Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 22 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Василій Великій († 379 г.)

Св. Василій Великій родился около 330 г. въ Кесаріи Каппадокійской отъ благочестивыхъ и благородныхъ родителей-христіанъ. Первоначальное дѣтское воспитаніе онъ получилъ отъ благочестивой бабки своей Макрины, а первыя правила краснорѣчія слушалъ у отца своего въ Неокесаріи. Достигши юношескаго возраста, св. Василій отправился путешествовать по знаменитымъ тогдашнимъ городамъ, чтобы довершить свое образованіе. Въ Аѳинахъ онъ встрѣтилъ Григорія Богослова, сошелся съ нимъ и во всю жизнь оставался вѣрнѣйшимъ его другомъ. Здѣсь онъ изучалъ грамматику, риторику, астрологію, математику, философію и медицину, и оказалъ въ нихъ самые блестящіе успѣхи. Владѣя высокимъ умомъ и мудростію, св. Василій вмѣстѣ съ тѣмъ отличался благонравіемъ, кротостію и чистымъ житіемъ. Возвратившись въ Кесарію, св. Василій нѣсколько времени исправлялъ должность адвоката; затѣмъ, принявъ крещеніе, вмѣстѣ съ званіемъ чтеца, онъ по склонности къ иночеству, отправился изучать монашескую жизнь въ Сиріи, Палестинѣ и Египтѣ. Возвратясь изъ своего путешествія, онъ поселился въ пустынѣ близъ Неокесаріи, посвятивъ себя подвигамъ поста и молитвы. далѣе>>

Творенія

Свт. Василій Великій († 379 г.)
Письма.

Отдѣлъ II. Письма, писанныя св. Василіемъ въ продолженіе его епископства (отъ 370 до 378 г.).
225. Къ Амфилохію, епископу Иконійскому (233).

Отвѣты на вопросы его. Поелику Евноміане приписывали себѣ уразумѣніе Божіей сущности; то доказываетъ, что умъ человѣческій и дѣйствованіе его весьма прекрасны, и если человѣкъ предается водительству Духа Святаго, возводятъ его къ познанію Божію; впрочемъ познаніе сіе ограничено, каково и должно быть познаніе существа малаго о безконечномъ величіи (Писано въ 376 году).

И самъ знаю объ этомъ по слухамъ и извѣстно мнѣ устройство людей. Поэтому, что же скажемъ на сіе? То, что умъ есть нѣчто прекрасное, и въ немъ имѣемъ, что дѣлаетъ насъ созданными по образу Творца; что дѣятельностъ ума есть также нѣчто прекрасное, и что умъ находится въ непрестанномъ движеніи, часто представляетъ не существующее, какъ существующее, а что стремится прямо къ истинѣ. Но поелику, по мнѣнію, принятому у насъ, увѣровавшихъ въ Бога, въ умѣ двѣ бываютъ силы, и сила лукавая, бѣсовская, которая влечетъ насъ къ собственно бѣсовскому отступничеству, и сила божественная, благая, которая возводитъ насъ къ Божію подобію: то умъ, когда пребываетъ самъ въ себѣ, тогда усматриваетъ малое и себѣ самому соразмѣрное; а когда, оставивъ въ бездѣйствіи свой собственный разсудокъ, предается обманщикамъ, тогда вдается въ странныя представленія, тогда и дерево почитаетъ не деревомъ, а Богомъ, и золото признаетъ не имуществомъ, а предметомъ поклоненія. Если же приникнетъ въ Божественную часть, и прійметъ въ себя благодатные дары Духа, то дѣлается тогда способнымъ постигать божественное, въ какой мѣрѣ возможно сіе природѣ его. Поэтому есть какъ бы три состоянія жизни, и равночисленны имъ дѣйствованія ума нашего. Ибо или лукавы наши начинанія, лукавы и движенія ума нашего, каковы, напримѣръ, прелюбодѣянія, татьбы, идолослуженія, клеветы, ссоры, гнѣвъ, происки, надменіе и все то, что Апостолъ Павелъ причислилъ къ дѣламъ плотскимъ (Гал. 5, 19-20); или дѣйствованіе души бываетъ чѣмъ-то среднимь, не имѣетъ въ себѣ ничего достойнаго ни осужденія, ни похвалы, каково, напримѣръ, обученіе искусствамъ ремесленнымъ, которыя называемъ средними, потому что оныя сами по себѣ не клонятся ни къ добродѣтели, ни къ пороку. Ибо что за порокъ въ искусствѣ править кораблемъ, или въ искусствѣ врачебномъ? Впрочемъ искусства сіи сами по себѣ и не добродѣтели, но по произволенію пользующихся ими склоняются на ту или другую изъ противоположныхъ сторонъ. Умъ же, пріобщившійся Божеству Духа, бываетъ уже тайнозрителемъ великихъ видѣній, и видитъ Божественныя доброты, впрочемъ столько, сколько даетъ благодать, и сколько можетъ принять устройство его.

Почему, оставивъ оные діалектическіе вопросы, пусть не лукаво, а благоговѣйно изслѣдуютъ истину. Дано намъ судилище ума для уразумѣнія истины. Но есть источная истина — Богъ нашъ. Почему уму первоначально должно познатъ Бога нашего, познать же столько, сколько безпредѣльное величіе можетъ быть познано существомъ самымъ малымъ. Ибо, если глаза опредѣлены на познаніе видимаго, то изъ сего не слѣдуетъ, что все видимое подведено подъ зрѣніе. Небесный сводъ не въ одно мгновеніе обозрѣвается; но по видимости объемлемъ его взоромъ, въ самомъ же дѣлѣ многое (чтобы не сказатъ все) остается намъ неизвѣстнымъ, напримѣръ: природа звѣздъ, ихъ величина, разстоянія, движенія, соединенія, отклоненія, прочія положенія, самая сущность тверди, толщина ея отъ вогнутой окружности до выпуклой поверхности. Впрочемъ по причинѣ сего неизвѣстнаго не скажемъ, что небо невидимо. Напротивъ того, оно видимо по причинѣ того ограниченнаго познанія, какое о немъ имѣемъ. Тоже должно сказать и о Богѣ. Если умъ поврежденъ бѣсами, то обратится къ идолопоклонству, или другому какому роду нечестія. А если предался вспомоществованію Духа, то разумѣетъ истину и познаетъ Бога. Познаетъ же, какъ сказалъ Апостолъ, отчасти, а въ жизни будущей совершеннѣе. Егда же пріидетъ совершенное, еже отчасти, упразднится (1 Кор. 13, 10). Почему судилище ума прекрасно, дано для полезной цѣли — для познанія Бога; впрочемъ дѣятельность его простирается до такой мѣры, сколько сіе вмѣстимо уму.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Василія Великаго, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія. — Новый исправленный переводъ Московской Духовной Академіи. Томъ III. — СПб.: Книгоиздательство П. П. Сойкина, 1911. — С. 281-282.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0