Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 18 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Василій Великій († 379 г.)

Св. Василій Великій родился около 330 г. въ Кесаріи Каппадокійской отъ благочестивыхъ и благородныхъ родителей-христіанъ. Первоначальное дѣтское воспитаніе онъ получилъ отъ благочестивой бабки своей Макрины, а первыя правила краснорѣчія слушалъ у отца своего въ Неокесаріи. Достигши юношескаго возраста, св. Василій отправился путешествовать по знаменитымъ тогдашнимъ городамъ, чтобы довершить свое образованіе. Въ Аѳинахъ онъ встрѣтилъ Григорія Богослова, сошелся съ нимъ и во всю жизнь оставался вѣрнѣйшимъ его другомъ. Здѣсь онъ изучалъ грамматику, риторику, астрологію, математику, философію и медицину, и оказалъ въ нихъ самые блестящіе успѣхи. Владѣя высокимъ умомъ и мудростію, св. Василій вмѣстѣ съ тѣмъ отличался благонравіемъ, кротостію и чистымъ житіемъ. Возвратившись въ Кесарію, св. Василій нѣсколько времени исправлялъ должность адвоката; затѣмъ, принявъ крещеніе, вмѣстѣ съ званіемъ чтеца, онъ по склонности къ иночеству, отправился изучать монашескую жизнь въ Сиріи, Палестинѣ и Египтѣ. Возвратясь изъ своего путешествія, онъ поселился въ пустынѣ близъ Неокесаріи, посвятивъ себя подвигамъ поста и молитвы. далѣе>>

Творенія

Свт. Василій Великій († 379 г.)
Бесѣды на псалмы.

Бесѣда на тридцать второй псаломъ.

(1) Радуйтеся праведніи о Господѣ: правымъ подобаетъ похвала. Обычное Писанію выраженіе радости, показывающее какое-то свѣтлое и весьма радостное состояніе души въ достойныхъ благодушія! И такъ радуйтеся праведніи о Господѣ, не тому, что благоуспѣшны ваши домашнія дѣла, не тому, что наслаждаетесь тѣлеснымъ здоровьемъ, не тому, что поля ваши изобилуютъ всякими плодами; но тому, что имѣете Господа, Который такъ прекрасенъ, такъ благъ, такъ премудръ. Довольно для васъ веселія о Господѣ. И кажется, кто съ веселіемъ и радостію восхищается о комъ либо изъ весьма любимыхъ, тотъ радуется и о себѣ самомъ. Посему Псаломъ побуждаетъ праведныхъ восчувствовать свое достоинство, что они удостоены быть рабами таковаго Владыки, и восхищаться своимъ рабствомъ Ему съ неизреченною радостію и съ скаканіями, какъ бы рвалось у нихъ сердце отъ восторга любви ко Благому. Ежели когда въ сердцѣ твоемъ какъ бы ниспадшій свѣтъ произвелъ внезапную мысль о Богѣ, и озарилъ твою душу, такъ что ты возлюбилъ Бога, а презрѣлъ міръ и все тѣлесное; то изъ сего слабаго и малаго подобія познай полное состояніе праведныхъ, которые равномѣрно и непрерывно возрастаютъ въ веселіи о Богѣ. Тебя по временамъ и рѣдко посѣщаетъ сія радость, по смотрѣнію Божію, чтобы малое ея вкушеніе приводило тебѣ на память, чего ты лишился; а въ праведникѣ постоянно божественное и небесное веселіе, потому что въ немъ несомнѣнно обитаетъ Духъ; первый же плодъ духа есть любы, радостъ, миръ (Гал. 5, 22). Итакъ радуйтеся праведніи о Господѣ. Господь для праведныхъ есть какъ бы вмѣстилище, вступившему въ которое, по всей необходимости, должно благодушествовать и веселиться. И праведный дѣлается мѣстомъ для Господа, пріемлющимъ Его въ себя. А грѣшникъ даетъ въ себѣ мѣсто діаволу, не внимая говорящему: ниже дадите мѣста діаволу (Ефес. 4, 27), и Екклесіасту: аще духъ владѣющаго взыдетъ на тя, мѣста твоего не остави (Еккл. 10, 4). Посему, пребывая въ самомъ Господѣ, и, сколько можемъ, созерцая чудеса Его, изъ созерцанія сего будемъ такимъ образомъ пріобрѣтать сердцемъ своимъ веселіе!

