Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 22 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Василій Великій († 379 г.)

Св. Василій Великій родился около 330 г. въ Кесаріи Каппадокійской отъ благочестивыхъ и благородныхъ родителей-христіанъ. Первоначальное дѣтское воспитаніе онъ получилъ отъ благочестивой бабки своей Макрины, а первыя правила краснорѣчія слушалъ у отца своего въ Неокесаріи. Достигши юношескаго возраста, св. Василій отправился путешествовать по знаменитымъ тогдашнимъ городамъ, чтобы довершить свое образованіе. Въ Аѳинахъ онъ встрѣтилъ Григорія Богослова, сошелся съ нимъ и во всю жизнь оставался вѣрнѣйшимъ его другомъ. Здѣсь онъ изучалъ грамматику, риторику, астрологію, математику, философію и медицину, и оказалъ въ нихъ самые блестящіе успѣхи. Владѣя высокимъ умомъ и мудростію, св. Василій вмѣстѣ съ тѣмъ отличался благонравіемъ, кротостію и чистымъ житіемъ. Возвратившись въ Кесарію, св. Василій нѣсколько времени исправлялъ должность адвоката; затѣмъ, принявъ крещеніе, вмѣстѣ съ званіемъ чтеца, онъ по склонности къ иночеству, отправился изучать монашескую жизнь въ Сиріи, Палестинѣ и Египтѣ. Возвратясь изъ своего путешествія, онъ поселился въ пустынѣ близъ Неокесаріи, посвятивъ себя подвигамъ поста и молитвы. далѣе>>

Творенія

Свт. Василій Великій († 379 г.)
Бесѣды на псалмы.

Бесѣда на псаломъ седмый.

(1) Псаломъ Давиду, егоже воспѣтъ Господеви о словесѣхъ Хусіевыхъ, сына Іеменіина.

Надписаніе седмаго Псалма, по видимому, противорѣчитъ нѣсколько повѣствуемому въ книгахъ Царствъ, гдѣ писано о Давидѣ: ибо тамъ повѣствуется о Хусіи, первомъ другѣ Давидовомъ (2 Цар. 15, 32), и о сынѣ Арахіиномъ; а здѣсь Хусій, сынъ Іеменіинъ. Но какъ этотъ Хусій не Іеменіинъ сынъ, такъ изъ упоминаемыхъ тамъ нѣтъ и другаго Хусія, сына Іеменіина. Не за то ли развѣ названъ сыномъ Іеменіинымъ, что оказалъ великое мужество и доблестный подвигъ, когда, подъ личиной дружбы, приходилъ къ Авессалому и разорилъ совѣтъ Ахитофела, предлагавшаго мнѣніе, приличное человѣку весьма оборотливому и знающему военное дѣло? Ибо сынъ Іеменіинъ въ переводѣ значитъ сынъ десницы. Когда же Ахитофелъ совѣтовалъ ни мало не отлагать дѣла, но немедленно напасть на отца, еще не готоваго къ сраженію; Хусій не допустилъ, чтобы принятъ былъ совѣтъ Ахитофеловъ, яко да наведетъ, какъ сказано, Господь на Авессалома вся злая (2 Цар. 17, 14). Но напротивъ того, чтобы Давиду дать время собрать свои силы, разсудилъ онъ увѣрить ихъ въ пользѣ отсрочки и замедленія, чѣмъ и угодилъ Авессалому, который сказалъ: благъ совѣтъ Хусія Арахіина, паче совѣта Ахитофелева. Между тѣмъ чрезъ священниковъ Садока и Авіаѳара далъ онъ знать Давиду о распоряженіяхъ Авессалома, и требовалъ, чтобы Давидъ не оставался на ночь въ Аравоѳѣ пустынѣ, но спѣшилъ переходомъ. Поелику же чрезъ этотъ добрый совѣтъ сталъ онъ правою рукою Давида, то получилъ наименованіе отъ доблестнаго своего дѣла, и потому названъ сыномъ Іеменіинымъ, то есть сыномъ десницы. А въ Писаніи есть обыкновеніе порочнымъ давать имя чаще по грѣху, нежели по отцѣ, и добрыхъ сыновъ именовать по отличающей ихъ добродѣтели. Такъ Апостолъ Павелъ именуетъ діавола сыномъ погибели: аще не открыется безбеззаконникъ, сынъ погибели (2 Сол. 2, 3). И въ Евангеліи Господь Іуду назвалъ сыномъ погибельнымъ; сказано: никтоже погибе, токмо сынъ погибельный (Іоан. 17, 12). Образованныхъ же въ боговѣденіи наименовалъ чадами премудрости; сказано: и оправдися премудрость отъ чадъ своихъ (Матѳ. 11, 19). И еще говоритъ: аще будетъ ту сынъ мира (Лук. 10, 6). Посему не удивительно, если и теперь умолчано о плотскомъ родителѣ перваго друга Давидова; наименованъ же онъ сыномъ десницы, получивъ это приличное ему имя по своему дѣянію.

