Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Василій Великій († 379 г.)

Св. Василій Великій родился около 330 г. въ Кесаріи Каппадокійской отъ благочестивыхъ и благородныхъ родителей-христіанъ. Первоначальное дѣтское воспитаніе онъ получилъ отъ благочестивой бабки своей Макрины, а первыя правила краснорѣчія слушалъ у отца своего въ Неокесаріи. Достигши юношескаго возраста, св. Василій отправился путешествовать по знаменитымъ тогдашнимъ городамъ, чтобы довершить свое образованіе. Въ Аѳинахъ онъ встрѣтилъ Григорія Богослова, сошелся съ нимъ и во всю жизнь оставался вѣрнѣйшимъ его другомъ. Здѣсь онъ изучалъ грамматику, риторику, астрологію, математику, философію и медицину, и оказалъ въ нихъ самые блестящіе успѣхи. Владѣя высокимъ умомъ и мудростію, св. Василій вмѣстѣ съ тѣмъ отличался благонравіемъ, кротостію и чистымъ житіемъ. Возвратившись въ Кесарію, св. Василій нѣсколько времени исправлялъ должность адвоката; затѣмъ, принявъ крещеніе, вмѣстѣ съ званіемъ чтеца, онъ по склонности къ иночеству, отправился изучать монашескую жизнь въ Сиріи, Палестинѣ и Египтѣ. Возвратясь изъ своего путешествія, онъ поселился въ пустынѣ близъ Неокесаріи, посвятивъ себя подвигамъ поста и молитвы. далѣе>>

Творенія

Свт. Василій Великій († 379 г.)
Письма.

Отдѣлъ I. Письма, писанныя святымъ Василіемъ прежде епископства его (357-370 г.).
28. Къ Неокесарійской церкви утѣшительное.

Утѣшаетъ Неокесарійцевъ, опечаленныхъ смертію епископа, и совѣтуетъ чрезмѣрностію скорби не утрачивать того спокойствія, въ какое приведены трудами покойнаго, а также оберегаться отъ волковъ и позаботиться объ избраніи себѣ пастыря подобнаго тѣмъ, какіе были у нихъ доселѣ со временъ Григорія (368 г.).

Случившееся у васъ требовало личнаго моего присутствія, чтобы воздать честь блаженному вмѣстѣ съ вами, самыми близкими ему, чтобы самымъ зрѣніемъ печальнаго событія принять участіе въ вашемъ сѣтованіи о своемъ горѣ, чтобы сообщить вамъ нужные совѣты. Поелику же много препятствій къ тѣлесному сближенію; то осталось только чрезъ письмо имѣть съ вами общеніе въ настоящемъ дѣлѣ.

Описанія тѣхъ чудныхъ качествъ сего мужа, по которымъ, какъ заключаю, всего болѣе несносна для насъ потеря, не вмѣстили бы въ себѣ предѣлы письма; да и по другимъ причинамъ не благовременно — вести слово о множествѣ его доблестей, когда душа наша до такой степени подавлена скорбію. Ибо какое изъ свойствъ его признали бы мы достойнымъ того, чтобы или изгладиться ему изъ нашей памяти, или намъ умолчать о немъ? Невозможно сказать всего вдругъ и за одинъ разъ; а если говорить отчасти, то боюсь, чтобы не было въ этомъ измѣны истинѣ. Умеръ мужъ, который самымъ очевиднымъ образомъ превосходилъ современниковъ всѣми въ совокупности человѣческими совершенствами, былъ опорою отечества, украшеніемъ Церквей, столпомъ и утвержденіемъ истины, твердынею вѣры во Христа, надежною защитою для своихъ, непреоборимымъ для сопротивныхъ, стражемъ отеческихъ постановленій, врагомъ нововведенія, показалъ намъ, какой видъ имѣла Церковь во времена давнія, по древнему ея состоянію, какъ бы по священнолѣпной какой картинѣ, образовавъ видъ Церкви имъ управляемой, такъ что жившіе при немъ представляли себя современниками тѣхъ, которые подобно свѣтиламъ озаряли Церковь за двѣсти и болѣе лѣтъ. Такимъ образомъ ничего не привносилъ онъ, ни своего, ни новѣйшихъ изобрѣтеній ума, но по Моѵсееву благословенію, изъ тайниковъ сердца своего — изъ этихъ добрыхъ сокровищницъ, умѣлъ износить ветхая ветхихъ, и ветхая отъ лица новыхъ (Лев. 26, 10). Потому и на Соборахъ, въ кругу равночестныхъ ему, не по возрасту удостаивался предпочтенія, но былъ выше всѣхъ старѣйшинствомъ мудрости, по общему признанію пользуясь первенствомъ.

