Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Василій Великій († 379 г.)

Св. Василій Великій родился около 330 г. въ Кесаріи Каппадокійской отъ благочестивыхъ и благородныхъ родителей-христіанъ. Первоначальное дѣтское воспитаніе онъ получилъ отъ благочестивой бабки своей Макрины, а первыя правила краснорѣчія слушалъ у отца своего въ Неокесаріи. Достигши юношескаго возраста, св. Василій отправился путешествовать по знаменитымъ тогдашнимъ городамъ, чтобы довершить свое образованіе. Въ Аѳинахъ онъ встрѣтилъ Григорія Богослова, сошелся съ нимъ и во всю жизнь оставался вѣрнѣйшимъ его другомъ. Здѣсь онъ изучалъ грамматику, риторику, астрологію, математику, философію и медицину, и оказалъ въ нихъ самые блестящіе успѣхи. Владѣя высокимъ умомъ и мудростію, св. Василій вмѣстѣ съ тѣмъ отличался благонравіемъ, кротостію и чистымъ житіемъ. Возвратившись въ Кесарію, св. Василій нѣсколько времени исправлялъ должность адвоката; затѣмъ, принявъ крещеніе, вмѣстѣ съ званіемъ чтеца, онъ по склонности къ иночеству, отправился изучать монашескую жизнь въ Сиріи, Палестинѣ и Египтѣ. Возвратясь изъ своего путешествія, онъ поселился въ пустынѣ близъ Неокесаріи, посвятивъ себя подвигамъ поста и молитвы. далѣе>>

Творенія

Свт. Василій Великій († 379 г.)
Письма.

Отдѣлъ I. Письма, писанныя святымъ Василіемъ прежде епископства его (357-370 г.).
22. О совершенствѣ въ монашеской жизни.

(Писано, повидимому, въ 366 г.).

Въ богодухновенномъ Писаніи много правилъ, которыя обязаны наблюдать возревнованіе о благоугожденіи Богу. Но я почелъ необходимымъ сдѣлать краткое напоминаніе, по указанію самаго богодухновеннаго Писанія, пока о тѣхъ только обязанностяхъ, о которыхъ у васъ теперь предложенъ вопросъ. И поелику свидѣтельство о каждой обязанности найдти въ Писаніи не трудно; то предоставляю сіе тѣмъ, которые упражняются въ чтеніи Писанія, и сами въ состояніи напомнить даже другимъ слѣдующее:

Христіанинъ долженъ имѣть образъ мыслей достойный небеснаго званія, и жить достойно евангелія Христова. Христіанину не должно разсѣиваться и чѣмъ либо отвлекатъся отъ памятованія о Богѣ, о волѣ и судахъ Его. Христіанинъ, ставъ во всемъ выше оправданій по закону, не долженъ ни клясться, ни лгать. Онъ не долженъ хулить; не долженъ обижать; не долженъ ссориться; не долженъ мстить самъ за себя; не долженъ воздавать зломъ за зло; не долженъ гнѣваться. Онъ долженъ бытъ долготерпѣливымъ, переносить все, что бы то ни было; а кто дѣлаетъ неправду, того обличать благовременно, не съ страстнымъ движеніемъ, чтобы отмстить за себя, но съ желаніемъ исправить брата, по заповѣди Господней. Объ отсутствующемъ братѣ не долженъ онъ ничего говоритъ съ намѣреніемъ очернитъ; это есть клевета, хотя бы сказанное было и справедливо. Надобно отвращаться отъ человѣка, который наговариваетъ на брата. Не должно говорить шуточнаго. Не должно смѣяться и терпѣть смѣхотворцевъ. Не должно празднословить и говорить что-нибудь такое, что не служитъ ни къ пользѣ слушающихъ, ни къ необходимому и дозволенному намъ Богомъ употребленію; почему занимающіеся работою должны, сколько можно, стараться, чтобы работа производилась въ безмолвіи, и чтобы самыя даже добрыя рѣчи вели у нихъ тѣ, кому по испытаніи поручено устроять слово къ созиданію вѣры, да не будетъ оскорбляемъ Духъ Святый Божій. Никто изъ пришлыхъ не долженъ самовольно подходитъ къ кому либо изъ братій, или разговариватъ съ нимъ, пока приставленные смотрѣть за общимъ во всемъ благочиніемъ не разсудятъ, угодно ли сіе Богу къ общей пользѣ.

Не должно порабощаться вину, желать вкушенія мясъ, и вообще быть сластолюбивымъ въ разсужденіи яствъ или питія; потому что подвизающійся воздерживается во всѣмъ. Даннаго каждому въ употребленіе не должно почитатъ собственностію, или припрятывать; но съ заботливостію надобно смотрѣть на все сіе, какъ на принадлежащее Владыкѣ, и не проходить безъ вниманія даже мимо того, что по случаю брошено, или оставлено въ небреженіи.

Никто не долженъ быть господиномъ даже себѣ самому, но каждый, какъ отданный Богомъ въ услуженіе единодушнымъ братіямъ, сообразно съ симъ обязанъ и разсуждать обо всемъ и дѣлатъ все, впрочемъ пребывая въ собственномъ своемъ чинѣ. Не должно роптать ни при недостаткѣ потребнаго, ни при утомленіи отъ дѣлъ; потому что судятъ о каждомъ тѣ, кому предоставлена на сіе власть.

