Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Василій Великій († 379 г.)

Св. Василій Великій родился около 330 г. въ Кесаріи Каппадокійской отъ благочестивыхъ и благородныхъ родителей-христіанъ. Первоначальное дѣтское воспитаніе онъ получилъ отъ благочестивой бабки своей Макрины, а первыя правила краснорѣчія слушалъ у отца своего въ Неокесаріи. Достигши юношескаго возраста, св. Василій отправился путешествовать по знаменитымъ тогдашнимъ городамъ, чтобы довершить свое образованіе. Въ Аѳинахъ онъ встрѣтилъ Григорія Богослова, сошелся съ нимъ и во всю жизнь оставался вѣрнѣйшимъ его другомъ. Здѣсь онъ изучалъ грамматику, риторику, астрологію, математику, философію и медицину, и оказалъ въ нихъ самые блестящіе успѣхи. Владѣя высокимъ умомъ и мудростію, св. Василій вмѣстѣ съ тѣмъ отличался благонравіемъ, кротостію и чистымъ житіемъ. Возвратившись въ Кесарію, св. Василій нѣсколько времени исправлялъ должность адвоката; затѣмъ, принявъ крещеніе, вмѣстѣ съ званіемъ чтеца, онъ по склонности къ иночеству, отправился изучать монашескую жизнь въ Сиріи, Палестинѣ и Египтѣ. Возвратясь изъ своего путешествія, онъ поселился въ пустынѣ близъ Неокесаріи, посвятивъ себя подвигамъ поста и молитвы. далѣе>>

Творенія

Свт. Василій Великій († 379 г.)
Письма.

Отдѣлъ I. Письма, писанныя святымъ Василіемъ прежде епископства его (357-370 г.).
42. Къ падшему монаху (45).

Нѣкто, отказавшись отъ большаго имѣнія, вступилъ въ монашество, но послѣ весьма благочестивой жизни впалъ въ блудъ и въ другія беззаконія. Св. Василій, жившій нѣкогда съ нимъ въ Іерусалимѣ, показываетъ ему великость грѣха и соблазна, потомъ обнадеживъ Божіимъ милосердіемъ, призываетъ къ подвигу, примѣромъ іудеевъ и язычниковъ, приводимыхъ къ богочестію.

Мысль о тебѣ пронзаетъ нѣдра моего сердца двоякимъ страхомъ. Или какое-то предварительное состояніе несострадательности ввергаетъ меня въ виду человѣконенавидѣнія: или опять, когда хочу быть сострадательнымъ и смягчиться къ проступкамъ, производитъ оно во мнѣ не добрую перемѣну. Посему, и намѣреваясь писать это письмо, хотя при помощи разсудка утвердилъ я цѣпенѣющую руку, однако же не возмогъ измѣнить лица, встревоженнаго печалію о тебѣ, и до того стыжусь за тебя, что уста тотчасъ сжимаются, обращаясь къ плачу. Увы, мнѣ! о чемъ буду писать или разсуждать, оставленный на распутіи? Если привожу себѣ на память первоначальное твое суетное поведеніе, когда окружали тебя богатство и эта по землѣ пресмыкающаяся слава; то прихожу въ ужасъ. Когда сопровождали тебя и множество льстецовъ и кратковременное наслажденіе роскоши съ явною опасностію и неправедными прибытками; и съ одной стороны опасеніе начальства разсѣвало мысли твои о спасеніи, а съ другой народныя волненія приводили въ смятеніе домъ твой, и непрерывность бѣдствій невольно обращала мысль къ тому, кто силенъ помочь тебѣ; когда по немногу началъ ты помышлять о Спасителѣ, Который какъ поражаетъ тебя страхомъ къ твоей же пользѣ, такъ избавляетъ и покрываетъ тебя, хотя и посмѣваешься надъ Нимъ во время безопасности; когда началъ ты упражняться въ пріобрѣтеніи честныхъ нравовъ, съ презрѣніемъ взирая на многобѣдственное свое богатство, отрекаясь отъ забогъ о домѣ и отъ сожитія съ супругою; всецѣло же воспаривъ въ высоту, какъ странникъ и скиталецъ, проходя селенія и города, пришелъ въ Іерусалимъ, гдѣ и я жилъ съ тобою, ублажая подвижническіе труды: когда, проводя цѣлыя седмицы въ постѣ для Бога, пріучалъ ты себя къ любомудрію, какъ бы бѣгствомъ спасаясь отъ обращенія съ людьми, а вмѣстѣ приспособляя къ себѣ безмолвіе и уединеніе, уклоняясь отъ общественныхъ мятежей, грубымъ вретищемъ покрывая тѣло свое, и жесткимъ поясомъ стягивая чресла свои, терпѣливо сокрушалъ свои кости: отъ невкушенія пищи опустѣвшія внутренности довелъ до того, что прижались онѣ къ хребтовымъ частямъ, и хотя отрекся отъ нѣжной перевязи, однако же желудокъ, сжавшійся на подобіе тыквы, заставилъ прильнуть къ почкамъ, и истощивъ весь тукъ плоти, мужественно изсушивъ всѣ пути въ нижнихъ частяхъ тѣла, частымъ пребываніемъ безъ пищи заключивъ чрево, сдѣлалъ, что ребра, на подобіе выдавшейся крыши, затѣняли собою поверхность чрева, и при изнуреніи всего тѣлеснаго состава, въ часы нощные исповѣдуясь Богу, потоками слезъ умягчалъ орошаемую браду... И къ чему мнѣ описывать все сіе въ подробности? Вспомни, сколько устъ святыхъ привлекъ ты къ своему лобзанію, сколькихъ освященныхъ тѣлъ касался объятіями, сколько многіе сжимали твои руки какъ нескверныя, сколько было рабовъ Божіихъ, которые, какъ поклонники, притекали, чтобы припасть къ твоимъ колѣнамъ?

