Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Василій Великій († 379 г.)

Св. Василій Великій родился около 330 г. въ Кесаріи Каппадокійской отъ благочестивыхъ и благородныхъ родителей-христіанъ. Первоначальное дѣтское воспитаніе онъ получилъ отъ благочестивой бабки своей Макрины, а первыя правила краснорѣчія слушалъ у отца своего въ Неокесаріи. Достигши юношескаго возраста, св. Василій отправился путешествовать по знаменитымъ тогдашнимъ городамъ, чтобы довершить свое образованіе. Въ Аѳинахъ онъ встрѣтилъ Григорія Богослова, сошелся съ нимъ и во всю жизнь оставался вѣрнѣйшимъ его другомъ. Здѣсь онъ изучалъ грамматику, риторику, астрологію, математику, философію и медицину, и оказалъ въ нихъ самые блестящіе успѣхи. Владѣя высокимъ умомъ и мудростію, св. Василій вмѣстѣ съ тѣмъ отличался благонравіемъ, кротостію и чистымъ житіемъ. Возвратившись въ Кесарію, св. Василій нѣсколько времени исправлялъ должность адвоката; затѣмъ, принявъ крещеніе, вмѣстѣ съ званіемъ чтеца, онъ по склонности къ иночеству, отправился изучать монашескую жизнь въ Сиріи, Палестинѣ и Египтѣ. Возвратясь изъ своего путешествія, онъ поселился въ пустынѣ близъ Неокесаріи, посвятивъ себя подвигамъ поста и молитвы. далѣе>>

Творенія

Свт. Василій Великій († 379 г.)
Письма.

Отдѣлъ II. Письма, писанныя cв. Василіемъ въ продолженіе его епископства (отъ 370 до 378 года).
49. Къ хорепископамъ (53).

Внушаетъ подчиненнымъ епископамъ, что не должно съ рукополагаемыхъ брать деньги, даже и подъ благовиднымъ предлогомъ, и угрожаетъ лишеніемъ сана тѣмъ, которые бы и послѣ письма сего покушались на такое мздоимство. (Писано въ началѣ епископства).

Гнусность дѣла, о которомъ пишу, какъ исполнила душу мою скорбію, потому что всѣми оно заподозрѣно и оглашено, такъ доселѣ еще кажется мнѣ чѣмъ-то невѣроятнымъ. Поэтому и письмо о семъ, кто сознаетъ за собой дѣло, пусть пріиметъ, какъ врачевство, а кто не сознаетъ, — какъ предостереженіе; человѣкъ же холодный (каковыхъ не желаю и найдти между вами), — какъ свидѣтельство противъ себя. Но что же это такое, о чемъ говорю я? Сказываютъ, будто бы нѣкоторые изъ васъ берутъ деньги съ рукополагаемыхъ, прикрываютъ же сіе именемъ благочестія. Но это и хуже всего. Ибо, если кто дѣлаетъ зло подъ личиною добра, то онъ достоинъ сугубаго наказанія, такъ какъ дѣлаетъ, что само по себѣ нехорошо, къ совершенію же худаго, какъ сказалъ бы иный, пользуется добрымъ содѣйственникомъ. Если этотъ слухъ справедливъ; то пусть впередъ этого не будетъ, и зло будетъ поправлено: ибо тому, кто беретъ деньги, необходимо сказать то же, чтó сказано было Апостолами хотѣвшему на серебро купить причастіе Святаго Духа: серебро твое съ тобою да будетъ въ погибель (Дѣян. 2, 20). Легче еще грѣшитъ тотъ, кто по неопытности желаетъ купить даръ Божій, нежели тотъ, кто продаетъ его. Ибо это дѣйствительная продажа; а если торгуешь тѣмъ, что самъ получилъ даромъ; то какъ проданный сатанѣ, лишенъ будешъ дарованія; потому что вводишь корчемство въ духовномъ и въ Церкви, гдѣ намъ ввѣрены тѣло и кровь Христовы. Этому такъ не должно быть. Какая же употребляется отговорка? Скажу и это. Думаютъ, будто бы не грѣшатъ, потому что берутъ не до рукоположенія, но по рукоположеніи. Но когда ни взять — все значитъ взять.

Поэтому умоляю васъ, оставьте этотъ доходъ, лучше же сказать, этотъ входъ въ геенну, и оскверняя руки такими дарами, не дѣлайте себя недостойными совершать чистыя таинства. Но извините меня. Сперва, какъ не повѣрившій, а потомъ, какъ увѣренный, угрожаю вамъ: если кто послѣ этого моего письма сдѣлаетъ что-либо подобное, то да удалится отъ здѣшнихъ алтарей, и пустъ ищетъ себѣ мѣста тамъ, гдѣ, покупая даръ Божій, можетъ перепродавать его. А мы и Церкви Божіи таковаго обычая не имамы (1 Кор. 11, 16). Присовокупивъ одно слово, кончу тѣмъ рѣчь. Это дѣлается по сребролюбію, а сребролюбіе есть корень всѣмъ злымъ (1 Тим. 3, 5). Поэтому ради небольшого количества сребра не предпочитайте идоловъ Христу и не дѣлайтесь новыми подражателями Іуды, за подарокъ вторично продавая единожды за насъ Распятаго: потому что и села и руки собирающихъ съ сего плоды наименуются Акелдама.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Василія Великаго, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія. — Новый исправленный переводъ Московской Духовной Академіи. Томъ III. — СПб.: Книгоиздательство П. П. Сойкина, 1911. — С. 79-80.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0