Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Мелетій, архіеп. Антіохійскій († 381 г.)

Святой Мелетій, архіепископъ Антіохійскій, былъ сначала епископомъ Севастійскимъ въ Арменіи (ок. 357), а впослѣдствіи былъ вызванъ императоромъ Констанціемъ (353-361) въ Антіохію для защиты отъ ереси аріанъ и получилъ Антіохійскую каѳедру. Святой Мелетій ревностно боролся противъ аріанскихъ заблужденій, но по проискамъ еретиковъ его три раза изгоняли съ каѳедры. Антіохійскій святитель отличался необыкновенной кротостью, неустанно воспитывалъ въ своей паствѣ добрые нравы, чтобы на воздѣланной нивѣ легче могли взойти сѣмена истиннаго вѣроученія. Святой Мелетій рукоположилъ въ санъ діакона будущаго святителя Василія Великаго. Онъ крестилъ и воспиталъ Іоанна Златоуста, также величайшаго святителя Церкви, который впослѣдствіи написалъ своему архипастырю похвальное слово. Послѣ Констанція императорскій престолъ занялъ Юліанъ Отступникъ (361-363), и святитель Мелетій былъ снова изгнанъ. Ему пришлось скрываться въ тайныхъ убѣжищахъ. Возвращенный императоромъ Іовіаномъ въ 363 году, святой Мелетій написалъ Богословскій трактатъ «Изложеніе вѣры», который способствовалъ обращенію къ Православію многихъ аріанъ... далѣе>>

Творенія

Свт. Мелетій, архіеп. Антіохійскій († 381 г.)
Бесѣда о Единосущіи Сына Божія съ Богомъ Отцомъ.

1. Блага послѣдняя словесъ паче начала его (Еккл. 7, 9), говоритъ мудрѣйшій Екклезіастъ, потому что лучше и безопаснѣе прекратить рѣчь о спорѣ, нежели начинать. Особенно, когда тотъ же Екклезіастъ говоритъ: и мудрость нищаго уничижена, и словеса его не суть послушаема (Еккл. 9, 16). Такъ какъ тѣло есть не одинъ членъ, а многіе, и всѣ члены заботятся другъ о другѣ, чтобы не произошло нестроенія въ тѣлѣ, и голова не можетъ говорить ногамъ: не имѣю въ васъ нужды, но Богъ раствори тѣло, худѣйшему большу давъ честь (1 Кор. 12, 24), то отсюда само собою ясно, что при движеніи всего тѣла нельзя не двигаться и каждому члену.

Съ чего начну я свою рѣчь къ вамъ? Не ясно ли, что всякому начинающему и слово и дѣло прилично ставить началомъ и концемъ миръ, имъ начинать, имъ и оканчивать? Ибо Апостолъ говоритъ, что это полезно будетъ для спасенія, при помощи нашихъ молитвъ и при содѣйствіи Духа, котораго даруетъ Іисусъ вѣрующимъ въ Него. И если кто глаголетъ назиданіе, или утѣшеніе, или утѣху любви, или общеніе духа (1 Кор. 14, 3; Флп. 2, 1), все это происходитъ отъ мира, который въ Богѣ. Не всѣмъ безъ разбора это доступно, но любящимъ законъ, какъ говоритъ Пророкъ; онъ разумѣетъ законъ не тѣлесный, который заключаетъ въ себѣ образъ и тѣнь будущаго, но духовный, который мудро раскрываетъ исполненіе предвозвѣщеннаго. Миръ многъ, говоритъ онъ, любящимъ Тебя, и нѣсть имъ соблазна (Псал. 118, 165). Отсюда ясно, что соблазнъ пребываетъ на тѣхъ, которые возненавидѣли миръ. Желающимъ освободиться отъ этого надлежитъ поставить предъ собою любовь Божію, какъ бы нѣкій щитъ: Той бо есть миръ нашъ, сотворивый обоя едино, и средостѣніе ограды разоривый: вражду плотію своею, законъ заповѣдей ученми упразднивъ (Ефес. 2, 14-15). И нельзя исполнять заповѣдь Господа, если не предшествуетъ любовь Божія: аще любите Мя, говоритъ Господь, заповѣди Моя соблюдите (Іоан. 14, 15); и если заповѣдь не освѣщаетъ, тогда не освѣщаются ни очи, ни сердце. Заповѣдь Господня, говоритъ Пророкъ, свѣтла, просвѣщающая очи (Псал. 18, 9). И не произнесетъ слова истины тотъ, кто не имѣетъ въ себѣ Христа говорящаго, какъ говоритъ Апостолъ: понеже искушенія ищете, глаголющаго во мнѣ Христа (2 Кор. 13, 3), или лучше: не говорящаго только, но и милующаго. И да пріидетъ, говоритъ Пророкъ, на мя милость Твоя и спасеніе Твое: и отвѣщаю поношающимъ ми слово (Псал. 118, 41-42). Этого не было бы, если бы кто-либо не взыскалъ оправданій (Псал. 118, 48). Тѣмъ, которые настроены не такъ, свойственъ стыдъ въ поношеніяхъ, такъ что они не могутъ сказать: отъими отъ мене поносъ и уничиженіе (Псал. 118, 22). Изъ устъ ихъ слышится слово истины, что молящемуся ничего болѣе не нужно, кромѣ сего: не отъими отъ устъ моихъ словесе истины (Псал. 118, 43).

