Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 24 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Василій Великій († 379 г.)

Св. Василій Великій родился около 330 г. въ Кесаріи Каппадокійской отъ благочестивыхъ и благородныхъ родителей-христіанъ. Первоначальное дѣтское воспитаніе онъ получилъ отъ благочестивой бабки своей Макрины, а первыя правила краснорѣчія слушалъ у отца своего въ Неокесаріи. Достигши юношескаго возраста, св. Василій отправился путешествовать по знаменитымъ тогдашнимъ городамъ, чтобы довершить свое образованіе. Въ Аѳинахъ онъ встрѣтилъ Григорія Богослова, сошелся съ нимъ и во всю жизнь оставался вѣрнѣйшимъ его другомъ. Здѣсь онъ изучалъ грамматику, риторику, астрологію, математику, философію и медицину, и оказалъ въ нихъ самые блестящіе успѣхи. Владѣя высокимъ умомъ и мудростію, св. Василій вмѣстѣ съ тѣмъ отличался благонравіемъ, кротостію и чистымъ житіемъ. Возвратившись въ Кесарію, св. Василій нѣсколько времени исправлялъ должность адвоката; затѣмъ, принявъ крещеніе, вмѣстѣ съ званіемъ чтеца, онъ по склонности къ иночеству, отправился изучать монашескую жизнь въ Сиріи, Палестинѣ и Египтѣ. Возвратясь изъ своего путешествія, онъ поселился въ пустынѣ близъ Неокесаріи, посвятивъ себя подвигамъ поста и молитвы. далѣе>>

Творенія

Свт. Василій Великій († 379 г.)
Письма.

Отдѣлъ I. Письма, писанныя святымъ Василіемъ прежде епископства его (357-370 г.).
5. Къ Нектарію.

Утѣшаетъ Нектарія, опечаленнаго смертію единственнаго сына (Писано изъ уединія).

Не прошло еще трехъ или четырехъ дней, какъ пораженъ я слухомъ о невыносимомъ несчастіи, и все еще оставался въ сомнѣніи, потому что доставившій мнѣ это печальное извѣстіе не могъ ясно разсказать случившагося: а какъ не желалось, чтобы это была правда, то съ трудомъ вѣрилось разсказанному; и вотъ получаю письмо оть епископа, которое въ точности подтверждаетъ эту непріятную вѣсть. Нужно ли говорить, какъ это опечалило меня, и сколько пролилъ я слезъ? Да и кого такое каменное сердце, или кто такъ совершенно поставилъ себя внѣ человѣческой природы, чтобы безъ страданія перенести случившееся, или ощутить при этомъ только легкую скорбь въ душѣ? Умираетъ наслѣдникъ знатнаго дома, опора рода, надежда отца, отросль благочестивыхъ родителей, возращенная тысячами молитвъ, и въ самомъ цвѣтѣ лѣтъ похищенная изъ отеческихъ рукъ. Какую адамантовую природу не должно это смягчить и привести въ состраданіе? Потому не удивительно, если это несчастіе до глубены коснулось и меня, который издавна всецѣло вамъ преданъ, ваши радости и скорби почитаю своими собственными. До настоящаго времени, казалось мнѣ, не много было прискорбныхъ для васъ случаевъ; большею же частію дѣла ваши текли по вашему желанію. Но по зависти демона, исчезли вдругъ и все это цвѣтушее состояніе дома и душевное веселіе и мы стали для міра печальною повѣстію. Поэтому, если вздумаемъ сѣтовать и плакатъ о случившемся, то не достанетъ у насъ на то цѣлой жазни. Даже, если всѣ люди возстенаютъ съ нами, и ихъ сѣтованіе не возможетъ сравниться съ бѣдствіемъ. Если и рѣчные потоки обратятся въ слезы; и ихъ не достанетъ для оплакиванія случившагося.

Впрочемъ, если захотимъ употребить теперь въ дѣло даръ Божій, какой вложенъ въ сердца наши, разумѣю цѣломудревный разсудокъ, который умѣетъ и въ благоденствіи опредѣлять мѣру душѣ нашей, и въ скорбныхъ обстоятельствахъ приводить на память удѣлъ человѣческій, обращать вниманіе наше на то, что обыкновенно видимъ и слышимъ, а именно, какъ жизнь полна додобныхъ страданій, какъ много примѣровъ человѣческихъ бѣдствій, а сверхъ всего этого не терять изъ виду, что мы увѣровавшіе во Христа имѣемъ Божіе повелѣніе, по надеждѣ воскресенія, не скорбѣть объ усопшихъ, и что за великое терпѣніе уготованы Подвигоположникомъ великіе вѣнцы славы: то, когда позволимъ разсудку внушить намъ все это, найдемъ, можетъ быть, нѣкоторое не малое облегченіе въ скорби. Поэтому умоляю тебя, какъ мужественнаго подвижника, выдержать тяжесть удара, не падать подъ бременемъ скорби, не погружаться душею въ уныніе, въ той увѣренности, что, хотя и сокрыты отъ насъ причины Божіихъ распоряженій, однако же все, что бываетъ по распоряженію премудраго и любящаго насъ Бога, какъ оно ни трудно, непремѣнно должно быть для насъ пріятно. Ибо знаетъ Онъ, какъ удѣлить каждому, что ему полезно, и почему нужно положить намъ не одинаковые предѣлы жизни; и есть непостижимая для людей причина, по которой одни поемлются отсюда скорѣе, а другіе оставляются долѣе бѣдствовать въ многоболѣзненной этой жизни. Почему за все должны мы поклоняться Его человѣколюбію, и не огорчаться, помня великое это и славное изреченіе, какое произнесъ великій подвижникъ Іовъ, когда узналъ, что дѣти его въ числѣ десяти, въ короткое мгновеніе времени, раздавлены за одною трапезою. Господь даде: Господь отъятъ: яко Господеви изволися, тако и бысть (Іов. 1, 21). Чудное это изреченіе и мы сдѣлаемъ своимъ; у праведнаго Судіи равная награда показавшимъ равныя доблести. Не лишились мы сына, но возвратили Давшему его въ заемъ; не исчезла жизнь его, но перемѣнилась на лучшую; не земля сокрыла нашего возлюбленнаго, но пріяло его небо. Подождемъ не много, будемъ и мы вмѣстѣ съ вожделѣннымъ. Время разлуки не велико; потому что въ этой жизни, какъ на пути, всѣ поспѣшаемъ къ тому же пристанищу. Одинъ совершилъ уже путь свой, другой только вступилъ на него, иной поспѣшно идетъ имъ: но всѣхъ ожидаетъ одинъ конецъ. Онъ скорѣе совершилъ путь, но и всѣ мы пойдемъ тою же дорогою, и всѣхъ ждетъ то же мѣсто отдохновенія. О если бы только намъ своею добродѣтелію уподобиться его чистотѣ, чтобы за нелукавство нрава сподобиться одного упокоенія съ младенцами о Христѣ!

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Василія Великаго, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія. — Новый исправленный переводъ Московской Духовной Академіи. Томъ III. — СПб.: Книгоиздательство П. П. Сойкина, 1911. — С. 11-12.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0