Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Василій Великій († 379 г.)

Св. Василій Великій родился около 330 г. въ Кесаріи Каппадокійской отъ благочестивыхъ и благородныхъ родителей-христіанъ. Первоначальное дѣтское воспитаніе онъ получилъ отъ благочестивой бабки своей Макрины, а первыя правила краснорѣчія слушалъ у отца своего въ Неокесаріи. Достигши юношескаго возраста, св. Василій отправился путешествовать по знаменитымъ тогдашнимъ городамъ, чтобы довершить свое образованіе. Въ Аѳинахъ онъ встрѣтилъ Григорія Богослова, сошелся съ нимъ и во всю жизнь оставался вѣрнѣйшимъ его другомъ. Здѣсь онъ изучалъ грамматику, риторику, астрологію, математику, философію и медицину, и оказалъ въ нихъ самые блестящіе успѣхи. Владѣя высокимъ умомъ и мудростію, св. Василій вмѣстѣ съ тѣмъ отличался благонравіемъ, кротостію и чистымъ житіемъ. Возвратившись въ Кесарію, св. Василій нѣсколько времени исправлялъ должность адвоката; затѣмъ, принявъ крещеніе, вмѣстѣ съ званіемъ чтеца, онъ по склонности къ иночеству, отправился изучать монашескую жизнь въ Сиріи, Палестинѣ и Египтѣ. Возвратясь изъ своего путешествія, онъ поселился въ пустынѣ близъ Неокесаріи, посвятивъ себя подвигамъ поста и молитвы. далѣе>>

Творенія

Свт. Василій Великій († 379 г.)
Письма.

Отдѣлъ I. Письма, писанныя святымъ Василіемъ прежде епископства его (357-370 г.).
43. Къ падшей дѣвѣ (64).

Сильно укоряетъ падшую дѣву, доказываетъ обязательность даннаго и нарушеннаго ею обѣта хранить свое дѣвство, изъявляетъ свою печаль о томъ, что, оставивъ жениха Христа, предалась она растлителю; наконецъ страхомъ смерти, суда и вѣчнаго наказанія, а также надеждою на Божіе милосердіе, старается расположить ее къ покаянію.

Теперь время возгласить оное пророческое слово и сказать: кто дастъ главѣ моей воду, и очесемъ моимъ источникъ слезъ; и плачуся о убіенныхъ дщере людей моихъ (Іер. 9, 1)? Хотя объемлетъ ихъ глубокое молчаніе, хотя однажды навсегда подавлены они бѣдствіемъ, и смертоноснымъ ударомъ отнято уже у нихъ самое ощущеніе страданія; однако же намъ не должно оставлять безъ слезъ такого пораженія. А если Іеремія призналъ достойными тысячекратнаго оплакиванія тѣхъ, которые тѣлесно поражены на брани; что должно сказать о такомъ бѣдствіи душъ? Уязвленніи твои, сказано, не мечьми уязвлени, ниже мертвецы твои умерщвлени ратію (Ис. 22, 2). Напротивъ того, оплакиваю жало истинной смерти — тяжкій грѣхъ и разжженныя стрѣлы лукаваго, которыя немилосердо пожигаютъ вмѣстѣ съ тѣлами и души.

Видя на землѣ такое преступленіе, безъ сомнѣнія, громко будутъ жаловаться Божіи законы, которые всегда воспрещаютъ и вопіютъ, какъ въ древности: не пожелай жены ближняго твоего (Втор. 5, 21), такъ и въ священныхъ евангеліяхъ: яко всякъ, иже воззритъ на жену, ко еже вожделѣти ея; уже любодѣйствова съ нею въ сердцѣ своемъ (Матѳ. 5, 28); теперь же видятъ, что безстыдно любодѣйствуетъ сама невѣста Владыки, у которой глава — Христосъ. Будутъ жаловаться и самые духи святыхъ, и Финеесъ ревнитель, что нынѣ не возможно ему, взявъ «сулицу» въ руки, наказать преступленіе тѣлесно, и Іоаннъ Креститель, что не можетъ, оставивъ горнія обители, какъ тогда пустыню, прійдти для обличенія беззаконія, и если нужно пострадать, то скорѣе лишиться главы, нежели отказаться отъ дерзновенія. А можетъ быть, Іоаннъ (если онъ, подобно блаженному Авелю, и умершій глаголетъ еще намъ) и нынѣ вопіетъ и громче взываетъ, нежели тогда объ Иродіадѣ: недостоитъ ти имѣти ея (Матѳ. 14, 4). Ибо, хотя тѣло Іоанново, по необходимому требованію естества, подчинилось Божественному опредѣленію и языкъ Іоанновъ молчитъ; однако же слово Божіе не вяжется (2 Тим. 2, 9). Кто даже до смерти простеръ свое дерзновеніе, когда уничтожаемъ былъ бракъ подобнаго ему раба, тотъ потерпитъ ли, видя такое поруганіе святаго Господня брачнаго чертога?