(2) Господи Боже мой, на Тя уповахъ, спаси мя. Подумаешь, что слова просты, что кому бы то ни было можно въ прямомъ смыслѣ сказать: Господи Боже мой, на Тя уповахъ, спаси мя. А на дѣлѣ, можетъ быть, и не такъ. Кто надѣется на человѣка, или напыщается чѣмъ нибудь другимъ житейскимъ, напримѣръ: могуществомъ, или деньгами, или чѣмъ инымъ изъ почитаемаго у людей блистательнымъ, тотъ не можетъ сказать: Господи Боже мой, на Тя уповахъ. Ибо есть заповѣдь не надѣяться на князей; и сказано: проклятъ человѣкъ, иже надѣется на человѣка (Іер. 17, 5). Не должно воздавать какъ Божескую честь чему либо кромѣ Бога, такъ и надѣяться на другаго кромѣ Бога, Господа всяческихъ. Сказано: упованіе мое, и пѣніе мое Господь (Псал. 10, 5; 117, 14).

Почему же Пророкъ молится, чтобы его сперва спасти отъ гонящихъ, а потомъ — избавить? Знакъ препинанія сдѣлаетъ рѣчь ясною: спаси мя отъ всѣхъ гонящихъ мя, и избави мя, (3) да не когда похититъ яко левъ душу мою. Чтó же за различіе между спасеніемъ и избавленіемъ? То, что въ спасеніи собственно имѣютъ нужду немощные, а въ избавленіи содержимые въ плѣну. Посему, кто имѣетъ въ себѣ немощь, но въ себѣ же находитъ и вѣру, тотъ собственною вѣрою направляется къ спасенію; ибо сказано: вѣра твоя спасе тя (Лук. 7, 50); и еще: буди тебѣ, якоже вѣровалъ еси (Матѳ. 8, 13). А кто требуетъ избавленія, тотъ ожидаетъ, чтобы другіе за него представили должную цѣну. Посему тотъ, кому угрожаетъ смерть, зная, что одинъ Спаситель и одинъ Искупитель, говоритъ: на Тя уповахъ, спаси мя отъ немощи, и избави мя отъ плѣна. Думаю же, что о мужественныхъ Божіихъ подвижникахъ, которые чрезъ всю свою жизнь довольно боролись съ невидимыми врагами, когда избѣжатъ всѣхъ ихъ гоненій, находясь при концѣ жизни, князь вѣка сего извѣдываетъ, чтобы удержать ихъ у себя, если найдутся на нихъ раны, полученные во время борьбы, или какія нибудь пятна и отпечатки грѣха. А если будутъ найдены не уязвленными и не запятнанными, то какъ непобѣдимые, какъ свободные, будутъ упокоены Христомъ. Посему Пророкъ молится о будущей и настоящей жизни. Здѣсь говоритъ: спаси мя отъ гонящихъ, а тамъ, во время испытанія: избави мя, да не когда похититъ яко левъ душу мою. И сіе можешь узнать отъ самого Господа, Который предъ страданіемъ говоритъ: нынѣ князь міра сего грядетъ, и во Мнѣ не имать ничесоже (Іоан. 14, 30). Но Онъ, не сотворившій грѣха, сказалъ: не имать ничесоже; для человѣка же довольно, если осмѣлится сказать: грядетъ князь міра сего, и во мнѣ имать не многое и маловажное. Опасно же, чтобы сіе не случилось съ нами, когда нѣтъ у насъ ни избавляющаго, ни спасающаго. Къ двумъ понятіямъ приданы также два понятія: спаси мя отъ множества гонящихъ мя, и избави мя, да не когда буду похищенъ, не сущу избавляющу.

