Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 января 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свщмч. Меѳодій Патарскій († 312 г.)
Слово въ недѣлю Ваій [1].

1. Благословенъ Богъ! Поспѣшимъ, братія, отъ чудесъ къ чудесамъ Господа, и пойдемъ какъ бы отъ силы въ силу (Псал. 83, 8). Какъ въ золотой цѣпи, составленной изъ колецъ, взаимно соединенныхъ, каждое изъ нихъ держится другаго изъ соприкосновенныхъ съ нимъ, одно прикрѣплено къ другому и одно слѣдуетъ за другимъ, такъ и въ ряду чудесъ, о которыхъ повѣствуютъ святыя Евангелія, одно ведетъ къ другому чтительницу празднествъ, Церковь Божію, и всѣ вмѣстѣ услаждаютъ ее не пищею тлѣнною, но пребывающею въ жизнь вѣчную (Іоан. 6, 27). Посему, возлюбленные, и мы съ готовностію сердца (Псал. 9, 38), и внимательнымъ ухомъ (Прит. 25, 12) послушаемъ, что скажетъ намъ Господь Богъ, чрезъ пророковъ и Евангеліе, о настоящемъ святѣйшемъ празднествѣ. По истинѣ Онъ скажетъ миръ народу своему и избраннымъ своимъ и обращающимъ сердца къ Нему (Псал. 84, 9) [2]. Нынѣ вѣщанія пророковъ, подобно трубнымъ звукамъ, привели въ движеніе вселенную, преисполнили радостію и восторгомъ всѣ церкви Божіи и, отвлекши вѣрныхъ съ поприща святаго поста, отъ подвиговъ борьбы со страстями, возбудили ихъ пѣть гимнъ побѣды и новую пѣснь мира въ честь Побѣдителя Христа. И такъ пріидите всѣ, воспоемъ Господу (Псал. 94, 1)! Пріидите всѣ народы, восплещемъ руками, воскликнемъ Богу Спасителю нашему гласомъ радости (Псал. 46, 2; 94, 1). Никто не оставайся непричастнымъ благодати, никто не уклоняйся отъ призыванія: ибо племя непокоряющихся бываетъ въ пагубу (Ис. 33, 2) [3]. Никто не пренебрегай срѣтеніемъ Царя, чтобы не остаться внѣ брачнаго чертога (Матѳ. 25, 10). Никто не будь между нами съ мрачнымъ лицемъ, когда нужно принять Его, чтобы не подвергнуться осужденію вмѣстѣ съ лукавыми гражданами, и именно съ тѣми, которые не хотѣли принять Господа своего Царемъ надъ собою (Лук. 19, 27). Всѣ стечемся съ радостію; всѣ примемъ Его съ усердіемъ и будемъ торжествовать съ благолѣпіемъ. Вмѣсто распростертія одеждъ изліемъ предъ Нимъ сердца наши (Псал. 61, 9), воздадимъ Ему благодареніе съ псалмами и пѣснопѣніями, и непрестанно будемъ взывать: благословенъ грядущій во имя Господне (Марк. 11, 9)! Ибо благословляющіе Его благословенны, а проклинающіе Его прокляты (Быт. 27, 29). И снова скажу, не преставая побуждать къ святому дѣлу: пріидите, возлюбленные, благословить Благословеннаго, дабы и Онъ благословилъ насъ! Слово Божіе равно приглашаетъ принесть хвалу Господу всѣ возрасты и званія, — царей земныхъ и всѣ народы, князей и всѣхъ судей земныхъ, юношей и дѣвицъ (Псал. 148, 11-12), и что ново и удивительно, юному и незлобивому возрасту младенцевъ и грудныхъ дѣтей предоставляеть честь, чтобы они, какъ въ древности Моѵсей предъ исшедшимъ изъ Египта народомъ, прежде всѣхъ начали славословить Господа богодухновенною пѣснію: благословенъ грядущій во имя Господне!

