Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 18 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Василій Великій († 379 г.)

Св. Василій Великій родился около 330 г. въ Кесаріи Каппадокійской отъ благочестивыхъ и благородныхъ родителей-христіанъ. Первоначальное дѣтское воспитаніе онъ получилъ отъ благочестивой бабки своей Макрины, а первыя правила краснорѣчія слушалъ у отца своего въ Неокесаріи. Достигши юношескаго возраста, св. Василій отправился путешествовать по знаменитымъ тогдашнимъ городамъ, чтобы довершить свое образованіе. Въ Аѳинахъ онъ встрѣтилъ Григорія Богослова, сошелся съ нимъ и во всю жизнь оставался вѣрнѣйшимъ его другомъ. Здѣсь онъ изучалъ грамматику, риторику, астрологію, математику, философію и медицину, и оказалъ въ нихъ самые блестящіе успѣхи. Владѣя высокимъ умомъ и мудростію, св. Василій вмѣстѣ съ тѣмъ отличался благонравіемъ, кротостію и чистымъ житіемъ. Возвратившись въ Кесарію, св. Василій нѣсколько времени исправлялъ должность адвоката; затѣмъ, принявъ крещеніе, вмѣстѣ съ званіемъ чтеца, онъ по склонности къ иночеству, отправился изучать монашескую жизнь въ Сиріи, Палестинѣ и Египтѣ. Возвратясь изъ своего путешествія, онъ поселился въ пустынѣ близъ Неокесаріи, посвятивъ себя подвигамъ поста и молитвы. далѣе>>

Творенія

Свт. Василій Великій († 379 г.)
Бесѣда 2. Ο постѣ 2-я.

Сказано: утѣшайте, священницы, люди, глаголите во уши Іерусалиму (Ис. 40, 1-2). Таково свойство слова, что его достаточно и къ усиленію стремленія въ прилежныхъ, и къ возбужденію охоты въ нерадивыхъ и лѣнивыхъ. Посему военачальники, поставивъ войско въ строй, предъ вступленіемъ въ битву говорятъ увѣщательныя рѣчи, и увѣщаніе имѣетъ такую силу, что во многихъ производитъ часто даже презрѣніе смерти. Α искусные въ тѣлесныхъ упражненіяхъ и обучающіе онымъ молодыхъ людей, когда выводятъ борцевъ на поприще для подвиговъ, много убѣждаютъ ихъ въ необходимости трудиться для вѣнцевъ, и многіе, внявъ убѣжденіямъ, не щадятъ тѣла въ соревнованіи ο побѣдѣ. Потому и мнѣ, который Христовыхъ воиновъ устрояю на брань противъ невидимыхъ враговъ, и подвижниковъ благочестія воздержаніемъ приготовляю къ вѣнцамъ правды, необходимо увѣщательное слово.

Что же я скажу, братія? Кто упражняется въ военномъ дѣлѣ, кто занимается тѣлесными упражненіями, тѣмъ свойственно укрѣплять свою плоть обиліемъ пищи, чтобы съ большими силами приниматься за труды; но у кого нѣсть брань къ крови и плоти, но къ началомъ, ко властемъ, къ міродержителемъ тмы сея къ духовомъ злобы (Ефес. 6, 12), тѣмъ необходимо притотовляться къ подвигу воздержаніемъ и постомъ. Ибо елей умащаетъ борца, а постъ укрѣпляетъ подвижника благочестія. Поэтому, сколько отнимешь у плоти, столько придашь душѣ, чтобы сіять ей духовнымъ здравіемъ; потому что не тѣлесными силами, но постоянствомъ души и терпѣніемъ въ скорбяхъ одерживается побѣда надъ невидимыми врагами.