(4) Господи Боже мой, аще сотворихъ сіе, аще есть неправда въ руку моею, (5) аще воздахъ воздающимъ ми зла: да отпаду убо отъ врагъ моихъ тощъ: (6) да поженетъ убо врагъ душу мою, и да постигнетъ. Писанію обычно употреблять слово: воздаяніе, не только въ общепринятомъ смыслѣ, когда добро или зло уже совершено, но и о чемъ нибудь предначинаемомъ, какъ въ слѣдующемъ мѣстѣ: воздаждь рабу твоему (Псал. 118, 17), вмѣсто тото, чтобы сказать: даждь, сказано: воздаждь. Дать, значитъ положить начало благотворенію; отдать, значитъ возмѣрить равнымъ за сдѣланное себѣ добро; а воздаяніе есть какое-то второе начало и возвращеніе оказаннаго кому нибудь добра или зла. А я думаю, что когда въ Писаніи вмѣсто прошенія выражается какъ бы нѣкоторое взысканіе и требуется воздаяніе, тогда оно представляетъ смыслъ, подобный слѣдующему: какой долгъ попеченія о дѣтяхъ по природѣ необходимо лежитъ на родителяхъ, — это самое выполни и въ разсужденіи меня. Отецъ же естественною любовію къ дѣтямъ обязывается имѣть промышленіе о жизни ихъ. Ибо сказано: родители должны снискати имѣнія чадомъ (2 Кор. 12, 14), чтобы сверхъ жизни доставить имъ и средства къ поддержанію жизни. Подобнымъ сему образомъ даяніе, или воздаяніе, не рѣдко употребляется въ Писаніи о дѣйствіяхъ первоначальныхъ. А теперь, кажется, Пророкъ съ увѣренностію говоритъ: не воздахъ воздающимъ ми зла, не воздалъ подобнымъ за подобное. Аще сотворихъ сіе, аще воздахъ воздающимъ ми зла: да отпаду убо отъ врагъ моихъ тощъ. Отпалъ отъ враговъ тощъ, кто лишился благодати, подаваемой отъ полноты Христовой.

Да поженетъ убо врагъ душу мою, и да постигнетъ, и поперетъ въ землю животъ мой. Душа праведника, отрѣшившись отъ соучастія въ тѣлѣ, имѣетъ животъ сокровенъ со Христомъ въ Бозѣ (Кол. 3, 3); такъ что можетъ сказать съ Апостоломъ: живу же не ктому азъ, но живетъ во мнѣ Христосъ. И еще: а еже нынѣ живу во плоти, вѣрою живу (Гал. 2, 20). Душа же грѣшника, живущаго по плоти, погрязшаго въ тѣлесныхъ удовольствіяхъ, валяется въ плотскихъ страстяхъ, какъ въ тинѣ. Врагъ, попирая ее, старается еще болѣе осквернить и, такъ сказать, погребсти, наступивъ на падшаго и ногами своими втаптывая его въ землю, то есть жизнь поползнувшагося — въ тѣло.

И славу мою въ персть вселитъ. Святыхъ, которые имѣютъ жительство на небесахъ и сокровиществуютъ себѣ блага въ вѣчныхъ сокровищницахъ, и слава на небесахъ; а о людяхъ перстныхъ и по плоти живущихъ говорится, что и слава ихъ вселяется въ персть. Кто славится земнымъ богатствомъ, кто домогается кратковременной чести отъ людей, кто возлагаетъ надежду на тѣлесныя преимущества, тотъ имѣетъ у себя славу, но она не возникаетъ къ небу, а пребываетъ въ персти.

(7) Воскресни Господи гнѣвомъ Твоимъ, вознесися въ концахъ врагъ Твоихъ. Пророкъ молится уже о совершеніи тайны воскресенія въ потребленіе грѣха ихъ, или о томъ вознесеніи на крестъ, которое должно было совершиться, когда злоба враговъ возвысится до крайняго предѣла. Или слова: вознесися въ концахъ врагъ Твоихъ, заключаютъ въ себѣ смыслъ подобный слѣдующему: до какой бы высоты ни дошла злоба, разливаясь безмѣрно и безпредѣльно, Ты по множеству силы Своей можешь, какъ добрый врачъ, предварительно оградить предѣлы, остановить болѣзнь, всюду разливающуюся и проникающую, и пресѣчь ея непрерывное распространеніе, Твоими вразумляющими ударами.

И востани Господи Боже мой повелѣніемъ, имже заповѣдалъ еси. Слова сіи можно относить и къ тайнѣ Воскресенія, разумѣя такъ, что Пророкъ молитъ Судію востать и отмстить за всякій грѣхъ и привести въ дѣйствіе предписанныя намъ заповѣди; а можно понимать ихъ и о тогдашнемъ состояніи Пророка, который молитъ Бога востать и отмстить за ту заповѣдь, какую Онъ далъ. Богомъ же дана была заповѣдь: чти отца твоего и матерь (Исх. 20, 12); и ее преступилъ сынъ Давидовъ. Почему, для исправленія его и для вразумленія многихъ, молитъ Бога не долготерпѣть, но востать гнѣвомъ, воставъ, отмстить за Свою заповѣдь. Онъ говоритъ: отмсти не за меня, но за пренебреженіе заповѣди, которую Самъ Ты далъ.