Правымъ подобаетъ похвала. Какъ кривая нога не годится для прямаго сапога; такъ и сердцамъ развращеннымъ неприлична Божія похвала. Поэтому думаю, что поелику слово о Спасителѣ не прилично устамъ демоновъ, отнимается у нихъ власть, да неявлена Его сотворятъ (Марк. 3, 12). И Павелъ запрещаетъ духу пытливу, чтобъ нечистый не могъ давать одобренія Святому (Дѣян. 16, 18). Таково и слѣдующее мѣсто: грѣшнику же рече Богъ: вскую повѣдаеши оправданія Моя (Псал. 49, 16)? Итакъ потщимся избѣгать всякаго непрямаго и ухищреннаго дѣла, умъ же и судилище души исправимъ въ себѣ, какъ вѣрное прави́ло, чтобъ намъ, когда содѣлаемся правыми, была дозволена похвала Господня. Предначинатель грѣха называется зміемъ лукавымъ, и мечъ Божій наводится на драконта змія лукаваго (Ис. 27, 1), потому что змѣя, при перехожденіи съ мѣста на мѣсто, дѣлаетъ многія уклоненія и извороты; почему слѣдъ, оставляемый змѣей на землѣ, имѣетъ неправильное направленіе; по одному направленію движутся у нея переднія части, средина имѣетъ косвенное движеніе, а хвостъ уклоняется опять въ противоположную сторону. Посему кто слѣдуетъ змію, у того жизнь оказывается лукавою, неправильною и исполненною противорѣчій. А кто идетъ во слѣдъ Господа Бога, тотъ творитъ стези правы (Ис. 40, 31) и правы теченія ногъ своихъ (Прит. 4, 26); ибо правъ Господь Богъ нашъ (Псал. 91, 16), и правоты видѣ лице Его (Псал. 10, 7). Ежели два правила приложить одно къ другому, то прямизна ихъ сдѣлаетъ, что будутъ плотно прилегать другъ къ другу; а ежели кривое дерево приложишь къ прави́лу, то найдешь, что искривленное не сходится съ прямымъ. Итакъ, поелику похвала Божія есть правая, то нужно правое сердце, чтобы ему могла быть дозволена и приличествовала похвала. Ежели никтоже можетъ рещи Господа Іисуса, точію Духомъ Святымъ (1 Кор. 12, 3); то какъ принесешь хвалу, когда нѣтъ въ тебѣ духа праваго, обновленнаго во утробѣ твоей (Псал. 50, 12)?

(2) Исповѣдайтеся Господеви въ гусляхъ, во псалтири десятоструннѣмъ пойте Ему. Сперва должно исповѣдаться Господу въ гуслѣхъ, то есть тѣлесныя дѣйствія производить стройно. Поелику мы грѣшили тѣломъ, когда представили уды наши рабы грѣху въ беззаконіе (Рим. 6, 19); то и исповѣдаемся тѣломъ, употребивъ то же орудіе къ истребленію грѣха. Ты злословилъ? Благослови. Ты лихоимствовалъ? Отдай. Ты упивался? Постись. Ты гордился? Смирись. Ты завидовалъ? Утѣшь. Ты убилъ? Претерпи мученичество, или, чтó равносильно мученичеству, при исповѣданіи изнури свое тѣло. И тогда — по исповѣданіи достоинъ ты пѣть Богу во псалтири десятоструннѣмъ. Сперва должно исправить дѣйствія тѣлесныя, чтобы совершались согласно съ словомъ Божіимъ, а потомъ уже восходить къ созерцанію мысленнаго. Псалтиремъ, можетъ быть, называется умъ, ищущій горняго; потому что орудіе сіе, по устройству своему, силу издавать звуки имѣетъ вверху. Посему тѣлесныя дѣйствія исповѣдаются Богу какъ бы снизу; а тайны, возвѣщаемыя умомъ, имѣютъ причину свою свыше, такъ какъ бы умъ издавалъ звуки чрезъ Духа. Посему, кто имѣетъ въ виду всѣ заповѣди и приводитъ ихъ въ себѣ какъ бы въ созвучіе и согласіе, тотъ поетъ Богу на псалтири десятострунномъ; потому что десять есть главныхъ заповѣдей, написанныхъ при первомъ законодательствѣ.

(3) Воспойте Господу пѣснь нову, то есть служите Богу не въ ветхости буквы, но въ обновленіи духа. Кто принимаетъ законъ не чувственно, но разумѣетъ духовный его смыслъ, тотъ поетъ пѣснь новую: потому что ветшающее и старѣющееся въ завѣтѣ миновалось, началась же для насъ новая и обновленная пѣснь ученія Господня, которая обновляетъ юность нашу, яко орлю, когда умерщвляемъ въ себѣ ветхаго человѣка и обновляемся со дня на день. Но простирающійся въ предняя (Флп. 3, 13) непрестанно становится новѣе въ отношеніи къ себѣ самому. Посему, кто непрестанно становится новѣе въ отношеніи къ себѣ самому, тотъ поетъ новую пѣснь Богу; а новымъ обыкновенно называется или необычайное, или недавно пришедшее въ бытіе. Посему если повѣдаешь чудный и всю природу превосходящій образъ Господня вочеловѣченія, то поешь новую и необыкновенную пѣснь; и если разсуждаешь о возрожденіи и обновленіи всего міра, состарѣвшагося подъ грѣхомъ, а также возвѣщаешь тайны воскресенія, то и въ семъ случаѣ поешь новую и недавно сложенную пѣснь.

Добрѣ пойте Ему со восклицаніемъ. Слышите заповѣдь: добрѣ пойте, съ неразсѣянною мыслію, съ искреннимъ расположеніемъ. Пойте со восклицаніемъ. Какъ нѣкоторые добрые воины, одержавъ побѣду надъ врагами, возносите хвалебныя пѣсни Виновнику побѣды! Дерзайте, говоритъ Онъ, Азъ побѣдихъ міръ (Іоан. 16, 33). Кто изъ людей въ состояніи ратоборствовать съ лукавымъ, если не прибѣгъ подъ кровъ Архистратига силы (Нав. 5, 14), и если не оттуда, не съ вѣрою въ Него низлагаетъ и поражаеть стрѣлами нашего врага? Итакъ добрѣ пойте со восклицаніемъ. Восклицаніе же есть какой-то нечленораздѣльный звукъ, который воины согласно издаютъ во время сраженія, сомкнувъ надъ собою щиты. Посему пойте въ согласіи, единодушіи и единеніи любви. Что же должны говорить поющіе?

