свойственнаго женамъ предъ рожденіемъ, какъ и зачала безъ соитія, потому что Святый Духъ предобручилъ и освятилъ ее. Она родила первороднаго и единороднаго Сына Отца, который на небесахъ возсіялъ единородно безъ матери изъ Отчаго естества и сохранилъ нераздѣльною и неразлучною дѣвственность естественнаго единства (съ Нимъ), и на землѣ, въ дѣвственномъ чертогѣ, какъ женихъ, непреложно соединился съ Адамомъ и сохранилъ матерную чистоту неповрежденною и непорочною, который на небесахъ рожденъ нетлѣнно, и на землѣ родился неизреченно. Впрочемъ обратимся къ предложенному предмету.

4. Итакъ пророкъ отвелъ Дѣву изъ Назарета, чтобы спасительный плодъ родился въ Виѳлеемѣ, и пророкъ же, изведши, явилъ міру надежду жизни. Такимъ образомъ воздвигшись со стогновъ Виѳлеемскихъ, кивотъ Божій (который воздавалъ долгъ закону о сороковомъ днѣ не по долгу, а по благодати), остановился на горахъ Сіонскихъ; и воспріявшая въ чистѣйшія нѣдра, какъ на высокій престолъ, превосходящаго человѣческое естество, Царя всѣхъ, сопрестольнаго Богу-Отцу и неотлучнаго отъ Него Сына, представила тамъ (Его) съ чистѣйшею воспринятою отъ нея плотію. Входитъ во храмъ священная Матерь, чтобы явить чуждое закону чудо, вожделѣннаго Сына, отверзшаго ложесна дѣвства и не повредившаго ключей дѣвства, стоящаго выше закона и исполняющаго законъ, бывшаго прежде рожденія и явившагося по рожденіи, воплотившагося отъ ней превыше закона природы. Всякое чрево, напередъ разверзаемое и оплодотворяемое отъ соитія, воспринимаетъ зачатокъ рожденія, и при послѣднихъ болѣзняхъ производитъ на свѣтъ, по премудрости Создателя, разумный и соотвѣтственный плодъ природы, по Слову Божію: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю (Быт. 1, 22). А ея чрево, не бывъ напередъ разверзаемо и оплодотворяемо, пребывъ въ одномъ и томъ же состояніи дѣвства, произрастило плодъ сверхъестественный и вмѣстѣ сродный себѣ, по нераздѣльному съ нимъ единству, невредимо, чудодѣйственно. Итакъ входитъ во храмъ превысшая храма, облеченная двойною славою, т. е. славою пречистаго дѣвства и неизреченнаго дѣторожденія, благословеніемъ закона и святостію благодати. Посему и говоритъ тайнозритель: и исполнился домъ славы Его и Серафимы стояли вокругъ Его, и взывали другъ ко другу, и говорили: святъ, святъ, святъ Господь Саваоѳъ! вся земля полна славы Его (Ис. 6, 3). Тоже самое и блаженный пророкъ Аввакумъ прекрасно воспѣлъ, говоря: посреди двухъ животныхъ Ты будешь узнанъ; когда приближатся лѣта, Ты будешь познанъ; когда придетъ время, Ты будешь показанъ (Авв. 3, 2) [3]. Смотри, съ какою ясною точностію говоритъ Духъ. Знаніе, говоритъ Онъ, познаніе, и показаніе, которыя означаютъ слѣдующее; слова: посреди двухъ животныхъ ты будешь узнанъ — означаютъ осѣненіе божественною славою Его, бывшее при законѣ въ недоступномъ (Святомъ святыхъ) надъ очистилищемъ кивота, между изображеніями Херувимовъ, какъ говоритъ Богъ къ Моисею: тамъ я буду открываться тебѣ (Исх. 25, 22); равно какъ и упомянутое нынѣ Ангельское собраніе по поводу преславнаго Богоявленія самаго Спасителя во плоти, какъ провозвѣстилъ Исаія. А слова: когда приближатся лѣта, ты будешь познанъ, — означаютъ, какъ сказано, преславное познаніе невидимаго Спасителя нашего Бога, какъ въ одномъ мѣстѣ говоритъ священнотаинникъ Павелъ: когда пришла полнота времени, Богъ послалъ Сына своего, который родился отъ жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконныхъ, дабы намъ получить усыновленіе (Гал. 4, 4-5). Слѣдующія затѣмъ слова: когда придетъ время, ты будешь показанъ — нужно ли объяснять для того, кто внимательнымъ окомъ приникнетъ къ настоящему празднеству? Ты будешь показанъ, говорится здѣсь, въ храмѣ, какъ бы на царскомъ сѣдалищѣ, родившею Тебя пречистою Матерію въ благолѣпіи воплощенія Твоего. Выражая это съ большею ясностію, пророкъ взывалъ такъ: Господь во святомъ храмѣ своемъ; трепещи предъ лицемъ Его вся земля (Псал. 10, 5; 95, 9).