2. Нынѣ блаженный Давидъ, видя псалтирь свою въ рукахъ младенцевъ, радуется радостію, ликуетъ духомъ и торжествуетъ съ ними, какъ нѣкогда предъ ковчегомъ Божіимъ, сливаетъ стройныя пѣсни свои съ ихъ пѣснями и радостно взываетъ: благословенъ грядущій во имя Господне! Спросимъ же его; скажи намъ, пророкъ: кто этотъ грядущій во имя Господне? «Нынѣ, отвѣчаетъ онъ, не мое дѣло научать; младенцамъ предоставлено отъ Того, Кто изъ устъ младенцевъ и грудныхъ дѣтей устроилъ хвалу, сдѣлать безмолвнымъ врага и мстителя (Псал. 8, 3), дабы и чрезъ это чудо возвратить сердца отцовъ къ дѣтямъ и непокоривымъ образъ мыслей праведниковъ (Лук. 1, 17). — Скажите же намъ, дѣти, откуда у васъ это прекрасное усердіе и радостная пѣснь? Кто внушилъ, кто составилъ (ее)? Кто собралъ (васъ)? Изъ какихъ книгъ, отъ какихъ наставниковъ вы заимствовали (ее)? «Примите, отвѣчаютъ они, участіе въ нашемъ торжествѣ и пѣснопѣніи, и вы узнаете то, что желалъ знать Моѵсей и прочіе пророки (Лук. 10, 24)». — И такъ, когда приглашеніе намъ сдѣлано и дѣти подали намъ руки въ знакъ общенія, пріидите, возлюбленные, съ усердіемъ примемъ и мы участіе въ священномъ ликованіи, и вмѣстѣ съ Апостолами будемъ сопутствовать возшедшему на небо небесъ на востокъ (Псал. 67, 5. 34) [4], и на землѣ благоволившему возсѣсть на сына подъяремной (Матѳ. 21, 5). Возмемъ вѣтви вмѣстѣ съ отроками и восплещемъ масличными отраслями, чтобы и насъ осѣнилъ Духъ Святый, и намъ стройно воспѣть Богодухновенную пѣснь: благословенъ грядущій во имя Господне! осанна въ вышнихъ (Матѳ. 21, 9)! Нынѣ и Патріархъ Іаковъ, видя совершившимся свое пророчество, торжествуетъ духомъ, и съ вѣрными поклоняется Отцу: ибо привязавшій къ виноградной лозѣ осленка своего (Быт. 49, 11) возсѣлъ на молодаго осла. Нынѣ приготовляется осленокъ, безсловесный образъ безсмысленныхъ нѣкогда язычниковъ, въ знакъ покорности народа изъ язычниковъ, и младенцы изображаютъ младенчество ихъ въ богопознаніи и послѣдующее за тѣмъ совершенство въ боговѣдѣніи. Нынѣ, согласно съ пророчествомъ, Царь славы прославляется на землѣ, и земнородныхъ дѣлаетъ участниками торжества небеснаго, дабы показать, что Онъ есть Господь тѣхъ и другихъ, какъ тамъ и здѣсь согласно воспѣваемый. Посему горьніе, возвѣщая о спасеніи, совершающемся на землѣ, пѣли: святъ, святъ, святъ Господь Саваовъ: вся земля полна славы Его (Псал. 6, 3)! А дольніе, принимая радостное участіе въ небесномъ торжествѣ, взывали: осанна въ вышнихъ! осанна сыну Давидову (Матѳ. 21, 9)! Горьніе славословили: благословенна слава Господня отъ мѣста своего (Іез. 3, 12)! А дольніе восклицали: благословенъ грядущій во имя Господне!

