Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Августинъ Иппонійскій († 430 г.)

Блаж. Августин ИппонийскийРодомъ изъ г. Тагаста (въ Африкѣ), воспитанъ благочестивою матерію Моникою. Окончивши въ Карѳагенѣ образованіе, блаж. Августинъ преподавалъ риторику, сначала на родинѣ, а потомъ въ Медіоланѣ. Здѣсь, подъ руководствомъ св. Амвросія, онъ изучалъ св. Писаніе и пораженный высотою сего ученія, крестился, раздалъ все имѣніе бѣднымъ и принялъ иночество. Въ 391 г., Валеріемъ, еп. Иппонскимъ, блаж. Августинъ былъ посвященъ въ пресвитера, въ 395 г. въ епископа-викарія, по смерти же Валерія занялъ его мѣсто. Епископствовалъ 35 лѣтъ, ведя борьбу противъ донатистовъ, манихеевъ и пелагіанъ. Скончался въ 430 г., 70-ти лѣтъ отъ роду. Изъ сочиненій блаж. Августина замѣчательны: «Исповѣдь», 17-ть книгъ противъ пелагіанъ, «О градѣ Божіемъ» и «Христіанская наука». (Прот. Алексій Мальцевъ. «Мѣсяцесловъ Православной Каѳолической Восточной Церкви».)

Творенія

Блаж. Августинъ Иппонійскій († 430 г.)
Бесѣда 5-я (345). О презрѣніи къ міру.

1. Хочу говорить любви вашей, братія, о томъ, что относится къ презрѣнію жизни настоящей и надеждѣ жизни будущей. Если хочешь знать, что слѣдуетъ презирать, то посмотри на мучениковъ, которые презрѣли эту земную жизнь. Если хочешь знать, на что нужно надѣяться, то указываю тебѣ на воскресеніе, такъ какъ нынѣ Господь воскресъ изъ мертвыхъ [1]. И если ты, человѣкъ, колеблешься теперь, то будь твердъ въ надеждѣ, и если смущаетъ тебя трудъ, пусть ободритъ награда. Къ этому призываетъ насъ апостолъ, когда заповѣдуетъ Тимоѳею, говоря: богатыхъ въ настоящемъ вѣкѣ увѣщевай, чтобы они не выcоко думали о себѣ и уповали не на богатство невѣрное, но на Бога живаго, дающаго намъ все обильно для наслажденія; чтобы они благодѣтельствовали, богатѣли добрыми дѣлами, были щедры и общительны, собирая себѣ сокровище, доброе основаніе для будущаго, чтобы достигнуть вѣчной жизни (1 Тим. 6, 17-19). Это особенно должно помнить богатымъ. Слушайте это, богатые, имѣющіе золото и серебро и пламенѣющіе страстію, богатые, на которыхъ съ упованіемъ взираютъ иногда бѣдные, ропщутъ, вздыхаютъ, хвалятъ, завидуютъ, съ коими хотятъ сравняться, скорбятъ о своемъ неравенствѣ съ ними и среди похвалъ богачамъ говорятъ лишь: «вотъ, они одни счастливы, они одни живутъ лишь». Но вы, богачи, берегитесь, чтобы изъ за этихъ словъ, коими льстятъ вамъ люди бѣдные, не впасть вамъ въ гордость; слушайте скорѣе апостола, цѣлителя болѣзни, а не льстеца на словахъ. Настоящая жизнь ваша есть сонъ, и богатства эти, какъ бы во снѣ протекаютъ. Апостолъ Павелъ убѣждаетъ достигать вѣчной жизни. Слушайте же Павла и не гордитесь. Слушай и псалмопѣвца ты, богачъ и вмѣстѣ бѣднякъ. Что имѣешь ты, если Бога нѣтъ у тебя? И чего нѣтъ у тебя, если Богъ съ тобой? О богатыхъ говоритъ псалмопѣвецъ: уснули сномъ своимъ, и не нашли всѣ мужи силы рукъ своихъ (Псал. 75, 6). Иногда и нищій, лежащій на землѣ и дрожащій отъ холода, во снѣ видитъ сокровища, радуется, восторгается, гордится и даже пренебрегаетъ отцомъ своихъ въ лохмотьяхъ. Сонъ — это то, что видишь ты, нищій, когда спишь и радуешься. Однако пока не проснется онъ, чувствуетъ себя богачемъ. Когда уснетъ, находитъ то, о чемъ, видимо, скорбитъ. Также и богачъ, имѣющій умереть, подобенъ бѣдняку, спящему и видящему во снѣ сокровища. Вѣдь, и тотъ богачъ, который одѣвался въ порфиру и виссонъ, и остался неизвѣстнымъ по имени, презиралъ бѣдняка, лежащаго у воротъ, каждый день пиршествовалъ блистательно, потомъ, умерши и будучи погребенъ, онъ очнулся и увидѣлъ себя въ пламени (Лук. 16, 19-24). Провелъ онъ время сна своего и послѣ сна ничего не нашелъ, потому что не далъ никакого разумнаго употребленія богатству своему.