(8) И сонмъ людей обыдетъ Тя. Извѣстно, что, по вразумленіи одного неправеднаго, обращаются многіе. Посему накажи его преступленіе, да великій сонмъ людей обыдетъ Тя.

И о томъ на высоту обратися. За окружающій Тебя сонмъ, который пріобрѣлъ Ты благодатнымъ снисхожденіемъ и домостроительствомъ, возвратись на высоту той славы, юже имѣлъ еси, прежде міръ не бысть (Іоан. 17, 5).

(9) Господь судитъ людемъ. На многихъ мѣстахъ Писанія всѣяно слово о судѣ, какъ весьма необходимое и многовнушающее при обученіи благочестію увѣровавшихъ въ Бога чрезъ Іисуса Христа. Поелику же слово предлагается различно, то оно представляется нѣсколько слитнымъ для тѣхъ, которые не дѣлаютъ точнаго различенія въ значеніяхъ. Ибо сказано: вѣруяй въ Мя нѣсть осужденъ: а не вѣруяй уже осужденъ есть (Іоан. 3, 18). Но если слово: невѣрующій, равнозначительно слову: нечестивый, то какъ же сказано, что не воскреснутъ нечестивіи на судъ (Псал. 1, 5)? И еще: если вѣрующіе чрезъ вѣру стали сынами Божіими, а потому и сами удостоены именоваться богами: то какъ же Богъ ста въ сонмѣ боговъ, посредѣ же боги разсудитъ (Псал. 81, 1)? Но кажется, что слово: судить, берется въ Писаніи иногда въ значеніи: испытывать; а иногда въ значеніи: осуждать. Такъ въ значеніи: испытывать, въ словахъ: суди ми, Господи, яко азъ незлобою моею ходихъ; ибо здѣсь Пророкъ присовокупляетъ: искуси мя, Господи, и испытай мя (Псал. 25, 1-2). И въ значеніи: осуждать, въ словахъ: аще бо быхомъ себе судили, не быхомъ осуждени были (1 Кор. 11, 31). Это значитъ: если бы мы испытывали самихъ себя, то не подверглись бы осужденію. Опять сказано, что Господь судитися имать со всякою плотію (Іер. 25, 31), то есть при изслѣдованіи жизни Господь самъ Себя подвергаетъ суду всякаго, и Свои заповѣди противопоставляетъ дѣламъ грѣшниковъ, въ оправданіе Свое приводя доказательства, что Онъ сдѣлалъ все отъ Него требовавшееся ко спасенію судимыхъ, чтобы грѣшники, убѣдившись, сколько они виновны во грѣхахъ, и принявъ Божій судъ, не безъ согласія терпѣли положенное на нихъ наказаніе.

