Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 29 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Василiй Великiй († 379 г.)
БЕСѢДЫ.

Бесѣда 23. На святаго мученика Маманта [1]

Не безъизвѣстна мнѣ важность похвальныхъ рѣчей въ торжественныхъ собраніяхъ; но сколько знаю это, столько же сознаю и свою немощь. Ибо предметъ слова требуетъ, чтобы сказано было нѣчто достойное собравшихся, достойное какъ той надежды, которую имѣютъ на меня, такъ и самаго предмета. Поелику сегодня съ величайшимъ торжествомъ совершаемъ память мучениковъ: то всякій умъ напряженъ, всякій слухъ приготовленъ, ожидаетъ, что сказано будетъ нѣчто достойное мученика, и изъ любви къ мученику приходитъ въ собраніе. И благопризнательныя дѣти требуютъ великихъ похвалъ родителямъ, и не попустятъ, чтобы малостію говоряшаго подверглось опасности величіе хвалимыхъ. Поэтому чѣмъ больше усердія, тѣмъ больше опасность.

Что же мнѣ дѣлать? Какъ и вашимъ желаніямъ удовлетворить, и самому не пойдти отсюда не воспользовавшись настоящимъ случаемъ? Посовѣтую каждой душѣ, съ какимъ запасомъ въ памяти пришла сюда, то и обновить въ мысли, и идти отсюда напитавшись этимъ, возвеселивъ себя собственнымъ своимъ напутствіемъ. Пусть воспомнятъ мученика всѣ тѣ, которые насладились имъ въ сновидѣніяхъ; которые, приходя на сіе мѣсто, имѣли его содѣйственникомъ въ молитвѣ; которымъ, будучи названъ по имени, предсталъ онъ самымъ дѣломъ; которыхъ привелъ въ домы изъ путешествія; которыхъ возставилъ отъ болѣзни, которымъ возвратилъ дѣтей уже умершихъ; которымъ продлилъ срокъ жизни. Собравъ все это, составьте похвальное слово изъ общихъ вкладовъ. Каждый, что знаетъ, сообщи другому незнающему, а чего не знаетъ, займи у знающаго; и такимъ образомъ, угостивъ другъ друга общимъ приношеніемъ, извините мою немошь.

Ибо вотъ похвала мученику — богатство духовныхъ дарованій. Не имѣемъ нужды прославлять его по закону мірскихъ похвальныхъ словъ; не имѣемъ нужды говорить о знаменитыхъ его родителяхъ и предкахъ; стыдно украшаться чужими нарядами тому, кто сіяетъ собственною добродѣтелію. По законамъ обычая включается и это въ похвальныя рѣчи; а законъ истины требуетъ, чтобы у каждаго была собственная похвала. Коня не дѣлаетъ скорымъ превосходство въ бѣгу его отца; не похвала псу, что рожденъ самыми борзыми псами. Но какъ совершенство всякаго другаго животнаго разсматривается въ немъ самомъ: такъ и у человѣка своя похвала, свидѣтельствуемая личными его заслугами. Что для сына знаменитость его отца? Такъ и мученикъ сей не отъ другихъ заимствовалъ знаменитость, но самъ продолженіемъ жизни возжегъ свѣтильникъ славы. Отъ Маманта — прочіе, а не отъ другихъ — Мамантъ. Дѣти, научившіяся у него благочестію, имъ да прославятся. Самъ онъ изъ себя источаетъ добродѣтель. Это не весенній потокъ, славящійся сліяніемъ чуждыхъ ему водъ, но источникъ, изъ собственныхъ нѣдръ изливающій доброту. Подивимся мужу, который не чужимъ убранствомъ украшенъ, но славенъ своимъ собственнымъ. Видишь славныхъ воспитателей коней? Видишь бѣлѣющіеся ихъ памятники? Видишь, какъ мимо этихъ камней проходятъ безъ вниманія? А памятію мученика вся страна подвигнута; весь городъ принимаетъ участіе въ праздникѣ; не сродники стекаются на гробы отцевъ, но всѣ притекаютъ на мѣсто благочестія. Этого началовождя истины именуютъ отцемъ, а не виновниковъ плотской жизни называютъ отцами. Видишь, какъ чествуется добродѣтель, а не богатство. Такъ Церковь, чѣмъ чтитъ предварившихъ, тѣмъ самымъ возбуждаетъ живущихъ еще. «Не домогайся, говоритъ она, ни богатства, ни мудрости міра престающей (1 Кор. 2, 6), ни славы увядающей, — все это исчезаетъ вмѣстѣ съ жизнію: но будь дѣлателемъ благочестія; оно и на небо вознесетъ тебя; оно пріуготовитъ тебѣ и безсмертную и продолжительную славу у людей».