2. Когда же это бываетъ? Когда человѣкъ не сохраняетъ закона выну, когда не пойдетъ въ широту (Псал. 118, 44-45). Тотъ долженъ расширить сердце, кто желаетъ вмѣстить Христа, между нами пребывающаго, Котораго славу проповѣдуютъ не люди только, но и небеса: ибо небеса повѣдаютъ славу Божію (Псал. 18, 2), говоритъ Пророкъ; или лучше, какъ Самъ Отецъ говоритъ: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволихъ (Матѳ. 3, 14). Его не можетъ исповѣдать тотъ, кто глаголетъ неправду въ высоту къ ближнему своему (Псал. 72, 8), кто сталъ бы призывать ближняго къ обществу и званію противниковъ Христа, отложившись отъ общества и названія христіанскаго; о таковыхъ сказано: не прикасайтеся помазаннымъ Моимъ (Псал. 104, 15); и Апостолъ говоритъ: кто есть лживый, точію отметаяйся, яко Іисусъ нѣсть Христосъ; сей есть антихристъ. Отметаяйся Сына, ни Отца имать: а исповѣдаяй Сына, и Отца исповѣдаетъ. Вы убо еже слышасте исперва, въ васъ да пребываетъ, и аще въ васъ пребудетъ, еже исперва слышасте, и вы въ Сынѣ и Отцѣ пребудете (1 Іоан. 2, 22-24). Пребудешь же тогда, когда будешь исповѣдовать не только предъ Богомъ и избранными ангелами, но и предъ царями, и не постыдишься: и глаголахъ о свидѣніихъ Твоихъ предъ цари, и не стыдяхся (Псал. 118, 46). Говорю, будемъ исповѣдовать, что Сынъ Божій есть Богъ отъ Бога, единый отъ единаго, Единородный отъ нерожденнаго, прекрасное рожденіе родившаго, Сынъ, достойный безначальнаго, невыразимый истолкователь неизъяснимаго, Слово, мудрость и сила Того, Который выше мудрости и силы, выше того, что можетъ изречь языкъ, выше того, чего можетъ коснуться мысль, — рожденіе совершенное и пребывающее отъ совершеннаго и пребывающаго въ тождественности, не истекшее отъ Отца, не сѣкомое и не дѣлимое, но безстрастно и цѣльно произшедшее отъ Того, Который не потерялъ ничего, что имѣлъ. Этотъ Сынъ есть и называется Словомъ, и не мыслится гласомъ или рѣченіемъ Отца, ибо существуетъ Самъ по себѣ и дѣйствуетъ, и всяческая Тѣмъ и о Немъ создашася (Кол. 1, 16). Точно также, будучи и мудростію, Онъ не умопредставляется мыслію Отца, ни движеніемъ и дѣйствіемъ ума, но рожденіемъ, подобнымъ Отцу и точнымъ образомъ Отца; ибо Богъ Отецъ какъ бы запечатлѣлъ Его. Онъ не существуетъ въ другомъ такъ, чтобы не существовалъ Самъ по себѣ, но есть дѣятельное рожденіе, сотворившее все это и всегда сохраняющее. Этого достаточно, чтобы освободить насъ отъ заблужденія Еллиновъ, отъ суевѣрія іудейскаго и зловѣрія еретическаго.

