Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Василій Великій († 379 г.)

Св. Василій Великій родился около 330 г. въ Кесаріи Каппадокійской отъ благочестивыхъ и благородныхъ родителей-христіанъ. Первоначальное дѣтское воспитаніе онъ получилъ отъ благочестивой бабки своей Макрины, а первыя правила краснорѣчія слушалъ у отца своего въ Неокесаріи. Достигши юношескаго возраста, св. Василій отправился путешествовать по знаменитымъ тогдашнимъ городамъ, чтобы довершить свое образованіе. Въ Аѳинахъ онъ встрѣтилъ Григорія Богослова, сошелся съ нимъ и во всю жизнь оставался вѣрнѣйшимъ его другомъ. Здѣсь онъ изучалъ грамматику, риторику, астрологію, математику, философію и медицину, и оказалъ въ нихъ самые блестящіе успѣхи. Владѣя высокимъ умомъ и мудростію, св. Василій вмѣстѣ съ тѣмъ отличался благонравіемъ, кротостію и чистымъ житіемъ. Возвратившись въ Кесарію, св. Василій нѣсколько времени исправлялъ должность адвоката; затѣмъ, принявъ крещеніе, вмѣстѣ съ званіемъ чтеца, онъ по склонности къ иночеству, отправился изучать монашескую жизнь въ Сиріи, Палестинѣ и Египтѣ. Возвратясь изъ своего путешествія, онъ поселился въ пустынѣ близъ Неокесаріи, посвятивъ себя подвигамъ поста и молитвы. далѣе>>

Творенія

Свт. Василій Великій († 379 г.)
Письма.

Отдѣлъ II. Письма, писанныя cв. Василіемъ въ продолженіе его епископства (отъ 370 до 378 года).
51. Къ Паригорію пресвитеру (55).

Внушаетъ сему пресвитеру, что напрасно старается оправдать себя въ томъ, что держитъ въ домѣ своемъ чужую женщину, вопреки и Василіеву запрещенію и правилу никейскаго Собора. И если не исправившись будетъ удерживать при себѣ священство, то утрожаетъ отлученіемъ отъ Церкви и ему и пріемлющимъ его. (Писано въ началѣ епископства).

Со всѣмъ терпѣніемъ читалъ я твое письмо, и дивился, почему, когда могъ ты коротко и легко оправдываться въ дѣлѣ, намѣреваешься оставаться при томъ, въ чемъ обвиненъ, и стараешься многословіемъ уврачевать неисцѣльное. Не мы первые, и не мы одни, Паригорій, узаконили, чтобы женщины не жили вмѣстѣ съ мужчинами. Но прочти правило изданное святыми отцами нашими на никейскомъ Соборѣ, которое явно запретило имѣтъ синизактовъ [1]. Безбрачная жизнь тѣмъ и почтенна, что мужчина удаляется отъ сожительства съ женщиною. Почему, если кто, нося на себѣ обѣтъ по имени, на дѣлѣ поступаетъ, какъ живущіе съ женами: то явно, что онъ только въ наименованіи домогается чести дѣвства, но не воздерживается отъ неблагопристойныхъ удовольствій. Тебѣ тѣмъ съ большимъ удобствомъ надлежало уступить моему требованію, что, какъ говоришь, свободенъ ты отъ всякой плотской страсти. Да и не думаю, чтобы семидесятилѣтній сталъ жить вмѣстѣ съ женщиною по страсти, и опредѣленное мною опредѣлено не потому, что дѣлается что либо непотребное, но потому, что научены мы Апостоломъ не полагати претыканія брату въ соблазнъ (Рим. 14, 13). Знаю, что дѣлаемое одними разумно для другихъ служитъ поводомъ ко грѣху. По этой причинѣ, слѣдуя постановленію св. отцевъ, повелѣлъ я тебѣ разлучиться съ сею женщиною. Для чего же винишь хорепископа и упоминаешь о давней враждѣ? Для чего жалуешься на меня, будто бы охотно склоняю слухъ къ принятію клеветы, а не на себя самого, которому трудно отстать отъ привычки къ женщинѣ? Поэтому удали ее изъ своего дому, и помѣсти въ монастырѣ. Пустъ она живетъ съ дѣвами, а тебѣ прислуживаютъ мужчины, чтобы имя Божіе не было хулимо васъ ради. А пока такъ поступаешь, не принесутъ тебѣ пользы тысячи отговорокъ, какія дѣлаешь въ письмахъ, но кончишь жизнь празднымъ и отдашь отчетъ Господу въ своей праздности. А если не исправившись осмѣлишься удерживатъ при себѣ священство, то будешь анаѳема всему народу и кто прійметъ тебя, тѣ будутъ провозглашены отлученными во всей Церкви.

Примѣчаніе:
[1] Правило 3: μήτε Ἐπισκόπῳ, μήτε Πρεσβυτέρῳ, μήτε Διακόνῳ, μήτε ὅλως τινὶ τῶν ἐν κλήρῳ ἐξεῖναι συνείσακτον ἔχειν.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Василія Великаго, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія. — Новый исправленный переводъ Московской Духовной Академіи. Томъ III. — СПб.: Книгоиздательство П. П. Сойкина, 1911. — С. 81-82.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0