Поэтому, если кто помнитъ пастыря, то да не дивится богатству; потому, что собрались мы не богатаго хвалить. Не богатому дивясь, уходи отсюда, но бѣдности, соединенной съ благочестіемъ. Пастырь — не важное, не мудрое званіе. Разсердившись, въ укоръ оскорбившему тебя не говоришь ли: ты пастырь? Пастырь ничего не имѣетъ болѣе, кромѣ насущнаго пропитанія, надѣваетъ суму, носитъ посохъ и дневный запасъ, ни мало не заботится о завтрашнемъ днѣ; онъ врагъ звѣрямъ, союзникъ кроткихъ животныхъ, бѣтаетъ торжища, бѣгаетъ судилищъ, не знакомъ съ доносчиками, не знакомъ съ торговлею, не знаетъ богатства, не имѣетъ собственнаго крова, живетъ подъ общимъ покровомъ міра, ночью смотритъ на небо, и по звѣздамъ изучаетъ чудеса Творца. Пастырь? Не постыдимся истины, не будемъ подражать языческимъ баснотворцамъ, не станемъ облекать истину въ благолѣпіе словъ.

Истина нага, не требуетъ защитниковъ, сама себя показываетъ. Въ большемъ числѣ отношеній это униженно; но тѣмъ паче подивимся похвалѣ. Пастырь и убогій — вотъ почетныя титла христіанина. Если будешь искатъ начало вождей въ училищѣ благочестія; это — рыбари и мытари. Если будешь искать учениковъ, это — убогіе выдѣлыватели кожъ. Не одного нѣтъ богатаго, нигдѣ нѣтъ знаменитости. Все это упразднилось съ міромъ. Итакъ, смотри, чей день празднуемъ, ради кого всѣ мы свѣтлы, ради кого измѣнилась жизнь.

Поелику упомянули мы о пастырѣ, то не презирай сего именованія. Слышалъ ты, что первый угодившій Богу Авель былъ пастырь. А кто подражатель его? Моѵсей, великій законодатель, избѣжавшій гнѣва Фараонова, возненавидѣвшій злоумышленіе соплеменниковъ; онъ былъ пастыремъ на горѣ Хоривъ, и во время пастырства бесѣдовалъ съ Богомъ. Не когда сталъ судіею, увидѣлъ онъ Ангела въ купинѣ, но будучи пастыремъ удостоился оной небесной бесѣды. Кто послѣ Моѵсея? Патріархъ Іаковъ, который въ пастырствованіи показалъ терпѣніе за истину, и въ маломъ образѣ отпечатлѣлъ всю жизнь свою. Кому передалъ онъ ревность? Давиду. Давидъ отъ пастырства перешелъ на царство; потому что и пастырское и царское званіе — родныя сестры, за исключеніемъ того, что одному ввѣрено управленіе неразумными, а друтому — разумными существами. Такимъ образомъ пастырское знаніе служитъ основаніемъ знанія высшаго. Потому Господь, совокупляя въ Себѣ то и другое, есть и Пастырь и Царь; надъ неразумными пастырствуетъ, а болѣе разумныхъ вводитъ въ управленіе Своето царства. Хочешь ли знать, каково достоинство пастыря? Господь пасетъ мя (Псал. 22, 1). А какимъ образомъ пастырская должность — сестра царской? Кто есть сей Царь славы (Псал. 23, 8)? Тотъ, кто здѣсь пастырь, тамъ царь. И не подумай, что другими это засвидѣтельствовано, а самъ Онъ стыдится сего наименованія. Напротивъ того, умолчавъ о ложныхъ пастыряхъ, Себѣ присвоилъ истинное свидѣтельство пастырства. Азъ есмь, пастырь добрый (Іоан. 10, 11). Азъ есмь, и не измѣняюся (Мал. 3, 6). И когда говоритъ о чемъ либо великомъ: Азъ рукою Моею утвердихъ землю, распрострохъ небо единъ (Ис. 44, 24; 45, 12), и когда говоритъ что либо иное достолѣпное и достойное того, чтобы сказать сіе о Богѣ, такъ выражается Пастырь добрый. Отгоняетъ пастырей ложныхъ, и Себѣ присвояетъ истину. Азъ есмь пастырь добрый. Узнай, кто Пастырь и кто Пастырь добрый? Самъ толкуетъ: истинный пастырь душу свою полагаетъ за овцы. А наемникъ, иже нѣсть пастырь, емуже не суть овцы своя, нерадитъ, егда видитъ волка грядуща (Іоан. 10, 11-13).

