Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 22 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Пруденцiй († 350 г.)
Мученическіе гимны.

14. Страданіе дѣвы Агніи.

Есть въ городѣ Ромула гробница Агніи, доблестной отроковицы и славной мученицы. Погребенная вблизи отъ стѣнъ города [1], дѣва (сія) охраняетъ квиритовъ [2], но покровительствуетъ и пришельцамъ, молящимся ей съ чистымъ и вѣрующнмъ сердцемъ. Два вѣнца имѣетъ мученица (сія): (вѣнецъ) дѣвственной чистоты и (вѣнецъ) добровольно пріятой славной смерти. По преданію, отроковица (сія) въ самыхъ юныхъ лѣтахъ, едва достигнувъ брачнаго совершеннолѣтія, горя любовію ко Христу, мужественно воспротивилась нечестивому велѣнію — оставить святую вѣру и преклониться предъ идолами. Сначала она была искушаема разными способами: и льстивыми рѣчами сдѣлавшагося кроткимъ судіи, и угрозами мукъ; но осталась непреклонна и сама отдавала свое тѣло на лютыя муки, не отказываясь и умереть. Тогда жестокій тираннъ говоритъ: «Если легко, преодолѣвая боли, терпѣть наказаніе и если презирается и ни во чтó вмѣняется жизнь, то дорогъ стыдъ для обрекшей себя дѣвству. Опредѣляю отдать сію дѣву на поруганіе, если она не припадетъ къ жертвеннику и не испроситъ прощенія у дѣвы Минервы, которую не престаетъ оскорблять» [3]. Агнія говоритъ: «Христосъ не забываетъ о Своихъ (чадахъ); Онъ не допуститъ, чтобы погибъ въ насъ золотой стыдъ, Онъ не оставитъ насъ; Онъ соприсутствуетъ цѣломудреннымъ и не дастъ, чтобы опорочены были сокровища святой чистоты. Ты можешь, если захочешь, обагрить мечъ (нашею) кровію; но не можешь осквернить (наши) члены». (Судія) повелѣваетъ обнажить дѣву и выставить на публичный позоръ. Съ печалію убѣгаетъ, при этомъ видѣ, (мимо проходящая) толпа, отвращая взоры. Но одинъ (изъ толпы) дерзко устремляетъ свое лице на отроковицу и не страшится сладострастными очами созерцать (ея) святое тѣло. Вотъ появляется крылатый огонь въ видѣ молніи и поражаетъ глаза (дерзкаго); ослѣпленный сіяніемъ, онъ падаетъ ницъ и бьется, вздрагивая, въ прахѣ улицы. Товарищи поднимаютъ его полумертваго съ земли и оплакиваютъ въ похоронныхъ причитаньяхъ. Съ торжествомъ шествуетъ дѣва, въ священной пѣсни прославляя Бога Отца и Христа за то, что, при грозившей отъ міра опасности, она побѣдоносно сохранила себя чистою и нескверною. Нѣкоторые передаютъ, что она, по просьбѣ (окружавшихъ), вознесла молитву Христу, дабы Онъ возвратилъ свѣтъ согрѣшившему, поверженному въ прахѣ, и что, тогда, у юноши возобновилось дыханіе и исцѣлились очи. Это былъ первый шагъ Агніи къ небесному чертогу; вскорѣ дается ей сдѣлать и другой. Свирѣпый мучитель воспламенился неистовымъ гнѣвомъ и восклицаетъ со стономъ: «Я побѣждаюсь; воинъ! иди, обнажи мечъ и исполни властное приказаніе верховнаго вождя». Агнія, увидѣвъ предъ собою свирѣпаго мужа съ обнаженнымъ мечемъ и сдѣлавшись (при этомъ) еще болѣе радостною, говоритъ: «Какъ я рада, что явился такой жестокосердый, свирѣпый, не знающій пощады воинъ, а не изнѣженный, увядшій (безвременно) юноша, умащенный ароматами, который могъ бы погубить меня, похоронивъ мой стыдъ. Признаюсь: этотъ, этотъ возлюбленный (мнѣ) нравится; я иду стремительно на встрѣчу ему и не замедлю отвѣтить его пламеннымъ желаніямъ; приму все желѣзо на грудь мою; пусть мечъ проникнетъ до глубины моего сердца: такимъ образомъ я, невѣста Христова, вознесусь въ горній эѳиръ чрезъ тьму вселенной. Вѣчный Владыко! отверзи двери неба, прежде заключенныя для земнородныхъ, и воззови послѣдовавшую за Тобою, Христе, душу дѣвственницы и, вмѣстѣ, принесшейся въ жертву Отцу (Небесному)». Произнесши это, она смиренно, склонивъ голову, молитъ Христа, дабы ея склоненная шея скорѣе пріяла грозящій ударъ. И воинъ исполняетъ ея пламенное желаніе: однимъ ударомъ отсѣкаетъ (ей) голову: скорая смерть предупреждаетъ чувство боли. Вылетаетъ (изъ тѣла) разрѣшенный духъ и, уже свободный, воспаряетъ въ воздухѣ, въ сопровожденіи ангеловъ. Дивится (Агнія) міру, расположенному дóлу, смотритъ съ высоты на тьму, находящуюся внизу и сіяетъ радостной улыбкой при видѣ всего того, чтó озаряется солнцемъ, чтó находится въ водоворотѣ міра, чтó имѣетъ (свою) жизнь въ черномъ вихрѣ вещей, чтó увлекается суетнымъ движеніемъ вѣка: (при видѣ) царей и тиранновъ, владычествъ и достоинствъ, помпы почестей, отъ которыхъ надмѣваются глупцы, золота и серебра, къ которымъ всѣ стремятся въ неистовой жаждѣ путемъ разныхъ преступленій, великолѣпно-украшенныхъ жилищъ, забавляющей пустоты расшитыхъ одеждъ, гнѣва, боязни, желаній, опасностей, продолжительной печали, скоропреходящей радости, дымныхъ факеловъ черной зависти, отъ которой темнѣетъ надежда и красота людей и гнуснѣйшаго изъ всѣхъ золъ — мрачнаго облака язычества. Надъ этимъ возвышается, надъ этимъ торжествуетъ Агнія, сокрушая пятою, вмѣстѣ съ тѣмъ, и главу дракона [4], который, въ свирѣпости своей, все земное міра напитываетъ (своимъ) ядомъ и увлекаетъ въ адъ, а теперь усмиренный стопою дѣвственницы, опускаетъ долу свой огненный мозгъ [5] и, побѣжденный, не осмѣливается поднять голову. Между тѣмъ Богъ увѣнчиваетъ двумя вѣнцами чело дѣвственной мученицы: одинъ (изъ этихъ вѣнцевъ) составленъ изъ вѣчнаго свѣта шестидесятеричной награды, а въ другомъ заключается сторичный плодъ [6]. О, блаженная дѣва! о, новая слава! о, благородная жительница Небеснаго чертога! приклони на нашу нечистоту лице твое, украшенное двумя вѣнцами: тебѣ одной далъ Создатель силу содѣлать чистымъ и самое мѣсто скверны. Цѣломудріемъ исполнюсь я, если ты наполнишь мою душу сіяніемъ твоего благосклоннаго лица. Нѣтъ нечистоты въ томъ, что ты, въ любви своей, удостоиваешь посѣтить и чего касаеться твоею оживляющею стопою.