Полезенъ постъ во всякое время для подъемлющихъ его: потому что на постящагося не смѣютъ нападать демоны, охранители же жизни нашей — Ангелы дѣятельнѣе пребывають съ тѣми, которые очистили душу постомъ. Но гораздо болѣе полезенъ онъ нынѣ, когда во всей вселенной возвѣщается ο немъ проповѣдь. И нѣтъ ни одного острова, ни твердой земли, ни города, ни народа, ни отдаленнаго края, гдѣ не была бы слышна сія проповѣдь; напротивъ того, и воинскіе станы, и путешественники, и мореплаватели, и купцы, всѣ равно слышатъ и съ радостію принимаютъ повелѣніе. Посему никто не исключай себя изъ списка постящихся въ который вносятся всѣ роды людей, всѣ возрасты, всѣ различія чиновъ. Ангелы въ каждой церкви записываютъ постящихся. Смотри же, ради кратковременнаго наслажденія яствами, не лишись ангельской записи, и предъ тѣмъ, который набираетъ воиновъ, не окажись виновнымъ въ побѣгѣ изъ воинскаго строя. Меньше опасности, если кого обличатъ, что бѣжалъ съ сраженія безъ щита, нежели когда окажется, что бросилъ великое оружіе — постъ. Богатъ ты? Не преобидь поста, не удостоивъ дать ему мѣсто за своей трапезою; не отсылай его изъ своего дома, съ безчестіемъ заставивъ потерпѣть презрѣніе отъ сластолюбія, чтобы постъ не оговорилъ тебя современемъ предъ Законоположникомъ постовъ и въ видѣ наказанія не наложилъ на тебя бóльшаго воздержанія отъ пищи, по причинѣ или тѣлеснаго недуга, или другаго какого печальнаго обстоятельства. Бѣдный, не издѣвайся надъ постомъ; потому что давно онъ у тебя въ домѣ и за твоимъ столомъ. Α женщинамъ столько же свойственно и естественно поститься, какъ и дышать. Дѣти, какъ цвѣтущія растенія, да орошаются водою поста. Для старцевъ легкимъ дѣлаетъ трудъ дáвнее знакомство съ постомъ: потому что труды, дознанные долговременною привычкой, дѣлаются менѣе скучными для упражняющихся въ нихъ. Путешественникамъ выгодный спутникъ — постъ; ибо какъ роскошь заставляетъ обременять себя тяжестями и носить съ собою нужное для наслажденія; такъ постъ дѣлаетъ ихъ легкими и свободными въ дѣйствіи. Притомъ, когда предписанъ дальній походъ, воины запасаются необходимымъ, а не тѣмъ, что служить къ роскоши; и намъ, которые выходимъ противъ невидимыхъ враговъ и послѣ побѣды надъ ними поспѣшаемъ къ горнему отечеству, не гораздо ли болѣе прилично, какъ живущимъ въ воинскомъ станѣ, также довольствоваться необходимымъ? Злопостражди, яко добръ воинъ (2 Тим. 2, 3), и подвизайся законно, чтобы тебѣ быть увѣнчаннымъ, зная, что всякъ подвизаяйся отъ всѣхъ воздержится (1 Кор. 9, 25).

Но не должно оставлять безъ вниманія и того, что пришло мнѣ на мысль сейчасъ, пока говорилъ я сіе, — а именно: мірскимъ воинамъ, по мѣрѣ трудовъ, увеличиваютъ выдачу жизненныхъ припасовъ; а духовные воины, чѣмъ у кого меньше пищи, тѣмъ больше имѣютъ достоинства. Ибо какъ шлемъ нашъ — различной природы съ тлѣннымъ; вещество послѣдняго — мѣдь, а нашъ составленъ изъ надежды спасенія (1 Сол. 5, 8); и щитъ у нихъ сдѣланъ изъ дерева и кожи, а у насъ щитомъ твердыня вѣры: мы облечены и бронею правды (Ефес. 6, 14), а они носятъ на себѣ какую-то кольчугу; и мечемъ нашимъ при защитѣ служитъ мечъ духовный, а они защищаются мечемъ желѣзнымъ: такъ, очевидно, не однѣ и тѣ же снѣди придають силу тѣмъ и другимъ; но насъ укрѣпляютъ догматы благочестія, а для нихъ нужно насыщеніе чрева. Итакъ, поелику возвращающійся кругъ времени привелъ къ намъ сіи многожеланные дни, всѣ пріимемъ ихъ съ радостію, какъ древнихъ своихъ воспитателей, чрезъ которыхъ Церковь воздоила насъ для благочестія. Потому, намѣреваясь поститься, не будь унылъ по-іудейски, но покажи себя веселымъ по-евангельски (Матѳ. 6, 16), не оплакивая скудость желудка, но радуясь душею ο духовныхъ наслажденіяхъ. Ибо знаешь, что плоть похотствуетъ на духа, духъ же на плоть (Гал. 5, 17). Поелику же сія другъ другу противятся; отнимемъ у плоти ея дерзновеніе, пріумножимъ же душевную силу, чтобы, съ помощію поста одержавъ побѣду надъ страстями, увѣнчаться намъ вѣнцами воздержанія.

