Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 26 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свщмч. Зинонъ Веронскій († IV в.)
О пророкѣ Іонѣ.

1. Истинное благочестіе открыто сознается, что оно знаетъ о Богѣ только то, что дано ему знать; потому-что, сколько необходима простота сердца въ изслѣдываніи открытаго намъ, столько неумѣстна пытливость, усиливающаяся разгадать тайное. Въ самомъ дѣлѣ, кто знаетъ причины и свойства раскинутаго надъ нами неба и того, что на немъ и за нимъ находится? Кому извѣстно, земля ли поддерживается водою, или вода на лонѣ земли покоится? Кто похвалится знаніемъ того, какую фигуру имѣють вѣтры, отъ чего происходягь приливъ и отливъ въ морѣ? Коротко, кто можетъ присвоить себѣ знаніе творческихъ плановъ Господа и Бога нашего? Думаю, никто, когда уже Боговдохновенный Апостолъ говоритъ: о, глубина богатства и премудрости и разума Божія! яко неиспытани судове его, и неизслѣдовани путіе его. Кто бо разумѣ умъ Господень? (Рим. 11, 33-34.). Правда, Пророкъ восклицаетъ: изъ глубины воззвахъ къ тебѣ, Господи (Пс. 129, 1); но взывалъ онъ не изъ глубины знанія непостижимой бездны премудрости и разума Божія, а изъ глубины сердца и изъ глубины тѣхъ бѣдствій, которыя отвсюду тѣснили его и заливали его, какъ воды. Притомъ взывалъ онъ не голосомъ, а сердцемъ, не членораздѣльными сильными звуками, а вѣрою, для прошеній которой всегда открытъ слухъ Божій. Изъ такой-же глубины Апостолъ Петръ воззвалъ, и испросилъ себѣ у Господа дозволеніе итти по неподчиненному стопѣ человѣческой хребту морскому, пошелъ по нему и, когда волны морскія стали поглощать его, опять поставленъ былъ Господомъ на отвердѣвшее подъ стопами его лоно ихъ (Матѳ. 14, 25-31). Изъ глубины также сердечной взывалъ Апостолъ Павелъ, когла терпѣлъ различныя неисчислимыя бѣдствія, именно: когда Іудеи сѣкли его пять разъ, давая ему каждый разъ по сороку ударовъ безъ одного; когда они три раза били его палками; когда раздраженный до неистовства народъ осыпалъ его камнями, какъ градомъ; когда онъ терпѣлъ троекратное кораблекрушеніе; когда онъ цѣлыя сутки находился въ морской глубинѣ; когда встрѣчали его опасности на рѣкахъ, отъ разбойниковъ, отъ единоплеменниковъ, отъ другихъ народовъ, въ городахъ, въ пустыняхъ, между лжебратіями (2 Кор. 11, 24-26); потому-то Господь, внимая его воззванію изъ глубины сердечной, хранилъ жизнь его для блага Церкви.