3. Но между тѣмъ, какъ это совершалось и ученики радовались о всѣхъ чудесахъ, ими видѣнныхъ, и говорили; благословенъ царь грядущій во имя Господне! миръ на небесахъ и слава въ вышнихъ (Лук. 19, 37-38)! городъ пришелъ въ движеніе и говорилъ: кто это? (Матѳ. 21, 10), стараясь этимъ возбудить слѣпую зависть противъ Господа славы (а подъ городомъ разумѣй древнее безпорядочное скопище синагоги). Неблагодарные спрашиваютъ: кто это? какъ будто они еще не видѣли въ Немъ благодѣтеля, славнаго Божественными чудесами. Но тьма не объяла незаходимый свѣтъ, возсіявшій въ ней (Іоан. 1, 5). Посему прямо о нихъ пророкъ Исаія взывалъ: глухіе слушайте и слѣпые смотрите, чтобы видѣть. И кто такъ слѣпъ, какъ рабы мои, и глухъ, какъ владѣющіе ими? и ослѣпли рабы Божіи. Видѣли многое и не замѣчали, уши были открыты и не слышали (Ис. 42, 18-20) [5]. Замѣтьте, возлюбленные, вѣрность пророчества, какъ провидящій Божественный Духъ, чрезъ святыхъ, возвѣщалъ будущее, какъ настоящее. Подлинно, неблагодарные видѣли и осязали въ чудесахъ, что чудодѣйствуетъ Богъ, и остались въ невѣріи. Видѣли, что бывшій слѣпымъ отъ рожденія исповѣдуетъ Богомъ возвратившаго ему свѣтъ. Видѣли, какъ разслабленный, котораго недугъ жалъ и возрасталъ вмѣстѣ съ нимъ, освобожденъ былъ однимъ словомъ отъ болѣзни. Смотрѣли на Лазаря, избѣгшаго смерти. Слышали, какъ Спаситель ходилъ по морю, приготовлялъ вино, не воздѣлывая винограда, безъ усилій доставлялъ хлѣбъ для насыщенія, прогонялъ демоновъ, возвращалъ здоровье больнымъ. Улицы ихъ проповѣдывали о чудесахъ, пути ихъ возвѣщали ходящимъ о Его изцѣленіяхъ. Вся Іудея преисполнена была благодѣяніями. А они, услышавъ хвалебную пѣснь Богу, спрашиваютъ: кто это? О безумные, лжеименные учители! О невѣрующіе отцы, о безсмысленные старцы! племя безстыднаго Ханаана, а не Іуды благочестиваго (Дан. 13, 56)! Дѣти узнали Творца, а невѣрующіе отцы говорили: кто это? Юный и неопытный возрастъ прославлялъ Бога, а состарѣвшіеся въ злыхъ дняхъ (Дан. 13, 52) спрашивали: кто это? Грудные младенцы богословствуютъ, а старцы богохульствуютъ. Дѣти благоговѣйно возносятъ хвалебную пѣснь, а неосвященные священники безчинно негодуютъ (Матѳ. 21, 15)!

4. Вы, противящіеся образу мыслей праведниковъ (Лук. 1, 17), обратите сердца ваши на дѣтей вашихъ; познайте тайны Божіи. Настоящее событіе свидѣтельствуетъ, что такъ воспѣваемый ненаученными устами есть Богъ. Изслѣдуйте писанія; вы слышали отъ Господа, что они свидѣтельствуютъ о немъ (Іоан. 5, 39), и не оставайтесь въ невѣдѣніи касательно этого чуда. Послушайте, неблагодарнѣйшіе и чуждые благодати, чтó благовѣствуетъ вамъ пророкъ Захарія. Ликуй отъ радости, говоритъ онъ, дщерь Сіона! се Царь твой грядетъ къ тебѣ праведный и спасающій, кроткій и сѣдящій на молодомъ ослѣ (Зах. 9, 9). Для чего же вы отвергаете эту радость? Для чего, и при солнечномъ свѣтѣ, любите тьму? Для чего, противъ ненарушимаго мира замышляете войну? Если вы сыны Сіона, то ликуйте вмѣстѣ съ дѣтьми своими. Благочестіе дѣтей вашихъ пусть будетъ для васъ побужденіемъ къ радости. Узнайте отъ нихъ, кто научилъ ихъ? кто собралъ? откуда у нихъ такія мысли? откуда это новое богословіе при древнемъ пророчествѣ? Если никто изъ людей не могъ научить ихъ этому, если они отъ себя воспѣваютъ хвалебную пѣснь, то познайте, что это дѣло Божіе, какъ и въ законѣ написано: изъ устъ младенцевъ и грудныхъ дѣтей Ты устроилъ хвалу (Псал. 8, 3). Сугубо радуйтесь, что вы удостоились быть отцами такихъ дѣтей, которыя по внушенію Божію, провозгласили то, чего не знали даже старцы. Обратите сердца ваши къ дѣтямъ своимъ, и не закрывайте очей вашихъ отъ истины. Если же вы все тѣ же, слыша не слышите, видя не видите, и безразсудно отступаете отъ младенцевъ, то они будутъ вамъ судьями (Матѳ. 12, 27), по слову Спасителя. Посему хорошо предрекъ о васъ между прочимъ и это пророкъ Исаія: не нынѣ постыдится Іаковъ, и не нынѣ измѣнитъ лице свое. Но когда увидятъ дѣти ихъ дѣла Мои, то для Меня будутъ святить имя Мое, святаго Іаковлева, и бояться Бога Израилева. И блуждающіе духомъ познаютъ мудрость и непокорные научатся послушанію,и языки нѣмотствующіе научатся говорить миръ (Ис. 29, 22-24) [6]. Видишь ли, неразумный іудей, какъ съ первыхъ словъ пророкъ предвозвѣщаетъ вамъ стыдъ за невѣріе ваше? Научитесь хотя отъ него, что пѣснь дѣтей вашихъ внушена имъ отъ Бога, какъ предрекъ и блаженный Давидъ, говоря: изъ устъ младенцевъ и грудныхъ дѣтей Ты устроилъ хвалу. И такъ, или сами пріобрѣтите должную святость дѣтей, или уступите намъ дѣтей вмѣстѣ съ благочестіемъ (ихъ). Мы будемъ ликовать вмѣстѣ съ ними и пѣть Богодухновенную пѣснь новой славѣ.