5. По истинѣ страшно совершившееся съ Тобою таинство, Матерь-Дѣва, духовный престолъ, препрославленный и достойный Бога. Ты явила изумительное чудо для небесныхъ и земныхъ. Свидѣтельствомъ и неопровержимымъ доказательствомъ этого служитъ то, что при новомъ чудѣ сверхестественнаго Твоего рожденія Ангелы на землѣ воспѣвали: слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣкахъ благоволеніе (Лук. 2, 14), тройственностію пѣсни выражая тройственность святыни. Блаженна Ты между женами, богоблаженная; ибо чрезъ Тебя земля исполнилась священной славы Божіей, какъ и въ псалмахъ поется: благословенъ Господь Богъ Израилевъ (71, 18), и наполнится славою Его вся земля; буди, буди (ст. 19). И поколебались, говоритъ пророкъ, верхи вратъ отъ гласа восклицающихъ (Ис. 6, 4), чѣмъ означается завѣса храма, осѣнявшая прообразовавшій Тебя ковчегъ Завѣта, чтобы открылась для меня истина и чтобы чрезъ предшествовавшіе образы и подобія мнѣ научиться со страхомъ и трепетомъ почитать и поклоняться совершающемуся съ Тобою таинству, а вмѣстѣ съ тѣмъ, чтобы этою тѣнію закона я былъ удержанъ отъ дерзновеннаго и безстыднаго, не благоговѣйнаго созерцанія Того, кто стоитъ выше всего въ своей непостижимости. Ибо если прообразу Твоей святости воздана была такая честь отъ Бога, что никто кромѣ священниковъ не могъ подходить или имѣть доступъ къ его созерцанію, такъ какъ завѣса отдѣляла и охраняла входъ туда, какъ къ царицѣ; то какое и сколь великое почитаніе отъ насъ уничиженнѣйшихъ должно быть Тебѣ, истинной Царицѣ, истинному одушевленному Кивоту Законодателя Бога, сдѣлавшейся по истинѣ вмѣстительнымъ небомъ для невмѣстимаго Бога? Ибо когда Ты, Пресвятая, явилась міру, какъ свѣтоносный день, и явила Солнце правды, то разсѣялась ужасная тьма, уничтожилась власть тирана, разрушилась смерть, ниспровергнутъ адъ, и всякая вражда изчезла предъ миромъ, и пагубныя болѣзни отступили отъ появившагося спасенія, и вся вселенная наполнилась свѣтомъ чистой истины. На это указывая и Соломонъ, въ книгѣ Пѣснь пѣсней, говорилъ: возлюбленный мой принадлежитъ мнѣ, а я ему; онъ пасетъ между лиліями, доколѣ дышетъ день прохладою и убѣгаютъ тѣни (2, 16-17). И такъ, когда, по словамъ праведнаго Давида, явился Богъ боговъ въ Сіонѣ (Псал. 83, 8) [4] и великолѣпіе красоты Его явилось во Іерусалимѣ (Псал. 95, 6), и свѣтъ возсіялъ на Праведника и на правыхъ сердцемъ веселіе (Псал. 96, 11), то Освятитель и Господь освящаемыхъ призвалъ Духомъ Святымъ учителя и служителя закона на служеніе и свидѣтельство совершающемуся.

6. Посему старецъ Симеонъ, сбросивъ немощь возраста и облекшись силою надежды, поспѣшилъ встрѣтить предъ лицемъ закона подателя закона, самовластнаго учителя, Бога Авраамова, защитника Исаакова, Святаго Израилева, наставника Моисея, обѣщавшаго открыть ему, какъ бы сзади (Исх. 33, 23), Божественное воплощеніе, богатаго въ бѣдности, предвѣчнаго въ младенчествѣ, невидимаго въ видимомъ, непостижимаго въ объемлемомъ, величайшаго въ маломъ видѣ, находящагося въ храмѣ и на небесахъ возсѣдающаго на царскомъ престолѣ и на колесницѣ херувимской, непрестанно пребывающаго долу и горѣ, сущаго въ образѣ раба и въ образѣ Бога Отца, повинующагося и царствующаго надъ всѣмъ. Онъ весь исполнился желанія, весь — надежды, весь — радости, и сталъ уже самъ не свой, а Того, кто былъ предметомъ его надежды. Святый Духъ возвѣстилъ ему, и онъ, еще прежде прибытія въ храмъ, окрыляясь очами ума, восхищался какъ-бы уже обладая желаемымъ. Побуждаемый такими чувствованіями, онъ, быстро восходитъ по ступепямъ и входитъ въ древній священный храмъ, но не заботясь о храмѣ распростираетъ священныя объятія для Владыки храма, говоря и вмѣстѣ воспѣвая такія слова, приличныя вожделѣнному торжеству: Тебя я желаю, Владыка Боже Отцевъ и Господи милости, сподобившаго собственною славою и силою, промышляющею о всѣхъ, и милостію снисхожденія къ намъ, какъ бы примирительнымъ посредничествомъ, установить дружественное согласіе между небесными и земными; Тебя я ищу, Создателя всѣхъ; на Тебя взираю, объемлющаго все Словомъ своимъ; Тебя срѣтаю, владычествующаго надъ жизнію и смертію; Тебя ожидаю, законодателя и преемника закона; Тебя алкаю, воскрешающаго мертвыхъ; Тебя, жаждаю, облегчающаго страждущихъ; Тебя желаю, Творца и Искупителя міра; ты — Богъ нашъ, и Тебѣ мы покланяемся; Ты — святый храмъ нашъ, и къ Тебѣ мы возносимъ молитвы; Ты — законодатель законовъ, и Тебѣ мы повинуемся; Ты — Богъ первый, и прежде Тебя не было другаго Бога, родившагося отъ Бога Отца (Ис. 43, 10), и послѣ Тебя не будетъ другаго Сына у Отца, Единосущнаго и равночестнаго; знать Тебя, есть полная праведность, и признавать власть Твоюкорень безсмертія (Прем. 15, 3); Ты для нашего спасенія — камень краеугольный, драгоцѣнный и избранный (Ис. 28, 16; 1 Петр. 2, 6), предвозвѣщенный Сіону; Тебѣ подчинено все, какъ виновнику, приведшему все изъ небытія въ бытіе, дающему крѣпкое устройство неустроенному, держащему и сохраняющему сотворенное, Создателю различныхъ тварей, управляющему всѣмъ своею всемогущею и премудрою десницею, приводящему въ порядокъ всякое нестроеніе и соединяющему всѣхъ неразрывными узами согласія и мира. Ибо Тобою мы живемъ и движемся и существуемъ (Дѣян. 17, 28); посему, Господи Боже мой, я превознесу Тебя, восхвалю имя Твое; ибо Ты совершилъ дивное, опредѣленія древнія истинныя (Ис. 25, 1), облекшись славою и величіемъ (Псал. 103, 1). Подлинно, что славнѣе для царя блестящей порфиры и свѣтлой діадимы? Или что величественнѣе для милосердаго Бога человѣколюбиваго воплощенія, свѣтлыми лучами своими озаряющаго сѣдящихъ во тьмѣ и тѣни смертной (Лук. 1, 79)? Справедливо временный царь и слуга Твой назвалъ Тебя Царемъ вѣковъ, сказавъ: Ты прекраснѣе сыновъ человѣческихъ (Псал. 44, 2-3), какъ Богъ и человѣкъ между людьми; ибо Ты при божественномъ воплощеніи Твоемъ препоясалъ чресла свои правдою (Ис. 11, 5), какъ въ самомъ себѣ правда и истина и веселіе всѣхъ. Итакъ веселись сегодня небо вмѣстѣ со мною; ибо сжалился Богъ надъ народомъ своимъ; кропите облака правду міру (Ис. 45, 8), и основанія земли возглашайте миръ находящимся во адѣ; явилось воскресеніе мертвыхъ; пусть и земля провозглашаетъ милость живущимъ на ней, ибо я исполненъ утѣшеніемъ и преизобилую радостію (2 Кор. 7, 4); потому что я увидѣлъ Тебя, Спасителя людей.

7. Когда старецъ ликовалъ такимъ образомъ и радовался Божественнымъ веселіемъ, тогда святая Богоматерь явно исполняла тó, чтó образно описано пророкомъ Исаіею (6, 6). Она, принявъ объятіями святыхъ рукъ своихъ, какъ бы клещами, животворящій и неизреченный уголь, принявшій плоть отъ пречистаго и пренепорочнаго ея жертвенника, подала его праведнику, говоря, мнѣ кажется, и вмѣстѣ увѣщевая такъ: пріими, досточтимый старецъ и прекраснѣйшій изъ священниковъ, пріими Господа, и насладись своею неоскудѣвающею надеждою; пріими, доблестнѣйшій, сокровище неисчерпаемое и богатство неисзякаемое; пріими, мудрѣйшій, въ объятія свои крѣпость неизъяснимую и силу непостижимую, тебя укрѣпляющую; возьми, служитель храма, величіе безпредѣльное и крѣпость несравненную. Соединись объятіями, достоуважаемый, съ самобытною жизнію и живи; обними, праведнѣйшій, нетлѣніе и обновись; это — не дерзновенное дѣло; не сомнѣвайся, священнѣйшій; насладись желаемымъ, достоуважаемый, и восхищайся подаваемымъ тебѣ, или лучше подающимъ самаго Себя; просвѣщайся, благоговѣйнѣйшій, Солнцемъ правды, сіяющимъ сквозь чистое зерцало плоти. Не бойся скромности, не страшись кротости Его, блаженнѣйшій; не страшись смиренія и не изумляйся уничиженію Его, преданнѣйшій; съ готовностію прилѣпись къ Нему и не медли повиновеніемъ. Изрекаемое и предлагаемое не есть дѣло дерзновенное; не сопротивляйся, разумнѣйшій. Не опаляетъ огонь благодати Господа моего, но просвѣщаетъ, праведнѣйшій. Пусть убѣдитъ тебя, законовѣдущій, купина (Исх. 3, 2), прообразовавшая меня въ несожигавшемъ ее пламени. Пусть убѣдитъ тебя, дѣтоводитель, росоносная пещь (Дан. 3, 21) въ домостроительствѣ этого таинства. Кромѣ того пусть научитъ тебя и мое чрево, въ которомъ вмѣстился Невмѣстимый, изъ котораго и воплотилось безплотное Слово. Уже звуки трубъ не устрашаютъ приступающихъ (Исх. 19, 16), и гора дымящаяся уже не внушаетъ страха приближающимся, и законъ уже не наказываетъ нещадно прикасающагося дерзновенно (2 Цар. 5, 6); ибо нынѣ происходящее есть дѣло человѣколюбія, нынѣ являющееся есть дѣло снисхожденія Божія. Съ благодарностію пріими пришедшаго къ тебѣ Бога; ибо Онъ истребитъ беззаконія твои и очиститъ грѣхи твои. На тебѣ пусть будетъ предъизображено очищеніе (всего) міра; въ тебѣ и чрезъ тебя пусть предвозвѣстится народамъ благодатное оправданіе. Ты достоинъ быть животворнымъ начаткомъ. Ты пользовался закономъ? Насладись и благодатію. Ты утомленъ письменемъ? Обновись въ духѣ. Совлеки съ себя ветхое и облекись въ новое. Ты и самъ, я думаю, не незнаешь этого.