Здѣсь Церковь спрашиваеть: если Господь — Пастырь, то кто же — пастырь наемникъ? Не діаволъ ли пастырь наемникъ? Кто же волкъ? Конечно, діаволъ есть волкъ, — этотъ дикій, хищный, коварный звѣрь, этотъ общій всѣхъ врагъ. Поэтому пастырь наемникъ пусть имѣетъ собственное свое именованіе. Пастырями наемниками Господь назвалъ тѣхъ, къ кому тогда обращалъ рѣчь. И теперь есть (лучше бы ихъ не было), есть пріобрѣтающіе себѣ наименованіе наемниковъ. Тогда разумѣлись архіереи и фарисеи, и весь этотъ іудейскій расколъ. Ихъ назвалъ пастырями наемниками, — ихъ, не ради истины, но ради собственной корысти пріявшихъ на себя власть пастырства. Которые изъ суетнаго лицемѣрія молятся, чтобы поѣдать хлѣбъ вдовицъ и сиротъ (Матѳ. 23, 14), тѣ наемники. Которые служатъ собственной выгодѣ, гоняются за настоящимъ, не имѣютъ въ виду будущаго, тѣ наемники, а не пастыри.

И нынѣ много наемниковъ, посвятившихъ жизнь свою жалкой славѣ; они и нынѣ о здравыхъ словесахъ Господа производятъ распрю. Ибо, когда Господь сказалъ это, произошла распря въ нихъ; одни говорили: бѣса имать; другіе: бѣсъ не можеть слѣпыя очи сдѣлать видящими (Іоан. 10, 19-21). Видишь, какъ стара эта страсть къ распрямъ. Ибо лопата скоро отдѣляетъ плевы отъ пшеницы (Матѳ. 3, 12); легкое и непостоянное отлучаетъ отъ питательнаго, а годное для духовной пищи остается у земледѣлателей. Для того и распря была, и одни говорили такъ, другіе иначе. Іудеямъ прилично быть въ распрѣ. Церковь Божія, принявъ хитонъ нешвенъ, свыше истканъ (Іоан. 19, 23), который воины соблюли не раздранымъ, Церковь, облекаясь во Христа, да не раздираетъ одежды.

И знаю Моя, и знаютъ Мя Моя (Іоан. 10, 14). Еретикъ воспользовался сими словами къ составленію своей хулы. Вотъ, говоритъ онъ, сказано: знаютъ Мя Моя, и знаю Моя. Что такое значитъ знать? Уразумѣвать сущность? Измѣрять величину? То ли самое постигать о Божествѣ, что обѣщаешь ты своими дерзкими устами? Или не разумѣешь предшествовавшаго, какая мѣра вѣдѣнія? Что знаемъ о Богѣ? Овцы Моя гласа Моего слушаютъ (Іоан. 10, 27). Вотъ какъ уразумѣвается Богъ, — чрезъ слышаніе заповѣди Его и чрезъ исполненіе слышаннаго. Вотъ вѣдѣніе Бога — соблюденіе заповѣдей Его. Почему же не пытливое уразумѣніе сущности Божіей, не изъисканіе премірнаго, не примышленіе невидимаго? Знаютъ Мя Моя, и знаю Моя. Довольно тебѣ знать, что Пастырь добръ, что положилъ душу за овцы. Вотъ предѣлъ богопознанія! А какъ великъ Богъ? Какая мѣра Его? Каковъ онъ въ сущности? — Подобные вопросы опасны для вопрошающаго и затруднительны для вопрошаемаго. Лучшее обращеніе съ ними — молчаніе. Овцы Моя гласа Моего слушаютъ, сказалъ Онъ, а не спорятъ о Немъ, то есть, не остаются преслушными, не входятъ въ состязанія.

