Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 24 февраля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 28.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Амвросій Медіоланскій († 397 г.)

Сынъ Римскаго намѣстника въ Галліи, одаренный прекрасными способностями, онъ, получивъ въ Римѣ блестящее свѣтское образованіе и владѣя необыкновеннымъ даромъ краснорѣчія, избралъ для себя служебное поприще адвоката, вступилъ на гражданскую службу и скоро достигъ сана префекта (намѣстника) Лигургійской области. Прибывъ въ Медіоланъ (нынѣ Миланъ) по случаю избранія епископа, св. Амвросій былъ самъ избранъ (въ 374 году) въ епископы Меодіолана, по особому указанію свыше. Во время происходившаго въ храмѣ избранія новаго архипастыря поднялись жаркіе споры между православными и аріанами. Амвросій, какъ префектъ, со всею силою краснорѣчія убѣждалъ народъ къ порядку. Внезапно раздался дѣтскій голосъ: «Амвросій — епископъ!» и всѣ бывшіе въ церкви, и православные и аріане, единодушно возгласили: «Амвросій — епископъ!» Амвросій, сознавая себя недостойнымъ этого сана, употребилъ всѣ средства, чтобы уклониться отъ этого избранія, но принужденъ былъ взять на себя святительское служеніе. Будучи въ то время еще не крещеннымъ, а только приготовляемымъ къ крещенію, онъ, послѣ утвержденія его избранія императоромъ, крестился отъ православнаго епископа, въ 7 дней прошелъ степени церковныя, а на восьмой, 7 декабря 374 г., рукоположенъ въ архіепископа Медіоланскаго. Вступивъ на каѳедру, онъ роздалъ золото и сребро бѣднымъ, а недвижимое имущество свое посвятилъ Церкви и весь предался исполненію своихъ высокихъ обязанностей. далѣе>>

Творенія

Свщмч. Зинонъ Веронскій († IV в.)
Объ Іовѣ.