(4) Яко право слово Господне. Правыхъ призываетъ сперва къ хваленію; потому что право и имѣющее прославиться Слово Господне, Которое въ началѣ бѣ къ Богу, и Богъ бѣ (Іоан. 1, 1). Посему. правъ Отецъ, правъ Сынъ, правъ Духъ Святый.

И вся дѣла Его въ вѣрѣ. Чтó значитъ сказанное? Его дѣло — небо, Его дѣло — земля. Его дѣло — море, воздухъ, все неодушевленное, одушевленное, разумное, неразумное. Какъ же все это въ вѣрѣ? Какая вѣра въ неодушевленныхъ? Какая вѣра у неразумныхъ? Какая вѣра въ камнѣ? Какая вѣра во псѣ? Неодушевленное и неразумное — не въ вѣрѣ. Но настоящее изреченіе ничего не исключило, а все объяло, сказавъ: вся дѣла Его въ вѣрѣ. Посему, чтó же значитъ сказанное? Если, говоритъ Псаломъ, видишь небо и порядокъ въ немъ, — это для тебя руководитель къ вѣрѣ, потому что указываетъ собою на Художника. Если же разсматриваешь порядокъ на землѣ, — и чрезъ это опять возрастаетъ вѣра твоя въ Бога; ибо, не плотскими очами познавъ Бога, увѣровали мы въ Него, но силою ума посредствомъ видимаго усматриваемъ Невидимаго. Посему вся дѣла Его въ вѣрѣ. Если разсмотришь и камень; то и онъ служитъ нѣкоторымъ указаніемъ силы Создавшаго. А то же найдешь, если разсмотришь муравья, или комара, или пчелу; часто и въ самыхъ малыхъ вещахъ видна мудрость Зиждителя. Ибо, Кто распростеръ небо и наполнилъ неизмѣримую величину морей, Тотъ и самое тонкое жало пчелы содѣлалъ пустымъ, какъ свирѣль, чтобы чрезъ него выливался ядъ. Посему вся дѣла Его въ вѣрѣ. Ничто да не приводитъ тебя къ невѣрію. Не говори: это произошло случайно, а это встрѣтилось само собою. Въ томъ, что существуетъ, нѣтъ ничего безпорядочнаго, ничего неопредѣленнаго, ничего напраснаго, ничего случайнаго. Не говори: злая случайность, или не добрый часъ. Это слова людей невѣжественныхъ. Не двѣ ли птицы цѣнятся ассаріемъ, и ни едина отъ нихъ падетъ безъ воли Божіей (Матѳ. 9, 29)? Сколько волосовъ на головѣ? Ни одинъ изъ нихъ не забытъ. Видишь ли Божіе око, какъ ничто, и самое малое, не избѣгаетъ Его надзора?

(5) Любитъ милостыню и судъ Господь, милости Господни исполнь земля. Если бы судъ Божій дѣйствовалъ самъ по себѣ и со всею строгостію воздавалъ намъ, чего стоютъ дѣла, нами совершенныя; то какая была бы надежда? кто бы изъ людей спасся? Нынѣ же любитъ милостыню и судъ. Какъ бы сопрестольною и даже предсѣдательствующею на царскомъ престолѣ содѣлавъ милостыню, изводитъ Онъ каждаго на судъ. Аще беззаконія назриши Господи, Господи кто постоитъ (Псал. 129, 3)? Милостыня у Него не безъ суда, судъ не безъ милостыни. Прежде суда любитъ милостыню; и послѣ милостыни приходитъ на судъ. У Него сопряжены между собою милость и судъ, чтобы одна милость не произвена въ насъ разслабленія, и одинъ судъ не довелъ до отчаянія. Судія хочетъ тебя помиловать и содѣлать участникомъ Своихъ щедротъ; но въ такомъ только случаѣ, если найдетъ, что ты, по содѣяніи грѣха сталъ смиренъ, сокрушенъ, много плакалъ о лукавыхъ своихъ дѣлахъ, безъ стыда открылъ содѣянное тайно, просилъ братію потрудиться съ тобою о твоемъ уврачеваніи. Однимъ словомъ, если увидитъ, что ты достоинъ сожалѣнія, то беззавистно подаетъ Свою милостыню. Когда же видитъ въ тебѣ сердце нераскаянное, умъ гордый, который не вѣритъ будущему вѣку, не боится суда; тогда любитъ судъ надъ тобою. Ибо такъ искусный и человѣколюбивый врачъ прежде старается смягчить опухоль припарками и смягчающими средствами; но когда увидитъ, что опухоль не опадаетъ, а затвердѣваетъ, тогда отложивъ въ сторону масло и мягчительныя врачевства, употребляетъ, наконецъ, въ дѣло острыя орудія. Посему любитъ милостыню къ раскаявающимся; но любитъ и судъ надъ упорными. Подобное нѣчто говоритъ и Исаія Богу: милость Твоя на мѣрилѣхъ (Ис. 28, 17); потому что Онъ и милость являетъ съ судомъ, по достоинству каждаго возмѣривая мѣрою, числомъ и вѣсомъ.

