Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Василій Великій († 379 г.)

Св. Василій Великій родился около 330 г. въ Кесаріи Каппадокійской отъ благочестивыхъ и благородныхъ родителей-христіанъ. Первоначальное дѣтское воспитаніе онъ получилъ отъ благочестивой бабки своей Макрины, а первыя правила краснорѣчія слушалъ у отца своего въ Неокесаріи. Достигши юношескаго возраста, св. Василій отправился путешествовать по знаменитымъ тогдашнимъ городамъ, чтобы довершить свое образованіе. Въ Аѳинахъ онъ встрѣтилъ Григорія Богослова, сошелся съ нимъ и во всю жизнь оставался вѣрнѣйшимъ его другомъ. Здѣсь онъ изучалъ грамматику, риторику, астрологію, математику, философію и медицину, и оказалъ въ нихъ самые блестящіе успѣхи. Владѣя высокимъ умомъ и мудростію, св. Василій вмѣстѣ съ тѣмъ отличался благонравіемъ, кротостію и чистымъ житіемъ. Возвратившись въ Кесарію, св. Василій нѣсколько времени исправлялъ должность адвоката; затѣмъ, принявъ крещеніе, вмѣстѣ съ званіемъ чтеца, онъ по склонности къ иночеству, отправился изучать монашескую жизнь въ Сиріи, Палестинѣ и Египтѣ. Возвратясь изъ своего путешествія, онъ поселился въ пустынѣ близъ Неокесаріи, посвятивъ себя подвигамъ поста и молитвы. далѣе>>

Творенія

Свт. Василій Великій († 379 г.)
Письма.

Отдѣлъ I. Письма, писанныя святымъ Василіемъ прежде епископства его (357-370 г.).
39. Къ ученику Хилону (42)
[1].

Вразумляетъ его, что въ добродѣтельной жизни недостаточно одно доброе начало, а нужно постоянное и непрерывное преспѣяніе, предлатаетъ многія правила жизни уединенной, совѣтуетъ не вдругъ устремляться на верхъ совершенства, но соблюдать въ подвигахъ постепенность, и предостерегаетъ не оставлять пустыни подъ благовиднымъ предлогомъ добродѣтельнаго житія въ мірѣ и посѣщенія духовныхъ собраній.

Виновникомъ спасительнаго дѣла буду для тебя, искренній братъ мой, если охотно пріимешь отъ меня совѣтъ о томъ, чтó тебѣ дѣлать, особливо въ такихъ случаяхъ, о которыхъ самъ ты просилъ подать тебѣ совѣтъ. У многихъ, можетъ быть, доставало смѣлости начать уединенную жизнъ, но не многіе, вѣроятно, потрудились довершить ее, какъ должно. И безъ сомнѣнія, конецъ дѣла — не въ одномъ намѣреніи, а въ концѣ — плодъ трудовъ. Поэтому ни малой нѣтъ пользы, если кто не поспѣшаетъ къ концу намѣренія, но ограничиваетъ монашескую жизнь однимъ только началомъ, а что всего смѣшнѣе, оставляетъ еще собственное свое намѣреніе, за что посторонніе обвиняютъ его въ недостаткѣ мужества и разсудительности. О таковыхъ и Господь говоритъ: кто, хотяй домъ создати, не прежде ли сѣдъ расчтетъ имѣніе, аще имать, еже есть на совершеніе: да не, когда положитъ основаніе, и не возможетъ совершити, начнутъ ругатися ему мимоходящіе, глаголюще, яко человѣкъ сей основаніе положи, и не може совершити (Лук. 14, 28-30)? Посему за началомъ пусть слѣдуетъ усердіе къ успѣху въ добромъ дѣлѣ. Ибо и и мужественнѣйшій подвижникъ Павелъ, желая, чтобы мы не обезпечивали себя прежними добрыми дѣлами, но ежедневно преуспѣвали болѣе и болѣе, говоритъ: задняя забывая, въ предняя же простираяся, къ намѣренному гоню, къ почести вышняго званія (Флп. 3, 13-14). Такова и цѣлая жизнь человѣческая: она не довольствуется предшествовавшимъ, но питается не столько прошедшимъ, сколько будущимъ. Чтó пользы человѣку во вчерашней сытности чрева, если нынѣ при возродившемся голодѣ не находитъ свойственнаго утѣшенія снѣдей? Такъ и душѣ не пользуетъ вчерашнее доброе дѣло, если въ сей день оставлено исполненіе правды. Ибо сказано: какимъ найду тебя, такимъ и признаю.

