Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 26 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 32.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Василій Великій († 379 г.)

Св. Василій Великій родился около 330 г. въ Кесаріи Каппадокійской отъ благочестивыхъ и благородныхъ родителей-христіанъ. Первоначальное дѣтское воспитаніе онъ получилъ отъ благочестивой бабки своей Макрины, а первыя правила краснорѣчія слушалъ у отца своего въ Неокесаріи. Достигши юношескаго возраста, св. Василій отправился путешествовать по знаменитымъ тогдашнимъ городамъ, чтобы довершить свое образованіе. Въ Аѳинахъ онъ встрѣтилъ Григорія Богослова, сошелся съ нимъ и во всю жизнь оставался вѣрнѣйшимъ его другомъ. Здѣсь онъ изучалъ грамматику, риторику, астрологію, математику, философію и медицину, и оказалъ въ нихъ самые блестящіе успѣхи. Владѣя высокимъ умомъ и мудростію, св. Василій вмѣстѣ съ тѣмъ отличался благонравіемъ, кротостію и чистымъ житіемъ. Возвратившись въ Кесарію, св. Василій нѣсколько времени исправлялъ должность адвоката; затѣмъ, принявъ крещеніе, вмѣстѣ съ званіемъ чтеца, онъ по склонности къ иночеству, отправился изучать монашескую жизнь въ Сиріи, Палестинѣ и Египтѣ. Возвратясь изъ своего путешествія, онъ поселился въ пустынѣ близъ Неокесаріи, посвятивъ себя подвигамъ поста и молитвы. далѣе>>

Творенія

Свт. Василій Великій († 379 г.)
Письма.

Отдѣлъ II. Письма, писанныя cв. Василіемъ въ продолженіе его епископства (отъ 370 до 378 года).
48. Къ монахинямъ (52).

Изъявляетъ свою радость, что стараніемъ епископа Воспорія уничтожены взаимныя сомнѣнія о православіи, какъ св. Василія, такъ и сихъ монахинь; разсуждаетъ о словѣ: «единосущный», которое отвергали нѣкоторые, какъ и отцы антіохійскіе, не вполнѣ разумѣя оное, и которое ограждаетъ вѣру отъ ересей и Аріевой и Савелліевой; опровергаетъ утверждавшихъ, что Духъ прежде Отца и Сына по времени и порядку. (Писано въ началѣ епископства).

Сколько печалила меня прежде непріятная молва, поразившая слухъ мой, столько обрадовалъ боголюбивѣйшій епископъ, братъ нашъ Воспорій, разсказавъ лучшее о вашемъ благоговѣніи. Ибо увѣрилъ, по благодати Божіей, что все разглашаемое было выдумкою людей, не знающихъ точной правды о васъ. Присовокупилъ же, что нашелъ у васъ нечестивыя на меня клеветы, притомъ такого рода, что могли ихъ выговорить только люди, не думающіе и за праздное слово дать отчетъ Судіи въ праведный день воздаянія Его. Посему возблагодарилъ я Господа, и самъ исцѣлившись отъ несправедливаго о васъ мнѣнія, принятаго мною, какъ видно, въ слѣдствіе клеветы людской, и о васъ услышавъ, что оставили ложныя обо мнѣ мысли, какъ скоро узнали утверждаемое братомъ нашимъ, который, излагая вамъ собственное свое мнѣніе, конечно съ тѣмъ вмѣстѣ объявилъ и мое; потому что у насъ обоихъ одинъ образъ мыслей о вѣрѣ; такъ какъ мы наслѣдники тѣхъ же отцевъ, нѣкогда въ Никеѣ провозглашавшихъ великое провозвѣстіе благочестія, въ которомъ все прочее вовсе не подлежитъ пересудамъ, только слово: «единосущный», худо будучи понимаемо, еще не принято нѣкоторыми. И таковыхъ справедливо иный укоритъ, но опять ихъ же удостоитъ и извиненія. Ибо кто не слѣдуетъ отцамъ, и реченіе ихъ не признаетъ болѣе несомнѣннымъ, чѣмъ свое мнѣніе, тотъ, конечно, заслуживаетъ обвиненіе, какъ человѣкъ исполненный киченія. Но съ другой стороны, кто оставляетъ сіе реченіе въ подозрѣніи, потому что оно опорочено другими, тотъ, повидимому, въ довольной мѣрѣ свободенъ отъ обвиненія. И дѣйствительно, отцы, собравшіеся по дѣлу Павла Самосатскаго, опорочивали сіе реченіе, какъ не совсѣмъ удачное. Они говорили, что слово: «единосущный», заключаетъ въ себѣ понятіе о сущности и о томъ, чтó отъ сей сущности; почему раздѣленная уже сущность тѣмъ частямъ, на которыя она раздѣлена, даетъ наименованіе единосущнаго. Но такая мыслъ имѣетъ развѣ мѣсто въ разсужденіи мѣди и монетъ, сдѣланныхъ изъ мѣди; въ разсужденіи же Бога Отца и Бога Сына не усматривается такой сущности, которая была бы первоначальнѣе и выше Обоихъ; потому что и думать и говорить это — выше всякаго нечестія. Ибо что можетъ быть первоначальнѣе Нерожденнаго? Таковою хулою уничтожилась бы и вѣра въ Отца и Сына; потому что отъ одного происшедшіе суть уже между собою братья.