8. Послѣ всего этого праведникъ возъимѣвъ смѣлость и повинуясь увѣщанію Богоматери, послужившей Богу для людей, принялъ въ старческія объятія Ветхаго днями въ младенчествѣ (Дан. 7, 13), благословилъ Бога и сказалъ: нынѣ отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, съ миромъ; ибо видѣли очи мои спасеніе Твое, которое Ты уготовалъ предъ лицемъ всѣхъ народовъ, свѣтъ къ просвѣщенію язычниковъ и славу народа Твоего Израиля (Лук. 2, 29-32). Я принялъ отъ Тебя безпечальную радость; пріими меня, радующагося и прославляющаго милости Твои, Господи. Ты даровалъ мнѣ веселіе; душевно воздаю Тебѣ благодарностію. Я позналъ силу любви Божіей; ибо для меня Богъ, неизъяснимо и нетлѣнно родившійся отъ Тебя, сдѣлался человѣкомъ. Я позналъ неизреченное величіе Твоего о насъ попеченія; ибо Ты послалъ собственнаго Сына своего на помощь намъ. Я позналъ наставленіе Соломона, который говоритъ: крѣпка какъ смерть любовь (Пѣсн. 8, 6); ибо чрезъ нее сокрушится жало смерти, чрезъ нее умершіе увидятъ жизнь, чрезъ нее смерть познаетъ свою смерть, потерявъ надъ нами свою власть; чрезъ нее и виновникъ зла змій будетъ плѣненъ и низверженъ. Ты явилъ намъ, Господи, спасеніе Твое (Псал. 97, 2), даровавъ намъ произрастеніе мира, и мы уже не будемъ болѣе блуждать. Ты открылъ намъ, Господи, что не окончально Ты презрѣлъ рабовъ Твоихъ, Благій, и не забылъ твореній рукъ Твоихъ; ибо Ты сжалился надъ бѣдственнымъ состояніемъ нашимъ, обильно изливъ на насъ свойственную Тебѣ и неисчерпаемую милость Твою, совершивъ искупленіе наше чрезъ Единороднаго и Неизмѣняемаго и Единосущнаго Сына Твоего, признавъ недостойнымъ Твоего величія и благости ввѣрить рабу это благодѣяніе и спасеніе рабовъ Твоихъ или предоставить служителю примиреніе съ Тобою преступниковъ; но чрезъ Единосущный Свѣтъ ты даровалъ свѣтъ сѣдящимъ во тьмѣ и тѣни смертной (Ис. 9, 2; 42, 7. Лук. 1, 79), чтобы они во свѣтѣ Твоемъ увидѣли свѣтъ вѣдѣнія (Псал. 35, 10), и чрезъ Владыку и Создателя Ты благоволилъ возстановить насъ въ нетлѣніе; и чрезъ изгнавшаго изъ сладостнаго рая даровалъ намъ возвращеніе въ рай; и чрезъ имѣющаго власть прощать грѣхи (Марк. 2, 10) Ты истребилъ рукописаніе на насъ (Кол. 2, 14); и чрезъ возсѣдающаго вмѣстѣ съ Тобою на престолѣ и неотлучнаго отъ Божественнаго естества Твоего Ты даровалъ намъ примиреніе съ Тобою и дерзновенный доступъ къ Тебѣ, чтобы обѣтованіе столь многихъ и столь великихъ благъ, утвержденное рукописаніемъ верховнаго Владыки и истиннаго и самовластнаго Бога, было несомнѣнно для помилованныхъ и сподобившихся благодати. Объ этомъ и пророкъ предсказалъ, говоря: не ходатай, и не ангелъ, но самъ Господь спасъ ихъ: Онъ любитъ ихъ, и щадитъ ихъ, и воспринялъ ихъ, и вознесъ ихъ (Ис. 63, 9) [5]. И все это не по дѣламъ праведности, которыя бы мы сотворили (Тит. 3, 5), и не потому, чтобы мы возлюбили Тебя (ибо земнородный прародитель нашъ, удостоенный райской сладостной жизни, презрѣвъ божественную и спасительную заповѣдь Твою, признанъ недостойнымъ этого животворнаго жилища и все потомство сдѣлалъ бѣдственнымъ, передавъ ему пагубные плоды грѣха), но Ты самъ, Господи, по неизреченной любви къ созданію Твоему, умилосердился надъ нами, и сжалился надъ отверженіемъ нашимъ, и оказалъ состраданіе къ растлѣнію нашему, чтобы помиловать насъ (1 Іоан. 5, 9). Посему у насъ, потомковъ Адама, и составляются празднества, что Создатель Адама добровольно сдѣлался новымъ Адамомъ, и благоволеніе Господа Бога нашего явилось на насъ (Псал. 89, 17), такъ что мы узрѣли Бога лицемъ къ лицу и спасаемся. Посему, Владыка, я и желаю отпущенія отъ Тебя. Я увидѣлъ спасеніе Твое: да буду избавленъ отъ бремени тяжкаго письмени. Я увидѣлъ вѣчнаго и несмѣняемаго Царя; да буду избавленъ отъ рабскихъ и тягостныхъ узъ. Я увидѣлъ Владыку по естеству и Искупителя; да сподоблюсь свободныхъ узъ Его. Избавь меня отъ ига осужденія и подвергни игу оправданія. Избавь меня отъ ига проклятія и убивающаго письмени (2 Кор. 3, 6) и присоедини къ благословенному числу принимаемыхъ въ усыновленіе благодатію сего истиннаго, равночестнаго и равномощнаго Сына Твоего.