1. Священную исторію, возлюбленные братіе, для того передали намъ Боговдохновенные писатели, чтобы мы, читая ее, научились, по мѣрѣ возможности, подражать по-крайней-мѣрѣ нравамъ предковъ, если уже не можемъ подражать ихъ добродѣтелямъ; потому-что они столь благочестиво и свято жили, что уже одно знаніе дѣлъ ихъ должно считать немаловажнымъ счастіемъ. Такъ, на примѣръ, Іовъ былъ праведенъ, чистъ отъ суетныхъ мірскихъ желаній, непороченъ во внѣшнемъ образѣ жизни, еще непорочнѣе въ душѣ, и столько осмотрителенъ и безукоризненъ во всѣхъ своихъ дѣлахъ и мысляхъ, что заслужилъ похвалу даже отъ Бога. Поэтому онъ, блаженный, достойно наслаждался блаженною жизнію: домъ у него былъ какъ полная чаша, имѣнія у него было много; значительно было и число дѣтей его, притомъ обоего пола, — что родителямъ особенно пріятно; дѣти его любили другъ друга, и за нихъ, по числу ихъ, онъ часто, въ опредѣленныя времена, приносилъ жертвы Богу. Онъ оградилъ себя столь крѣпкою стѣною чистоты и вѣры, что діаволъ самъ по себѣ не дерзалъ нападать на него, а испросилъ на то дозволеніе у Бога. И вотъ, братіе, началась изумительная война. Съ одной стороны, діаволъ, страшно потрясая своимъ оружіемъ, звукомъ грозной воинской трубы созываетъ на помощь къ себѣ слугъ своихъ, воспламеняетъ жаждою грабительства сердца хищниковъ, и вдругъ громовымъ ударомъ падаетъ на все, чѣмъ украшалась жизнь человѣка Божія: грабительство, огонь и мечъ все отняли у него въ одно мгновеніе. Съ другой стороны, мы видимъ Іова, поражаемаго печальными извѣстіями, которыя одно за другимъ ударяютъ въ него какъ шумныя, сокрушительныя волны. Не успѣеть разсказать ему о несчастіи его постигшемъ одинъ вѣстникъ, какъ является уже другой съ вѣстію о новомъ несчастіи. Притомъ какъ жестоко расчитаны бѣдствія, разразившіяся надъ его головою: страшная, оглушительная и раздробляющая сердце сила ихъ растетъ постепенно. Первый вѣстникъ доноситъ ему о хищническомъ отнятіи у него воловъ и ослицъ и избіеніи мечемъ рабовъ, при нихъ находившихся; второй — объ истребленіи небеснымъ огнемъ стада овецъ вмѣстѣ съ пастухами ихъ; третій — о разбойническомъ угонѣ табуна верблюдовъ и гибели пасшихъ табунъ; наконецъ четвертый возвѣщаетъ ему: сыномъ твоимъ и дщеремъ твоимъ, ядущимъ и піющимъ у брата своего старѣйшаго, внезапу вѣтръ великъ найде отъ пустыни, и коснеся четыремъ угломъ храмины, и паде храмина на дѣти твоя, и скончашася. Симъ одномгновеннымъ умерщвленіемъ всѣхъ дѣтей Іова, сатана отнялъ у нѣжнаго, чадолюбиваго его сердца возможность постепенно, мало-по-малу, изливать и облегчать горесть свого; потому-что, получивъ роковое извѣстіе о гибели всѣхъ дѣтей своихъ подъ развалинами дома, Іовъ не зналъ, кого перваго изъ нихъ оплакивать, кто первый попадется ему при отрытіи развалинъ, кому первому отдать плачевный долгъ погребенія: всѣ боли и муки безвыходно, такъ сказать, были заперты въ его сердцѣ, чтобы онъ, чувствуя всю невыносимую ихъ жгучесть, не могъ удержаться въ границахъ благоразумія, возропталъ на Бога. Но онъ, какъ дерево, глубоко пустившее свои корни въ тучной долинѣ, крѣпкій и сильный вѣрою, которая глубоко укоренилась въ немъ и своими живительными корнями переплела и опутала всѣ вены и артеріи его сердца, при всѣхъ несчастіяхъ, подобно урагану разразившихся надъ нимъ, стоя въ долинѣ глубокой преданности волѣ Божіей, остался непоколебимымъ, не осквернилъ себя ропотомъ на Бога. Выслушавъ всѣхъ вѣстниковъ, Іовъ, воставъ, растерза ризы своя, и остриже власы главы своея, и посыпа перстiю главу свою, и падъ на землю поклонися Господеви, и рече: самъ нагъ изыдохь отъ чрева матере моея, нагъ и отъиду тамо: Господь даде, Господь отъятъ; яко Господеви изволися, тако бысть: буди имя Господне благословенно во вѣки! (Іов. 1, 1-21). Раздралъ онъ свою одежду не для того, чтобы симъ знакомъ печали выразить свою безнадежность на Бога, но чтобы безпрепятственнѣе и свободнѣе сражаться со врагомъ. Потерявъ имѣніе, онъ пренебрегъ въ себѣ богача; лишившись дѣтей, онъ забылъ въ себѣ отца; высокимъ праведникомъ показалъ онъ себя въ болѣзняхъ, которыми поразилъ его сатана; потому-что отъ темени головы до самой подошвы ногъ пораженъ онъ былъ проказою, такъ что на тѣлѣ его не было цѣлаго мѣста, — все оно слилось въ одинъ непрерывный струпъ; но, не смотря на то, изъ устъ его не вырвалось ни одного грѣшнаго слова. Отвергъ онъ безумный совѣтъ жены своей; опровергъ друзей своихъ, нападавшихъ на него, и, какъ побѣдитель жестокаго врага и нечестія, спокойно сидѣлъ на пеплѣ внѣ города, всецѣло предавъ себя волѣ Божіей. Какими похвалами, какимъ вѣнцемъ славы мы можемъ увѣнчать его! Изумительно непобѣдимое его терпѣніе! Несокрушимымъ своимъ терпѣніемъ, изъ вѣры проистекавшимъ, онъ побѣдилъ діавола, заслужилъ неизреченное наслажденіе — наслажденіе бесѣдовать съ Богомъ, и Богъ возвратилъ ему здоровье, снова осыпалъ его богатствомъ, вдвое бóльшимъ противъ прежняго, и далъ ему столько же дѣтей, сколько прежде у него было, такъ что онъ, можно сказать, не потерялъ своихъ дѣтей, а только перемѣнилъ ихъ (Іов. 1, 2-19; 42, 13-15). Вотъ, братіе, достойный подражанія примѣръ благочестія и праведности въ счастіи, непоколебимаго терпѣнія и геройскаго мужества въ несчастіи!