Но слово: судить, имѣетъ и иное значеніе, въ которомъ Господь говоритъ: Царица Южская востанетъ на судъ, и осудитъ родъ сей (Матѳ. 12, 42). О тѣхъ, которые отвращаются Божественнаго ученія, нерадятъ о чистотѣ нравовъ и совершенно отвергли вразумляющія ученія мудрости, Господь говоритъ, что они, по сравненію и сличенію съ ихъ современниками, показавшими отличную ревность къ добру, понесутъ тягчайшее осужденіе за неисполненное ими. А я думаю, что не всѣ, облеченные въ сіе земное тѣло, одинаково будутъ судимы праведнымъ Судіею, потому что весьма различныя внѣшнія обстоятельства, встрѣчающіяся съ каждымъ изъ насъ, сдѣлаютъ, что и судъ надъ каждымъ будетъ различенъ. Или дѣлаетъ болѣе тяжкими или облегчаетъ наши грѣхи то, что отъ насъ не зависитъ, или стекается вокругъ насъ не по нашей волѣ. Представь, что подвергнется суду блудъ. Но одинъ впалъ въ сей грѣхъ, изъ дѣтства будучи воспитываемъ въ порочныхъ нравахъ; ибо и на свѣтъ произведенъ распутными родителями, и возрасталъ въ привычкахъ къ дурному, къ пьянству, играмъ и срамнымъ бесѣдамъ; а другой много имѣлъ побужденій къ жизни совершенной — воспитаніе, учителей, слышаніе слова Божія, душеспасительное чтеніе, наставленія родительскія, бесѣды образующія въ честности и цѣломудріи, умѣренность въ пищѣ; и потомъ вовлеченъ въ подобный съ первымъ грѣхъ, и долженъ дать отчетъ въ своей жизни: не по справедливости ли сей послѣдній, въ сравненіи съ первымъ, заслужить тягчайшее наказаніе? Первый виновенъ будетъ въ томъ одномъ, что не возмогъ воспользоваться спасительными влеченіями, насажденными въ мысли; послѣдній сверхъ сего будетъ еще обвиненъ и въ томъ, что, при многихъ содѣйствіяхъ ко спасенію, по не воздержности и кратковременному нерадѣнію, самъ себя предалъ. Подобнымъ образомъ, кто съ самаго начала воспитывался въ благочестіи, избѣгъ всякой превратности въ ученіяхъ о Богѣ, былъ наставленъ въ законѣ Божіемъ, осуждающемъ грѣхъ и внушающемъ тому противное, тотъ, если впадетъ въ идолослуженіе, не будетъ имѣть такого же извиненія, какъ получившій воспитаніе отъ родителей, не знавшихъ закона, отъ язычниковъ, изъ дѣтства наученныхъ идолослуженію. Господь судитъ людемъ: иначе судитъ Іудея, и иначе Скиѳа. Ибо Іудей почиваетъ на законѣ, хвалится о Бозѣ, разсуждаетъ лучшая (Рим. 2, 17-18). Онъ оглашенъ въ законѣ, и сверхъ общихъ всѣмъ понятій былъ убѣждаемъ и вразумляемъ писаніями Пророковъ и Закона; и если окажется впадшимъ въ беззаконіе, то сіе вмѣняется ему гораздо въ тягчайшій грѣхъ. Скиѳы — народъ кочующій; они воспитаны въ звѣрскихъ и безчеловѣчныхъ обычаяхъ, привыкли къ грабежамъ и взаимнымъ насиліямъ, неукротимо предаются гнѣву, легко раздражаются взаимными оскорбленіями, привыкли всякій споръ рѣшать оружіемъ, пріучены оканчивать ссоры кровопролитіемъ; и ежели они окажутъ другъ другу сколько нибудь человѣколюбія и снисходительности, то своими услугами уготовятъ намъ жесточайшее наказаніе.

Суди ми, Господи, по правдѣ моей, и по незлобѣ моей на мя. Слова сіи, по видимому, заключаютъ въ себѣ нѣкоторую похвальбу, и близки къ молитвѣ возвышавшаго себя фарисея. Но благонамѣренно разсмотрѣвшій ихъ найдетъ, что Пророкъ далекъ отъ подобнаго расположенія. Суди ми, Господи, говоритъ онъ, по правдѣ моей. Это значитъ: обширно понятіе праведности, и предѣловъ совершенной праведности трудно достигнуть. Ибо есть праведность Ангельская, которая превосходитъ человѣческую; и ежели есть какая либо сила выше Ангеловъ, то она имѣетъ и превосходство праведности, соотвѣтственное ея величію; а праведность самого Бога превыше всякаго разума; она неизреченна и непостижима для всякой сотворенной природы. Судими, Господи, по правдѣ моей, то есть по правдѣ, какая удободостижима для людей и возможна для живущихъ во плоти; и по незлобѣ моей на мя: симъ особенно подтверждается, что расположеніе сказавшаго весьма далеко отъ фарисейскаго высокомѣрія. Ибо незлобою своею называетъ какъ бы простоту и неопытность въ томъ, что полезно знать, по сказанному въ Притчахъ: незлобивый емлетъ вѣру всякому словеси (Прит. 14, 15). Поелику мы человѣки во многихъ случаяхъ неосторожно погрѣшаемъ по неопытности; то Пророкъ молитъ и проситъ Бога даровать ему прощеніе по незлобѣ. А изъ сего видно, что сказанное показываетъ болѣе смиренномудріе, нежели высокомѣріе сказавшаго. Суди ми, Господи, говоритъ онъ, по правдѣ моей, и суди меня по незлобѣ, какая во мнѣ. Праведныя дѣла мои сравни съ немощію человѣческою; и тогда суди меня. Вникни въ простоту моихъ нравовъ; вникни въ то, что я необоротливъ и непроницателенъ въ дѣлахъ мірскихъ; и тогда осуждай меня за прегрѣшенія.