9. Такими краткими словами, говоритъ онъ, да ограничится нынѣ благодареніе Богу. Но чтоже скажу я Тебѣ, Матерь-Дѣва и Дѣва-Матерь? Твое дѣло не человѣческое, и хвала Тебѣ выше человѣка. Но печальное недоумѣніе мое облегчается славословіями тебѣ отъ Духа; посему, принося Тебѣ Твое, вѣнцомъ съ безсмертныхъ луговъ я укражу священную и боговѣнчанную главу Твою. Съ отеческими хвалебными пѣснями я обращусь къ Тебѣ, дщерь Давида и Матерь Господа и Бога Давидова; ибо недостойно и неблагопотребно было бы украшать чуждыми украшеніями Тебя, блистающую собственною славою. И такъ, прими, благосклоннѣйшая, дары драгоцѣнные и свойственные Тебѣ одной, высшая всѣхъ родовъ и честнѣйшая всѣхъ видимыхъ и невидимыхъ тварей. Блаженъ корень Іессеевъ и треблаженъ домъ Давидовъ, въ которомъ Ты произрасла. Богъ посреди Тебя и не поколеблешься: ибо Всевышній освятилъ жилище свое (Псал. 45, 3-5). Въ Тебѣ завѣты и клятвы Бога къ отцамъ нашимъ получили славное окончаніе; ибо чрезъ Тебя Господь, Богъ силъ, явился съ нами. Прообразовавшая Твой боговидный образъ неприступная купина неопально (Исх. 3, 2) вмѣщала Бога, явившагося пророку, какъ Онъ благоволилъ открыться. Твердый и несѣкомый камень, прообразовавшій проистекшую изъ тебя всемірную благодать и отраду, изъ сухихъ нѣдръ своихъ обильно произвелъ для жаждущаго въ пустынѣ народа (Исх. 17, 6) спасительное врачевство. И жезлъ священническій (Числ. 17, 8), произрастившій невоздѣланный плодъ (Евр. 9, 4) — залогъ непрерывнаго священства, показалъ неложное знаменіе Твоего сверхестественнаго рожденія. Что еще? И великій Моисей, проведши долгое время на горѣ, не представилъ ли недовѣдомыя таинства, совершающіяся съ Тобою, чистая, въ таинственныхъ о Тебѣ прообразахъ? Получивъ повелѣніе устроить ковчегъ по образу и подобію, Онъ тщательно исполнилъ повелѣніе, хотя и случилось нѣчто печальное предъ его нисшествіемъ (Исх. 32, 1), устроилъ его въ размѣрахъ пяти съ половиною локтей [6], и прикрывъ Херувимами сдѣлалъ его вмѣстилищемъ закона, весьма ясно предзнаменующимъ Тебя, Богородица, непорочно зачавшую и неизреченно родившую нетлѣнный плодъ въ концѣ пяти съ половиной оборотовъ міра [7]. Ради Тебя и непорочнаго принятія отъ Тебя Богомъ Словомъ плоти, пребывающей съ Нимъ навсегда неизмѣнно и нераздѣльно, и стамна златая (Евр. 9, 4), какъ неложный прообразъ Твой, хранила внутри себя неизмѣнною и постоянною манну, которая иначе измѣнялась и портилась въ одинъ день. И пророкъ Илія, какъ провидецъ и соревнователь Твоей чистоты дѣйствіемъ Духа, украсился вѣнцомъ огненоснаго вида (4 Цар. 2, 11), бывъ поставленъ божественнымъ изволеніемъ выше смерти. И преемникъ его Елисей, наученный мудрымъ учителемъ, предъизображая Тебя, еще не бывшую, какъ бы уже присущую, сверхестественно знаменіями (будущихъ) истинъ оказывалъ помощь нуждающимся, то посредствомъ чаши новой и содержащей цѣлительную соль исправляя нездоровую воду, въ знакъ возстановленія міра чрезъ совершающееся на Тебѣ таинство, то незаквашенною мукою, прообразомъ безсѣменнаго рожденія (Твоего), истребляя въ пищѣ смертную горечь, то сверхестественными дѣйствіями въ Іорданѣ превышая дѣйствія естественныя, и тѣмъ предвозвѣщая низшествіе Господа нашего во адъ и чудесное избавленіе находящихся въ тлѣніи (4 Цар. 4, 20-41; 8, 10). Ибо все уступало и покорялось, бывъ побѣждаемо Твоимъ Божественнымъ образомъ.

