Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 22 января 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Исаія Отшельникъ († IV въ)
Духовно-нравственныя слова.

Слово 2. Объ умѣ по естеству.

1. Братіе! я не хочу оставить васъ въ невѣдѣніи о томъ, что Богъ въ началѣ сотворилъ небо и землю, все видимое и невидимое; потомъ сотворилъ человѣка по образу Своему и по подобію, и, поставивъ его царемъ надъ всею тварію [1], помѣстилъ его въ раю съ чувствами непорочными и сообразными съ его естествомъ. Но послѣ того, какъ человѣкъ послушался обольстителя, всѣ чувства его превратились въ противоестественное состояніе; (тогда) и самъ изринутъ былъ отъ своей славы. Господь же нашъ, движимый великою любовію, явилъ милость Свою роду человѣческому. Слово плоть бысть (Іоан. 1, 14), то есть сдѣлалось совершеннымъ человѣкомъ, подобнымъ намъ во всемъ, кромѣ грѣха; чтобы посредствомъ святаго тѣла Своего возвратить насъ въ первобытное естественное состояніе. Являя человѣку Свое милосердіе, Богъ возводитъ его опять въ рай, сообщивъ такую силу желающимъ слѣдовать стопамъ Его и повиноваться даннымъ отъ него заповѣдямъ, что они бываютъ сильны побѣждать тѣхъ, которые изринули насъ изъ нашей славы. Онъ предалъ намъ святое ученіе о Богопочтеніи и законъ чистый, по коему человѣкъ могъ бы возвратиться въ то естественное состояніе, въ которомъ первоначально сотворенъ былъ Богомъ. Итакъ, желающій возвратиться туда, отсѣкаетъ всѣ свои плотскія хотѣнія, дабы возвести умъ въ прежнее состояніе. Есть вожделѣніе (желаніе), свойственное нашему естеству, безъ котораго любовь къ Богу невозможна. Посему Даніилъ названъ мужемъ желаній (Дан. 9, 23). Это вожделѣніе врагъ превратилъ въ страстныя похотѣнія, чтобы мы вожделѣвали всякихъ нечистотъ. Есть въ умѣ ревность, свойственная естеству, безъ которой невозможно преуспѣяніе (въ дѣлѣ) Божіемъ. Посему и Апостолъ сказалъ: ревнуйте большихъ дарованій (1 Кор. 12, 31). Но и сія Божественная ревность уклонилась отъ своего естественнаго направленія въ такое, что мы стали возставать отъ ревности другъ противъ друга, завидовать и лгать.

2. Уму свойствененъ также гнѣвъ не чуждый естеству; безъ гнѣва человѣкъ не можетъ имѣть чистоты, то есть, если не будетъ гнѣваться на все всѣваемое въ насъ отъ врага. Финеесъ, сынъ Елеазаровъ, подвигнутый симъ гнѣвомъ, пронзилъ мужа вмѣстѣ съ женою, и ярость Божія отступила отъ народа своего (Числ. 25, 7-8). Этотъ гнѣвъ превратился въ насъ въ такое состояніе, что мы воспламеняемся имъ на ближнихъ своихъ за какія либо ничтожныя и безполезныя вещи. Есть ненависть духа, сообразная естеству, которая побудила пророка Илію умертвить всѣхъ студныхъ пророковъ, какихъ онъ тогда нашелъ (3 Цар. 18, 40). Ею и Самуилъ воспламенился противъ Агага, царя Амаликскаго. Безъ сей ненависти ко врагу не открывается слава души. Но сія ненависть въ насъ превращена въ противоестественное; мы ненавидимъ ближняго, презираемъ его, и эта ненависть истребляетъ всѣ добродѣтели. Есть возвышеніе ума надъ врагами не противное естеству, которое ощутивъ Іовъ, поносилъ враговъ своихъ такъ: безчестніи же и похуленніи, скудни всякаго блага, ихже не вмѣняхъ достойными быти псовъ моихъ стадъ (Іов. 30, 4. 1). Мы теперь не имѣемъ сего возвышенія надъ врагами (душевными); мы уничижаемся предъ ними, тогда какъ гордо препираемся съ ближними, почитая себя праведнѣйшими ихъ; и такою гордостію мы содѣлываемъ себѣ Бога врагомъ. Вотъ съ какими свойствами сотворенъ человѣкъ! а онъ превратилъ ихъ въ гнусныя страсти, когда вкусилъ отъ запрещеннаго древа. Возлюбленные братія! исторгнемъ оныя (страсти) изъ душъ нашихъ и воздѣлаемъ то, что Господь нашъ Іисусъ Христосъ показалъ намъ въ Своемъ святомъ тѣлѣ. Онъ святъ и во святыхъ почиваетъ. Будемъ внимать себѣ, и постараемся по силѣ нашей благоугодить Богу тщательнымъ упражненіемъ въ добрыхъ дѣлахъ. Всѣ наши занятія и попеченія будемъ взвѣшивать и подводить подъ правильную мѣру и образецъ природы, чтобы обрѣсти намъ милосердіе въ день искушенія, грядущаго на вселенную (Лук. 21, 26). Будемъ всегда прибѣгать къ благоутробію Божію, дабы Оно помогло нашей немощи, и освободило насъ отъ враговъ нашихъ. Ибо Ему принадлежитъ сила, помощь и власть во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Въ Лат. изд Гал. это мѣсто читается сокращеннѣе.

Источникъ: Преподобнаго и Богоноснаго отца нашего Аввы Исаіи, отшельника Египетскаго. Духовно-нравственныя слова въ русскомъ переводѣ. — М.: Въ Университетской Типографіи, 1860. — С. 6-8.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0