Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Василiй Великiй († 379 г.)
БЕСѢДЫ.

Бесѣда 25. О милости и о судѣ [1].

Міръ, забывшій Бога, преобладается, братія, несправедливостію къ ближнему и безчеловѣчіемъ къ малосильнымъ, какъ и божественный Апостолъ говоритъ: якоже не искусиша имѣти Бога въ разумѣ, предаде ихъ Богъ въ неискусенъ умъ, творити неподобная, исполненныхъ всякія неправды, лукавства, лихоимства, злобы, исполненныхъ зависти, убійства, рвенія, льсти, злонравія: шепотники, клеветники, богомерзки, досадители, величавы, горды, обрѣтатели злыхъ, родителемъ непокоривы, неразумны, нелюбовны, немилостивы (Рим. 1, 28-31). А кого Богъ возводитъ въ богочестіе, тѣхъ научаетъ и воздержанію отъ злыхъ дѣлъ, и попеченію о милости къ ближнему, какъ училъ Пророкъ Исаія, говоря отъ лица Божія: престаните отъ лукавствъ вашихъ, научитеся добро творити (Ис. 1, 16-17). И въ законѣ было много какъ повелѣній о томъ, чтобы не дѣлать вреда ближнему, такъ и заповѣдей о томъ, чтобы быть человѣколюбивымъ и милостивымъ. Если кто оставитъ одно что либо изъ этого, то другаго недостаточно къ исправности человѣка. Какъ благодѣяніе нуждающемуся, сдѣланное изъ неправедныхъ прибытковъ, непріятно Богу; такъ и не похваленъ воздерживающійся отъ неправды, если никому не удѣляетъ изъ своей собственности.