Какое же было пріобрѣтеніе жить подъ такимъ правленіемъ, объ этомъ никто не спроситъ, смотря на васъ; потому что изъ извѣстныхъ намъ вы одни, или раздѣляя сіе весьма съ немногими, подъ его управленіемъ вели неволненную жизнь среди такой бури и смятенія въ дѣлахъ. Васъ не касалось обуреваніе еретическихъ вѣтровъ, которые души удобоизмѣнчивыя доводило до крушенія и потопленія. И да не коснется оно васъ когда либо, о Владыка всяческихъ, на самое долгое время даровавшій благодать безмятежія служителю Твоему Григорію, который первоначально водрузилъ основаніе сей Церкви!

И вы не измѣняйте сему въ настоящее время, неумѣренностію своего плача, тѣмъ, что совершенно предадитесь скорби, не дайте людямъ коварнымъ вспользоваться нужнымъ временемъ. Но если непремѣнно должно плакать (чего одного не утверждаю, иначе уподобимся въ этомъ не имѣюшимъ упованія); то по крайней мѣрѣ, подобно какому-то печальному лику, поставивъ надъ собою вождя, съ нимъ, если угодно, какъ можно стройнѣе, оплакивайте постигшее васъ горе.

Но если сей мужъ и не достигъ крайней старости, то, по времени начальствованія у васъ, не нескудна была его жизнь. А онъ столько участія принималъ въ тѣлѣ, сколько было нужно, чтобы показать душевную твердость въ его страданіяхъ. Но кто-нибудь изъ васъ подумаетъ, можетъ быть, что время для извѣдавшихъ это служитъ увеличеніемъ сочувствія и приращеніемъ любви, а не поводомъ къ пресыщенію; и потому, чѣмъ долѣе искытывали вы сіе благодѣяніе, тѣмъ болѣе чувствуете утрату; но и тѣнь праведникова тѣла для благоговѣйныхъ достойна всякаго чествованія. И хорошо, если бы многіе изъ васъ держались этой мысли! ибо и самъ я не утверждаю, что надобно оставаться равнодушными, лишившись сего мужа, но совѣтую перенести скорбь человѣчески. Ибо все, что могутъ сказать оплакивающіе сію потерю, не укрылось и отъ меня. Молчитъ языкъ, съ котораго какъ бы рѣки лились вамъ въ слухъ, а глубина сердца, никѣмъ доселѣ непостигнутая, сокрылась для людей, какъ тонкій призракъ сновидѣнія. Кто проницательнѣе его предусматривалъ будущее? Кто съ такимъ твердымъ и непоколебимымъ душевнымъ навыкомъ способенъ былъ скорѣе молніи пробѣгать дѣла? О градъ, подвергавшійся многимъ уже бѣдствіямъ, но ни въ одно изъ нихъ не терпѣвшій такой утраты въ самыхъ основаніяхъ жизни! Отцвѣло теперь для тебя прекраснѣйшее украшеніе; смежила уста свои Церковь, унылы стали народныя стеченія, священный Соборъ болѣзнуетъ о своемъ предсѣдателѣ, таинственныя ученія ожидаютъ себѣ истолкователя, дѣти ждутъ отца, старцы — сверстника, чиновные — чиноначальника, народъ покровителя, нуждающіеся въ необходимомъ — кормителя; всѣ призываютъ его самыми близкими къ ихъ положенію именами; и каждый въ собственномъ своемъ горѣ почерпаетъ свойственный себѣ и приличный предлогъ къ плачу.