Примѣчанія:
[1] Мученица Агнія была погребена въ одной милѣ за городомъ Римомъ, влѣво отъ via Nomentana. При этой гробницѣ находилась катакомба, которая и теперь носитъ названіе «катакомбы Агніи».
[2] Т. е. гражданъ Рима.
[3] Въ подлинникѣ это мѣсто читается такъ:
      Hanc in lupanar trudere publicum
      certum est, ad aram ni caput adplicat
      ac de Minerva jam veniam roget,
      quam virgo pergit tempnere virginem.
      Omnis juventus inruit et novum
      ludibriorum mancipium petit.
[4] Т. е. діавола. Ср. Быт. 3, 14-15.
[5] Выраженіе «огненный» (igneus) можетъ быть понимаемо, и въ смыслѣ «осужденный на вѣчное мученіе въ гееннѣ огненной», и, просто, въ смыслѣ: «распаленный злобою и ненавистью».
[6] Одинъ изъ вѣнцевъ есть шестидесятеричная награда за дѣвство, а другой — сторичная награда за мученическую кончину. Поэтъ, очевидно, имѣетъ въ виду слова Іисуса Христа: другая же падоша на земли добрѣй и даяху плодъ, ово убо сто, ово же шестьдесятъ, ово же тридесятъ (Матѳ. 13, 8).

Источникъ: Аврелій Пруденцій Климентъ. / Изслѣдованіе Петра Цвѣткова. — М.: Типографія М. Г. Волчанинова, 1890. — С. 205-209.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0