Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 28 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Василій Великій († 379 г.)

Св. Василій Великій родился около 330 г. въ Кесаріи Каппадокійской отъ благочестивыхъ и благородныхъ родителей-христіанъ. Первоначальное дѣтское воспитаніе онъ получилъ отъ благочестивой бабки своей Макрины, а первыя правила краснорѣчія слушалъ у отца своего въ Неокесаріи. Достигши юношескаго возраста, св. Василій отправился путешествовать по знаменитымъ тогдашнимъ городамъ, чтобы довершить свое образованіе. Въ Аѳинахъ онъ встрѣтилъ Григорія Богослова, сошелся съ нимъ и во всю жизнь оставался вѣрнѣйшимъ его другомъ. Здѣсь онъ изучалъ грамматику, риторику, астрологію, математику, философію и медицину, и оказалъ въ нихъ самые блестящіе успѣхи. Владѣя высокимъ умомъ и мудростію, св. Василій вмѣстѣ съ тѣмъ отличался благонравіемъ, кротостію и чистымъ житіемъ. Возвратившись въ Кесарію, св. Василій нѣсколько времени исправлялъ должность адвоката; затѣмъ, принявъ крещеніе, вмѣстѣ съ званіемъ чтеца, онъ по склонности къ иночеству, отправился изучать монашескую жизнь въ Сиріи, Палестинѣ и Египтѣ. Возвратясь изъ своего путешествія, онъ поселился въ пустынѣ близъ Неокесаріи, посвятивъ себя подвигамъ поста и молитвы. далѣе>>

Творенія

Свт. Василій Великій († 379 г.)
Письма.

Отдѣлъ I. Письма, писанныя святымъ Василіемъ прежде епископства его (357-370 г.).
20. Къ Леонтію софисту.

Выговариваетъ Леонтію за то, что рѣдко пишетъ, имѣя и случай, съ кѣмъ писать, и охоту писать, какъ софистъ. Посылаетъ также къ нему сочиненіе свое противъ Евномія (364 г.).

Рѣдки, правда, и отъ меня къ тебѣ письма, но не рѣже твоихъ ко мнѣ; а между тѣмъ всегда много идущихъ отъ васъ къ намъ. И если бы ты всякому изъ нихъ по порядку давалъ по письму; то не было бы никакого препятствія представлять мнѣ, что живу вмѣстѣ съ тобою, и какъ бы наслаждаюсь личною твоею бесѣдой; такъ постоянно многіе приходятъ къ намъ. Но почему не пишешь, тогда какъ у софиста нѣтъ и другаго дѣла, кромѣ того, чтобы писать? Лучше же сказать, если лѣнь тебѣ двинуть рукою, то и писать самому не нужно; потому что въ этомъ послужитъ тебѣ и другой кто. Потребенъ же одинъ твой языкъ; а онъ, если не станетъ бесѣдовать со мной, то, безъ сомнѣнія, поведетъ рѣчь съ кѣмъ-нибудь изъ находящихся при тебѣ; если же и никого не будетъ, не преминетъ поговорить самъ съ собою; но ни подъ какимъ видомъ не умолкнетъ, какъ языкъ софиста и языкъ аттическій, такъ же не умолкнетъ, какъ не умолкаютъ соловьи, когда весна возбуждаетъ ихъ къ пѣнію. Ибо мнѣ частые мои недосуги, въ какихъ и теперь нахожусь, послужатъ, можетъ быть, извиненіемъ въ скудости писемъ; притомъ и эта уже какъ бы нечистота въ языкѣ отъ чрезмѣрнаго навыка къ простонародной рѣчи справедливо дѣлаетъ нерасположеннымъ говорить съ вами софистами, которые негодуете и выходите изъ терпѣнія, какъ скоро услышите что-нибудь недостойное собственной вашей мудрости. Напротивъ того, тебѣ при всякомъ случаѣ прилично объявлятъ свой голосъ, потому что ты способенъ сказать лучше всякаго, кого только знаю изъ Эллиновъ; мнѣ же, какъ думаю, извѣстны самые знаменитые изъ васъ. Поэтому, молчанію твоему нѣтъ никакого извиненія. Но о семъ довольно.

Посылаю къ тебѣ и сочиненіе свое противъ Евномія. Но назвать это дѣтскою игрою, или чѣмъ поважнѣе игры, предоставляю судить тебѣ самому, который, какъ думаю, собственно для себя не имѣешь въ немъ нужды. Надѣюсь же, что оно будетъ для тебя не слабымъ орудіемъ, если встрѣтятся съ тобой люди, учащіе превратно, и надѣюсь сего не потому, что до такой степени увѣренъ въ силѣ сочиненія, но потому, что ты, какъ въ точности знаю, при немногихъ данныхъ изобрѣтателенъ на многое. А если что въ немъ окажется не столько удовлетворительнымъ, какъ сіе требовалось бы, не облѣнись указать. Другъ тѣмъ особенно и отличается отъ льстеца, что одинъ для услажденія бесѣдуетъ, а другой не удерживается и отъ того, что можетъ огорчить.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Василія Великаго, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія. — Новый исправленный переводъ Московской Духовной Академіи. Томъ III. — СПб.: Книгоиздательство П. П. Сойкина, 1911. — С. 32-33.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0