3. Такъ какъ нѣкоторые, извративши смыслъ словъ, находящихся въ Писаніяхъ, толкуя ихъ иначе, чѣмъ бы слѣдовало, и не разумѣя ни силы словъ, ни природы вещей, осмѣливаются отвергать божество Сына, соблазняясь словомъ: твореніе, находящимся въ Притчахъ: Господь созда Мя начало путей Своихъ въ дѣла Своя (Прит. 8, 22), тогда какъ имъ надлежало слѣдовать духу животворящему, а не письмени, убивающему (ибо духъ животворитъ — 2 Кор. 3, 6): то и мы осмѣлимся немного разсудить объ этомъ, не потому, чтобы объ этомъ не было совершенно сказано говорившими прежде насъ (безумно было бы сказать это), и не потому, что вы нуждаетесь въ учителѣ (ибо вы сами научены Богомъ), но для того, чтобы стало ясно вашему сознанію, что мы желаемъ передать вамъ даръ духовный.

Повѣрь, что ни въ другихъ мѣстахъ Писанія, ни въ настоящемъ мѣстѣ, нѣтъ противорѣчащихъ другъ другу словъ Писанія, и только для тѣхъ они кажутся противорѣчащими, которые не здравы вѣрою и немоществуютъ умомъ. Въ мірѣ нельзя найти никакого примѣра, который былъ бы удовлетворителенъ самъ по себѣ для яснаго представленія естества Единороднаго. Поэтому Писаніе употребляетъ многія понятія и наименованія о Единородномъ, дабы какъ нибудь посредствомъ свойственнаго намъ мы могли уразумѣть то, что выше насъ, и посредствомъ извѣстнаго вообразить неизвѣстное, и незамѣтно, мало-по-малу, отъ яснаго перейти къ сокровенному. И такъ вѣрующіе во Христа должны вѣровать, что Сынъ подобенъ Отцу, такъ какъ Онъ есть образъ Того, Иже надъ всѣми; Онъ Тотъ, Иже чрезъ всѣхъ (Ефес. 4, 6); Имъ все сотворено, что на небесахъ и на землѣ. Онъ есть образъ не такой, каковъ бездушный образъ одушевленнаго, и не каково произведеніе искусства, или совершеніе дѣйствія, но рожденіе родившаго; и несправедливо чертами тѣлеснаго человѣческаго рожденія обозначать рожденіе Единороднаго прежде вѣковъ. По образцу мудрости Отца, объемлющей всѣ человѣческія мысли, Сынъ не чуждъ личности и самостоятельнаго бытія, посему Писаніе употребляетъ два выраженія: твореніе и рожденіе; выраженія: созда и роди не означаютъ того, чтобы объ одномъ и томже было сказано, но видимому, противоположное, но словомъ: созда означается то, что Сынъ есть ипостасный и вѣчный, а словомъ: роди — отличіе и особое свойство Единороднаго. Изыдохъ отъ Отца и иду (Іоан. 16, 28), — говоритъ Господь. Самое наименованіе: премудрость достаточно для того, чтобы исключить всякую мысль о страданіи.