Поэтому напраснымъ дѣлается трудъ праведника и неукоризненнымъ нравъ грѣшника послѣ происшедшей съ нимъ перемѣны, когда одинъ изъ лучшихъ перейдетъ къ худшему, а другой отъ худшаго къ лучшему. Это можно слышать и у Іезекіиля, который учитъ какъ отъ лица Господня. Ибо говоритъ онъ: если праведникъ совратившись прегрѣшитъ, не помяну правды, яже сотворилъ есть предъ симъ, но во грѣхѣ своемъ умретъ (Іез. 18, 24). А то же самое говоритъ и о грѣшникѣ: если обратившись сотворитъ правду, жизнію поживетъ въ ней (Іез. 18, 27-28). Гдѣ столь многочисленные труды раба Моѵсея, какъ скоро минутное прекословіе воспрепятствовало ему взойдти въ землю обѣтованія? Къ чему послужило Гіезію обращеніе съ Елисеемъ, когда по сребролюбію навлекъ онъ на себя проказу? Что было пользы и Соломону во множествѣ мудрости и въ такой предшествовавшей любви къ Богу, когда въ послѣдствіи отъ женонеистовства впалъ онъ въ идолослуженіе? Да и блаженнаго Давида не неукоризненнымъ содѣлала разсѣянность за прегрѣшеніе съ женою Уріи. Къ приведенію въ безопасность жительствующаго по Богу достаточно видѣть и ниспаденіе изъ лучшаго въ худшее Іуды, который столько времени былъ ученикомъ Христовымъ, а потомъ, продавъ Учителя за малое вознагражденіе, пріобрѣлъ тѣмъ себѣ удавку. Поэтому да будетъ извѣстно тебѣ, братъ, что не тотъ совершенъ, кто хорошо началъ, но тотъ благоискусенъ предъ Богомъ, кто хорошо даетъ въ дѣлѣ отчетъ. Посему, братъ. не давай сна очима, и дреманія вѣждома своими (Псал. 131, 4), пока не спасешься, какъ серна отъ тенетъ, и какъ птица отъ сѣтей! Ибо смотри, ты идешь среди сѣтей и ходишь поверхъ высокой стѣны, откуда упасть не безопасно.

Посему не вдругъ простирайся на самый верхъ подвижничества, наипаче же не полагайся самъ на себя, чтобы не пасть тебѣ съ высоты подвижнической жизни по неопытности. Ибо лучше постепенное преспѣяніе. По немногу отнимай у себя житейскія наслажденія, истребляя всѣ свои навыки, чтобы противодѣйствіемъ своимъ, вдругъ приведя въ раздраженіе всякое желаніе наслажденій, не возставить противъ себя толпу искушеній. Когда возмешь верхъ надъ пристрастіемъ къ одному удовольствію, тогда вступай въ борьбу съ пристрастіемъ къ другому; и такимъ образомъ преодолѣешь всякую склонностъ къ наслажденію. Ибо именованіе удовольствія одно, но роды удовольствій различны. Поэтому, братъ, прежде всего будъ терпѣливъ во всякомъ искушеніи. А сколь многоразличными искушеніями испытывается вѣрный, то мірскими потерями, то обвиненіями, оболганіями, непокорностію, оговорами, гоненіями! Все это и подобное сему служитъ къ испытанію вѣрнаго.

