Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Василій Великій († 379 г.)

Св. Василій Великій родился около 330 г. въ Кесаріи Каппадокійской отъ благочестивыхъ и благородныхъ родителей-христіанъ. Первоначальное дѣтское воспитаніе онъ получилъ отъ благочестивой бабки своей Макрины, а первыя правила краснорѣчія слушалъ у отца своего въ Неокесаріи. Достигши юношескаго возраста, св. Василій отправился путешествовать по знаменитымъ тогдашнимъ городамъ, чтобы довершить свое образованіе. Въ Аѳинахъ онъ встрѣтилъ Григорія Богослова, сошелся съ нимъ и во всю жизнь оставался вѣрнѣйшимъ его другомъ. Здѣсь онъ изучалъ грамматику, риторику, астрологію, математику, философію и медицину, и оказалъ въ нихъ самые блестящіе успѣхи. Владѣя высокимъ умомъ и мудростію, св. Василій вмѣстѣ съ тѣмъ отличался благонравіемъ, кротостію и чистымъ житіемъ. Возвратившись въ Кесарію, св. Василій нѣсколько времени исправлялъ должность адвоката; затѣмъ, принявъ крещеніе, вмѣстѣ съ званіемъ чтеца, онъ по склонности къ иночеству, отправился изучать монашескую жизнь въ Сиріи, Палестинѣ и Египтѣ. Возвратясь изъ своего путешествія, онъ поселился въ пустынѣ близъ Неокесаріи, посвятивъ себя подвигамъ поста и молитвы. далѣе>>

Творенія

Свт. Василій Великій († 379 г.)
Письма.

Отдѣлъ II. Письма, писанныя cв. Василіемъ въ продолженіе его епископства (отъ 370 до 378 года).
54. Къ Григорію брату (58).

Выговариваетъ брату за два подложныя письма отъ имени дяди епископа, изъявляетъ свое подозрѣніе въ подлогѣ и третьяго подобнаго же письма, впрочемъ извѣщаетъ, что на сіе послѣднее письмо отвѣчалъ, какъ слѣдуетъ; приглашаетъ брата къ себѣ и не отказывается ѣхать на свиданіе съ епископами, если получитъ несомнѣнное приглашеніе. (Писано 371 года).

Какъ мнѣ препираться съ тобою письмами? Какъ побранить тебя надлежащимъ образомъ за твое во всемъ простодушіе? Скажи мнѣ, кто три раза попадаетъ въ тѣ же сѣти? Кто три раза попадаетъ въ одну петлю? И съ безсловесными не легко случиться этому. Ты принесъ мнѣ одно письмо подъ вымышленнымъ именемъ, будто бы отъ достопочтеннѣйшаго епископа и общаго нашего дяди, обманывая меня, не знаю для чего. Я принялъ письмо, какъ принесенное тобою отъ епископа. Да какъ было не принять? Отъ радости показывалъ его многимъ изъ друзей, и благодарилъ Бога. Подлогъ открылся; по тому что самъ епископъ изъ собственныхъ устъ своихъ отрекся отъ письма. Этимъ приведенъ я былъ въ стыдъ; подавленный упрекомъ въ подлогѣ и обманѣ желалъ, чтобы подо мною разступилась земля. Потомъ подали мнѣ другое письмо, присланное будто бы отъ самого епископа съ слугою твоимъ Астеріемъ. Но и этого также не посылалъ епископъ, какъ донесъ мнѣ достопочтеннѣйшій братъ Анѳимъ. Еще третіе письмо принесъ мнѣ Адамантій. Какъ надлежало мнѣ принять его, когда прислано чрезъ тебя и чрезъ твоихъ? Желалъ бы имѣть каменное сердце, чтобы не помнить прошедшаго, не чувствовать настоящаго, подобно безсловеснымъ поникши взоромъ въ землю, перенести всякій ударъ. Но что мнѣ дѣлать съ своимъ разсудкомъ, который послѣ перваго и втораго опыта не можетъ принять сего безъ изслѣдованія? И сіе пишу, чтобы побранить тебя за простоту, которую нахожу и въ другое время не приличною христіанамъ, а тѣмъ болѣе несообразною съ настоящими обстоятельствами; по крайней мѣрѣ впередъ и себя побереги, и меня пощади; потому что (надобно же мнѣ поговорить съ тобою свободно) ты въ подобныхъ дѣлахъ служитель, не стоющій довѣрія. Впрочемъ, кто бы ни были приславшіе письмо, отвѣчалъ я имъ, какъ слѣдуетъ. Поэтому подвергаешь ли ты меня испытанію, если прислалъ письмо дѣйствительно полученное отъ епископовъ, отвѣтъ сдѣланъ.

Тебѣ же, какъ брату, который не забывалъ родства и смотритъ на меня не какъ на врага, слѣдовало бы въ настоящее время заботиться объ иномъ; потому что вступилъ я въ такую жизнь, которая, превышая мои силы, сокрушаетъ тѣло и тяготитъ душу. Даже, поелику велъ ты противъ меня такую войну, то и по этой причинѣ долженъ бы ты былъ теперь придти ко мнѣ и раздѣлить со мною дѣла: ибо сказано: братія въ нуждахъ полезни да будутъ (Прит. 17, 17).

Если въ самомъ дѣлѣ достопочтеннѣйшіе епископы согласны на свиданіе со мною; то пусть назначатъ мнѣ опредѣленное мѣсто и время, и пригласятъ меня чрезъ собственныхъ своихъ людей. Ибо какъ не отказываюсь самъ прійдти на свиданіе съ моимъ дядею, такъ не потерплю, если приглашеніе будетъ сдѣлано не надлежащимъ образомъ.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Василія Великаго, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія. — Новый исправленный переводъ Московской Духовной Академіи. Томъ III. — СПб.: Книгоиздательство П. П. Сойкина, 1911. — С. 84-85.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0