Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Василій Великій († 379 г.)

Св. Василій Великій родился около 330 г. въ Кесаріи Каппадокійской отъ благочестивыхъ и благородныхъ родителей-христіанъ. Первоначальное дѣтское воспитаніе онъ получилъ отъ благочестивой бабки своей Макрины, а первыя правила краснорѣчія слушалъ у отца своего въ Неокесаріи. Достигши юношескаго возраста, св. Василій отправился путешествовать по знаменитымъ тогдашнимъ городамъ, чтобы довершить свое образованіе. Въ Аѳинахъ онъ встрѣтилъ Григорія Богослова, сошелся съ нимъ и во всю жизнь оставался вѣрнѣйшимъ его другомъ. Здѣсь онъ изучалъ грамматику, риторику, астрологію, математику, философію и медицину, и оказалъ въ нихъ самые блестящіе успѣхи. Владѣя высокимъ умомъ и мудростію, св. Василій вмѣстѣ съ тѣмъ отличался благонравіемъ, кротостію и чистымъ житіемъ. Возвратившись въ Кесарію, св. Василій нѣсколько времени исправлялъ должность адвоката; затѣмъ, принявъ крещеніе, вмѣстѣ съ званіемъ чтеца, онъ по склонности къ иночеству, отправился изучать монашескую жизнь въ Сиріи, Палестинѣ и Египтѣ. Возвратясь изъ своего путешествія, онъ поселился въ пустынѣ близъ Неокесаріи, посвятивъ себя подвигамъ поста и молитвы. далѣе>>

Творенія

Свт. Василій Великій († 379 г.)
Письма.

Отдѣлъ I. Письма, писанныя святымъ Василіемъ прежде епископства его (357-370 г.).
41. Къ падшему монаху (44).

Изображая падшему монаху сперва тяжесть грѣха, потомъ Божіе милосердіе, приглашаетъ его къ себѣ.

Не привѣтствую словомъ: радуйся; потому что нѣсть радоватися нечестивымъ (Ис. 48, 22). Все еще остаюсь при своемъ невѣріи, и на сердце мнѣ не приходятъ такая несообразность и великій замыслъ, тобою исполненный, хотя это дѣйствительная правда, какъ извѣстно уже всякому. Дивлюсь, какимъ образомъ поглощено столько мудрости, въ ничто обращена такая строгость жизни, откуда проистекала такая слѣпота, какъ, вовсе ни о чемъ не помысливъ, произвелъ ты такую гибель столь многихъ душъ.

Ибо, если справедливо сіе, то и душу свою предалъ ты безднѣ, и довелъ до разслабленія всѣхъ слышавшихъ это нечестіе. Ты отвергся вѣры, оставилъ неконченнымъ добрый подвигъ. Поэтому скорблю о тебѣ. И какой іерей не восплачетъ, слыша это? Какой служитель Церкви не опечалится? Какой мірянинъ не сѣтуетъ? Какой подвижникъ не проливаетъ слезъ? Вѣроятно, и солнце затмѣвалось при твоемъ паденіи, и силы небесныя приходили въ колебаніе при твоей погибели. И безчувственные камни лили слезы о твоемъ безуміи, и враги ощущали жалость по чрезмѣрности твоего беззаконія. Какое великое ослѣпленіе! Какая ужасная жестокость! Ни Бога не убоялся ты, ни людей не уважилъ, ни друзей не постыдился; но все вдругъ подверглось у тебя крушенію, всего вдругъ сталъ ты лишенъ. Потому снова скорблю о тебѣ, несчастный. Ты, который всѣмъ возвѣщалъ силу царствія, самъ лишилъ себя царствія. Ты, который всѣмъ внушалъ страхъ ученія, самъ не имѣлъ страха Божія предъ очами своими. Ты, который проповѣдывалъ святыню, самъ оказался мерзкимъ. Ты, который хвалился нестяжательностію, самъ уличенъ въ хищеніи денегъ. Ты, который своими разсужденіями наводилъ на мысль о наказаніи отъ Бога, самъ предуготовилъ себѣ наказаніе. Какъ оплачу тебя? Какъ возскорблю о тебѣ? Како спаде денница восходящая заутра, и сокрушися на земли (Ис. 14, 12)? Всякому слышащему пошумитъ во обоихъ ушесѣхъ (1 Цар. 3, 11). — Какъ Назорей, сіявшій паче золота, очернился паче сажи? Какъ досточестный сынъ Сіона содѣлался сосудомъ безполезнымъ? Въ комъ всѣ дивились памятованію Божественныхъ Писаній, того память погибла съ шумомъ! Отличавшійся быстротою разумъ погибъ такъ мгновенно! Человѣкъ съ умомъ обширнымъ учинилъ такой многосложный грѣхъ! Пользовавшіеся твоимъ ученіемъ понесли вредъ отъ твоей погибели. Склонявшіе слухъ къ твоей бесѣдѣ заградили себѣ уши, слыша о твоей погибели. А я плачу, сѣтую, весь изнемогаю; ѣмъ пепелъ какъ хлѣбъ, и набросивъ вретище на рану свою, слагаю тебѣ такія похвалы, лучше же сказатъ, сочиняя надгробную рѣчь, остаюсь безутѣшнымъ и неврачуемымъ; потому что сокрылось отъ очей моихъ утѣшеніе; нѣсть пластыря приложити, ниже елея, ниже обязанія (Ис. 1, 7), такъ болѣзненна рана моя! Чѣмъ исцѣлюсь?