Сверхъ того будь безмолвенъ, не опрометчивъ въ словѣ, не спорливъ, не упоренъ, не тщеславенъ, не все перетолковывай, но люби вѣрность, будь не многорѣчивъ, всегда готовъ не учить, но учиться. Не любопытствуй о жизни мірской; изъ этого не будетъ тебѣ никакой пользы. Ибо сказано: да не возглаголютъ уста моя дѣлъ человѣческихъ (Псал. 16, 4). Кто съ пріятностію говоритъ о дѣлахъ людей грѣшныхъ, тотъ съ готовностію пробуждаетъ въ себѣ страсть къ удовольствіямъ. Но желай лучше узнать жизнь праведныхъ; ибо въ этомъ найдешь для себя пользу. Не будь охотникъ показываться въ люди, обходя селенія и домы: но бѣгай ихъ, какъ сѣтей для души. А если кто изъ великаго благоговѣнія убѣждаетъ тебя разными предлогами взойдти къ нему въ домъ; то таковый пусть научится вѣрѣ сотника, который Іисуса, поспѣшавшаго къ нему для исцѣленія, удерживалъ отъ себя, говоря: Господи, нѣсмь достоинъ, да подъ кровъ мой внидеши, но токмо рцы слово, и исцѣлѣетъ отрокъ мой (Матѳ. 8, 8). Котда же Іисусъ сказалъ ему: иди, якоже вѣровалъ еси, буди тебѣ; исцѣлѣ отрокъ въ той часъ (Матѳ. 8, 13). Посему да будетъ извѣстно тебѣ, братъ, что не присутствіемъ Христовымъ, но вѣрою просящаго, освобожденъ больный отъ недуга. Такъ и нынѣ, въ какомъ мѣстѣ ни помолишься, если больной увѣруетъ, что помогутъ ему молитвы твои, все исполнится по желанію его.

Не паче Господа люби близкихъ тебѣ. Ибо сказано: иже любитъ отца, или матерь паче Мене, нѣсть Мене достоинъ (Матѳ. 10, 36). Что же значитъ Господня заповѣдь? Сказано: аще кто не возметъ крестъ свой, и послѣдуетъ Ми, не можетъ Мой быти ученикъ (Лук. 9, 23; 14, 27). Если ты со Христомъ умеръ для сродниковъ своихъ по плоти; то для чего хочешь опять жить съ ними? А если для сродниковъ своихъ опять созидаешь то, что разорилъ для Христа; то самъ себя дѣлаешь преступникомъ. Поэтому для сродниковъ своихъ не оставляй мѣста своего; ибо, оставляя мѣсто, оставляешь, можетъ быть, и нравы свои.

Не люби многолюдства, селеній и городовъ: но будь пустыннолюбцемъ, всегда неразсѣянно пребывая самъ въ себѣ, признавая своимъ дѣломъ молитву и псалмопѣніе. Не пренебрегай чтеніемъ: особливо читай Новый Завѣтъ, такъ какъ отъ чтенія Ветхаго Завѣта не рѣдко бываетъ вредъ, не потому что въ немъ написано вредное, но потому что немощенъ умъ претерпѣвающихъ вредъ. Ибо всякій хлѣбь питателенъ: но слабымъ онъ вреденъ. Такъ всяко Писаніе богодухновенно и полезно (2 Тим. 3, 16), и въ немъ нѣтъ ничего нечистаго, а нечисто развѣ тому, кто признаетъ нечистымъ. Ты же вся искушай; добрая держи, отъ всякаго вида злаго отгребайся (1 Сол. 5, 21-22). Вся бо лѣть суть, но не вся на пользу (1 Кор. 6, 12).

Поэтому со всѣми, съ кѣмъ имѣешь дѣло, будь во всемъ непреткновенъ, разуменъ, братолюбивъ, привѣтливъ, смиренномудръ, не удаляйся отъ цѣли страннолюбія для дорогихъ яствъ, но, довольствуясь настоящимъ, ни отъ кого не бери ничего сверхъ ежедневно потребнаго для монашеской жизни, и особливо бѣгай золота, какъ навѣтника души, отца грѣху, служителя діаволу. Не дѣлай себя виновнымъ въ богатолюбіи подъ предлогомъ служенія нищимъ. А если кто принесетъ тебѣ деньги для бѣдныхъ; узнавъ, кто скуденъ, посовѣтуй тому самому, у кого есть деньги, отнести ихъ къ неимущимъ, чтобы принятіемъ отъ него денегъ не осквернить тебѣ своей совѣсти. Бѣгай удовольствій: люби воздержность; и тѣло упражняй въ трудахъ, а душу пріучай къ искушеніямъ. Разлученіе души и тѣла признавая освобожденіемъ отъ всякаго зла, ожидай наслажденія вѣчными благами, причастниками котораго сдѣлались всѣ святые.