О тѣхъ, которые дѣлаютъ неправду, и намѣреваются приносить дары Богу, написано: жертва нечестивыхъ мерзость Господеви (Прит. 15, 8). А о немилостивыхъ сказано: иже затыкаетъ ушеса своя, еже не послушати нищаго: и той призоветъ, и не будетъ послушаяй (Прит. 21, 13). Поэтому притча совѣтуетъ: чти Господа отъ праведныхъ твоихъ трудовъ, и начатки давай Ему отъ твоихъ плодовъ правды (Прит. 3, 9). Ибо, если намѣреваешься принести Богу что нибудь изъ пріобрѣтеннаго неправдою и хищеніемъ: то лучше для тебя и не пріобрѣтать такого имущества, и не приносить изъ него. Даръ чистый возноситъ молитву, какъ написано: обѣты правоходящихъ пріятны Ему (Прит. 15, 8). И опять, если, пріобрѣтая праведными трудами, не приносишь Богу приношеній, которыми бы питались нищіе, то сіе вмѣнится тебѣ въ хищеніе, по сказанному у Пророка Малахіи: яко десятины и начатцы съ вами суть, и будетъ расхищеніе въ домахъ вашихъ (Мал. 3, 8. 10). Поэтому должно вамъ, срастворивъ милость и судъ, пріобрѣтать съ судомъ и издерживать на милость, по написанному: милость и судъ снабди, и приближайся къ Богу своему присно (Ос. 12, 6). Ибо милостыню и судъ любитъ Богъ. Поэтому приближается къ Богу, кто имѣетъ попеченіе о милости и судѣ. Съ этой впредь стороны да испытываетъ себя человѣкъ, и богатый пусть посмотритъ на собственные свои доходы, изъ которыхъ намѣревается приносить дары Богу: не утѣснялъ ли нищаго, не дѣлалъ ли насилія немощному, не покорыствовался ли чѣмъ отъ подчиненнаго ему, вмѣсто справедливости употребивъ власть? Ибо намъ повелѣно соблюдать справедливость и равенство и въ разсужденіи рабовъ. Не дѣлай насилій по той причинѣ, что властвуешь; не лихоимствуй, потому что силенъ; напротивъ того, поелику есть у тебя преимущества власти, то покажи права справедливости. Не въ томъ, чего не силенъ ты сдѣлать, можешь представить доказательство послушанія и страха предъ Богомъ, но въ томъ, въ чемъ имѣешь силу преступить, и не преступаешь. А если, отнимая собственность нищихъ, подаешь нищимъ; то лучше было бы и не похищать и не давать. Для чего оскверняешь свое богатство, внося въ него неправедные прибытки? Для чего приношеніе свое обращаешь въ скверну неправдою, намѣреваясь принести то, въ разсужденіи чего надобно тебѣ пожалѣть другаго нищаго? Помилуй того, кому дѣлаешь неправду. Съ нимъ поступи человѣколюбиво; ему окажи милость, и исполнишь милость съ судомъ. Богъ не будетъ имѣть общенія съ любостяжательностію: Господь не сообщникъ разбойниковъ и хищниковъ. Не потому, что Самъ не въ силахъ пропитать нищихъ, оставилъ ихъ намъ; но намъ же въ благодѣяніе требуетъ отъ насъ правды и человѣколюбиваго плодоношенія. Не бываетъ милостыни отъ неправды, благословенія отъ клятвы, благодѣяній отъ слезъ. Извлекающимъ слезы у обиженныхъ Богъ говоритъ: сія, яже ненавидѣхъ, твористе: покрывасте слезами олтарь Мой, и плачемъ и воздыханіемъ (Мал. 2, 13). Отъ трудовъ своихъ оказывай милости, не желай поступать несправедливо подъ тѣмъ предлогомъ, чтобы изъ пріобрѣтеннаго неправдою принести въ даръ Богу милостыню. Подобныя дѣла показываютъ тщеславіе и служатъ къ пріобрѣтенію похвалъ отъ людей, а не похвалы отъ Бога. Посему хорошо говоритъ Господъ: да не видими будете человѣки (Матѳ. 6, 1). Если творишь милостыню въ той мысли, что видитъ ее Богъ; то остерегайся творить ее изъ корыстолюбивыхъ видовъ, зная, что симъ не возвеселишь зрителя — Бога. Такъ будемъ творить милостыню, чтобы обратно получить ее отъ Бога. А Богъ воздаетъ тѣмъ, кого хвалитъ: и Онъ не хвалитъ ни одного любостяжателя. Ты не можешь принести даръ Богу, если оскорбилъ брата. Сказано: аще принесеши даръ твой ко олтарю, и ту помянеши, яко братъ твой имать нѣчто на тя, шедъ прежде смирися съ братомъ твоимъ, и тогда пришедъ принеси даръ твой (Матѳ. 5, 23-24). Помни мытаря Закхея, который положилъ сперва возвратить четверицею, если чѣмъ обидѣлъ, потомъ уже изъ остальнаго имѣнія отдѣлилъ половину нищимъ (Лук. 19, 8). Онъ радъ, что можетъ принять Христа; и Христосъ не иначе пріемлетъ щедрость къ нищимъ, какъ по вознагражденіи обиженныхъ за отнятое у нихъ корыстолюбіемъ. И такимъ образомъ Господь пріялъ правду Закхея, и сказалъ: днесь спасеніе дому сему бысть (Лук. 19, 9). И это идетъ къ тѣмъ, которые творять милостыню, но не заботятся о соблюденіи справедливости.