5. Нѣкогда старецъ Симеонъ срѣтилъ Спасителя, принялъ въ объятія Творца вѣковъ въ видѣ младенца, и исповѣдалъ Его Господомъ и Богомъ; а нынѣ, вмѣсто нечестивыхъ старцевъ, дѣти срѣтили Спасителя, подобно Симеону; вмѣсто объятій распростерли вѣтви, и благословили Господа Бога, сѣдящаго на осленкѣ, какъ бы на Херувимахъ: осанна сыну Давидову! благословенъ грядущій во имя Господне! Вмѣстѣ съ ними воскликнемъ и мы: благословенъ пришедшій Богъ, Царь славы, который, по естеству своему, будучи непричастенъ нищетѣ, обнищалъ для насъ, дабы обогатить насъ своею благостію (2 Кор. 8, 9)! Благословенъ пришедшій въ смиреніи, и опять имѣющій придти во славѣ; являющійся теперь кроткимъ на осленкѣ и прославляемый восклицаніями младенцевъ, дабы исполнилось написанное: видѣли шествіе Твое, Боже, шествіе Бога моего, Царя во святынѣ (Псал. 67, 25), а въ другой разъ имѣющій придти на облакахъ грознымъ, окруженнымъ Ангелами и силами! О медоточныя уста дѣтей! о чистое ученіе Боголюбезныхъ отроковъ! Давидъ пророчески сокрылъ мысль подъ буквою; дѣти, отверзши сокровищницу, языкомъ изглаголали богатство и благодатными словами внятно призвали всѣхъ къ наслажденію. Воспользуемся же и мы, вмѣстѣ съ ними, неотъемлемымъ богатствомъ. Станемъ хранить въ пространныхъ нѣдрахъ и сокровищницахъ (сердца) Божествепные дары. Будемъ, не умолкая, восклицать: благословенъ грядущій во имя Господне, — Богъ истинный во имя Бога истиннаго, Вседержавный отъ Вседержавнаго, Сынъ во имя Отца, Царь истинный отъ Царя истиннаго, имѣющій царство, совѣчное и предвѣчное, какъ и Родившій Его! Ибо дѣйствительно царство у нихъ общее; и Слово Божіе усвояетъ Сыну царственную честь не такъ, какъ бы она дана была Ему отвнѣ, или имѣла начало, или могла получить приращеніе, — нѣтъ — какъ естественную и по истинѣ свойственную Ему. Ибо одно царство Отца и Сына и Духа Святаго, какъ одно существо и одно господство; посему мы и почитаемъ однимъ поклоненіемъ одно Тріѵпостасное Божество, безначальное, несозданное, безконечное и вѣчное. Ибо, ни Отецъ никогда не престанетъ быть Отцемъ, ни Сынъ — быть Сыномъ и Царемъ, ни Духъ Святый быть тѣмъ, что Онъ есть по ѵпостаси; ни одно лице Троицы ни уменьшится ни по вѣчности, ни по общности, ни по царству. Такъ, Сынъ Божій не потому сталъ царемъ, что сдѣлался для насъ человѣкомъ, и во плоти низложилъ нашего мучителя, одержавъ чрезъ нее побѣду надъ злымъ нашимъ врагомъ; но и нынѣ, и по принятіи плоти, и всегда потому Онъ Царь, подобно родившему Его, что Онъ вѣчно Господь и Богъ. И такъ, еретикъ, не порицай царства Христова, дабы не нанесть оскорбленія Родившему Его. А кто вѣренъ, съ вѣрою приступи ко Христу, истинному Богу нашему, а не какъ употребляющіе свободу для прикрытія зла (1. Пет. 2, 16). Если ты рабъ, съ трепетомъ покорись Владыкѣ. Кто враждуетъ противъ Слова, тотъ уже не добрый рабъ, но явный врагъ, какъ написано: кто не чтитъ Сына, тотъ не чтитъ Отца, пославшаго Его (Іоан. 5, 23).