Милости Господни исполнь земля. Здѣсь отдѣляется милость отъ суда; ибо земля полна одною милостію Господнею, между тѣмъ какъ судъ отложенъ до опредѣленнаго времени. Посему здѣсь милость безъ суда; потому что пришелъ, не да судитъ мірови, но да спасетъ міръ (Іоан. 3, 17). А тамъ судъ не безъ милости; потому что не возможно найдти человѣка чистаго отъ скверны, аще и единъ день бытія его (Іов. 14, 4). Посему, ежели кто возметъ во вниманіе, что поврежденіе съ каждымъ днемъ распространяется, и что тлѣнный родъ человѣческій достоинъ тысячей смертей, поколику пребываетъ во грѣхахъ; то удивится богатству Божіей благости, снисходительности и долготерпѣнія. Однако жъ мы, пока на землѣ, имѣемъ нужду въ милости; ибо тѣ, которые на небѣ, достойны ублаженія, а не помилованія. Или, можетъ быть, по причинѣ осужденія, произнесеннаго на насъ за грѣхъ, землею называемся мы, которымъ сказано отъ Бога: земля еси, и въ землю отъидеши (Быт. 3, 19), и которые полны Божіихъ щедротъ; ибо сущихъ насъ мертвыхъ грѣхами и прегрѣшеньми помиловавъ Богъ, сооживи Христомъ (Ефес. 2, 5).

(6) Словомъ Господнимъ небеса утвердишася, и Духомъ устъ Его вся сила ихъ. Гдѣ унижающіе Духа? Гдѣ отдѣляющіе Его отъ зиждительной силы? Гдѣ отсѣкающіе Его отъ единенія со Отцемъ и Сыномъ? Да слышатъ Псаломъ, который говоритъ: Словомъ Господнимъ небеса утвердишася, и Духомъ устъ Его вся сила ихъ. И подъ словомъ разумѣется здѣсь не обыкновенная рѣчь, изъ именъ и глаголовъ состоящая, и подъ духомъ — не дыханіе, разливающееся въ воздухѣ; но разумѣется Слово, которое въ началѣ бѣ къ Богу, и Духъ Святый, въ собственномъ смыслѣ такъ именуемый. Посему какъ Зиждительное Слово утвердило небо, такъ Духъ, Который отъ Бога, Который отъ Отца исходитъ (то есть изъ устъ Его, чтобы ты не признавалъ Его чѣмъ либо внѣшнимъ или тварнымъ, но славилъ какъ имѣющаго ѵпостась Свою отъ Бога), сопривнесъ отъ Себя всѣ силы, какія въ Немъ. И такъ Духомъ утверждена всякая сила пренебесная, то есть, по содѣйствію Духа, имѣетъ она напряженность, крѣпость и несомнѣнность въ освященіи и во всякой добродѣтели, приличной священнымъ силамъ. Посему-то написано здѣсь: Духъ устъ Его, а въ другихъ мѣстахъ, какъ найдемъ, сказано: Слово устъ Его (Ис. 11, 4), дабы разумѣли мы, что Спаситель и Святый Духъ Его — отъ Отца. Поелику Слово Господне есть Спаситель, и Духъ устъ Его — Святый Духъ, Оба же Они содѣйствовали въ твореніи неба и силъ небесныхъ; то сказано: Словомъ Господнимъ небеса утвердишася, и Духомъ устъ Его вся сила ихъ. Ибо чтó ни освящается, освящается только присутсвіемъ Духа. Посему приведеніе въ бытіе Ангеловъ совершило Зиждительное Слово — Творецъ всего, а освященіе имъ даровалъ Духъ Святый; ибо Ангелы созданы не младенцами, которые бы потомъ, усовершившись чрезъ постепенное упражненіе, содѣлались такимъ образомъ достойными принять Духа; но въ первоначальный составъ и, такъ сказать, растворъ ихъ сущности была вложена святость. Потому-то они не удобопреклонны ко грѣху, будучи немедленно, какъ бы нѣкоторымъ составомъ, покрыты освященіемъ, и по дару Святаго Духа имѣя постоянство въ добродѣтели.

(7) Собираяй яко мѣхъ воды морскія, полагаяй въ сокровищахъ бездны. Не сказалъ: собираяй воды морскія, какъ въ мѣхѣ; но: яко мѣхъ, такъ воды морскія собираяй. Представь свойство мѣха, который то надувается, когда кожа натянута принятымъ внутрь духомъ, то сжимается, когда растягивавшее выйдетъ вонъ; такъ и море иногда надмевается и кипитъ, когда вѣтры приводятъ его въ ярость и воздымаютъ, а иногда опять, при безвѣтріи, успокоивается и улегается. Посему Господь яко мѣхъ согнетаетъ и смиряетъ воду морскую. Но въ нѣкототорыхъ спискахъ находимъ: собираяй яко въ мѣхѣ воды морскія, и такое выраженіе указываетъ намъ на древнюю исторію, когда Чермное море, никѣмъ не раздѣляемое и не удерживаемое, само по себѣ стало какъ бы заключенное въ какомъ мѣхѣ, потому что Божіе повелѣніе не позволяло ему разливаться.