Но ты, которая свергла съ себя иго онаго Божественнаго союза, бѣжала изъ пречистаго брачнаго чертога истиннаго Царя, и гнусно впала въ это безчестное и нечестивое растлѣніе, поелику уже не можешь избѣгнуть сего горькаго обвиненія, и нѣтъ у тебя ни средства, ни возможности сокрыть зло, предаешься теперь дерзости. И какъ нечистивый, впавъ во глубину золъ, нерадитъ (Прит. 18, 2) уже, такъ и ты отрицаешься отъ самыхъ условій съ истиннымъ Женихомъ, и вопіешь, что ты не дѣва, и никогда не обѣщалась быть дѣвою, хотя приняла многія условія дѣвства, а многія показала на дѣлѣ.

Приведи себѣ на память прекрасное исповѣданіе, какое произнесла ты предъ Богомъ, Ангелами и человѣками. Приведи себѣ на память почтенный соборъ, священный ликъ дѣвъ, сонмъ Господень и святыхъ Церкви, и престарѣлую о Христѣ бабку свою, которая юнѣетъ и цвѣтетъ еще добродѣтелію, и матерь, которая соревнуетъ ей о Господѣ, и усильно старается какими-то новыми и необычайными трудами истребить въ себѣ слѣды навыка, а также и сестру, которая равно подражаетъ обѣимъ, а въ иномъ усиливается и превзойдти ихъ, и дѣвственными преимуществами превышаетъ заслуги предковъ, а тебя, сестру свою, какъ доселѣ почитала она тебя, и словомъ и дѣломъ неутомимо призываетъ къ равному подвигу. Приведи себѣ на память ихъ, и съ ними Ангельскій ликъ окрестъ Бога, и духовную жизнь во плоти, и небесное жительство на землѣ. Приведи себѣ на память безмятежные дни, озаренныя свѣтомъ ночи, духовныя пѣсни, благозвучное псалмопѣніе, святыя молитвы, чистое и нескверное ложе, дѣвственное преспѣяніе, воздержную трапезу, прекрасно обѣщающую, что дѣва твоя сохранена будетъ нерастлѣнною.

Гдѣ же твоя степенная наружность, гдѣ благопристойный нравъ, и простая одежда, приличная дѣвѣ, прекрасный румянецъ стыда, и благолѣпная блѣдность, цвѣтущая отъ воздержанія и бдѣнія, и сіяющая пріятнѣе всякой доброцвѣтности? Сколько разъ, въ молитвахъ о сохраненіи дѣвства твоего не оскверненнымъ, проливала ты, можетъ быть, слезы. Сколько писемъ писала къ святымъ, и въ нихъ просила молиться за тебя не о томъ, чтобы тебѣ вступить въ человѣческій бракъ, лучше же сказатъ, впасть въ это безчестное растлѣніе, но о томъ, чтобы не отпасть отъ Господа Іисуса! Сколько даровъ получила ты отъ Жениха! Говорить ли о тѣхъ почестяхъ, какія ради Его воздавались тебѣ друзьями Его! Говорить ли о сожитіи съ дѣвами, и преспѣяніяхъ съ ними, о привѣтливости къ тебѣ дѣвъ, о похвалахъ за дѣвство, о дѣвственныхъ благословеніяхъ, о письмахъ, писанныхъ къ тебѣ, какъ къ дѣвѣ?

Но теперь, при маломъ возвѣяніи воздушнаго духа, дѣйствующаго нынѣ въ сынѣхъ противленія (Ефес. 2, 2), отреклась ты отъ всего этого; драгоцѣнное свое достояніе, стоившее всѣхъ усилій, промѣняла на непродолжительное удовольствіе, которое на время услаждаетъ твою гортань, а въ послѣдствіи окажется болѣе горькимъ, чѣмъ желчь. Кто при этомъ не скажетъ плачевно: како бысть блудница градъ вѣрный Сіонъ (Ис. 1, 21)?