2. Тоже было и съ Пророкомъ Іоною, когда Богъ повелѣлъ ему итти къ Ниневитянамъ, для возвѣщенія имъ, что надъ ихъ городомъ, за безчисленное множество грѣховъ ихъ, виситъ гибель; Пророкъ же Іона, вопреки повелѣнію Божію, пошелъ въ Яффу и тамъ сѣлъ на корабль, отправлявшійся въ Ѳарсисъ. Но лишь только вышелъ корабль въ открытое море, какъ вдругъ зашумѣли сильные вѣтры; мчась съ противуположныхъ сторонъ, они страшно столкнулись; отъ яростнаго взаимнаго ихъ натиска море вздулось и сѣдые исполинскіе валы его, какъ гряды утесистыхъ подвижныхъ скалъ, яростно ударяясь въ берега и дробя ихъ, каждую минуту грозили кораблю гибелью; но вмѣстѣ съ тѣмъ съ каждою же минутою гигантская сила бури возрастала, свирѣпость ея усиливалась; вѣтры страшно завывали въ корабельныхъ веревкахъ; реи стонали отъ надувшихся парусовъ; корабль не могъ больше идти: отовсюду встрѣчалъ онъ непреодолимый отпоръ. Среди этой грозной борьбы стихій ужасъ овладѣлъ корабельщиками; напрасно бросали они въ море вещи, находившіяся на кораблѣ, думая тѣмъ облегчить его: Пророкъ своею тяжестію давилъ корабль сильнѣе всѣхъ другихъ тяжестей. Видя въ свирѣпой бурѣ и страшномъ волненіи моря наказаніе Божіе, корабельщики рѣшились прибѣгнуть къ послѣднему средству: они бросили жеребій, чтобъ узнать, за кого именно послана на нихъ столь гибельная бѣда. Жребій налъ на Іону; потому-что изъ-за него, за его неповиновеніе волѣ Божіей, свирѣпствовала буря, волновалось море, разбиваемъ былъ вѣтрами и волнами корабль. И когда Іона, по собственному его желанію, брошенъ былъ въ море, то оно отложило свою ярость. Но, потерпѣвъ кораблекрушеніе, Іона съ обыкновеннаго корабля перешелъ въ корабль одушевленный. Опущенный въ глубину морскую, онъ нашелъ тамъ пріютъ въ чревѣ большой рыбы, какъ въ каютѣ. Безпечно спавши на кораблѣ среди всѣхъ ужасовъ природы, онъ теперь въ китѣ сталъ бдительнымъ и бодрымъ. Изъ глубины морской бездны, изъ глубины внутренностей звѣря морскаго, изъ глубины своего сердца возвалъ онъ къ Богу, и вопль души его не остался тщетнымъ, — Богъ внялъ его молитвѣ. Спустя три дня послѣ его кораблекрушенія, онъ вышелъ цѣлъ и невредимъ изъ пловучаго гроба, и своею проповѣдію открылъ внутреннія очи Ниневитянъ, смягчилъ и растопилъ сердца ихъ. Вѣра и истинное покаяніе Ниневитянъ, — плоды живаго его слова, спасли Ниневію отъ гибели, отвратили отъ ней сокрушительный ударъ, который уже готовъ былъ разразиться надъ нею (Іон. 1, 2-3). Кто не повергнется во прахъ передъ чудодѣйственною десницею Всемогущаго, такъ разительно явившею себя въ судьбѣ Пророка Іоны? Кто послѣ этого не скажетъ: неиспытани судове Его, Бога нашего, и неизслѣдовани путіе Его! О, глубина богатства и премудрости и разума Божія!

3. Только окомъ вѣры можно нѣсколько прозрѣвать въ таинственный смыслъ тѣхъ вещей, явленій и дѣйствій, которыя окружали Пророка Іону и происходили около него и съ нимъ самимъ послѣ того, какь рѣшился онъ убѣжать въ Ѳарсисъ отъ лица Божія. Такъ, братіе, корабль, по моему мнѣнію, есть образъ синагоги Іудейской. Въ кормчемъ корабля я вижу символъ священническаго Іудейскаго сословія: оно также должно было направлять народъ къ надежной пристани, къ вѣрѣ въ Искупителя, указывая ему подводные камни жизни, о которые неопытность и неосмотрительность часто разбиваются. Корабельщики олицетворяютъ собою книжниковъ и Фарисеевъ. Дорогія вещи, которыя они напрасно, къ собственному вреду, выбросили въ море, — это Пророки и всѣ Святые — которыхъ отвергла синагога и предала смерти къ собственному своему вреду, къ собственной своей погибели и погибели народа. Свирѣпые вѣтры — это различные