Поэтому приготовь уже себя, чтобы стать достойнымъ досточтимѣйшаго поста, сегодняшнимъ пьянствомъ не порти завтрашняго воздержанія. Худое это разсужденіе, лукавая эта мысль: «поелику предвозвѣщенъ намъ пятидневный постъ, то сегодня погрузимся въ пьянство». Никто, намѣреваясь вступить въ законный бракъ съ честною женщиною, не вводитъ напередъ къ себѣ въ домъ наложницъ и непотребныхь женщинъ, потому что законная жена не потерпитъ сожитія съ развратными. Поэтому и ты, въ ожиданіи поста, не вводи къ себѣ пьянства, этой всенародной блудницы, этой матери безстыдства, смѣхолюбивой, изступленной, склонной къ безчиніямъ всякаго рода; потому что въ душу, оскверненную пьянствомъ, не войдутъ постъ и молитва. Постящагося пріемлетъ Господь внутрь священныхъ оградъ, но не допускаетъ упивающагося, какъ сквернаго и чуждаго святыни. Если завтра прійдешь, издавая отъ себя запахъ вина, и притомъ перегнившаго, то ужели пьянство твое вмѣню тебѣ въ постъ? Разсуждай не ο томъ, что недавно не вливалъ ты въ себя вина, но ο томъ, что не очистился еще отъ вина. Куда причислю тебя? Къ упивающимся, или къ постникамъ? Предшествовавшее пьянствованіе привлекаетъ тебя къ себѣ, а настоящее неяденіе свидѣтельствуетъ ο постѣ. Пьянство оспариваетъ тебя, какъ своего невольника, и по праву не отступится отъ тебя, представляя ясныя доказательства твоего рабства, — именно запахъ вина, оставшійся въ тебѣ, какъ въ бочкѣ. Такъ первый день поста будетъ у тебя не настоящимъ: потому что въ тебѣ хранятся остатки упоенія. Α гдѣ начатки негодны, тамъ, очевидно, и все теряетъ цѣну. Піяницы Царствія Божія не наслѣдятъ (1 Кор. 6, 10). Если пьяный приступаешь къ посту; какая тебѣ польза? Ибо, если пьянство заключаетъ предъ тобою двери Царства, полезно ли уже будетъ поститься? Не видишь ли, что опытные въ объѣзживаніи коней, назначенныхъ для ристанія коней, когда ожидаютъ дня ристанія, приготовляютъ къ сему тѣмъ, что не даютъ имъ корма? Α ты намѣренно обременяешь себя объяденіемъ. Столько превосходишь чревоугодіемъ и безсловесныхъ! Обремененное чрево не только къ скорости бѣга, но и къ сну не способно; потому что, стѣсняемое множествомъ принятой пищи, не даетъ лежать спокойно, но принуждаетъ часто ворочаться съ одного бока на другой.

Постъ охраняеть младенцевъ, уцѣломудриваетъ юнаго, дѣлаеть почтеннымъ старца; ибо сѣдина, украшенная постомъ, достойнѣе уваженія. Постъ — самое приличное убранство женщинъ, узда въ цвѣтѣ лѣтъ, охраненіе супружества, воспитатель дѣтства. Таковы услути поста каждому отдѣльному дому. Но какъ упорядочиваетъ онъ жизнь нашу въ обществѣ? Сразу цѣлый городъ и цѣлый народъ приводитъ къ благочинію, утишаетъ крики, усмиряетъ раздоръ, заставляетъ умолкнуть укоризну. Какой учитель своимъ приходомъ останавливаетъ такъ мгновенно шумъ дѣтей, какъ наступившій постъ утишаетъ волненіе въ городѣ? Какой любитель невоздержанія появлялся во время поста? Какое распутное сборище составлялось постомъ? Нѣжныя усмѣшки, блудническія пѣсни, неистовыя пляски вдругъ удаляются изъ города, изгнанныя постомъ, какъ строгимъ какимъ-то судіею. Если бы всѣ приняли его въ совѣтники касательно дѣлъ своихъ, ничто не препятствовало бы тогда быть глубокому миру въ цѣлой вселенной: народы не возставали бы другъ на друта; воинства не вступали бы между собою въ сраженія. Когда владычествовалъ бы пость: тогда не ковали бы оружія, не собирали бы судилищъ, не содержались бы иные въ узахъ; однимъ словомъ: въ пустыняхъ не было бы грабителей, въ городахъ — клеветниковъ, на морѣ — разбойниковъ. Если бы всѣ были учениками поста; то, по слову Іова, вовсе не было бы слышно гласа собирающаго дань (Іов. 3, 18). Жизнь наша не была бы такъ многоплачевна и исполнена унынія, если бы постъ былъ главнымъ правителемъ нашей жизни. Ибо, какъ очевидно, онъ научалъ бы всѣхъ не только воздержанію отъ яствъ, но и совершенному удаленію и отчужденію отъ сребролюбія, любостяжательности и всякаго порока, по истребленіи которыхъ ничто не препятствовало бы и намъ проводить жизнь въ глубокомъ мирѣ и душевномъ безмятежіи. Теперь же отвергающіе постъ и гоняющіеся за роскошью, какъ за блаженствомъ жизни, ввели этотъ великій рой золъ, и сверхъ того повреждають собственныя тѣла свои.