Не должно дозволять себѣ ни крика, ни другаго какого вида, или движенія, которыми показываются раздражительность, или уклоненіе отъ несомнѣнной увѣренности въ Божіемъ присутствіи. Голосъ должно соразмѣрять съ потребностію. Не должно отвѣчать кому либо, или дѣлать что-нибудь, дерзко или презрительно, но надобно показывать во всемъ скромность, и ко всѣмъ почтительность. Не должно съ умысломъ мигать глазомъ, или употреблять другой какой знакъ, или движеніе члена, которыя оскорбляютъ брата, или выказывають презрѣніе.

Не должно стараться о нарядности въ одеждѣ или въ обуви, это — суетность. Къ удовлетворенію тѣлесныхъ потребностей должно пользоваться не дорогимъ. Ничего не должно издерживать сверхъ потребности и для пышности: это — злоупотребленіе.

Не должно искать чести и домогаться первенства. Каждый долженъ предпочитать себѣ всѣхъ. Не должно быть непокорнымъ.

Не должно въ праздности ѣсть хлѣбъ тому, кто способенъ работать, а занявшись исполненіемъ чего либо во славу Христову, долженъ принуждать себя къ ревности въ дѣлѣ, по мѣрѣ силъ. Каждый долженъ, съ одобренія настоятелей, съ разумомъ и убѣжденіемъ такъ дѣлать все, не исключая вкушенія пищи и питія, какъ бы дѣлалось сіе въ славу Божію. Не должно отъ одного дѣла переходить къ другому, безъ одобренія тѣхъ, кто приставленъ распоряжаться симъ, развѣ неминуемая нужда позоветъ кого вдругъ на помощь обезсилѣвшему. Каждый обязанъ пребывать въ томъ, къ чему приставленъ, а не долженъ, преступая мѣру собственной обязанности, приниматься за непорученное ему, развѣ имѣющіе власть распоряжаться симъ признаютъ кого нуждающимся въ его помощи. Въ одной рабочей не надобно никому быть изъ другой рабочей. Не должно ничего дѣлать изъ соперничества, или по ссорѣ съ кѣмъ-нибудь.

Не должно завидовать доброй славѣ другаго, и радоваться чьему либо недостатку. Въ любви Христовой надобно скорбѣть и сокрушаться о недостаткахъ брата, радоваться же его преспѣянію. Не должно равнодушно смотрѣть на согрѣшающихъ, или умалчивать о нихъ. Обличающій долженъ обличать со всякимъ сердоболіемъ, въ страхѣ Божіемъ, и въ намѣреніи обратить грѣшника. Обличаемый или получающій выговоръ долженъ приниматъ сіе охотно, признавая, что въ исправленіи состоитъ собственная его польза. Когда обвиняютъ кого, никто другой при обвиняемомъ, или и при другихъ, не долженъ дѣлать возраженій обвиняющему. А если кому обвиненіе кажется неосновательнымъ, то долженъ повести слово съ обвинителемъ наединѣ, и убѣдить его, или самъ убѣдиться. Каждый, сколько есть у него силъ, долженъ врачевать того, кто имѣетъ что-нибудь противъ него. На согрѣшившаго и покаявшагося не должно помнить зла, а надобно простить ему отъ сердца.

Кто говоритъ, что покаялся во грѣхѣ, тотъ долженъ не только сокрушаться о томъ, въ чемъ согрѣшилъ, но и принести достойные плоды покаянія. Кто вразумленъ былъ касательно прежнихъ своихъ грѣховъ и сподобился получить отпущеніе оныхъ, тотъ, если грѣшитъ опять, уготовляетъ себѣ судъ гнѣва строжайшій прежняго. Кто по первомъ и второмъ увѣщаніи остается въ своемъ прегрѣшеніи, о томъ надобно объявить настоятелю и тогда, получивъ выговоръ при многихъ, придетъ, можетъ быть, въ стыдъ. А если и въ такомъ случаѣ не исправится, надобно уже отсѣчь его, какъ соблазнъ, и смотрѣть на него, какъ на язычника и мытаря, для приведенія въ безопасность ревностно трудящихся въ прохожденіи послушанія, по сказанному, что при паденіи нечестивыхъ приходятъ въ страхъ праведные. Но должно и плакать о немъ, какъ о членѣ, отсѣченномъ отъ тѣла.

Не должно допускать, чтобы солнце заходило въ гнѣвѣ брата; иначе ночь можетъ разлучить обоихъ, и оставить имъ неизбѣжное осужденіе въ день суда. Не должно отлагать времени своего исправленія; потому что утренній день не вѣренъ для насъ: многіе, замысливъ многое, не дожили до утрешняго дня.

Не должно даваться въ обманъ пресыщенному чреву, отъ котораго бываютъ ночныя мечтанія. Не должно развлекаться непомѣрною работою, и преступать предѣлы умѣренности, по сказанному Апостоломъ: имѣюще же пищу и одѣяніе, симъ довольни будемъ (1 Тим. 6, 8); потому что обиліе сверхъ потребности выказываетъ любостяжательность; а любостяжательность осуждается какъ идолопоклонство (Кол. 3, 5). Не должно быть сребролюбивымъ, и на ненужное собирать сокровища, какихъ ненадобно. Приходящій къ Богу долженъ возлюбить нищету во всемъ, и быть пригвожденъ страхомъ Богомъ, подобно сказавшему: пригвозди страху Твоему плоти моя; отъ судебъ бо Твоихъ убояхся (Псал. 118, 120).

Да даруетъ же вамъ Господь, со всѣмъ убѣжденіемъ принявъ сказанное, во славу Божію явить плоды достойные Духа, по благоволенію Бога и содѣйствіемъ Господа нашего Іисуса Христа. Аминь.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Василія Великаго, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія. — Новый исправленный переводъ Московской Духовной Академіи. Томъ III. — СПб.: Книгоиздательство П. П. Сойкина, 1911. — С. 34-37.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0