цари, которые оглушительнымъ шумомъ трубъ воинскихъ и страшнымъ трескомъ мечей и копій, спутниками опустошительныхъ военныхъ бурь, разбили Іудеевъ по всей землѣ. — Въ лицѣ Iоны, который спокойно спалъ на кораблѣ среди страшныхъ смятеній природы, таинственно предъизображены нѣкоторыя обстоятельства изъ жизни Господа нашего, именно: корабль, по матеріи своей, знаменуетъ живоносный крестъ Спасителя, а сонъ Іоны на кораблѣ — животочивую смерть Господа на крестѣ. Какъ во время сна Іоны страшно волновалась природа, по небу ходили тучи, закрывавшiя солнце, а на землѣ разверзались бездны морскiя: такъ и во время смерти Господа солнце помрачилось и земля разверзла нѣдра свои. Море волновавшееся и сильно пѣнившееся — это гордый міръ. Шумныя морскія волны — это Iудеи и Язычники, которые тщетно возставали и неистовствовали противъ Господа (Пс. 2) По жеребью Іона брошенъ былъ въ море. По пророческимъ предсказаніямъ страдалъ Господь нашъ. Притомъ, какъ Іону, согласно съ собственнымъ его желаніемъ, бросили въ море, такъ и Господь нашъ добровольно, по безконечной любви своей къ намъ, испилъ чашу мученій. — Китъ — это символъ гроба и ада. Какъ Іона, поглощенный китомъ, попрошествіи трехъ дней и трехъ ночей, былъ выброшенъ имъ, и послѣ того отправился въ Ниневію: такъ и Господь нашъ, послѣ смерти своей нисходившій въ бездну ада и разрушившій царство сатаны, въ третій день возсталъ изъ гроба и, по воскресеніи своемъ, прежде восхожденія на небо къ Отцу своему, явился въ Іерусалимѣ. — Наконецъ, Ниневія представляетъ намъ образъ Церкви. Не даромъ Богъ назвалъ ее большимъ городомъ; ибо Онъ видѣлъ, что настанетъ время, когда изъ людей, разсѣянныхъ по всему міру, принадлежащихъ къ различнымъ націямъ, но увѣровавшихъ во Христа, составится одно великое гражданство — святая Его Церковь подъ управленіемъ вѣчнаго Царя-Христа. Это сравненіе Ниневіи съ Церковію подтверждается и спасительнымъ обращеніемъ Ниневитянъ къ Богу. Какъ скоро было имъ возвѣщено, что городу ихъ грозитъ гибель, они тотчасъ повѣрили сказанному и въ сердца ихъ проникъ спасительный страхъ. Ясному ихъ сознанію той истины, что въ слѣдъ за угрозою Божественною не замедлитъ придти и наказаніе, сердце ихъ отвѣчало глубокимъ благочестивымъ чувствомъ. Отвергши прежній образъ жизни, они, для пріобрѣтенія милости Божіей, не пошли, по обыкновенію, въ капища, не стали жечь ѳаміама на своихъ нечистыхъ жертвенникахъ, не дѣлали возліяній, не убивали животныхъ, чтобы по трепетанію ихъ фибръ заключать о волѣ боговъ, отложили въ сторону наблюденіе надъ птицами, чтобы по ихъ полету выводить суетныя догадки о своей участи; нѣтъ! они въ себѣ самихъ, въ сердцахъ своихъ искали спасительнаго средства умилостивить Бога истиннаго; они принесли въ жертву Богу свой сокрушенный и смиренный духъ, и такимъ образомъ истиннымъ, сердечнымъ покаяніемъ перемѣнили гнѣвъ Божій на благоволеніе. То же самое дѣлали и мы, когда вступали въ общество Христово, въ Его святую Церковь: безъ сознанія и живаго чувства собственной грѣховности не возможенъ входъ въ царство Христово. Тоже самое и теперь еще должны мы дѣлать, усвояя себѣ вѣрою заслуги Господа нашего Іисуса Христа; потому что различныя искушенія увлекаютъ насъ къ паденію; а не возставая отъ паденія, т. е. не раскаяваясь во грѣхахъ, мы не избавимся отъ наказанія въ жизни будущей.

Печатается по изданiю: Святаго священномученика Зинона, епископа Веронскаго О пророкѣ Іонѣ. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». СПб.: Въ типографiи К. Жернакова – 1843 г. – Часть II. – с. 378-387.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0