Полагаяй въ сокровищахъ бездны. Сообразнѣе съ общимъ понятіемъ было бы сказать: полагаяй въ безднахъ сокровища, то есть содержащій въ тайнѣ свое богатство. А здѣсь сказано, какъ будто самыя бездны суть какія-то дорогія утвари, достойныя Божіихъ сокровищъ. Итакъ безднами называются не законы ли Божія суда, какъ неизреченные и непостижимые для человѣческаго разумѣнія; потому что одному Божію вѣдѣнію предоставлены тѣ законы, по которымъ Онъ каждою вещію распоряжаетъ? А что судъ Божій о каждой вещи порознь называется бездною, видимъ изъ другаго Псалма, въ которомъ говорится: судьбы Твоя бездна многа (Псал. 35, 7). Посему, если домогаешься узнать: для чего жизнь грѣшника продолжается, а дни пришельствія праведнику сокращаются? Для чего неправедный благоденствуетъ, а праведный угнетается? Для чего похищенъ смертію отрокъ, прежде нежели пришелъ въ совершенный возрастъ? Отчего войны? Для чего кораблекрушенія, землетрясенія, засухи, излишество дождя? Для чего сотворено вредное для людей? Для чего одинъ — рабъ, другой — свободенъ? Одинъ богатъ, другой бѣденъ? Даже много разности какъ между грѣшащими, такъ и преуспѣвающими въ добродѣтели: иная продана содержателю непотребнаго дома, и по неволѣ живетъ во грѣхѣ; а другая съ малолѣтства досталась доброй госпожѣ, и воспитана въ правилахъ цѣломудрія: за чтоже послѣдняя облагодѣтельствована, а первая осуждена? И какое каждому воздаяніе отъ Судіи? — Когда все это приходитъ тебѣ на мысль; разсуди, что судьбы Божіи бездна, и, будучи заключены въ божественныхъ сокровищахъ, не для всѣхъ удобопостижимы. А вѣрующему дано обѣтованіе отъ Бога: дамъ ти сокровища сокровенная, невидимая (Ис. 45, 3). Посему, когда удостоимся вѣдѣнія лицемъ къ лицу, тогда узримъ и въ сокровищахъ Божіихъ бездны. Собравъ же сказанное въ Писаніи о мѣхахъ, удобнѣе выразумѣемъ намѣреніе Пророка. Которые со дня на день обновляются и вмѣщаютъ въ себѣ вино новое изъ винограда истины, тѣ въ Евангеліи называются мѣхами новыми; а которые не отложили ветхаго человѣка, тѣ суть мѣхи ветхіе, и ненадежно вливать въ нихъ вино новое; никтоже вливаетъ вина нова въ мѣхи ветхи, чтобы не пролилось вино и не погибли совершенно тѣ мѣхи (Марк. 2, 22), сдѣлавшись уже не заслуживающими никакой пощады послѣ того, какъ прольютъ доброе и новое вино; ибо новое вино должно быть вливаемо въ мѣхи новые. И новое и духовное вино, кипящее Духомъ Святымъ, то есть никогда не старѣющееся разумѣніе истины, должно быть вливаемо въ человѣка новаго, который, всегда мертвость Іисусову въ тѣлѣ нося (2 Кор. 4, 10), справедливо можетъ быть названъ мѣхомъ новымъ.

(8) Да убоится Господа вся земля, отъ Него же да подвижутся вси живущіи по вселеннѣй. Поелику страхъ Господень начало чувства (Прит. 1, 7); то мудрствующихъ земное долженъ вразумлять страхъ. И страхъ, какъ предуготовитель къ благочестію, допускается по необходимости; послѣдующая же за нимъ любовь усовершаетъ тѣхъ, которые образовались въ училищѣ страха. Поэтому Псаломъ всей землѣ предписываетъ страхъ. Сказано: да подвижутся же отъ Него вси живущіи по вселеннѣй, то есть всякое движеніе, совершаемое или мысленно, или тѣлеснымъ дѣйствіемъ, да происходитъ въ нихъ согласно съ Божіей волею. Такъ разумѣю слова: да подвижутся отъ Него; то есть, ни глазъ да не движится безъ Бога, ни рука да не движется безъ Бога, ни сердце да не помышляетъ чего либо не благоугоднаго Богу. И вообще ничѣмъ другимъ да не подвижутся; ничто, кромѣ страха Божія, да не приводитъ ихъ въ движеніе.