Непрестанно взвѣшивая діавольское внушеніе, противопоставляй ему благочестивый помыслъ и уступай послѣднему, какъ наклоненію чашки на вѣсахъ. Особливо, когда возставшая въ тебѣ лукавая мысль говоритъ: «какая польза жить тебѣ въ этомъ мѣстѣ? Что выгоды въ удаленіи отъ общежитія съ людъми? Или не знаешь, что поставленные Богомъ епископы Божіихъ Церквей живутъ, обыкновенно, вмѣстѣ съ людьми, и непрестанно совершаютъ духовныя празднества, на которыхъ присутствующимъ бываетъ весьма много пользы? Ибо тамъ рѣшеніе приточныхъ гаданій, объясненіе апостольскихъ ученій, изложеніе евангельскихъ мыслей, преподаваніе Богословія, свиданіе съ духовными братіями, которые зрѣніемъ лица ихъ доставляютъ великую пользу встрѣчающимся съ ними. А ты сдѣлалъ себя чуждымъ столь многихъ благъ, и сидишь здѣсь, одичавъ наравнѣ съ звѣрями. Ибо видишь здѣсь великое запустѣніе, не малую угрюмость, недостатокъ ученія, отчужденіе отъ братіи, и духъ великаго нерадѣнія о заповѣди Божіей». Итакъ, когда возставшая въ тебѣ лукавая мысль хочетъ совратить тебя многими подобными симъ благовидными предлогами, тогда въ благочестивомъ помыслѣ противоположи ей дѣйствительный опытъ, говоря: «поелику говоришь ты мнѣ, что въ мірѣ есть доброе, то я потому и переселился сюда, признавъ себя недостойнымъ того, что есть добраго въ мірѣ; потому что доброе въ мірѣ перемѣшано со зломъ, и злое гораздо превышаетъ собою доброе. И я, бывъ, когда-то на духовныхъ празднествахъ, встрѣтилъ едва одного брата, который, повидимому, боялся Господа, но и тотъ одержимъ былъ діаволомъ, и я услышалъ отъ него пышныя рѣчи и басни, сложенныя на обольщеніе съ нимъ встрѣчающихся; а послѣ него встрѣтилъ я многихъ воровъ хищниковъ, притѣснителей; видѣлъ безобразную наружность упившихся, кровь угнетенныхъ; видѣлъ и красоту женъ, которая подвергала искушенію мое цѣломудріе; и хотя избѣгъ я самаго блуда, однако же осквернилъ дѣвство свое сердечнымъ помышленіемъ. Много, правда, слышалъ я и душеполезныхъ рѣчей; впрочемъ, ни въ одномъ изъ учителей не нашелъ добродѣтели, соотвѣтствующей рѣчамъ. А послѣ этого услышалъ еще тысячи плачевныхъ разсказовъ, которые своими изнѣженными звуками вторглись въ душу. Еще слышалъ пріятно звучащія гусли, рукоплесканія скачущихъ, голосъ смѣхотворовъ, слышалъ много глупостей и шутокъ, крикъ безчисленнаго многолюдства; видѣлъ слезы оскорбленныхъ, мученіе отводимыхъ въ неволю, рыданіе подвергаемыхъ пыткѣ. Все это видѣлъ я: и не духовное тутъ было собраніе, но море, обуреваемое и возмущаемое вѣтрами, которое стремилосъ всѣхъ за одинъ разъ покрыть своими волнами. Скажи мнѣ, злая мысль, скажи и ты, демонъ кратковременнаго сладострастія и тщеславія, какая польза видѣть и слышать сіе мнѣ, который не въ силахъ помочь обиженнымъ, не имѣю возможности защитить безсильныхъ, исправитъ погрѣшившихъ, а скорѣе могу погубитъ самъ себя? Какъ малое количество чистой воды исчезаетъ при сильномъ возвѣваніи вѣтра и пыли: такъ и то, что, по мнѣнію нашему, сдѣлаемъ въ мірѣ добраго, помрачается множествомъ худыхъ дѣлъ. Ибо печальныя событія, какъ острія, вонзаются въ сердце живущимъ въ мірѣ среди благодушія и радости, чтобы омрачить чистоту псалмопѣнія. Рыданіе и плачъ обиженныхъ единоплеменными раздаются для того, чтобъ видно было терпѣніе бѣдныхъ. Какая же для меня польза, кромѣ явнаго вреда душѣ? Посему какъ птица переселяюсь въ горы. Ибо яко птица избавихся отъ сѣти ловящихъ (Псал. 123, 7). И я, о злая мысль! Живу въ той же пустынѣ, въ которой пребывалъ Господь. Здѣсь дубъ мамврійскій, здѣсь лѣствица, возводящая на небо, и полки Ангеловъ, видѣнные Іаковымъ. Здѣсь пустыня, въ которой народъ, очистившись, получилъ законъ, и такимъ образомъ вошедши въ землю обѣтованія, увидѣлъ Бога. Здѣсь гора Кармилъ, на которой водворяясь, Илія благоугодилъ Богу. Здѣсъ равнина, на которую удалившись, Ездра, по Божію повелѣнію, отрыгнулъ всѣ богодухновенныя книги. Здѣсь пустыня, въ которой блаженный Іоаннъ, питаясь акридами, проповѣдалъ людямъ покаяніе. Здѣсь гора Масличная, на которую восходя Христосъ молился, поучая насъ молиться. Здѣсь Христосъ — любитель пустыни. Ибо говоритъ: идѣже два или тріе собрани во имя Мое, ту есмь посредѣ ихъ (Матѳ. 18, 20). Здѣсь тѣсный и узкій путь, ведущій въ жизнь. Здѣсь учители и Пророки, скитающіеся въ пустыняхъ, и въ горахъ, и въ вертепахъ, и въ пропастехъ земныхъ (Евр. 11, 38). Здѣсь Апостолы и Евангелисты, и житіе монаховъ, не имѣющее для себя града. Сіе-то добровольно принялъ я, чтобы получить обѣщанное Христовымъ мученикамъ и всѣмъ прочимъ святымъ, чтобы не лживо сказать мнѣ: за словеса устенъ Твоихъ азъ сохранихъ пути жестоки (Псал. 16, 14). Ибо знаю боголюбца Авраама. внявшаго гласу Божію и переселившагося въ пустыню, и Исаака притѣсняемаго, и патріарха Іакова странствующаго, цѣломудреннаго Іосифа проданнаго, трехъ отроковъ, изобрѣтателей воздержанія, борющихся съ огнемъ, Даніила вверженнаго въ ровъ львиный, небоязненно вѣщающаго Іеремію, осужденнаго въ ровъ тинный, зрителя таинъ Исаію, претреннаго пилою, Израиля отводимаго въ плѣнъ, обличителя прелюбодѣянія Іоанна, посѣкаемаго мечемъ, Христовыхъ мучениковъ умерщвляемыхъ. И къ чему мнѣ длить рѣчь? Гдѣ и самъ Спаситель распятъ за насъ, чтобы смертію Своею оживотворить насъ и всѣхъ поощрить и привлечь къ терпѣнію? Къ Нему поспѣшаю, и ко Отцу, и къ Духу Святому. Для того подвизаюсь, чтобы оказатъся Его пріискреннимъ, признавъ себя недостойнымъ того, что есть добраго въ мірѣ. Впрочемъ, не я для міра, но міръ для меня».