И поелику тогда еще были утверждавшіе, что Сынъ приведенъ въ бытіе изъ небытія: то, чтобы отсѣчь и это нечестіе, употребили слово: «единосущный». Ибо соединеніе Сына со Отцемъ — не во времени и не въ пространствѣ. Но и предъидущія слова показываютъ, что отцы имѣли сію мысль: ибо, сказавъ: «Свѣтъ отъ Свѣта», и отъ сущности Отца Сынъ «рожденъ, а не сотворенъ», присовокупили къ сему слово «единосущный», давая тѣмъ разумѣть, что какое понятіе придаетъ кто-либо слову «свѣтъ» въ отношеніи къ Отцу, такое же приличествуетъ и въ отношеніи къ Сыну; ибо свѣтъ истинный, относительно къ самому понятію о свѣтѣ, не будетъ имѣть никакого различія съ свѣтомъ истиннымъ. — Итакъ, поелику Отецъ есть свѣтъ безначальный, а Сынъ — свѣтъ рожденный, но и Каждый изъ Нихъ есть свѣтъ и свѣтъ; то справедливо употребили слово: «единосущный», чтобы выразить равночестность естества. Ибо не братія между собою называются единосущными, какъ понимали нѣкоторые; напротивъ того, когда и Виновникъ и имѣющій бытіе отъ Виновника суть одного и того же естества, тогда называются они единосущными. Но то же реченіе исправляетъ и зло, произведенное Савелліемъ; потому что уничтожаетъ тождество Ѵпостасей, и вводитъ совершенное понятіе о Лицахъ. Ибо единосущное не одно и то же съ самимъ собою, но иное съ чѣмъ-то инымъ. Почему прекрасно и благочестиво сіе реченіе; оно какъ опредѣляетъ свойство Ѵпостасей, такъ выражаетъ безразличіе естества.

А когда научаемся, что Сынъ отъ сущности Отца, и притомъ рожденъ, а не сотворенъ; тогда не впадаемъ въ плотскія понятія о страстяхъ. Ибо не отдѣлилась сущность отъ Отца въ Сына, и родила не истекши или отдѣливъ отъ себя нѣчто, какъ растенія производятъ плоды; но образъ Божія рожденія неизглаголанъ и недомыслимъ человѣческому разсудку. Ибо, дѣйствительно низкому и плотскому уму свойственно уподоблять вѣчное тлѣнному и привременному, и думать, что какъ раждается тѣлесное, такъ подобно сему раждаетъ и Богъ. Къ ученію благочестія должно восходитъ отъ противнаго. Поелику такъ раждаютъ смертныя; то не такъ раждаетъ Безсмертный. Посему не должно и отрицать Божія рожденія, и осквернять своей мысли понятіями плотскими.

А Духъ Святый и исчисляется со Отцемъ и Сыномъ, почему и выше твари; и поставляется на опредѣленномъ мѣстѣ, какъ научены мы въ евангеліи самимъ Господомъ, сказавшимъ: шедше, крестите во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матѳ. 28, 19). Но кто ставитъ Его прежде Сына, или говоритъ, что Онъ первоначальнѣе Отца, тотъ противится Божію повелѣнію и чуждъ здравой вѣры, соблюдая не тотъ образъ славословія, какой принялъ, но самъ отъ себя, въ угодность людямъ, вымышляя новое ученіе. Ибо, если выше Бога, то не отъ Бога. Но написано: Духъ, Иже отъ Бога (1 Кор. 2, 12). Если же отъ Бога; то какъ первоначальнѣе Того, отъ Кого Онъ? Да и какое безуміе, когда одинъ Нерожденный, говорить, что иное нѣчто — выше Нерожденнаго? Но Духъ не первѣе и Единороднаго; потому что нѣтъ ничего средняго между Сыномъ и Отцемъ. Если же Духъ не отъ Бога, но чрезъ Христа; то Его вовсе нѣтъ. Посему нововведеніе въ порядкѣ ведетъ къ отрицанію самого бытія, и есть отрицаніе всей вѣры. А поэтому равно нечестиво, какъ низводитъ Духа на степень твари, такъ ставить Его прежде Сына или Отца, въ отношеніи или ко времени, или къ порядку. Вотъ отвѣтъ на то, о чемъ, какъ я слышалъ, спрашивало ваше благоговѣніе. Если же дастъ Господь, будемъ съ вами вмѣстѣ, то, можетъ быть, скажемъ о семъ нѣчто болѣе, и сами найдемъ у васъ удовлетворительное рѣшеніе на то, что и мы желаемъ знать.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Василія Великаго, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія. — Новый исправленный переводъ Московской Духовной Академіи. Томъ III. — СПб.: Книгоиздательство П. П. Сойкина, 1911. — С. 77-79.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0