(9) Яко Той рече, и быша: Той повелѣ, и создашася. Къ двумъ предъидущимъ выраженіямъ: да убоится вся земля, и да подвижутся вси живущіи по вселеннѣй, присовокупилъ два также выраженія: Той рече, и быша: Той повелѣ, и создашася. Поелику человѣкъ сложенъ изъ земнаго состава и изъ души, обитающей въ тѣлѣ; то образованное изъ земли называется землею, а душа, которой дано въ удѣлъ обитать въ тѣлѣ, именуется жителемъ вселенной. Въ соотвѣтствіе же слову: земля, сказано: Той рече, и быша, — и образованіе наше, именно образованіе изъ земли, выражается словомъ: бысть; а сотвореніе по образу Божію изображается словомъ: создася; потому что слово: тварь (κτισις), берется часто въ значеніи измѣненія и улучшенія, какъ въ словахъ: аще кто во Христѣ, нова тварь (2 Кор. 5, 17), и также въ словахъ: да оба созиждетъ (κτισιῃ) во единаго новаго человѣка (Ефес. 2, 15). А можетъ быть, словомъ: бысть, указывается на первое осуществленіе человѣка, а словомъ: создася, на второе возрожденіе благодатію Христовою. Но сколько заповѣдь Божія различается отъ простаго слова; столько же между твореніемъ и приведеніемъ въ бытіе.

(10) Господь разоряетъ совѣты языковъ, отметаетъ же мысли людей. Сіе служитъ объясненіемъ предъидущему, то есть тому, какъ Богъ созидаетъ увѣровавшихъ въ Него тѣмъ, что разорилъ неразумныя совѣщанія людей, какія они имѣли объ идолослуженіи и о всякой суетѣ, и отметаетъ совѣщанія князей. Но можно отнести сіе и ко времени страданія, когда люди умыслили распять Царя славы, а Онъ домостроительствомъ креста обновилъ человѣчество. Ибо воскресеніемъ разоренъ совѣтъ язычниковъ, Пилата, воиновъ и всѣхъ, которые содѣйствовали къ распятію, и отвергнуты совѣщанія князей, архіереевъ, книжниковъ и царей народа, потому что воскресеніе разрушило всѣ ихъ замыслы. Но и въ каждомъ повѣствованіи, замѣчая то, чтó содѣлалъ Богъ съ невѣрными язычниками, найдешь, что слова Пророка, въ вещественномъ смыслѣ, имѣютъ большое значеніе. Ибо когда Іорамъ, сынъ Ахаава, царствовалъ во Израили, тогда Сирійскій царь, сынъ Адеровъ, ополчившись силою многою и рукою тяжкою, осадилъ Самарію, такъ что у жителей не доставало необходимаго, и бысть глава ослова за пятьдесятъ сикль сребра, а четвертая часть мѣры гноя голубинаго за пять сикль сребра (4 Цар. 6, 25). И въ сіе-то время, чтобъ исполнилось обѣщаніе Елиссеево разорены совѣты Сиріи, и, оставивъ сѣни свои и все достояніе свое, Сиріяне бѣжали, а въ Самаріи произвели такое обиліе, что мѣра муки пшеничны продавалась за сикль единъ, и двѣ мѣры ячменя за сикль (4 Цар. 7, 7. 16). Такъ Господь умѣетъ разорятъ совѣты языковъ! А какъ отметаетъ Онъ совѣты князей, знаемъ изъ сказанія объ Ахитофелѣ, когда Давидъ молился, говоря: разруши совѣтъ Ахитофелевъ (2 Цар. 15, 31). Посему когда слышишь, что кто нибудь многимъ угрожаетъ тебѣ и обѣщаетъ нанести тебѣ всякаго рода огорченія, ущербъ, или раны, или смерть; возведи взоры ко Господу, Который разоряетъ совѣты языковъ и отметаетъ мысли людей.

(11) Совѣтъ же Господень во вѣкъ пребываетъ, помышленія сердца Его въ родъ и родъ. Видтиъ ли ученія язычниковъ, эту суетную философію, какъ они тонки и обильны на изобрѣтеніе ученій, въ умозрительныхъ наукахъ, въ нравственныхъ предписаніяхъ, въ естествословіи и въ другихъ ученіяхъ, называемыхъ тайными, какъ все это разсѣялось и сдѣлалось безполезнымъ, водворяется же нынѣ одна истина Евангелія? Много замышленій въ сердцѣ человѣческомъ; но совѣтъ Господень превозмогъ. И чтобы совѣтъ Божій постоянно и твердо пребывалъ въ душахъ нашихъ, необходимо прежде разориться въ насъ помысламъ человѣческимъ. Кто хочетъ писать на воску, сначала углаживаетъ воскъ, а потомъ, налагаетъ изображенія, какія ему угодно. Такъ и сердцу, на которомъ бы отпечатлѣлись ясно словеса Божіи, надобно сдѣлаться чистымъ отъ противныхъ помысловъ.

Помышленія сердца Его въ родъ и родъ. Поелику два избранные народа, и два даны имъ завѣта; то въ сказанномъ: помышленія сердца Его въ родъ и родъ по причинѣ двукратно наименованнаго рода, можно разумѣть и два помышленія, — одно, по которому мы получили первый завѣтъ, а другое, которое даровало намъ новое и спасительное ученіе Христово.