Слышалъ ты Сына; самъ не входи въ тонкости объ образѣ рожденія, не подводи подъ причину не условливаемаго причиною, своимъ сѣченіемъ не разграничивай соединеннаго. Поэтому предварительно оградилъ тебя Евангелистъ; и прежде ты слышалъ, и слышишь, конечно: въ началѣ бѣ Слово. Чтобы не почесть тебѣ Сына человѣческимъ порожденіемъ, происшедшимъ изъ несуществующаго, Евангелистъ сказалъ тебѣ: Слово, означая безстрастіе: сказалъ: бѣ, означая, что не во времени; сказалъ: въ началѣ, чтобы рожденнаго соединить съ Отцемъ. Видишь, какъ покорная овца слушаетъ Владычняго гласа. Въ началѣ, и бѣ, и Слово. Не говори, какъ бѣ? И если бѣ, то не рождено; а если рождено, то не бѣ. Кто говоритъ такъ, уже не овца: кожа овцы, — а изнутри говоритъ волкъ. Пусть знаютъ навѣтники! Овцы Моя гласа Моего слушаютъ. Слышалъ ты Сына; уразумѣй подобіе Его Отцу, говорю, подобіе, по немощи сильнѣйшихъ, а по самой истинѣ (не боюсь приступить къ истинѣ, я не склоненъ къ клеветѣ), разумѣю тождество, сохраняя личныя свойства Сына и Отца. Въ ѵпостаси Сына представляй Отчій образъ; только соблюди точное понятіе изображенія, только разумѣй богочестно: Азъ во Отцѣ и Отецъ во мнѣ (Іоан. 14, 10), представляя себѣ не сліяніе сущностей, но тождество отличительныхъ чертъ.

Но, кажется, возлюбленные, совершилось дѣло, само себѣ противорѣчащее; потому что благопокорность вашего слуха понудила и мою немощь сказать и проглаголать нѣчто въ семъ собраніи, чтобы сила Божія наипаче открылась въ немощи орудія. Ибо для того, можетъ быть, преизбыточествовала моя немощь, чтобы болѣе прославился Укрѣпляющій немощное. Возвращающій же сіе наше торжество, полагающій предѣлъ прошлогоднимъ молитвамъ и возглавляющій наступающее лѣто (ибо одинъ и тотъ же день заключаетъ у насъ собою протекшій кругъ времени и служитъ возглавіемъ вновь наступающему), и такъ собравшій васъ и даровавшій намъ силы къ дѣйствію на будущее время, да сохранитъ насъ въ оное невредимыми, не обидимыми, не расхищенными отъ волка, да соблюдетъ и Церковь сію непоколебимою, огражденною великими столпами мучениковъ, да отвратитъ всѣ злоухищренія и прираженія еретическихъ бѣснованій, да дастъ же намъ въ безмолвіи поучаться словесамъ Божіимъ и познавать дарованную благодать Духа; потому что Ему слава и держава со Святымъ Духомъ нынѣ, и всегда, и во вѣки вѣковъ! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Память сего св. мученика совершаетъ св. Церковь 2-го числа сентября мѣсяца.

Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Василiя Великаго, Архiепископа Кесарiи Каппадокiйскiя. — Новый исправленный переводъ Московской Духовной Академiи. Томъ II. — СПб.: Книгоиздательство П. П. Сойкина, 1911. — С. 266-271.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0