6. Но возвратимся, возлюбленные, къ тѣмъ словамъ, на которыхъ мы остановились, и воскликнемъ: благословенъ грядущій во имя Господне! Это добрый и благій пастырь грядетъ положить добровольно душу свою за овецъ своихъ. Какъ звѣроловы посредствомъ овцы улавливаютъ волковъ, пожирающихъ овецъ, такъ и Пастыреначальникъ, предавъ себя въ образѣ человѣка духовнымъ и душегубительнымъ волкамъ, уловляетъ этихъ хищниковъ для Адама, нѣкогда уловленнаго ими. Благословенъ грядущій во имя Господне! — Богъ (грядущій) противъ діавола, не съ открытымъ могуществомъ, котораго и зрѣніе снести не можетъ, но въ немощной плоти, дабы связать сильнаго, востающаго на насъ. Благословенъ грядущій во имя Господне! — Царь (грядущій) противъ мучителя, не съ вседержительною силою и премудростію, но съ мнимымъ безуміемъ креста, дабы исторгнуть добычу у змія, мудраго на зло. Благословенъ грядущій во имя Господне! — это (грядетъ) истинный противъ лжеца, Спаситель противъ губителя, Князь мира противъ виновника браней, Человѣколюбецъ — противъ человѣконенавистника. Благословенъ грядущій во имя Господне! — это (грядетъ) Господь помиловать свое твореніе. Благословенъ грядущій во имя Господне! — это (грядетъ) Господь спасти заблуждшаго человѣка, разсѣять обольщеніе, просвѣтить сѣдящихъ во тьмѣ, уничтожить заблужденіе идолопоклонства, ввести спасительное Богопознаніе, освятить міръ, прекратить нечестіе и горе отъ служенія мнимымъ богамъ. Благословенъ грядущій во имя Господне! — единъ (грядетъ предать себя) за многихъ, дабы бѣдный родъ человѣческій избавить отъ рукъ сильнѣйшихъ, бѣднаго и нищаго отъ грабителей его (Псал. 34, 10). Благословенъ грядущій во имя Господне! — (Онъ грядетъ) возлить вино и елей на попавшагося разбойникамъ и, пренебреженнаго (Лук. 10, 30-32). Благословенъ грядущій во имя Господне! — (Онъ грядетъ) спасти насъ самимъ Собою, какъ говоритъ пророкъ: не ходатай и не ангелъ, но самъ Господь спасъ насъ (Псал. 63, 9) [7]. Посему мы и благословляемъ Тебя, Господи, благословеннаго со Отцемъ и Святымъ Духомъ прежде вѣковъ и во вѣки вѣковъ, существовавшаго безплотно прежде вѣковъ и доселѣ, а нынѣ и на вѣки съ обоготворенною и неизмѣнною и нераздѣльною Твоею плотію.