(12) Блаженъ языкъ, ему же есть Господь Богъ его, люди, яже избра въ наслѣдіе Себѣ. Никто не ублажаетъ народа Іудейскаго, ублажаютъ же народъ, который по превосходству избранъ изъ всѣхъ народовъ; ибо мы — тотъ языкъ, для котораго Господомъ есть Богъ нашъ, мы — люди, яже избра въ наслѣдіе Себѣ: мы, — языкъ, потому что собраны изъ многихъ язычниковъ,мы — люди, потому что призваны вмѣсто народа отверженнаго. И поелику мнози звани, мало же избранныхъ (Матѳ. 20, 16); то ублажаетъ не званнаго, но избраннаго; блажени, яже избра. Какая же причина ублаженія? — Ожидаемое наслѣдіе вѣчныхъ благъ. Или, по слову Апостола, что, когда исполненіе языковъ внидетъ, тогда весь Израиль спасется (Рим. 11, 25-26), не ублажаетъ ли сперва исполненіе языковъ, а потомъ спасаемаго наконецъ Израиля? А какъ извѣстно, что спасется не всякій, но только останокъ, по избранію благодати (Рим. 11, 5.); то посему сказано: люди, яже избра въ наслѣдіе Себѣ.

(13) Съ небесе призрѣ Господь, видѣ вся сыны человѣческія. (14) Отъ готоваго жилища Своего. На пребывающихъ въ свойственномъ себѣ чинѣ и на исполняющихъ обязанности природы человѣческой Господь призираетъ свыше, а надъ тѣми, которые дошли до крайняго поврежденія, надзираетъ иначе, — снисходя къ нимъ Самъ. Ибо сказано: вопль Содомскій и Гоморрскій умножися, и грѣси ихъ велицы зѣло. Сошедъ убо узрю, аще по воплю ихъ грядущему ко Мнѣ совершаются (Быт. 18, 20-21). И еще: сниде видѣти градъ и столпъ, егоже созидаша сынове человѣчестіи (Быт. 11, 5). А здѣсь говорится: съ небесе призрѣ Господь, видѣ вся сыны человѣческія. Не теряй изъ вида сего высокаго Зрителя, не теряй изъ вида Приникающаго свыше на дѣла человѣческія. Куда ты ни идешь, что ни дѣлаешь, во тмѣ ли, или среди дня наздираетъ надъ тобою Божіе око.

Отъ готоваго жилища Своего. Не отверзаются двери, не собираются завѣсы; готово къ видѣнію Божіе жилище. Богъ видитъ всѣхъ сыновъ человѣческихъ. Ни одинъ не избѣгаетъ Его зрѣнія; не закрываютъ ни тма, ни стѣны; нѣтъ ни какого препятствія очамъ Божіимъ. Онъ не только видитъ каждаго, но видитъ и сердцá, которыя создалъ Самъ, не примѣшавъ къ нимъ ничего худаго. Зиждитель человѣка Богъ создалъ его простымъ по образу Своему, который спасаетъ сердца; но въ послѣдствіи, опутавъ его плотскими страстями, мы сдѣлали изъ него сердце многовидное и многоличное, растливъ его боговидность, простоту и единообразность.

Поелику же Онъ Создатель сердецъ; то посему (15) разумѣваетъ на всѣ дѣла наши. А дѣлами называемъ и слова, и мысли, и вообще всякое движеніе человѣческое. Ибо съ какимъ расположеніемъ и съ какимъ намѣреніемъ дѣлаемъ мы что либо, въ угожденіе ли людямъ, или въ исполненіе заповѣдей, данныхъ намъ отъ Бога, сіе знаетъ одинъ Разумѣваяй на всѣ дѣла наши. Посему и во всякомъ праздномъ словѣ дадимъ отчетъ (Матѳ. 12, 36), и даже за чашу студеной воды не погубимъ мзды (Матѳ. 10, 43); потому что Господь разумѣваетъ на всѣ дѣла наши.

(16) Не спасается царь многою силою. Не множество воинскихъ силъ, не стѣны городовъ, не полки пѣшихъ, не крѣпость всадниковъ, не снаряженіе морскихъ силъ, доставляютъ спасеніе царю; ибо Господь поставляетъ цари и преставляетъ (Дан. 2, 21), и нѣсть власть, аще не отъ Бога учинена (Рим. 13, 1). Посему спасается царь не многою силою, но Божіею благодатію; такъ что и въ этомъ отношеніи истинно слово: благодатію есте спасени (Ефес. 2, 5). Такъ и земледѣлецъ не столько своимъ прилежнымъ воздѣлываніемъ пріобрѣтаетъ плоды земледѣлія, сколько содѣйствіемъ Бога возращающаго воздѣланное; ибо ни насаждаяй есть что, ни напаяяй, но возращаяй Богъ (1 Кор, 3, 7). Если же сердце царево въ руцѣ Божіей (Прит. 21, 1); то онъ спасается не силою оружія, но Божіимъ руководствомъ. Въ рукѣ же Божіей не всякой, но достойный имени царя. А нѣкоторые опредѣляли, что царская власть есть законное господство, или начальство надъ всѣми, не подлежащее грѣху.

И исполинъ не спасется множествомъ крѣпости своея. Исполиномъ же называетъ Пророкъ того, кто употребляетъ естественную силу и тѣлесное напряженіе. Посему и царю не достаточно для спасенія помощи оружія, и мужественный не можетъ быть во всемъ достаточенъ самъ для себя; ибо всѣ человѣческія силы, вмѣстѣ взятыя, немощны и безсильны въ сравненіи съ истинною силою. Посему-то немощная міра избра Богъ, да посрамитъ крѣпкая (1 Кор. 1, 27), и изъ устъ младенецъ и ссущихъ совершилъ хвалу, еже разрушити врага и местника (Псал. 8, 3); ибо благодать Божія наипаче просіяла, дѣйствуя въ младенцахъ и въ невысокихъ умомъ.

