Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 18 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Василій Великій († 379 г.)

Св. Василій Великій родился около 330 г. въ Кесаріи Каппадокійской отъ благочестивыхъ и благородныхъ родителей-христіанъ. Первоначальное дѣтское воспитаніе онъ получилъ отъ благочестивой бабки своей Макрины, а первыя правила краснорѣчія слушалъ у отца своего въ Неокесаріи. Достигши юношескаго возраста, св. Василій отправился путешествовать по знаменитымъ тогдашнимъ городамъ, чтобы довершить свое образованіе. Въ Аѳинахъ онъ встрѣтилъ Григорія Богослова, сошелся съ нимъ и во всю жизнь оставался вѣрнѣйшимъ его другомъ. Здѣсь онъ изучалъ грамматику, риторику, астрологію, математику, философію и медицину, и оказалъ въ нихъ самые блестящіе успѣхи. Владѣя высокимъ умомъ и мудростію, св. Василій вмѣстѣ съ тѣмъ отличался благонравіемъ, кротостію и чистымъ житіемъ. Возвратившись въ Кесарію, св. Василій нѣсколько времени исправлялъ должность адвоката; затѣмъ, принявъ крещеніе, вмѣстѣ съ званіемъ чтеца, онъ по склонности къ иночеству, отправился изучать монашескую жизнь въ Сиріи, Палестинѣ и Египтѣ. Возвратясь изъ своего путешествія, онъ поселился въ пустынѣ близъ Неокесаріи, посвятивъ себя подвигамъ поста и молитвы. далѣе>>

Творенія

Свт. Василій Великій († 379 г.)
Письма.

Отдѣлъ I. Письма, писанныя святымъ Василіемъ прежде епископства его (357-370 г.).
25. Къ Аѳанасію, епископу Анкирскому.

Дружески и съ любовію выговариваетъ Аѳанасію, что, не переписавшись и не объяснившись съ нимъ лично, или черезъ людей близкихъ, открыто порицаетъ Василія, грозитъ ему, и всѣмъ приходящимъ изъ Каппадокіи разглашаетъ, будто бы св. Василій пишетъ что-то зловредное. (Писано прежде 369 г.).

Нѣкоторые, пришедшіе къ намъ изъ Анкиры (а ихъ много, трудно даже и перечислить, притомъ всѣ говорятъ единогласно), извѣстили меня, что ты любезная глава (какъ почтительнѣе выразить мнѣ это), не съ пріятностію и не по обыкновенію своему воспомиваешь обо мнѣ. Но меня, какъ извѣстно тебѣ, не поражаетъ ничто человѣческое, и всякая перемѣна не неожиданна для человѣка, который давно извѣдалъ немощь естества и удобство изъ одной противоположности переходить въ другую. Потому не ставлю того въ велико, если измѣнилось нѣчто въ нашихъ отношеніяхъ, и вмѣсто прежней себѣ чести слышу теперь укоризны и оскорбленія. Показалось же мнѣ дѣйствительно страннымъ и необычайнымъ твое ко мнѣ до того измѣнившееся расположеніе, что гнѣваешься и досадуешь на меня, даже, какъ говорятъ слышавшіе, грозишь мнѣ чѣмъ-то. Угрозамъ этимъ, скажу правду, много я смѣялся. И совершенно сталъ бы ребенкомъ, если бы убоялся подобныхъ страхованій. Страшнымъ же и многоозабочивающимъ почелъ я то, что твоя во всемъ точностъ, которая, какъ былъ я увѣренъ, соблюдена къ утѣшенію Церквей, быть опорою правой вѣры и сѣменемъ древней и истинной любви, столько заимствовалась изъ настоящаго положенія дѣлъ, что хулы какихъ ни есть людей для тебя важнѣе дознаннаго обо мнѣ долговременнымъ опытомъ, и ты безъ доказательствъ увлекаешься въ нелѣпыя подозрѣнія. Что еще говорю: въ подозрѣнія? Кто негодуетъ и грозитъ, какъ сказываютъ это о тебѣ, тотъ, по видимому, обнаруживаетъ въ себѣ гнѣвъ не подозрѣвающаго, но ясно и неоспоримо уже увѣрившагося.

Но, какъ сказалъ я, причину сему приписываю настоящему времени. Ибо великій ли былъ трудъ, чудный мой, переговорить со мною, о чемъ бы то ни было, въ краткомъ письмѣ какъ бы одному на одинъ, или, если не хотѣлъ довѣрить подобнаго дѣла письму, вызвать меня къ себѣ? А если непремѣнно должно было вывести дѣло наружу, и неудержимость гнѣва не давала времени къ отсрочкѣ; то можно было къ объясненію со мною употребить посредникомъ кого либо одного изъ людей близкихъ и обыкшихъ хранить тайну. Но теперь кому изъ приходящихъ къ вамъ, по какой бы то ни было нуждѣ, не разглашаютъ, будто бы пишу и слагаю что-то зловредное? А какъ утверждаютъ пересказывающіе рѣчи твои слово въ слово, тобою употреблено это самое реченіе.

Но сколько ни думаю самъ съ собою, ни чѣмъ не могу объяснить себѣ этого. Почему приходитъ въ умъ и такого рода мысль: не изъ еретиковъ ли кто, злонамѣренно подписавъ мое имя подъ своими сочиненіями, огорчилъ правоту вѣры твоей, и вынудилъ у тебя такое слово? А что писано мною противъ осмѣлившихся утверждать, что Сынъ и Богъ въ сущности не подобенъ Богу и Отцу, или противъ говорившихъ хульно, что Духъ Святый есть тварь и произведеніе, на то, конечно, не согласился бы произнести сей укоризны ты, который подъялъ великіе и славные подвиги за православіе. Но самъ ты разрѣшишь мое недоумѣніе, если благоволишь ясно сказать имя того, кто ввелъ тебя въ огорченіе противъ меня.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Василія Великаго, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія. — Новый исправленный переводъ Московской Духовной Академіи. Томъ III. — СПб.: Книгоиздательство П. П. Сойкина, 1911. — С. 39-40.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0