4. Но куда мы стремимся, какъ-бы не помня о томъ, который сказалъ: О! глубина богатства и премудрости и разума Божія! яко неиспытани судове Его и неизлѣдовани путіе Его (Рим. 11, 33)? Мы имѣемъ учителя Духа истины, Котораго даровалъ намъ Господь по вознесеніи на небо, да вѣмы яже отъ Бога дарованная намъ: яже и глаголемъ не въ наученыхъ человѣческія премудрости словесѣхъ, но въ наученыхъ Духа, духовная духовными сразсуждающе (1 Кор. 2, 12-13), — Которому (Духу) мы служимъ и покланяемся, ради Котораго подвергаемся безчестію, Которымъ Пророки проповѣдали, Которымъ праведники были путеводимы, Которымъ мы приводимся къ Сыну. Но почему мы такъ много занимаемся естествомъ Сына? Развѣ мы говоримъ съ вами какъ съ плотскими, а не какъ съ духовными? Къ другимъ относится сказанное: не могохъ вамъ глаголати яко духовнымъ, но яко плотянымъ (1 Кор. 3, 1). Но есть опасеніе, чтобы мы не впали въ бездну нечестія отъ любознательности непостижимаго и отъ изслѣдованія недоступнаго: рекъ: умудрюся, и сія удалися отъ мене далече, паче неже бѣхъ: и бездны глубина, кто обрящетъ ю (Еккл. 7, 24-25). Вспомнимъ говорящаго: отъ части разумѣваемъ, и отъ части пророчествуемъ: егда же пріидетъ совершенное, тогда, еже отъ части, упразднится (1 Кор. 13, 9-10); аще ли кто мнится вѣдѣти что, не уразумѣ, якоже подобаетъ разумѣти (1 Кор. 8, 2). Поэтому намъ должно опасаться, чтобы, будучи вынуждены чѣмъ либо говорить о томъ, о чемъ не можемъ говорить, мы не потеряли способности говорить, о чемъ можемъ. Говорить должно отъ вѣры, а не вѣровать отъ того, что говорятъ: вѣровахъ, тѣмже возглаголахъ, — говоритъ Пророкъ (Псал. 115, 1). И такъ, если мы любопытствуемъ, но не въ состояніи сказать что либо о собственномъ рожденіи, а между тѣмъ покушаемся изслѣдовать о рожденіи Бога, то нѣтъ ли опасности, чтобы Тотъ, Который даруетъ не только языкъ ученія, но и знаніе того, какъ должно говорить, не осудилъ насъ на молчаніе, при нашемъ стремленіи говорить? Такъ случилось съ блаженнымъ Захаріею, который, не повѣривъ благовѣствовавшему о рожденіи сына, испытывая человѣческими помыслами благодать и силу Божію, и недоумѣвая самъ съ собою: естественно ли старику имѣть дѣтей отъ старухи, что говоритъ? По чесому разумѣю сіе? Азъ бо есмь старъ, и жена моя заматорѣвши во днехъ своихъ. Въ отвѣтъ на это онъ услышалъ: се будеши молча, и не могій проглаголати (Лук. 1, 18-20). И не говорилъ онъ послѣ того, какъ вышелъ изъ храма.

5. Поэтому, оставивъ споръ о предметахъ, возбуждающихъ сомнѣніе и о томъ, что выше нашего разумѣнія, станемъ держаться того, что получили отъ предковъ. Ибо кто настолько смѣлъ, что сталъ-бы хвалиться знаніемъ, когда самъ удостоенный откровенія, восхищенный до третьяго небесе и слышавшій неизреченныя глаголы, былъ уцѣломудренъ пакостникомъ плоти, чтобы не превозноситься (2 Кор. 12, 2. 4. 7)? И Пророкъ, сказавши: вѣровахъ, тѣмже возглаголахъ, присовокупилъ: азъ же смирихся, не просто, но зѣло (Псал. 115, 1). Ибо чѣмъ кто ближе къ знанію сталъ бы считать себя, тѣмъ болѣе онъ долженъ помышлять въ себѣ, что онъ человѣкъ. Послушай, что говоритъ объ этомъ Пророкъ: азъ же рѣхъ во изступленіи моемъ: всякъ человѣкъ ложь (Псал. 115, 2). Итакъ, имѣя для себя учителя истины, не будемъ уже руководиться человѣческими учителями, но будемъ сами размышлять, и не будемъ любопытствовать о свойствахъ предметовъ Божественныхъ, или о чемъ либо другомъ, такъ какъ невозможно изъяснить рожденія Сына, ни сказать объ образѣ рожденія Его отъ Отца, но для наученія считайте достаточнымъ то, что вся Тѣмъ быша, и безъ Него ничтоже бысть (Іоан. 1, 3). Да даруетъ же намъ Господь, чтобы мы мыслили подобно Аврааму, который говоритъ: нынѣ начахъ глаголати ко Господу моему, азъ же есмь земля и пепелъ (Быт. 18, 27), и чтобы мы не превозносились на подобіе кедровъ ливанскихъ, потому что прямая и мирная мудрость состоитъ не въ препрѣтельныхъ человѣческія премудрости словесѣхъ, но въ наученыхъ вѣры (1 Кор. 2, 13). Да даруетъ намъ Господь не сомнѣваться, но, чтобы мы ни дѣлали, благоугождать Богу Отцу и вмѣстѣ съ нимъ Сыну во Святомъ Духѣ, слава, держава, честь и сила нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. — Аминь.

Источникъ: Творенія святаго Епифанія Кипрскаго. Часть четвертая: На восемьдесятъ ересей Панарій, или ковчегъ. — М.: Типографія М. Н. Лаврова и К°, 1880. — С. 346-355. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, томъ 48.)

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0