Поэтому, если остается еще тебѣ какая надежда спасенія, ежели есть въ тебѣ малое какое-нибудь памятованіе о Богѣ, и какое-либо желаніе будущихъ благъ, и какой ни есть страхъ наказаній, соблюдаемыхъ нераскаяннымъ; то отрезвись скорѣе, возведи очи свои на небо, прійди въ чувство, отстань отъ лукавства своего, отряси опьянѣніе, въ которомъ ты теперь, воспротивься тому, кто довелъ тебя до паденія. Укрѣпись, чтобы встать съ земли.

Вспомни добраго Пастыря, Который, идя за тобою въ слѣдъ, отниметъ тебя, хотя бы оставались только двѣ голени или обушіе уха (Амос. 3, 12). Отскочи отъ нанесшаго тебѣ рану. Вспомни щедроты Бога, Который врачуетъ елеемъ и виномъ. Не теряй надежды спасенія. Приведи себѣ на память написанное, что падаяй востаетъ, и отвращаяйся обращается (Іер. 8, 4), пораженный врачуется, уловленный звѣрями спасается, исповѣдающійся не бываетъ отринутъ; потому что Господь не хощетъ смерти грѣшника, но еже обратитися и жити ему (Іез. 18, 32). Не предавайся нерадѣнію, какъ впадшій во глубину золъ (Прит. 18, 3). Теперь время отсрочки, время долготерпѣнія, время цѣленія, время исправленія. Поползнулся ты? — востань. Грѣшилъ ты? — перестань, не стой на пути грѣшныхъ, но бѣги отъ него прочь. Когда обратившись возстанешь, тогда спасешься; потому что здравіе пріобрѣтается трудами, спасеніе — пóтомъ. Поэтому смотри, желая соблюсти договоры съ иными, не нарушь договоровъ съ Богомъ, заключенныхъ тобою при многихъ свидѣтеляхъ.

Итакъ, не замедли, по какимъ-нибудь человѣческимъ разсчетамъ, прійдти ко мнѣ; потому что, возвративъ себѣ мертвеца своего, я буду плакать, буду ухаживатъ, буду горько рыдать о сокрушеніи дщери рода моего. Всѣ тебя пріймутъ; всѣ потрудятся съ тобою. Не теряй бодрости; воспомяни дни древніе. Возможно спасеніе; возможно исправленіе. Дерзай, не отчаявайся. Нѣтъ закона, осуждающаго на смерть безъ милосердія; но есть благодать, отлагающая наказаніе, ожидающая исправленія. Двери еще не заперты: Женихъ слышитъ: грѣхъ еще не господствуетъ. Возобнови борьбу; не медли, будь милосердъ самъ къ себѣ и ко всѣмъ намъ о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, Которому слава и держава и нынѣ, и всегда, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Василія Великаго, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія. — Новый исправленный переводъ Московской Духовной Академіи. Томъ III. — СПб.: Книгоиздательство П. П. Сойкина, 1911. — С. 64-66.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0