Замѣть различіе лицъ, какими явятся они тебѣ сегодня вечеромъ, и какими — завтра. Сегодня лица опухли, красны, увлажены тонкимъ потомъ, глаза такъ же влажны и наглы, по причинѣ внутренняго омраченія лишены вѣрности ощущенія; а завтра лица будуть спокойны, степенны, пріимутъ естественный цвѣтъ, будутъ исполнены ума и полной ясности сознанія, потому что не будетъ внутри причины, помрачающей естественныя дѣйствія. Постъ — уподобленіе Ангеламъ, сожитель праведнымъ, обученіе цѣломудренной жизни. Постъ Моѵсея сдѣлалъ законодателемъ. Плодъ поста — Самуилъ. Постясь молилась Богу Анна: Адонаи Господи, Елоі Саваоѳъ! аще призирая призриши на рабу Твою, и даси мнѣ сѣмя мужеско, то дамъ é предъ Тобою въ даръ: вина и сикера не испіетъ до дне смерти его (1 Цар. 1, 11). Онъ воздоилъ великаго Сампсона; и пока не разлученъ былъ съ нимъ, враги падали тысячами, городскія врата исторгались и львы не выдерживали крѣпости рукъ его. Но когда овладѣли имъ пьянство и блудъ, уловленъ онъ былъ непріятелями и, лишенный очей, выставленъ на посмѣшище дѣтямъ иноплеменниковъ. Постившійся Илія заключилъ небо на три года и на шесть мѣсяцевъ. Поелику видѣлъ, что отъ пресыщенія раждается много наглости; то по необходимости наложилъ на нихъ невольный постъ — голодъ, которымъ остановилъ безъ мѣры уже разлившійся грѣхъ ихъ, постомъ, какъ бы прижиганіемъ какимъ или сѣченіемъ, прервавъ дальнѣйшее распространеніе зла.

Пріимите его, бѣдные, какъ сожителя вашего и сотрапезника. Пріимите его, рабы, какъ отдохновеніе отъ непрерывныхъ трудовъ служенія. Пріимите его, богатые: онъ уврачуетъ васъ отъ вреда, причиняемаго пресыщеніемъ, и чрезъ перемѣну сдѣлаетъ болѣе пріятнымъ пренебрегаемое по привычкѣ. Пріимите его, больные: это матерь здоровья. Пріимите его, здоровые: это охранитель вашей тѣлесной крѣпости. Спроси врачей, и они скажутъ тебѣ, что избытокъ здоровья всего опаснѣе; посему наиболѣе опытные постомъ истребляютъ излишнее, чтобъ подъ бременемъ утучненной плоти не сокрушились силы. Ибо, воздержаніемъ отъ пищи намѣренно истребивъ, что превышало мѣру, даютъ питательной силѣ нѣкоторый просторъ, поддержку и начало къ новому приращенію.

Такъ польза поста открыта всякому роду жизни, всякому состоянію тѣла: постъ вездѣ одинаково приличенъ — и въ домахъ и на торжищахъ, и ночью, и днемъ, въ городахъ и въ пустыняхъ. Поэтому радостно пріимемъ постъ, который въ столь многихъ случаяхъ доставляетъ намъ блага свои, пріимемъ, по слову Господню, не сѣтующе, якоже лицемѣри (Матѳ. 6, 16), но неухищренно показывая душевное веселіе.

