Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 21 февраля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Василій Великій († 379 г.)

Св. Василій Великій родился около 330 г. въ Кесаріи Каппадокійской отъ благочестивыхъ и благородныхъ родителей-христіанъ. Первоначальное дѣтское воспитаніе онъ получилъ отъ благочестивой бабки своей Макрины, а первыя правила краснорѣчія слушалъ у отца своего въ Неокесаріи. Достигши юношескаго возраста, св. Василій отправился путешествовать по знаменитымъ тогдашнимъ городамъ, чтобы довершить свое образованіе. Въ Аѳинахъ онъ встрѣтилъ Григорія Богослова, сошелся съ нимъ и во всю жизнь оставался вѣрнѣйшимъ его другомъ. Здѣсь онъ изучалъ грамматику, риторику, астрологію, математику, философію и медицину, и оказалъ въ нихъ самые блестящіе успѣхи. Владѣя высокимъ умомъ и мудростію, св. Василій вмѣстѣ съ тѣмъ отличался благонравіемъ, кротостію и чистымъ житіемъ. Возвратившись въ Кесарію, св. Василій нѣсколько времени исправлялъ должность адвоката; затѣмъ, принявъ крещеніе, вмѣстѣ съ званіемъ чтеца, онъ по склонности къ иночеству, отправился изучать монашескую жизнь въ Сиріи, Палестинѣ и Египтѣ. Возвратясь изъ своего путешествія, онъ поселился въ пустынѣ близъ Неокесаріи, посвятивъ себя подвигамъ поста и молитвы. далѣе>>

Творенія

Свт. Василій Великій († 379 г.)
Письма.

Отдѣлъ I. Письма, писанныя святымъ Василіемъ прежде епископства его (357-370 г.).
24. Къ Аѳанасію, отцу Аѳанасія, епископа Анкирскаго.

Удостовѣряя Аѳанасія, что не легко вѣрить клеветамъ, совѣтуетъ ему не подавать къ онымъ повода, и любовь свою къ дѣтямъ свидѣтельствовать не словами, а дѣлами. Также оправдываетъ хорепископа Тимоѳея, что не имъ принесены худые слухи объ Аѳанасіи. (Писано прежде 369 г.).

Чтобы жизнь человѣческая была выше клеветъ, это сдѣлать весьма трудно, чтобъ не сказать — невозможно, въ чемъ самъ я увѣренъ, а думаю, не сомнѣвается и твоя милость. Но самому на себя не подавать никакого повода тѣмъ, которые строго наблюдаютъ за ходомъ дѣлъ, и даже съ злымъ намѣреніемъ подмѣчаютъ наши преткновенія, — и это возможно и свойственно людямъ, которые ведутъ жизнь благоразумно и сообразно съ цѣлію благочестія. А обо мнѣ не думай, будто я такъ опрометчивъ и легковѣренъ, что, отъ кого бы то ни случилось, выслушиваю обвиненія безъ изслѣдованія. Я помню духовную заповѣдь, что отъ совѣтующаго не надобно принимать слуха суетна (Исх. 23, 1).

Но поелику, вы люди, посвятившіе себя наукамъ, сами говорите, что видимое есть знакъ невидимаго, то признаю это справедливымъ. И не погнѣвайся, если будетъ что сказано мною въ видѣ поученія; ибо немощная міра и уничиженная избра Богъ (1 Кор. 1, 27), и чрезъ нихъ нерѣдко устрояетъ спасеніе спасаемыхъ. Намѣреваюсь же сказать и посовѣтовать тебѣ слѣдующее: съ осмотрительностію надобно приводить въ исполненіе всякое слово и всякое дѣло, возложенное на насъ долгомъ и по апостольской заповѣди, ни едино ни въ чемъ не давать претыканіе (2 Кор. 6, 3). Ибо для человѣка, который много трудился въ изученіи наукъ, проходилъ начальственныя должности надъ народами и городами, и соревнуетъ великой доблести предковъ, почитаю приличнымъ показывать въ жизни своей образецъ добродѣтели.

Расположеніе же свое къ дѣтямъ долженъ ты теперь не словомъ доказать, что издавна уже доказалъ, какъ скоро сталъ отцомъ, и не естественную только имѣтъ къ нимъ нѣжность, какую и безсловесныя имѣютъ къ рожденнымъ ими, о чемъ самъ ты говаривалъ, и что доказываетъ опытъ, но тѣмъ паче усилить свою любовь, и именно любовь свободную, что видишь дѣтей достойными отеческихъ молитвъ. Почему не должно и удостовѣрять насъ въ этомъ; а достаточно засвидѣтельствовать сіе самыми дѣлами.

Кстати же будетъ присовокупить, ради истины, что не братъ Тимоѳей, хорепископъ, принесъ къ намъ слухи сіи. Что какъ оказывается, ни при свиданіи, ни въ письмахъ, не говаривалъ о тебѣ ничего такого, что мало или много походило бы на клевету. Поэтому, хотя не отрицаю, что слышалъ я нѣчто, однако же не Тимоѳей слагаетъ на тебя клеветы. Услышавъ же это, безъ сомнѣнія, поступимъ, если не иначе, то по крайней мѣрѣ какъ поступилъ Александръ, то есть, сбережемъ одно ухо неприкосновеннымъ, чтобы выслушать имъ и оклеветаннаго.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Василія Великаго, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія. — Новый исправленный переводъ Московской Духовной Академіи. Томъ III. — СПб.: Книгоиздательство П. П. Сойкина, 1911. — С. 38-39.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0