А тому, кто остерегается дѣлать неправду, однако же нерадитъ о милосердіи, скажемъ, что всяко древо, еже не творитъ плода, посѣкаемо бываетъ, и во огнь вметаемо (Матѳ. 3, 10), и что такое древо никогда не будетъ угодно небесному Земледѣльцу, Который говоритъ: пріиде ища плода на смоковницѣ, и не обрѣте и повелѣваеть срубить ее, чтобы и мѣста не занимала даромъ (Лук. 13, 7). Но осужденнымъ отъ Бога оказывается и тотъ, кто бѣдному не отдаетъ назадъ заклада; на таковаго человѣка изрекается угроза; сказано: аще возопіетъ ко Мнѣ не получившій назадъ своего заклада, услышу его: милостивъ бо есмь (Исх. 22, 27). Опасно также и преступно было жать оставшееся послѣ первой жатвы, вторично обирать виноградъ и маслины, потому что надлежало оставлять сіе бѣднымъ (Втор. 24, 19-21). Если же предписывалось это жившимъ подъ закономъ: чтó скажемъ о тѣхъ, которые живутъ о Христѣ? Господь говоритъ имъ: аще не избудетъ правда ваша наче книжникъ и фарисей, не внидете въ Царствіе небесное (Матѳ. 5, 20). Поэтому не только съ полей и изъ доходовъ, но и отъ труда рукъ своихъ Апостолъ совѣтуетъ подавать неимущимъ; дѣлая, говоритъ онъ, своима рукама благое, да имате подаяти требующему (Ефес. 4, 28). А Господь желающему слѣдовать за Нимъ далъ совѣтъ продать все имѣніе на благотвореніе нищимъ, и потомъ уже слѣдовать за Нимъ. Но какъ послѣдователямъ Своимъ и достигшимъ совершенства повелѣваетъ вдругъ и совершенно исполнить дѣло милостыни, чтобы, совершивъ служеніе своимъ имѣніемъ, приступили они къ служенію словомъ и духомъ; такъ прочимъ предписываетъ всегдашнія подаянія и всегдашнее общеніе того, что имѣютъ, чтобы чрезъ это, ставъ жалостливыми или общительными и милостивыми, оказались подражателями Божію человѣколюбію. Ибо говоритъ: дайте и дастся вамъ (Лук. 6, 38). Чрезъ это же самое обѣщалъ имъ и общеніе съ самимъ собою. Ибо милостивые станутъ одесную Господа: имъ скажетъ пришедшій Царь: пріидите, благословенніи Отца моего, наслѣдуйте уготованное вамъ Царствіе отъ сложенія міра. Взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя; нагъ бѣхъ, и одѣясте Мя; страненъ, и введосте Мене: боленъ и въ темницѣ, и пріидосте ко Мнѣ. Поелику же праведники удивятся и скажутъ: когда мы дѣлали это для Тебя, Господи? Онъ речетъ имъ: аминь, аминь глаголю вамъ, понеже сотвористе единому сихъ братій Моихъ меньшихъ, Мнѣ сотвористе (Матѳ. 25, 34-40). Ибо усердіе ко святымъ есть благочестіе предъ Христомъ, и усердный служитель бѣдному оказывается общникомъ Христовымъ, не только если раздаетъ, имѣя у себя что либо великое, но если, и малое пріобрѣтя, отдаетъ это, и если только чашею студены воды напоитъ ученика во имя учителя (Матѳ. 10, 42). Ибо что міръ называетъ скудостію учениковъ, то для тебя, богачъ, есть случай къ пріобрѣтенію истиннаго богатства. Чрезъ нихъ дѣлаешься ты поспѣшникомъ Христовыхъ воиновъ, и питаешь добровольно, а не по принужденію. Небесный Царь не вынуждаетъ, не требуетъ податей, но пріемлетъ усердствуюшихъ, чтобы подающіе сами получили, оказываюшіе честь были почтены, допускающіе другихъ къ общенію временныхъ благъ призваны были въ общеніе благъ вѣчныхъ.

Сіе во всякое время да будетъ у насъ въ памяти и предъ очами душевными, чтобы не пропадало у насъ текущее время, чтобы, пропустивъ настоящее, не ожидать намъ другаго времени, и въ этомъ ожиданіи и отлагательствѣ не быть застигнутыми кончиною! Господь же да даруетъ намъ оказаться благоплодными, бодрственными, памятующими заповѣди Его, готовыми и ничѣмъ незадержанными къ славному срѣтенію Его, о самомъ Христѣ и Богѣ нашемъ, съ Которымъ Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, нынѣ, и всегда, и во вѣки вѣковъ! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Подлинникъ сей бесѣды и послѣдующій за нею въ первый разъ изданъ былъ въ Москвѣ 1775 г. Хр. Фр. Маттеемъ съ рукописи въ листъ, подъ № 22, хранящейся въ Моск. Синодальной Библіотекѣ и принадлежащей къ XI или XII вѣку.

Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Василiя Великаго, Архiепископа Кесарiи Каппадокiйскiя. — Новый исправленный переводъ Московской Духовной Академiи. Томъ II. — СПб.: Книгоиздательство П. П. Сойкина, 1911. — С. 279-282.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0