И какой же конецъ всего этого? Молва, обвиняющая въ любодѣяніи, пролетая скорѣе стрѣлы, уязвляетъ нашъ слухъ, еще болѣе острымъ жаломъ терзая нашу внутренность. Какое неистощимое ухищреніе обаятеля довело тебя до сего пагубнаго паденія? Какія хитросплетенныя сѣти діавола, опутавъ тебя, содѣлали недѣйствительными внушеніями добродѣтели? Къ чему теперь послужатъ разсказы о твоихъ трудахъ? Или не должно вѣрить и сему? И какъ же не дать вѣры сокрытому до времени на основаніи того, что видимо ясно, если обязывалъ ты страшными клятвами души, притекающія къ Богу, когда прямо приписывается діаволу все, что болѣе ей и ни (Матѳ. 5, 37)? Поэтому ты и подвергъ себя отвѣтственности въ гибельномъ клятвопреступничествѣ, и вмѣстѣ унизилъ характеръ подвижничества, нанесъ безчестіе Апостоламъ и самому Господу; постыдилъ похваленіе чистоты, осмѣялъ обѣтъ цѣломудрія. Предметомъ печальной повѣсти стали мы для плѣнниковъ; у іудеевъ и эллиновъ представляютъ насъ на зрѣлищахъ. Въ мысляхъ монаховъ произвелъ ты раздѣленіе; болѣе строгихъ привелъ въ страхъ и робость, заставилъ дивиться еще силѣ діавола; а въ равнодушныхъ поселилъ страсть къ невоздержанію. Ты, съ своей стороны, обратилъ въ ничто даже похваленіе Христа, Который говоритъ: дерзайте, Азъ побѣдихъ міръ (Іоан. 16, 33) и князя міра. Растворилъ для отечества чашу безславія; привелъ въ исполненіе сказанное въ Притчахъ: яко елень уязвленъ стрѣлою въ ятра (Прит. 7, 23).

Но что же теперь, братъ? Не палъ еще столпъ крѣпости, не опорочены врачевства обращенія, не запертъ градъ убѣжища. Не оставайся во глубинѣ золъ: не отдавай себя человѣкоубійцѣ. Господь знаетъ, какъ возставлять сокрушенныхъ. Не бѣги далеко, но притеки къ намъ. Воспріими опять на себя юношескіе труды; новыми добрыми дѣлами истреби въ себѣ пресмыкающееся по землѣ и грязное сластолюбіе. Возведи взоръ на день скончанія, столько уже приблизившійся къ жизни нашей, и уразумѣй, что, наконецъ, іудеи и язычники приводятся къ богочестію, и не вовсе отрицайся отъ Спасителя міра. Да не постигнетъ тебя этотъ самый ужасный приговоръ: не вѣмъ васъ, откуду есте (Лук. 13, 27).

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Василія Великаго, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія. — Новый исправленный переводъ Московской Духовной Академіи. Томъ III. — СПб.: Книгоиздательство П. П. Сойкина, 1911. — С. 66-68.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0