10. Впрочемъ для чего мнѣ слишкомъ распространять свою рѣчь, задерживая ея теченіе различными прообразованіями, когда предъ нашими глазами предстоитъ совершившаяся на Тебѣ истина, которою всего лучше и полезнѣе можно наслаждаться? И такъ, оставивъ духовныя повѣствованія и чудеса святыхъ во всѣхъ поколѣніяхъ, къ Тебѣ, приснопамятная, обращаюсь при настоящемъ торжествѣ. Благословенна ты, всеблагословенная и всевожделѣнная. Благословеніями Господа преисполнено богоблагодатнѣйшее имя Твое, Богородительница и просвѣтительница вѣрныхъ. Ты объемлешь, такъ сказать, необъемлемаго; Ты — корень прекраснѣйшаго цвѣта (Ис. 11, 1), матерь Создателя, питательница питающаго, содержащая Вседержителя, носящая держащаго все словомъ (Евр. 1, 3). Ты — врата грядущаго Бога во плоти, клещи очистительнаго угля (Ис. 6, 6), малое вмѣстилище вмѣщающаго въ нѣдрахъ своихъ все, рунó непостижимой росы (Суд. 6, 37), жизнедательный колодезь Виѳлеемскій, желанный Давидомъ (2 Цар. 23, 15), изъ котораго проистекло питіе безсмертія, — очистилище (Исх. 25, 17), изъ котораго Богъ явился людямъ въ человѣческомъ образѣ, — чистое одѣяніе одѣвающагося свѣтомъ, какъ ризою (Псал. 103, 2); Ты дала не нуждающемуся ни въ чемъ плоть, которой Онъ не имѣлъ, чтобы Онъ, Всемогущій, сдѣлался тѣмъ, чѣмъ благоволилъ сдѣлаться. Что славнѣе этого? Что выше этого? Тотъ, Кто наполняетъ и небо и землю (Іер. 23, 24), которому принадлежитъ все, сдѣлался нуждающимся въ Тебѣ; ибо Ты сообщила Богу плоть, которой Онъ не имѣлъ. Ты облекла Всемогущаго въ благолѣпное всеоружіе плоти, чрезъ которую и Онъ сдѣлался видимымъ и доступнымъ для меня, и я могу приступить къ Нему и взирать на Него, и чрезъ которую всѣ раскаленныя стрѣлы лукаваго будутъ угашены (Ефес. 6, 16). Дивно и прекрасно, матерь и раба Божія! Дивно и прекрасно, имѣющая заимодавца всѣхъ должникомъ своимъ! Всѣ мы должники предъ Богомъ, а Онъ дѣлается Твоимъ должникомъ. Сказавшій: почитай отца твоего и мать (Исх. 20, 12), самъ благоволивъ принять на себя это, тѣмъ болѣе соблюдетъ благорасположеніе и собственную заповѣдь къ послужившей добровольному Его рожденію, и боголѣпно прославитъ Ту, которую наименовалъ матерію безъ мужа, самъ родившись безъ отца. Такъ будетъ это, будетъ. Приносимыя нами хвалы Тебѣ, святѣйшее и дивное жилище Божіе, не суть слова безплоднаго краснорѣчія, и не плодъ мірской лести и угодливости это славословіе Тебѣ, Богохвальная и млекопитающая Бога, который даетъ смертнымъ начало бытія посредствомъ рожденія, но свидѣтельство дѣйствительной истины. Впрочемъ, и намъ и будущимъ поколѣніямъ не достанетъ времени, чтобы по достоинству ублажить Тебя, матерь Царя вѣковъ (1 Тит. 1, 17), какъ говоритъ въ одномъ мѣстѣ священный пророкъ, внушая намъ непостижимостъ Твою: какъ великъ домъ Божій, и какъ пространно мѣсто владычества Его! Великъ Онъ и не имѣетъ конца, высокъ и неизмѣримъ (Вар. 3, 24-25). По истинѣ пророческое и по истинѣ неложно это слово о Твоемъ величіи; ибо Ты одна удостоилась уподобиться Богу въ дѣлахъ Божіихъ, Ты одна родила по плоти Бога, единородно и совѣчно рожденнаго отъ Бога Отца. Такъ по истинѣ исповѣдуютъ содержащіе правую вѣру.

11. Обратимся наконецъ, любомудрые, къ старцу Богопріимцу и благочестивому учителю, спасительно переплывшаго море (достоинствъ) Дѣвы, и отпустимъ Его, получившаго Божественное отпущеніе и доставившаго намъ вожделѣнное ученіе о Богѣ; сами же продолжимъ слово, неуклонно направляя путь къ предположенной цѣли при вышнемъ руководствѣ, чтобы намъ не остаться совершенно безплодными и безполезными для должнаго. И такъ, когда къ этому священному событію были призваны священство и пророчество и предстали къ этому славному и дѣвственному престолу два богоименитые праведника, т. е. Симеонъ и Анна, представлявшіе дѣйствительные образы двухъ народовъ (старецъ — Израиля и обветшавшаго закона, а вдовица — вдовствовавшей тогда церкви язычниковъ); то старецъ, олицетворявшій законъ, просилъ отпущенія, а вдовица, олицетворявшая Церковь, представила исповѣданіе и говорила о Немъ всѣмъ, ожидавшимъ избавленія во Іерусалимѣ (Лук. 2, 38), какъ все это, весьма благовременно и сверхестественно сказанное ими обоими и соотвѣтствующее священнодѣйствію, изложено въ Писаніи. Ибо надлежало, по истинѣ надлежало старцу, знавшему сказанное въ законѣ: его послушайте, и всякій, кто не послушаетъ Его, будетъ истребленъ изъ народа своего (Втор. 18, 15. 19), желать мирнаго отпущенія отъ руководства закона. Ибо оскорбленіемъ и дерзостію было бы, если бы въ присутствіи и при бесѣдѣ царя оруженосецъ сталъ говорить противное и слушатели ему стали внимать. Надлежало и вдовицѣ, получившей дары, превышающіе разумъ, торжественно воздать благодареніе Богу, такъ чтобы совершавшееся здѣсь было согласно и съ закономъ. Наконецъ необходимо объяснить, почему между пророческими прообразованіями, которыя имѣютъ, какъ показано, близкое отношеніе къ этимъ необыкновеннымъ торжествамъ, сказано, что домъ наполнился куреніями (дыма); и это было не случайно, а знаменательно вслѣдствіе трисвятаго гласа, какъ говоритъ пророкъ, который взывали небожители (Ис. 6, 4). Если ты, любомудрый, обратишь вниманіе на повѣствуемое, то найдешь причину этого. Слухомъ, продолжаетъ пророкъ, услышите, и не уразумѣете; и очами смотрѣть будете, и не увидите (Ис. 6, 9; Дѣян. 28, 26). Такъ неблагодарные Іудеи, видѣвъ славныя чудеса, которыя совершилъ Богъ на землѣ, по словамъ пѣснопѣвца Давида (Псал. 45, 9) [8], видѣвъ непрерывныя и непрестанныя знаменія и въ глубинѣ и на высотѣ (Ис. 7, 11), какъ предрекъ Исаія (а что именно? Матерь выше естества и рожденіе выше разума, матерь земную, а Сына небеснаго, необыкновенное Боговочеловѣченіе и безбрачное дѣторожденіе, которыхъ что могло быть славнѣе и удивительнѣе между тварями?), видѣвъ все это, относились какъ-бы не видѣвшіе, смѣжая глаза свои и не обращаясь къ славословію; посему и наполнился домъ тщеславія ихъ дымомъ.