(10) Да скончается злоба грѣшныхъ. Приносящій сію молитву явно есть ученикъ Евангельскихъ заповѣдей; онъ молится за творящихъ напасть (Матѳ. 5, 44), прося положить предѣлъ и конецъ злобѣ грѣшныхъ, подобно тому, какъ, если бы кто, молясь о страждующихъ тѣлесно, сказалъ: да скончается болѣзнь страждущихъ. Чтобы грѣхъ, какъ пожирающій огонь въ членахъ, распространяясь дальше и дальше, не занялъ большаго мѣста, Пророкъ молитъ Бога остановить дальнѣйшее разліяніе грѣха и положить ему предѣлъ, — молитъ, ибо любитъ враговъ своихъ, желаетъ добро творить ненавидящимъ его, и потому молится за творящихъ напасть.

Исправиши праведнаго. Праведникъ называется правымъ; и право сердце, успѣвающее въ добрѣ. Что же значитъ здѣсь у Пророка сія молитва? Онъ молится объ исправленіи имѣющаго уже правоту; ибо никто не скажетъ, чтобы въ праведникѣ было что нибудь строптивое, не прямое, превратное. Но можетъ быть и о праведникѣ необходимо прошеніе, чтобы его преднамѣренная правота и непревратность воли была исправляема подъ руководствомъ Божіимъ, чтобы онъ даже и по немощи не уклонялся никогда отъ правила истины, и чтобы врагъ истины не могъ растлить его превратными ученіями.

Испытаяй сердца и утробы Боже праведно. Поелику Писаніе во многихъ мѣстахъ слово: сердце, употребляетъ въ значеніи владычественнаго въ душѣ; а слово: утроба, въ значеніи вожделѣвательной ея силы, то и здѣсь значеніе словъ то же самое, именно: суди меня, Боже, въ ученіяхъ, какія имѣю о благочестіи, и въ движеніяхъ страстныхъ; ибо Ты испытаяй сердца и утробы. Пытаніе, въ собственномъ смыслѣ, есть допросъ судіи испытуемымъ, сопровождаемый всякаго рода истязаніями, чтобы утаевающіе выпытываемое у нихъ, отъ боли, по необходимости, вывели наружу утаенное. А на непогрѣшительныхъ испытаніяхъ Судіи какъ испытываются наши помышленія, такъ испытываются и дѣла. Посему никто не упреждай праведнаго Судію, и не суди прежде времени, дондеже пріидетъ Господь, Иже во свѣтѣ приведетъ тайная тмы, и объявитъ совѣты сердечныя (1 Кор. 4, 5). Въ испытаніи сердецъ и утробъ Богъ показываетъ Свое правосудіе. Испытано было сердце Авраама, отъ всей ли души и отъ всего ли сердца любитъ онъ Бога, когда ему было повелѣно принести Исаака во всесожженіе, дабы открылось, что онъ не любитъ сына паче Бога. Испытанъ былъ и Іаковъ, когда терпѣлъ козни отъ брата, дабы, при такихъ согрѣшеніяхъ Исава, просіяло его неослабное братолюбіе. Итакъ въ нихъ были испытаны сердца; а въ Іосифѣ испытаны утробы, когда, при безумномъ воспламененіи къ нему похотливой госпожи, честность цѣломудрія предпочелъ онъ гнусному сладострастію. Испытанъ же былъ для того, чтобы зрители суда Божія признали, сколько праведно воздана ему честь, когда среди великихъ искушеній просіяла его чистота.

(11) Помощь моя отъ Бога. Собственно на войнѣ, при нашествіи непріятелей, ищутъ помощи тѣ, на кого враги нападаютъ. Посему и здѣсь ощутившій невидимыхъ враговъ своихъ и усматривающій предстоящую ему опасность отъ ополчившихся на него враговъ, говоритъ: помощь моя не въ богатствѣ, не въ тѣлесныхъ пособіяхъ, не въ силѣ, не въ крѣпости моей, не въ человѣческомъ родствѣ, но помощь моя отъ Бога. А какую помощь посылаетъ Господь боящимся Его, сіе видимъ изъ другаго псалма, въ которомъ сказано: ополчится Ангелъ Господень окрестъ боящихся его, и избавитъ ихъ (Псал. 33, 8), и изъ другаго мѣста: Ангелъ, иже мя избавляетъ (Быт. 48, 16).