Но куда уносится слово мое отъ слезнаго удовольствія? Ужели не отрезвимся? не прійдемъ сами въ себя? не обратимъ взоровъ къ общему Владыкѣ, Который въ надлежащее время опять призывалъ къ Себѣ каждаго изъ святыхъ, дозволивъ сперва, чтобы послужилъ онъ роду своему? Теперь кстати вспомнить вамъ слова того, кто, поучая въ церкви, всегда внушалъ вамъ, говоря: блюдитеся отъ псовъ, блюдитеся отъ злыхъ дѣлателей (Флп. 3, 2). Этихъ псовъ много. Что говорю — псовъ? Волцы тяжцы, подъ овчею наружностію скрывая коварство, повсюду во вселенной расхищаютъ Христово стадо. Отъ нихъ надобно вамъ оберегаться подъ начальствомъ какого-нибудь бодрственнаго пастыря. И искать сего пастыря, очистивъ души свои отъ всякаго соперничества и любоначалія, — ваше дѣло; а указать его предоставимъ Господу, Который непрерывно, съ великаго заступника Церкви вашей Григорія до сего блаженнаго, прилагая и какъ бы приноравливая одного пастыря къ другому, даровалъ Церкви вашей чудное украшеніе, подобное какому то вѣнцу изъ драгоцѣнныхъ камней; почему не должно терять надежды и въ разсужденіи тѣхъ, которые будутъ въ послѣдствіи. Ибо знаетъ Господь сущія Своя (2 Тим. 2, 19), и изведетъ на среду, можетъ быть, и не чаемыхъ нами.

Давно желаю прекратитъ слово, но не позволяеть сего болѣзнь сердца. Умоляю же васъ восторгнуться душею къ отцамъ, къ правой вѣрѣ, къ сему блаженному, разсудить, что предстоящее дѣло для каждаго изъ васъ есть свое собственное, размыслить, что, притомъ или другомъ окончаніи онаго, каждый самъ первый вкуситъ плоды его, а потому, какъ случается со многими, попеченія о общемъ благѣ не возлагать на ближняго, чтобы въ послѣдствіи, когда каждый вознерадитъ о дѣлахъ сердцемъ своимъ, всѣмъ вамъ непримѣтнымъ образомъ самимъ на себя, по нерадѣнію, не навлечь своей бѣды.

Пріймите сіе со всякимъ благодушіемъ, или какъ сострадательность сосѣда, или какъ общеніе единомысленнаго и, что будетъ справедливѣе сказать, какъ покорнаго закону любви и избѣгающаго опасности молчанія; пріймите съ увѣренностію, что въ день Господень вы — похваленіе наше, какъ и мы — ваше, и что отъ пастыря, какой будетъ данъ вамъ зависитъ, что или тѣснѣе соединимся съ вами союзомъ любви, или послѣдуетъ совершенное раздѣленіе, чего не дай Богъ, и чего не будетъ, по благодати Божіей!

Мнѣ самому не хотѣлось бы теперь выговаривать что либо непріятное; но желаю довести до вашего свѣдѣнія, что, хотя и не нашли мы себѣ содѣйственникомъ къ умиренію Церквей сего блаженнаго [1], по нѣкоторымъ, какъ самъ онъ подтвердилъ намъ, предубѣжденіямъ: однако же никогда не переставали мы быть съ нимъ въ единомысліи, и всегда призывали его участвовать въ борьбѣ съ еретиками, въ чемъ свидѣтельствуемся Богомъ и людьми извѣдавшими насъ.

Примѣчаніе:
[1] Мусонія.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Василія Великаго, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія. — Новый исправленный переводъ Московской Духовной Академіи. Томъ III. — СПб.: Книгоиздательство П. П. Сойкина, 1911. — С. 41-44.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0