Сіе-то помышляя самъ въ себѣ, и ревностно совершая, по сказанному тебѣ, подвизайся за истину даже до смерти. Ибо и Христосъ послушливъ былъ даже до смерти. Но и Апостолъ говоритъ: блюдите, да не когда будетъ въ нѣкоемъ отъ васъ сердце лукаво, во еже отступити отъ Бога жива! Но утѣшайте другъ друга, и во единомъ назидайте, дондеже, днесь, нарицается (Евр. 3, 12-13). Ибо словомъ «днесь» означается цѣлое продолженіе жизни нашей. Такъ живя, братъ, и себя спасешь, и насъ возвеселишь, и Бога прославишь, во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Подъ симъ числомъ находится письмо сіе въ подлинникѣ по Гарніерову изданію, въ которомъ подъ числами 30, 40 и 41 помѣщены два письма къ св. Василію импер. Юліана, и отвѣтъ къ нему самого Василія. Въ переводѣ письма сіи исключены; потому что послѣднее не признается подлиннымъ, а первыя, если бы они были и подлинныя, не должны входить въ сіе изданіе, какъ не Василіевы.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Василія Великаго, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія. — Новый исправленный переводъ Московской Духовной Академіи. Томъ III. — СПб.: Книгоиздательство П. П. Сойкина, 1911. — С. 58-63.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0