Спасающаго правыя сердцемъ. Правъ сердцемъ тотъ, чей разсудокъ не допускаетъ ни излишества, ни недостатка въ добродѣтели, но держится средины. Кто отъ мужества уклонился въ недостатокъ, тотъ совращается въ робость, а кто простерся въ излишество, тотъ переходитъ въ дерзость. Посему Писаніе называетъ строптивыми (Прит. 16, 28) людей, которые излишествами или недостатками выступаютъ изъ средины. Какъ черта дѣлается кривою, когда прямое направленіе преломляется то въ выпуклое, то въ вогнутое; такъ и сердце дѣлается строптивымъ, когда его то возвышаетъ высокомѣріе, то унижаютъ скорби и тѣсноты. Посему Екклесіастъ говоритъ, что развращенное не исправится (1, 15).

(12) Богъ судитель праведенъ, и крѣпокъ, и долготерпѣливъ, и не гнѣвъ наводяй на всякъ день. Кажется, что Пророкъ говоритъ сіе, имѣя въ виду тѣхъ, которые смущаются иногда приключившимся, какъ бы для успокоенія сихъ людей отъ смущенія, чтобы они не теряли вѣры въ Промыслъ о всемъ пекущійся, видя не отмщеннымъ возстаніе сына на отца и благоуспѣшный лукавый замыслъ Аввессаломовъ. Почему, исправляя, что въ ихъ умозаключеніяхъ не разумно, засвидѣтельствовалъ имъ: Богъ судитель праведенъ, и крѣпокъ, идолготерпѣливъ, и не гнѣвъ наводяй на всякъ день. Не безъ причины бываетъ все то, чтó ни случается. Напротивъ того, Богъ возмѣриваетъ по мѣрамъ каждаго, какими онъ предварительно измѣривалъ свои поступки въ жизни. Поелику сдѣлалъ я какой нибудь грѣхъ, то и получаю, что заслужилъ. Итакъ не глаголите на Бога неправду (Псал. 74, 6); ибо Богъ судитель праведенъ. Не думайте такъ низко о Богѣ, чтобы почитать Его не имѣющимъ силъ отмстить; ибо Онъ и крѣпокъ. Какая же причина тому, что не скоро налагаетъ казнь на согрѣшающихъ? Та, что Онъ долготерпѣливъ, и не гнѣвъ наводяй на всякъ день.

(13) Аще не обратитеся, оружіе Свое очиститъ. Это рѣчь угрожающая, возбуждающая къ обращенію тѣхъ, которые медлятъ покаяніемъ. Угрожаетъ не прямо ранами, ударами и смертями, но очищеніемъ оружій, и какъ бы приготовленіемъ ко мщенію. Какъ тѣ; которые чистятъ оружіе, тѣмъ самымъ обнаруживаютъ свою готовность къ войнѣ; такъ и Писаніе, желая выразить Божіе намѣреніе наказать, говоритъ, что Онъ очищаетъ Свое оружіе.

Лукъ Свой напряже и уготова и, (14) и въ немъ уготова сосуды смертныя. Не тетива напрягаетъ Божій лукъ, но карающая сила, которая иногда напряжена, а иногда ослаблена. Посему слово грозитъ грѣшнику тѣмъ, что готово ожидающее его наказаніе, если пребудетъ во грѣхѣ, потому что въ лукѣ уготованы сосуды смертные, а сосуды смертные суть силы, потребляющія враговъ Божіихъ.

Стрѣлы Своя сгараемымъ содѣла. Какъ огонь произведенъ для сгараемаго вещества, созданъ не для алмаза, который не расплавляется въ огнѣ, а для возгарающихся дровъ: такъ и стрѣлы Божіи содѣланы для душъ удобосгараемыхъ, въ которыхъ собрано много вещественнаго и годнаго къ истребленію. Посему, которые имѣютъ уже въ себѣ предварительно разжженныя стрѣлы діавола, тѣ пріемлютъ на себя и стрѣлы Божіи. Потому и сказано: стрѣлы Своя уже сгараемымъ содѣла. Сожигаютъ же душу: плотская любовь, любостяжательность, распаленный гнѣвъ, скорби попаляющія и снѣдающія душу, страхъ чуждый страха Божія. А кто не уязвленъ стрѣлами врага и облеченъ во всеоружіе Божіе, того не прикасаются и смертоносныя стрѣлы.