Самъ Господь не возглаголетъ ли къ кому либо изъ ходящихъ нынѣ, въ духѣ Іереміиномъ: видишь ли, яже сотвори Мнѣ дѣва Израилева (Іер. 18, 13) ? Я обручмъ ее Себѣ въ вѣрѣ и въ нетлѣніи, въ правдѣ и въ судѣ, и въ милости, и въ щедротахъ, какъ обѣщалъ ей и чрезъ пророка Осію (Ос. 2, 19-20). Но она возлюбила чужихъ, и хотя живъ Я — мужъ ея, именуется любодѣйцею, и не боится принадлежать мужу иному.

Что жъ невѣстоводитель, божественный и блаженный Павелъ, какъ оный древній, такъ и сей новый, при посредствѣ и наставленіи котораго, оставивъ отеческій домъ, вступила ты въ союзъ съ Господомъ? Тотъ и друтой, встревоженные такимъ бѣдствіемъ, не скажутъ ли: страхъ бо, егоже ужасахся, пріиде ми, и егоже бояхся, срѣте мя (Іов. 3, 25); обручихъ бо тя единому мужу, дѣву чисту представити Христови; и всегда боялся, да не кого, яко же змій прельсти Еву лукавствомъ своимъ, тако истлѣютъ и разумы твоя (2 Кор. 11, 2-3). Поэтому непрестанно старался и тысячами разныхъ сладкопѣній усмирять въ тебѣ мятежъ страстей, и тысячами разныхъ попеченій охранять невѣсту Господню, и всегда описывалъ тебѣ жизнь непосягшей, что непосягшая печется о Господнихъ (1 Кор. 7, 34), чтобы ты была святая и тѣломъ, и духомъ, и изображалъ тебѣ достоинство дѣвства, и именуя тебя храмомъ Божіимъ, какъ бы придавалъ крылья усердію, восторгая тебя къ Іисусу; помогалъ и страхомъ бѣдствія, чтобы ты не пала, говоря: аще кто Божій храмъ растлитъ, растлитъ сего Богъ (1 Кор. 3, 17); присовокупилъ къ сему и то, что ограждалъ тебя молитвами, да всесовершенно твое тѣло и душа, и духъ непорочно въ пришествіе Господа нашего Іисуса Христа сохранится (1 Сол. 5, 23). Но всѣмъ этимъ утомлялъ себя напрасно, и горекъ вышелъ у меня конецъ сладостныхъ трудовъ, для тебя понесенныхъ. Снова надобно воздыхатъ, о комъ надлежало радоваться; потому что вотъ обольщена ты зміемъ злѣе, нежели Ева. Не только помышленія твои растлѣны, но растлѣно съ ними и тѣло; и что ужасно, чего не желалъ бы выговорить, о чемъ не могу и умолчать (потому что огнь горяшь и палящь въ костяхъ моихъ, и разслабѣхъ отвсюду, и не могу носити (Іер. 20, 9), вземь уды Христовы, сотворила ты уды блудничи (1 Кор. 6, 15). Это — одно изъ золъ не сравнимое съ прочими, это новая дерзость въ мірѣ! Ибо сказано: пріидите во островы Хеттимъ, и видите, и въ Кидаръ послите, и разсмотрите прилежно, аще сотворена быша таковая: аще премѣниша языцы боги своя, и тіи не суть бози (Іер. 2, 10-11)? Но дѣва измѣнила славу свою, и слава ея въ студѣ. Ужасеся небо о семъ, и вострепета земля по премногу зѣло (Іер. 2, 12). И теперь глаголетъ Господь, что два зла сотворила дѣва, Мене оставила истиннаго святаго Жениха святыхъ душъ, и прибѣгла къ нечестивому и беззаконному растлителю вмѣстѣ души и тѣла; отступила отъ Бога Спасителя своего, и представила уды своя рабы нечистотѣ и беззаконію (Рим. 6, 13), а Мене забы, и хождаше въ слѣдъ похотника своего (Ос. 2, 13), который ей не поможетъ.