(17) Ложъ конь во спасеніе, во множествѣ же силы своея не спасется. Конь исключается изъ употребленія святыхъ; и Израиль, во дни благоденствія, никогда, кажется, не пользовался въ войнахъ конскою силою, и никто изъ святыхъ не признавалъ приличнымъ имѣть коней въ собственномъ употребленіи. Но Фараонъ имѣетъ у себя коня, и высокомѣрный Сеннахиримъ надмевается множествомъ коней. Посему-то коня и всадника Фараонова вверже въ море (Исх. 15, 1); ау Сеннахирима воздремаша всѣ всѣдшіи на кони (Псал. 75, 7). По сей же причинѣ, и данный чрезъ Моисея законъ, предписывая законъ царямъ, говоритъ да не умножитъ себѣ коней (Втор. 17, 16.). Во множествѣ же силы своея не спасется. Егда бо немоществую, говоритъ Апостолъ, тогда силенъ есмь (2 Кор. 12, 10). А множество тѣлесной силы служитъ препятствіемъ ко спасенію духа.

(18) Се очи Господни на боящіяся Его. Въ другомъ мѣстѣ сказано: очи Господни на праведныя (Псал. 33, 16), а здѣсь: на боящіяся Его. Когда мы взираемъ на Господа, и очи наши устремлены къ Нему, такъ что можемъ сказать: се яко очи рабъ въ руку господій своихъ, тако очи наши ко Господу Богу нашему (Псал. 122, 2): тогда какъ бы привлекаемъ око Господне къ воззрѣнію на насъ.

Уповающія на милость Его. Пророкъ показываетъ смиреніе служащихъ Господу, и то, сколько уповаютъ они на милость Его. Кто не уповаетъ на свои доблестныя заслуги и не надѣется оправдаться дѣлами, тотъ единственную надежду спасенія имѣетъ въ милосердіи Божіимъ. Ибо когда приводитъ на мысль слова: се Господь и мзда Его (Ис. 40, 10), чтобы воздать каждому, чего стоитъ дѣло его, и когда исчисляетъ свои злыя дѣла, тогда начинаетъ бояться наказанія и трепетать угрозъ. А чтобы не поглотила его скорбь, взираетъ на Божіе милосердіе и человѣколюбіе, и дѣлается благонадеженъ. Надѣяться же, что Богъ (19) исхититъ душу его отъ смерти, и препитаетъ въ гладъ.

(20) Душа же наша чаетъ Господа, яко помощникъ и защититель нашъ есть. Слово сіе поощряетъ къ терпѣнію, чтобы мы, когда нападаетъ на насъ какой либо оскорбитель, не разлучались отъ любве Божія, яже о Христѣ Іисусѣ (Рим. 8, 39), но отъ всея души несли труды, ожидая помощи отъ Бога.

(21) Яко о Немъ возвеселится сердце наше, и во имя святое Его уповахомъ. Это согласно съ сказаннымъ въ началѣ Псалма: радуйтеся праведніи о Господѣ. И теперь: о Немъ возвеселится сердце наше. Мнѣ кажется, что въ этомъ же смыслѣ сказалъ Апостолъ: во всѣхъ сихъ препобѣждаемъ за Возлюбльшаго ны (Рим. 8, 37). Ине только препобѣждаемъ, но и хвалимся въ скорбѣхъ (Рим. 5, 3). Ибо Псалмопѣвецъ сказалъ: душа наша чаетъ Господа; и желая показать, что не насильственно и не отъ угнетенія скорбями обнаруживаетъ онъ терпѣніе, но съ великою радостію принимаетъ озлобленіе за имя Господне, говоритъ: не только мы терпимъ, но и о Немъ возвеселится сердце наше, и во имя святое Его уповахомъ. Для насъ достаточно именоваться христіанами, чтобы избѣясать всякаго искушенія отъ противниковъ. Имя же Божіе называется святымъ, конечно, не потому, что въ самыхъ слогахъ имѣетъ нѣкоторую освящающую силу, но потому что свято и чисто всякое свойство Божіе и всякое понятіе о томъ, чтó преимущественно въ Богѣ усматривается.

(22) Буди Господи милость Твоя на насъ, якоже уповахомъ на Тя. Видишь ли, какъ разумно молился Пророкъ? Собственное свое расположеніе назначилъ Онъ мѣрою для щедротъ Божія милосердія. Такова же да будетъ, говоритъ онъ, милость Твоя на насъ, какую надежду мы возлагали на Тебя предварительно. Но вся надежда наша — возвратиться въ покой, чтобы мы, когда преобразитъ Онъ тѣло смиренія нашего, уразумѣли, что сіе самое тѣло сдѣлалось сообразнымъ тѣлу славы (Флп. 3, 21).

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Василія Великаго, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія. — Изданіе третіе. — Часть первая. — М.: Типографія М. Г. Волчанинова, 1891. — С. 217-233.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0