(15) Се болѣ неправдою, зачатъ болѣзнь, и роди беззаконіе. Въ семъ изреченіи, по видимому, перемѣшанъ порядокъ. Ибо раждающія сначала зачинаютъ, потомъ болятъ, и наконецъ раждаютъ; а здѣсь сперва болѣзни рожденія, потомъ зачатіе, потомъ рожденіе. Но относительно къ зачатію въ сердцѣ, реченіе сіе весьма выразительно. Ибо неразумныя стремленія похотливыхъ, бѣшеныя и неистовыя вожделѣнія названы болѣзнями рожденія, потому что рождаются въ душѣ съ быстротою и трудомъ. А кто, въ слѣдствіе такого стремленія, не одержалъ побѣды надъ порочными помыслами, тотъ зачатъ болѣзнь; и кто сердечное поврежденіе распалилъ порочными дѣлами, тотъ роди беззаконіе. По видимому же, Давидъ говоритъ сіе, стыдясь того, что онъ отецъ беззаконнаго сына. Не мой онъ сынъ, говоритъ Пророкъ, но сталъ сыномъ отца, которому усыновилъ себя чрезъ грѣхъ: Ибо по словамъ Іоанна: творяй грѣхъ отъ діавола рожденъ (1 Іоан. 3, 8). Итакъ се діаволъ болѣ имъ въ неправдѣ, и зачатъ его, то есть какъ бы ввелъ его въ самую свою внутренность, въ утробу своихъ расположеній, и чревоносилъ его, и потомъ роди его, произвелъ на свѣтъ его беззаконіе; потому что всѣмъ проповѣдано о возстаніи его противъ отца.

(16) Ровъ изры, и ископа и. Въ божественномъ Писаніи находимъ, что ровъ берется не въ очень хорошемъ смыслѣ, какъ кладязь водный не въ худомъ смыслѣ. Ибо былъ ровъ, куда брошенъ Іосифъ своими братьями. И когда Господь поражаетъ; поражаетъ отъ первенца Фараонова до первенца плѣнницы, яже въ ровѣ (Исх. 12, 29). И въ Псалмахъ сказано: привмѣненъ быхъ съ низходящими въ ровъ (Псал. 87, 5); и у Іереміи: Мене оставиша, источника воды живы, и ископаша себѣ кладенцы сокрушенныя, иже не возмогутъ воды содержати (Іер. 2, 13). Да и у Даніила описанъ ровъ львиный, въ который былъ вверженъ Даніилъ. А колодезь ископываетъ Авраамъ, ископываютъ также отроки Исааковы. При кладязѣ успокоился ушедшій изъ Египта Моисей (Исх. 2, 15). И отъ Соломона пріемлемъ заповѣдь пить воды отъ своихъ сосудовъ, и отъ своихъ кладенцовъ источника (Прит. 5, 15). И Спаситель при кладязѣ бесѣдуетъ съ Самарянкою о Божественныхъ тайнахъ. А почему ровъ берется въ худомъ значеніи, колодезь же въ хорошемъ, тому полагаемъ слѣдующую причину: вода во рвахъ бываетъ пришлая, падающая съ неба; а въ колодцахъ водяныя жилы, засыпанныя землею, пока мѣсто не разрыто, обнаруживаются, какъ скоро сняты покрывающія ихъ глыбы земли, или лежащія сверху другія вещества, входящія въ составъ земли. Такъ нѣчто подобное рву бываетъ и въ тѣхъ душахъ, въ которыя западаетъ доброе, но превращенное и подмѣшанное, когда человѣкъ запавшія въ него понятія о добрѣ гонитъ отъ себя, обращая ихъ на худое и противное истинѣ употребленіе и рѣшившись не имѣть въ себѣ ни какого собственнаго добра. И опять въ душахъ бываетъ нѣчто подобное кладязямъ, когда, по снятіи худыхъ покрововъ, возсіяваетъ свѣтъ и источникъ удобопіемой воды въ сновѣ и ученіи. Посему каждому необходимо пріуготовить для себя кладязь, чтобы выполнить вышеупомянутую заповѣдь, которая говоритъ: пій воды отъ своихъ сосудовъ, и отъ твоихъ кладенцевъ источника (Прит. 5, 15). Въ такомъ случаѣ и мы наименуемся чадами ископавшихъ кладязи — Авраама, Исаака, и Іакова. А рва рыть не должно, чтобы не пасть намъ въ яму, по сказанному въ семъ псалмѣ, и не услышать написаннаго у Іереміи въ укоризну грѣшниковъ, гдѣ Самъ Богъ говоритъ о нихъ (какъ не давно приводили мы слова сіи): Мене оставиша, источника воды живы, и ископаша себѣ кладенцы сокрушенныя, иже не возмогутъ воды содержати (Іер. 2, 13).

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Василія Великаго, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія. — Изданіе третіе. — Часть первая. — М.: Типографія М. Г. Волчанинова, 1891. — С. 162-176.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0