И думаю, не столько будетъ мнѣ труда убѣдить васъ къ принятію поста, сколько къ удержанію, чтобы кто сегодня не впалъ въ гибельныя слѣдствія пьянства; потому что постъ соблюдаютъ многіе и по привычкѣ, и изъ стыда другъ передъ другомъ. Но боюсь пьянства, которое охотники до вина берегутъ, какъ отеческое нѣкое наслѣдіе; потому что иные безумцы, какъ бы собираясь въ дальній путь, нагружаются сегодня виномъ на пять дней поста. Кто такъ несмысленъ, чтобы, не начавъ еще пить, безумствовать уже подобно пьянымъ? Развѣ знаешь, что чрево не сохраняетъ даннаго ему залога? Оно — самый невѣрный въ договорахъ союзникъ. Это — ничего не сберегающая кладовая. Если многое въ него вложено; то вредъ въ себѣ удерживаетъ, а вложеннаго не сохраняетъ. Смотри, чтобы тебѣ, когда прійдешь завтра съ пьянства, не было сказано читанное нынѣ: не таковаго поста Азъ избрахъ, глаголетъ Господь (Ис. 57, 6). Для чего соединяешь несоединимое? Какое общеніе посту съ пьянствомъ? Что общаго у винопитія съ воздержаніемъ? Кое сложеніе Церкви Божіей со идолы (2 Кор. 6, 16)? Ибо храмъ Божій — тѣ, въ которыхъ обитаетъ Духъ Божій, и храмъ идольскій — тѣ, которые чрезъ пьянство принимаютъ въ себя нечистоты невоздержанія. Нынѣшній день — преддверіе поста. Но осквернившійся въ преддверіи не достоинъ войдти въ святилище. Ни одинъ слуга, желая прійдти въ милость у своего господина, не употребляетъ въ заступники и примирители его врага. Пьянство — вражда на Бога, а постъ — начало покаянія. Посему, если хочешь чрезъ исповѣдь возвратитьея къ Богу, бѣгай пьянства, чтобы оно еще болѣе не отдѣлило тебя отъ Бога.

Впрочемъ для похвальнаго поста не достаточно одного воздержанія отъ яствъ; но будемъ поститься постомъ пріятнымъ, благоугоднымъ Богу. Истинный постъ — удаленіе отъ зла, воздержаніе языка, подавленіе въ себѣ гнѣва, отлученіе похотей, злословія, лжи, кдятвопреступленія; воздержаніе отъ сего есть истинный постъ. Въ этомъ постъ — прекрасное дѣло. Насладимся же Господеви (Псал. 36, 4) въ поученіи словесамъ Духа, въ воспринятіи спасительныхъ узаконеній, и во всѣхъ ученіяхъ, служащихъ къ исправленію душъ нашихъ.

Будемъ беречься ота того поста втайнѣ, объ избавленіи отъ котораго молитъ пророкъ, говоря: не убіетъ гладомъ Господь души праведныхъ (Прит. 10, 3); и: не видѣхъ праведника оставлена, ниже сѣмене его просяще хлѣбы (Псал. 36, 25). Ибо сказалъ сіе не ο чувственныхъ хлѣбахъ, зная, что дѣти патріарха нашего Іакова за хлѣбами ходили въ Египетъ, но говоритъ ο духовной пищѣ, которою усовершается внутренній нашъ человѣкъ. Да не пріидетъ и на насъ постъ, которымъ грозили іудеямъ: се бо дніе грядутъ, глаголетъ Господь, и послю на землю сію гладъ, не гладъ хлѣба, ни жажду воды, но гладъ слышанія слова Господня (Амос. 8, 11). Сей гладъ послалъ на нихъ праведный Судія, когда увидѣлъ, что умъ ихъ томится голодомъ отъ невкушенія ученій истины, а ихъ внѣшній человѣкъ чрезъ мѣру тучнѣетъ и дебелѣетъ. Поэтому во всѣ послѣдующіе дни будетъ угощать васъ Духъ Святый утренними и вечерними веселіями.

Никто да не лишаетъ себя произвольно духовнаго пира. Всѣ причастимся трезвенной чаши, которую Премудрость растворила и равно предложила намъ, чтобы каждый почерпалъ, сколько можетъ вмѣстить. Ибо раствори чашу свою, и закла своя жертвенная (Прит. 9, 2), то есть, пишу совершенныхъ, имущихъ чувствія обучена долгимъ ученіемъ въ разсужденіе добра же и зла (Евр. 5, 14). Нанитавшись симъ изобильно, да обрящемся достойными и радости брачнаго чертога ο Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, Которому слава и держава во вѣки, аминь.

Исчочникъ: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Василiя Великаго, Архiепископа Кесарiи Каппадокiйскiя. — Новый исправленный переводъ Московской Духовной Академiи. Томъ II. — СПб.: Книгоиздательство П. П. Сойкина, 1911. — С. 85-91.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0