2. Но вмѣстѣ съ тѣмъ, возлюбленные братіе, Іовъ, по моему мнѣнію, былъ образомъ Спасителя нашего Iисуса Христа. Сравненіе объяснитъ намъ эту истину. Іовъ былъ праведенъ. Спаситель нашъ есть сама правда, источникъ нашей праведности; потому-что о Немъ предречено было: се день грядетъ горящъ яко пещь, и возсіяетъ Солнце правды (Мал. 4, 12). Іовъ былъ истиненъ. Господь нашъ есть подлинная, совершенная истина. Азъ есмь, говоритъ Онъ, путь и истина и животъ (Іоан. 15, 6). Іовъ былъ богать. Но чье богатство можетъ сравниться съ богатствомъ Господа нашего, которому принадлежитъ вся вселенная, по свидѣтельству блаженнѣйшаго Давида: Господня земля и исполненіе ея, вселенная и вси живущіи на ней (Псал. 20, 1)? Притомъ всѣ богачи не больше, какъ слуги и управители Его, Господа нашего. — Іовъ три раза былъ искушаемъ діаволомъ [1]. Подобнымъ образомъ, по свидѣтельству Евангелиста, трижды же искушалъ діаволъ и Господа нашего (Матѳ. 4, 1-11). — Іовъ, лишенный всего своего имѣнія, обнищалъ. Господь нашъ, по любви къ намъ снисшедши на землю и оставивъ небо со всѣми его благами, также обнищалъ, чтобы насъ обогатить. — Дѣти Іова были умерщвлены разсвирѣпѣвшимъ діаволомъ. Дѣти Господа нашего, — Пророки были побиты безумнымъ фарисейскимъ народомъ (Лук. 12, 34; Дѣян. 2, 52). — Іовъ пораженъ былъ язвами. Господь нашъ, принявъ на себя плоть нашу и грѣхи всего человѣческаго рода, вмѣстѣ съ тѣмъ принялъ всѣ нечистоты и язвы грѣховныя. — Іова увѣщавала жена его впасть въ тяжкій грѣхъ. Господа нашего убѣждала синагога слѣдовать испорченнымъ древнимъ преданіямъ іудейскимъ (Матѳ. 10, 2; Марк. 2, 5). — На Іова нападали друзья его. На Господа нашего преимущественно предъ всѣми возставали первосвященники и книжники, которые должны бы были особенно чтить Его и быть Его друзьями. Іовъ, пораженный проказою, точимый червями, сидѣлъ на пеплѣ внѣ города. Господь нашъ, принявшій на себя всѣ грѣховныя язвы всего рода человѣческаго, обращался въ этомъ нечистомъ мірѣ среди людей, исполненныхъ пороковъ и кипѣвшихъ похотями, которые, какъ черви, точили Его и наконецъ предали Его позорной смерти внѣ города. — Іовъ непобѣдимыйъ своимъ терпѣніемъ опять пріобрѣлъ и здоровье и богатство. Господь нашъ, побѣдивъ смерть своимъ воскресеніемъ, даровалъ вѣрующимъ въ Него не здоровье только, но и безсмертіе, и получилъ отъ Бога Отца власть и господство надъ всѣмъ, какъ самъ Онъ засвидѣтельствовалъ, говоря; все предано Мнѣ Отцемъ Моимъ (Лук. 10, 22). — Іовъ родилъ другихъ дѣтей на мѣсто погубленныхъ діаволомъ. Господь нашъ, вмѣсто Пророковъ, умерщвленныхъ беззаконнымъ народомъ, также создалъ себѣ новыхъ дѣтей, — святыхъ Апостоловъ. — Блаженный Іовъ скончался въ мирѣ. Господь нашъ, оставивъ намъ миръ, купленный цѣною Его крови, въ кроткой и мирной славѣ вознесся къ Отцу своему, съ которымъ Онъ благословенъ отъ вѣчности и во всѣ вѣки вѣковъ.

Примѣчанiе:
[1] Тройственность искушенія заключается въ троякомъ родъ бѣдствій: въ лишеніи имѣнія, въ погибели дѣтей и въ болѣзни. (Прим. пер.)

Источникъ: Святаго священномученика Зинона, епископа Веронскаго, Объ Іовѣ. // Журналъ «Христіанское чтеніе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи». — СПб.: Въ типографіи К. Жернакова — 1843 г. — Часть II. — С. 369-377.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0