Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Василій Великій († 379 г.)

Св. Василій Великій родился около 330 г. въ Кесаріи Каппадокійской отъ благочестивыхъ и благородныхъ родителей-христіанъ. Первоначальное дѣтское воспитаніе онъ получилъ отъ благочестивой бабки своей Макрины, а первыя правила краснорѣчія слушалъ у отца своего въ Неокесаріи. Достигши юношескаго возраста, св. Василій отправился путешествовать по знаменитымъ тогдашнимъ городамъ, чтобы довершить свое образованіе. Въ Аѳинахъ онъ встрѣтилъ Григорія Богослова, сошелся съ нимъ и во всю жизнь оставался вѣрнѣйшимъ его другомъ. Здѣсь онъ изучалъ грамматику, риторику, астрологію, математику, философію и медицину, и оказалъ въ нихъ самые блестящіе успѣхи. Владѣя высокимъ умомъ и мудростію, св. Василій вмѣстѣ съ тѣмъ отличался благонравіемъ, кротостію и чистымъ житіемъ. Возвратившись въ Кесарію, св. Василій нѣсколько времени исправлялъ должность адвоката; затѣмъ, принявъ крещеніе, вмѣстѣ съ званіемъ чтеца, онъ по склонности къ иночеству, отправился изучать монашескую жизнь въ Сиріи, Палестинѣ и Египтѣ. Возвратясь изъ своего путешествія, онъ поселился въ пустынѣ близъ Неокесаріи, посвятивъ себя подвигамъ поста и молитвы. далѣе>>

Творенія

Свт. Василій Великій († 379 г.)
Письма.

Отдѣлъ II. Письма, писанныя св. Василіемъ въ продолженіе его епископства (отъ 370 до 378 г.).
226. Къ Амфилохію, епископу Иконійскому (234).

Отвѣтъ на вопросъ его. Разрѣшаетъ ухищренный вопросъ Аномеевъ: чему поклоняешься, тому ли, что знаешь, или тому, чего не знаешь? (376 года).

То ли чествуешь, что знаешь, или то, чего не знаешь. Если отвѣтимъ: что знаемъ, тому и поклоняемся, у нихъ готовъ новый вопросъ: какая сущность покланяемаго? Если же признаемся, что не знаемъ сущности: снова, обращаясь къ намъ, говорятъ: слѣдовательно покланяетесь тому, чего не знаете. А мы говоримъ: слово «знать» многозначительно. Ибо утверждаемъ, что знаемъ Божіе величіе, Божію силу, премудрость, благость, и промыслъ, съ какимъ печется о насъ Богъ, и правосудіе Его, но не самую сущность. Поэтому вопросъ ухищренъ. Ибо кто утверждаетъ, что не знаетъ сущности, тотъ еще не признается, что не знаетъ Бога потому что понятіе о Богѣ составляется у насъ изъ многаго, нами исчисленнаго.

Но говорятъ: «Богъ простъ, и все, что исчислилъ ты въ Немъ, какъ познаваемое, принадлежитъ къ сущности». Но это — лжеумствованіе, въ которомъ тысяча несообразностей. Перечислено нами многое: ужели же все это — имена одной сущности? и равносильны между собою въ Богѣ: страшное Его величіе и человѣколюбіе, правосудіе и творческая сила, предвѣдѣніе и возмездіе, величіе и промыслительность? Или, что ни скажемъ изъ этого, изобразимъ сущность? Ибо, если это утверждаютъ они, то пустъ не спрашиваютъ, знаемъ ли сущность Божію; а пусть предлагаютъ вопросы: знаемъ ли, что Богъ страшенъ, или правосуденъ, или человѣколюбивъ? Мы признаемъ, что знаемъ это. А если сущностію называютъ что другое, то да не вводятъ насъ въ обманъ понятіемъ простоты; ибо сами признали, что сушность есть и то и другое и каждое изъ исчисленнаго. Но дѣйствованія многоразличны, а сущностъ проста. Мы уже утверждаемъ, что познаемъ Бога нашего по дѣйствованіямъ, но не даемъ обѣщанія приблизиться къ самой сущности. Ибо хотя дѣйствованія Его и до васъ нисходятъ, однако же сущность Его остается неприступною.

Но говорятъ: «если не знаешь сущности, то не знаешь и Бога». Скажи же наоборотъ: если утверждаешь, что знаешь сущность, то не позналъ ты самого Бога. Ибо укушенный бѣшенымъ животнымъ, видя въ сосудѣ пса, видитъ не больше здоровыхъ. Напротивъ того жалокъ тѣмъ, что думаетъ видѣть, чего вовсе не видитъ. Поэтому не дивись его обѣщанію, но признай жалкимъ его безуміе. Итакъ признавай за шутку эти слова: «если не знаешь сущности Божіей, то чествуешь, чего не знаешь».

А я знаю, что Богъ есть. Но чтó такое есть сущность Его, поставляю сіе выше разумѣнія. Поэтому какъ спасаюсь? Чрезъ вѣру. А вѣра довольствуется знаніемъ, яко есть Богъ (а нѣчто такое Онъ естъ) и взыскающимъ Его мздовоздаятель бываетъ (Евр. 11, 6). Слѣдовательно сознаніе непостижимости Божіей есть познаніе Божіей сущности, и покланяемся постигнутому не въ томъ отношеніи, какая это сущность, но въ томъ, чтó есть сія сущность.

Пусть и имъ будетъ предложенъ такой вопросъ: Бога никтоже видѣ нигдѣже: Единородный Сынъ, сый въ лонѣ Отчи, Той исповѣда (Іоан. 1, 18). Что же исповѣдалъ объ Отцѣ Единородный? Сущность Его, или силу? то сколько исповѣдалъ намъ, столько и знаемъ. Если сущность, то укажи, гдѣ сказалъ Онъ, что нерожденность есть сущность Отца? Когда поклонился Авраамъ? Не тогда ли, какъ былъ призванъ? Гдѣ же засвидѣтельствовано въ Писаніи, что Онъ постигъ при семъ Бога? Когда поклонились Ему ученики? Не тогда ли, какъ увидѣли, что тварь покорена Ему? Ибо изъ того, что море и вѣтры повиновались Ему, познали Его Божество. Итакъ въ слѣдствіе дѣйствованій — знаніе, а въ слѣдствіе знанія — поклоненіе. Вѣруеши ли, яко могу сіе сотворити? Вѣрую, Господи и поклонися Ему (Матѳ. 9, 28). Поклоненіе слѣдуетъ за вѣрою, а вѣра укрѣпляется силою. Если же говоришь, что вѣрующій знаетъ; то въ чемъ вѣруетъ, въ томъ и познаетъ, или и обратно: въ чемъ познаетъ, въ томъ и вѣруетъ. Познаемъ же Бога по Его могуществу. Почему вѣруемъ въ познаннаго, и покланяемся Тому, въ Кого увѣровали.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Василія Великаго, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія. — Новый исправленный переводъ Московской Духовной Академіи. Томъ III. — СПб.: Книгоиздательство П. П. Сойкина, 1911. — С. 282-283.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0