Унѣе ему было бы, аще жерновъ осельскій облежалъ о выи его, и вверженъ въ море, неже да соблазнитъ кто дѣву Господню (Лук. 17, 2). Кичливый рабъ доходитъ до такого неистовства, что вторгается на Владычнее ложе! Подобно какому-то разбойнику впадаетъ въ такое безуміе, что касается даже принесеннаго въ даръ Богу, и не сосудовъ бездушныхъ, но живыхъ тѣлъ, въ которыхъ обитаетъ душа, сотворенная по образу Божію! Слыхано ли когда отъ вѣка, чтобы среди города въ ясный полдень осмѣлился кто на царскомъ изображеніи писать нечистыхъ свиней? Отвергся ли кто человѣческаго брака, безъ милосердія при двоихъ или тріехъ свидѣтелехъ умираетъ. Колико мните горшія сподобится муки, иже Сына Божія поправый и Ему обѣщавшуюся невѣсту растлившій и духа дѣвства укоривый (Евр. 10, 28-29; Втор. 17, 5)?

Но скажешь: «она пожелала; я не дѣлалъ ей принужденія противъ воли». И похотливая госпожа, эта Египтянка, сама воспылала страстью къ прекрасному Іосифу, но неистовая страсть невоздержной не побѣдила добродѣтели цѣломудреннаго, и хотя насильственно удерживала его руками, однако же онъ не былъ принужденъ къ беззаконію.

Но «она сама, говоришь ты, рѣшилась на это, и уже не была дѣвою: если бы я не согласился, была бы растлѣна другимъ». Сказано, что и Сыну человѣческому надлежало быть предану, но горе человѣку тому, имже преданъ (Марк. 14, 21); сказано, что и соблазномъ пріити нужда: обаче горе, имже приходитъ (Матѳ. 18, 7). Сверхъ того, еда падаяй не востаетъ? или отвращаяйся не обратится (Іер. 8, 4)?

Для чего дѣва отвратилась безстыдно, хотя слышала, что Женихъ Христосъ говоритъ чрезъ Іеремію: и рекохъ, повнегда любодѣйствовати ей во всѣхъ сихъ, ко Мнѣ обратися, и не обратися (Іер. 2, 7). Или ритины нѣсть въ Галаадѣ? или врача нѣсть тамо? Чесо ради нѣсть исцѣлена дщерь людей Моихъ (Іер. 8, 22)? И въ божественномъ Писаніи найдешь много пособій отъ сего зла, много врачевствъ спасающихъ отъ гибели; — таковы тайны касательно смерти и воскресенія, таковы словеса о страшномъ судѣ и вѣчномъ мученіи, ученія о покаяніи и отпущеніи грѣховъ, тысячекратные оные примѣры обращенія, драхма, овца и сынъ, который поглотилъ свое мнѣніе съ блудницами, изгиблъ бѣ, и обрѣтеся, мертвъ бѣ, и снова оживе. Воспользуемся сими пособіями отъ зла, исцѣлимъ ими душу свою.

Займись же размьшленіемъ о послѣднемъ днѣ (ибо, безъ сомнѣнія, не будешь ты одна жить вѣчно); представь себѣ смятеніе, сокращеніе дыханія и часъ смертный, приближающійся Божій приговоръ, поспѣшающихъ Ангеловъ, душу, въ страшномъ при этомъ смущеніи, немилосердно мучимую грѣшною совѣстію, обращающую жалостные взоры на тамошнее, наконецъ неотвратимую необходимость дальняго онаго преселенія.