12. При этомъ видѣніи они еще и слышали, стоявшаго выше всего видимаго, старца праведнѣйшаго, мужа достовѣрнаго, мужа достойнаго подражанія, мужа вдохновеннаго, законоучителя, почтеннаго священствомъ, украшеннаго даромъ пророчества, продлившаго жизнь свою надеждой на Христа и (доселѣ) отложившаго долгъ смерти, ликующаго, славословящаго, преобразившагося отъ радости, всецѣло прекраснымъ вдохновеніемъ вышедшаго изъ себя для Бога (2 Кор. 5, 13), измѣнившагося въ Ангела прекраснымъ измѣненіемъ, возносящаго отъ избытка радости благодаренія и возвѣщающаго свѣтъ къ просвѣщенію язычниковъ и славу народа Твоего Израиля (Лук. 2, 32), и однако не захотѣли внять слышанному и дивному для самихъ небожителей; посему домъ тщеславія ихъ и наполнился дымомъ. А дымъ есть знаменіе и свидѣтельство гнѣва, какъ написано: поднялся дымъ отъ гнѣва Его и изъ устъ Его огонь поядающій (Псал. 17, 9); и въ другомъ мѣстѣ: и въ народѣ непокорномъ возгорался (огонь) гнѣва (Сир. 16, 7). Указывая на это, Господь въ св. Евангеліи говоритъ Іудеямъ: се оставляется домъ вашъ пустъ (Матѳ. 23, 28), и еще: пославъ войска свои, царь истребилъ убійцъ оныхъ и сжегъ городъ ихъ огнемъ (Матѳ. 22, 7). Таковы дѣйствія Іудейскаго невѣрія, вопреки троичному славословію. Между тѣмъ какъ предѣлы всей вселенной освящались и величайшій домъ Церкви наполнился, какъ бы разлившеюся въ обиліи водою моря, славою Господнею отъ трисвятаго славословія (Ис. 6, 3-4), надъ ними сбылось возвѣщенное; и съ ихъ концемъ соединилось начало пророчества, означавшаго, какъ сказано Духомъ, провозвѣстникомъ истины, будущую бѣдственную перемѣну съ ними въ примѣрѣ, въ слѣдующихъ словахъ: (и было) въ годъ, въ который умеръ царь Озія, видѣлъ я Господа (Ис. 6, 1), гдѣ отступникъ Озія взятъ въ образецъ всѣхъ отступниковъ, которыхъ онъ есть какъ-бы глава, который за свое безразсудство и получилъ наказаніе, по божественному опредѣленію напечатлѣнное на челѣ, какъ бы на мѣдной статуѣ, показывая всѣмъ это воздаяніе за отвратительное нечестіе. Посему богомудро провидецъ (нынѣ) совершающагося, въ противоположность отверженію неблагодарной синагоги, указалъ на благодарную Анну, которой самое имя означаетъ Церковь, оправданную благодатію Христа Бога въ крещеніи; ибо Анна значитъ «благодать» [9].

13. Впрочемъ остановимъ здѣсь, какъ бы въ пристани, крестоносный корабль слова, по надлежащему собравъ паруса и сдѣлавъ нѣсколько привѣтствій городу великаго Царя (Псал. 47, 3; Матѳ. 5, 35), вмѣстѣ съ народомъ Церкви, какъ бы пребывая духомъ и празднуя вмѣстѣ съ бывшими тамъ достопочтимыми отцами и братьями. Радуйся, градъ великаго Царя, въ которомъ совершились таинства нашего спасенія. Радуйся, земное небо, вѣрный наконецъ Господу городъ Сіонъ (Ис. 1, 26). Радуйся и свѣтись, Іерусалимъ, ибо пришелъ свѣтъ твой (Ис. 60, 1): Свѣтъ присносущій, Свѣтъ вѣчный, Свѣтъ высочайшій, Свѣтъ невещественный, Свѣтъ единосущный Богу Отцу, Свѣтъ сущій въ Духѣ и въ которомъ (пребываетъ) Отецъ, Свѣтъ просвѣтившій вѣка, Свѣтъ просвѣтившій вышемірное и находящееся въ мірѣ, Христосъ истинный Богъ нашъ. Радуйся, городъ святый и избранный Господомъ, торжествуй съ веселіемъ праздники свои, которые уже не подвергнутся обветшанію. Радуйся, городъ счастливѣйшій; ибо славное возвѣщено о тебѣ (Ис. 86, 3); священники твои облекутся въ спасеніе и святые твои радостію возрадуются (Псал. 131, 16), и нищіе твои насытятся хлѣбомъ. Радуйся и веселись Іерусалимъ, ибо воцарился Господь посреди тебя (Ис. 12, 6), Господь, чистымъ и невещественнымъ Божествомъ вошедшій въ наше естество и неизреченно воплотившійся отъ дѣвственнаго чрева, Господь, не соединявшійся ни съ чѣмъ другимъ кромѣ состава Адама, прельщеннаго зміемъ; ибо не Ангеловъ воспринявъ (Евр. 2, 16), отпадшихъ отъ дарованнаго имъ въ началѣ славнаго чина и состоянія, Господь явилъ снисхожденіе, будучи Словомъ Божіимъ, всегда пребывающимъ съ Отцемъ. И не для