7. Посмотримъ и далѣе, что говоритъ Божественный Евангелистъ. Когда Господь вошелъ въ храмъ, приступили къ нему хромые и слѣпые и Онъ изцѣлилъ ихъ. Видѣвъ же первосвященники и фарисеи чудеса, которыя Онъ сотворилъ, и дѣтей восклицающихъ и говорящихъ: осанна Сыну Давидову (Матѳ. 21, 14-15)! благословенъ грядущій во имя Господне (Матѳ. 21, 9)! не вынесли чести, оказанной Ему; посему, приступивъ къ Нему, сказали: «слышишь ли, что они говорятъ (Матѳ. 21, 16)? Какъ бы такъ они говорили: и Ты не огорчаешься тѣмъ, что Тебя прославляютъ, какъ Бога? Тебѣ не прискорбно слышать отъ невинныхъ (младенцевъ) хвалы, приличныя единому Богу? Развѣ Богъ не открылъ въ древности чрезъ пророка: славы Моей никому не дамъ (Ис. 42, 8)? И какъ Ты, будучи человѣкомъ, дѣлаешь себя Богомъ (Іоан. 10, 33)?» Что же отвѣчалъ на это Долготерпѣливый, Многомилостивый и Медленный на гнѣвъ (Іак. 1, 19)? Онъ останавливаетъ безумныхъ, своимъ отвѣтомъ укрощаетъ ярость ихъ, напоминаетъ и самъ о словахъ Писанія, приводитъ изъ него свидѣтельства о настоящемъ событіи, и не отказывается спрашивать ихъ самихъ. «Развѣ вы, говоритъ Онъ, никогда не слыхали того, что сказалъ Я чрезъ пророка: въ тотъ день узнаете, что Я тотъ же, который сказалъ: вотъ Я (Ис. 52, 6)? — и еще: изъ устъ младенцевъ и грудныхъ дѣтей Ты устроилъ хвалу, ради враговъ Твоихъ, дабы сдѣлать безмолвнымъ врага и мстителя (Псал. 8,3)? Враги эти — вы, которые слушаете законъ и читаете пророковъ, а Меня, закономъ и пророками возвѣщеннаго, отвергаете. Подъ видомъ благочестія, вы думаете, что защищаете славу Божію; и не разумѣете, что ненавидящій Меня ненавидитъ и Отца Моего (Іоан. 15, 23)! Я изшелъ отъ Отца и пришелъ въ міръ (Іоан. 16. 28). Моя слава есть слава Отца моего. Такимъ образомъ эти безсмысленные, бывъ изобличены Спасителемъ нашимъ Богомъ, перестали прекословить, такъ какъ истина заградила уста ихъ; но они предприняли другой безумный умыселъ, составили противъ него заговоръ.

Мы же будемъ воспѣвать: великъ Господь нашъ, и велика крѣпость Его и разумъ его неизмѣримъ (Псал. 146, 5)! Ибо все это совершилось для того, чтобы Агнецъ и Сынъ Божій, который взялъ на себя грѣхъ міра (Іоан. 1, 29), добровольно пострадалъ для нашего спасенія, чтобы Онъ обращенъ былъ какъ бы въ предметъ купли, и покупатели положили тридцать сребренниковъ за Того, Кто животворящею своею кровію искупилъ міръ, и чтобы пасха наша Христосъ былъ закланъ за насъ (1 Кор. 5, 7), дабы тѣ, которые окропляются драгоцѣнною Его кровію, и которыхъ уста, какъ верхи дверей, запечатлѣваются ею, могли избѣгать стрѣлъ губителя, и дабы пострадавшій плотію Христосъ, по тридневномъ воскресеніи, принялъ отъ всѣхъ тварей, вмѣстѣ съ Отцемъ и Святымъ Духомъ, равночестное и равномѣрное поклоненіе. Ибо предъ Нимъ преклонится всякое колѣно небесныхъ и земныхъ и преисподнихъ (Флп. 2, 10), воздавая Ему славу во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Въ рукописяхъ это слово озаглавливается такъ: «Святаго отца нашего Меѳодія слово на Ваіи».Migne, Patr. Curs. Compl. T. XVIII. p. 384.
[2] По переводу 70 толковниковъ.
[3] По переводу 70 толковниковъ.
[4] По переводу 70 толковниковъ.
[5] По переводу 70 толковниковъ.
[6] По переводу 70 толковниковъ.
[7] По переводу 70 толковниковъ.

Источникъ: Святый Меѳодій епископъ и мученикъ, Отецъ Церкви III-го вѣка. Полное собраніе его твореній, переведенныхъ съ Греческаго подъ редакціею Профессора С.-Петербургской Духовной Академіи Евграфа Ловягина. — СПб.: Въ Типографіи Втораго Отдѣленія Собственной Е. И. В. Канцеляріи, 1877. — С. 137-146.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0