Напиши въ мысли своей окончательный переворотъ въ общемъ житіи, когда Сынъ Божій прійдетъ во славѣ Своей со Ангелами Своими. Ибо пріидетъ, и не премолчитъ (Псал. 49, 3); когда прійдетъ судить живыхъ и мертвыхъ, и воздать каждому по дѣламъ его, когда оная труба, прозвучавъ нѣчто великое и страшное, возбудитъ уснувшихъ отъ вѣка, и изъидутъ, сотворшіи благая, въ воскрешеніи живота, а сотворшіи злая, въ воскрешеніе суда (Іоан. 5, 29). Приведи себѣ на память видѣніе Даніила, какъ изводитъ онъ судъ предъ взоры наши. Зряхъ, говоритъ, дондеже престоли поставишася, и Ветхій денми сѣде, и одежда Его бѣла, аки снѣгъ, и власы главы Его аки волна чиста, колеса Его огнь палящь. Рѣка огненная течаше исходящи предъ Нимъ: тысяща тысящь служаху Ему, и тмы темъ предстояху Ему: судище сѣде, и книги отверзошася (Дан. 7, 9-10). Доброе, худое, явное, тайное. дѣла, слова, помышленія все вдругъ ясно открывается во услышаніе всѣмъ, Ангеламъ и человѣкамъ. Въ какомъ же положеніи необходимо будутъ при этомъ жившіе худо? Гдѣ скроется душа, которая вдругъ предъ взорами столькихъ зрителей является исполненною срама? Каково будетъ состояніе тѣла у подвергшагося этимъ нескончаемымъ и нестерпимымъ мученіямъ тамъ, гдѣ огонь неугасимый, червь безсмертно мучительствующій, темное и ужасное дно адово, горькое рыданіе, необычайные вопли, плачь и скрежетъ зубовъ, и нѣтъ конца страданіямъ? Отъ всего этого нѣтъ избавленія по смерти, нѣтъ ни способовъ, ни возможности избыть горькихъ мученій.

Можно избѣжать сего нынѣ. Пока есть возможностъ, возставимъ себя отъ паденія; и не будемъ отчаяваться въ себѣ, если исправимся отъ худыхъ дѣлъ. Іисусъ Христосъ пришелъ въ міръ грѣшныхъ спасти. Пріидите поклонимся и припадемъ Ему, и восплачемся предъ Нимъ (Псал. 94, 6). Зовущее насъ къ покаянію Слово вопіетъ и взываетъ:пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы (Матѳ. 11, 28). Итакъ есть путь спасенія, если желаемъ. Пожре смерть возмогши, но твердо знай, что паки отъятъ Богъ всякую слезу отъ всякаго лица кающихся (Ис. 25, 8). Вѣренъ Господь во всѣхъ словесѣхъ Своихъ (Псал. 144, 13). Не лжетъ, когда говоритъ: аще же будутъ грѣси ваши яко багряное, яко снѣгъ убѣлю: аще же будутъ яко червленое, яко волну убѣлю (Ис. 1, 18). Готовъ исцѣлить немощь твою великій Врачъ душъ, сей готовый Освободитель не одной твоей души. но и всѣхъ душъ порабощенныхъ грѣху. Его это слова, Его сладостныя и спасительныя уста изрекли: ,не требуютъ здравіи врача, но болящіи. Не пріидохъ призвати праведники, но грѣшншки на покаяніе (Матѳ. 9, 12-13). Какое же извиненіе у тебя или у кого либо другаго, когда Онъ вопіетъ сіе? Господь хочетъ избавить тебя отъ болѣзненной раны, и показать тебѣ свѣтъ изъ тмы. Тебя ищетъ добрый Пастырь, оставивъ незаблудшихъ овецъ. Если отдашься Ему; не замедлитъ, не погнушается Человѣколюбецъ понести тебя на раменахъ Своихъ, радуясь, что нашелъ овцу Свою изгибшую. Отецъ восталъ и ждетъ возвращенія твоего отъ заблужденія. Исправъся только, и когда еще будешь далеко, Онъ притечетъ, падетъ на выю твою, и въ дружескія объятія заключитъ тебя, очищенную уже покаяніемъ. И въ одежду первую облечетъ душу, совлекшуюся ветхаго человѣка съ дѣяньми его, и возложитъ перстень на руки, смывшія съ себя кровь смерти, и обуетъ ноги, обратившіяся отъ пути злаго на стезю евангельскаго міра и объявитъ день веселія и радости Своимъ, и Ангеламъ и человѣкамъ, и всячески будетъ праздноватъ твое спасеніе. Аминь глаголю вамъ, говоритъ Онъ, яко радость бываетъ на небеси предъ Богомъ о единомъ грѣшницѣ кающемся (Лук. 15, 7). Если кто изъ мнящихся стояти осудитъ, что скоро принята ты; то самъ благій Отецъ въ защищеніе твое скажетъ: возвеселитися и возрадовати подобаше, яко сія дщерь Моя мертва бѣ, и оживе, и изгибла бѣ, и обрѣтеся (Лук. 15, 32).

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Василія Великаго, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія. — Новый исправленный переводъ Московской Духовной Академіи. Томъ III. — СПб.: Книгоиздательство П. П. Сойкина, 1911. — С. 68-73.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0