призванія или возстановленія отпавшихъ отъ Свѣта преступныхъ демоновъ, какъ думаютъ нечестивѣйшіе сообщники лукаваго, Онъ пришелъ въ міръ, но, какъ говоритъ божественный Павелъ, принявъ сѣмя Авраамово и чрезъ него весь родъ человѣческій, Творецъ и Создатель всѣхъ непреложно сдѣлался человѣкомъ, чтобы чрезъ общеніе Его съ нами и соединеніе насъ съ Нимъ прекратился доступъ къ намъ грѣха, мало по малу теряющаго силу и изчезающаго, какъ воскъ отъ божественнаго огня, который Спаситель пришедши низвелъ на нашу землю (Лук. 12, 49). Радуйся же и ты, Церковь каѳолическая, находящаяся во всей вселенной, и торжествуй вмѣстѣ съ нами. Не бойся малое стадо треволненій врага: ибо Отецъ благоволилъ дать Тебѣ царство (Лук. 12, 32) и (силу) попрать выю враговъ твоихъ. Радуйся и веселись, нѣкогда бездѣтная и для благочестія безплодная, а теперь имѣющая многихъ чадъ вѣры (Ис. 54, 1). Радуйся и ты, народъ Божій, родъ избранный, царственное священство, народь святый, люди взятые въ удѣлъ; возвѣщай совершенства призвавшаго тебя изъ тьмы въ чудный свой свѣтъ (1 Петр. 2, 9), прославляй Его за милость Его.

14. Радуйся вѣчно, нескончаемая радость наша, (пресвятая Дѣва); къ тебѣ опять я обращаюсь. Ты — начало, средина и конецъ нашего торжества; Ты — драгоцѣнный перлъ царства, истинный тукъ всякой священной жертвы, одушевленный жертвенникъ хлѣба жизни. Радуйся, сокровище любви Божіей; радуйся, источникъ человѣколюбія Сына; радуйся, осѣненная гора Святаго Духа (Авв. 3, 3) [10]. Ты возсіяла, вожделѣнная родительница Свѣта (духовнаго) Солнца, неприступными лучами пламенной любви, родивъ въ концѣ (временъ) рожденнаго отъ начала, явивъ сокровенное и неизреченное таинство, Сына невидимаго Отца, подателя мира, дивно уничижившагося болѣе всякаго уничиженія. Посему молимъ Тебя, превосходнѣйшую всѣхъ и удостоившуюся матернихъ почестей и дерзновенія, непрестанно памятуй, всесвятая Богородица, о насъ, хвалящихся Тобою и боголѣпными славословіями почитающихъ присноживущую и неизгладимую память Твою. И Ты, досточтимый старецъ Симеонъ, первопріемникъ благочестиваго исповѣданія нашего и проповѣдникъ воскресенія вѣрныхъ, также будь ходатаемъ за родъ нашъ предъ Спасителемъ Богомъ, котораго ты удостоился принять въ свои объятія. Ибо и мы вмѣстѣ съ тобою воспѣваемъ Христа, властвующаго надъ жизнію и смертію, говоря: Ты — Свѣтъ истинный отъ Свѣта истиннаго, Богъ истинный отъ Бога истиннаго, единый Господь прежде воплощенія и послѣ преславнаго воплощенія, Богъ самъ по себѣ, а не по благодати, для насъ же (сдѣлавшійся) и совершеннымъ человѣкомъ, Царь по существу своему, не имѣющій надъ собою царя, для насъ же и нашего спасенія непорочно и пречисто явившійся въ образѣ раба. Будучи нетлѣннымъ, Ты пришелъ разрушить тлѣніе, чтобы сдѣлать все нетлѣннымъ. Тебѣ принадлежитъ слава и держава, величіе и великолѣпіе съ Отцемъ и Святымъ Духомъ во вѣки вѣковъ, Аминь.

Примѣчанія:
[1] Въ рукописяхъ, съ которыхъ издано это слово, полное заглавіе его такое: «Меѳодія, Епископа Патарскаго и мученика, на Симеона и Анну, въ день Срѣтенія; и на святую Богородицу», Migne, Patrol. Curs. Comp. T. XVIII. p. 347.
[2] По переводу 70 толковниковъ.
[3] По переводу 70 толковниковъ.
[4] По переводу 70 толковниковъ.
[5] По переводу 70 толковниковъ.
[6] Ковчегъ завѣта былъ въ длину два локтя съ половиною, въ ширину — полтора локтя и въ высоту полтора локтя (Исх. 25, 10).
[7] Т. е. около 5500 лѣтъ послѣ сотворенія міра.
[8] По переводу 70 толковниковъ.
[9] Съ Еврейскаго: Hanna.
[10] По переводу 70 толковниковъ.

Источникъ: Святый Меѳодій епископъ и мученикъ, Отецъ Церкви III-го вѣка. Полное собраніе его твореній, переведенныхъ съ Греческаго подъ редакціею Профессора С.-Петербургской Духовной Академіи Евграфа Ловягина. — СПб.: Въ Типографіи Втораго Отдѣленія Собственной Е. И. В. Канцеляріи, 1877. — С. 116-136.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0