2. Для жизни ищется богатство, но не жизнь для богатства. Какъ многіе примиряются со своими врагами, выговаривая себѣ одну только жизнь? И что ни имѣютъ, все отдаютъ, лишь бы жизнь сохранить. Все ли отдалъ ты, братъ, врагамъ своимъ? Все, говоритъ, отдалъ, остался голымъ, и хотя голымъ, но все же живымъ. А почему? Потому отдалъ все, чтобы самому не оказаться убитымъ. И какъ съ тобой это случилось? Хочешь — скажу тебѣ, какъ? Оттого это случилось, что прежде, нежели пришелъ къ тебѣ врагъ, ты самъ не оказывалъ помощи нищему, такъ — чтобы милостыня твоя восходила чрезъ бѣднаго во Христу. Христу не далъ ты немногаго, а врагу отдалъ все, что имѣлъ, и отдалъ навсегда, Христосъ проситъ и не получаетъ. Тотъ требуетъ и все отнимаетъ. Если такъ дорого платишь ты за эту преходящую жизнь, то какъ же должна быть цѣнна жизнь вѣчная? Давай же ты, который даешь врагу, чтобы жить хотя нищимъ, хоть что-нибудь Христу, чтобы жить счастливо. Для того, чтобы жить въ теченіе немногихъ дней, вотъ ты отдаешь, что требуетъ врагъ твой, а чего хочетъ Христосъ, этого ты не дѣлаешь. He велико число дней жизни человѣка отъ дѣтства до старости; а если бы Адамъ умиралъ сегодня, все равно, дни его были бы немноги, потому что всѣ они были бы уже окончены имъ: пусть онъ жилъ бы шесть тысячъ лѣтъ, и однако не велико было бы число дней жизни его, въ виду того, что они всѣ были бы прожиты. Во власти твоей большое число дней, полныхъ труда и искушеній, немного земли имѣешь ты и виллу. Вотъ, врагъ, который плѣнилъ тебя, говоритъ: «все, что имѣешь, дай мнѣ»; и для того, чтобы жить, ты все отдаешь, ты, сегодня избавившійся отъ смерти, а завтра умирающій, отъ одного избавившійся, отъ другого, быть можеть, имѣющій принять смерть. Вотъ сколь многое претерпѣваютъ люди изъ-за настоящей временной жизни и не хотятъ пострадать даже сколько-нибудь за жизнь вѣчную! Пусть вразумятъ насъ, братія, хоть эти постоянныя опасности. Вотъ все отдалъ ты, отъ всего отказался и радуешься тому, что живъ, и говоришь: «хотя я и бѣденъ, нагъ, хотя нуждаюсь, нищенствую, однако, радуюсь тому, что я живъ и не лишился этого радостнаго свѣта. Пусть же явится Христосъ, пусть и Онъ примирится съ тобою, не варваръ, который плѣнилъ тебя, но Тотъ, Кто Самъ плѣненъ былъ и благоволилъ даже умереть за тебя. Тотъ, Кто Самъ Себя отдалъ за тебя, призываетъ тебя къ миру съ Собою. «Хочешь ли жить ты?! Живи со Мною», говоритъ Онъ. «Слѣдуетъ только, чтобы ты возненавидѣлъ себя и полюбилъ Меня. Теряя жизнь свою, найдешь ее, а оберегая ее, погубишь».

3. Что касается богатства твоего, коимъ тебѣ пріятно владѣть, и которое готовъ отдать ты за жизнь настоящую, то вотъ я даю совѣтъ тебѣ, какъ поступить съ нимъ. Если любишь его, то не теряй. Однакоже, если любишь богатство только на землѣ, здѣсь, то оно погибнетъ вмѣстѣ съ тобою. Если любишь сокровища, то переноси ихъ туда, куда и самъ пойдешь, чтобы не потерять ихъ здѣсь, на землѣ, несмотря на всю твою привязанность въ нимъ, или еще при жизни, или по смерти. Вотъ я далъ тебѣ совѣтъ: не сказалъ: «губи», но «сохраняй». Хочешь собирать сокровища? Хорошо. Не говорю: «не собирай», но указываю мѣсто, гдѣ собирать. Смотри на меня, какъ на совѣтника, а не какъ на врага твоего. Написано: собирайте себѣ сокровища на небѣ, гдѣ ни моль, ни ржа не истребляетъ, и гдѣ воры не подкапываютъ и не крадутъ (Матѳ. 6, 20). Но, можетъ бытъ, скажешь ты: «не вижу я мѣста на небѣ, гдѣ бы положить. Какую гору, какую машину долженъ найти я, чтобы коснуться неба, чтобы видѣть, гдѣ положить тамъ деньги мои?» Но что говоришь ты?! Знаешь же на землѣ ты мѣсто, гдѣ спрятать? Знаю, говоришь. Хорошо, довольно. Если спокоенъ бываешь ты, когда прячешь да землѣ, то какъ же не довѣряешь ты Богу, Который сотворилъ небо и землю? Давай Богу смѣло, Ему ввѣряй себя, ибо Онъ сохраняетъ для тебя сокровище на небѣ. Онъ же промышляетъ о тебѣ и на землѣ, пока ты живешь. Хочешь сохранить деньги? Сохраняй, какъ знаешь. Если найдешь лучшаго стража, чѣмъ Христосъ, ему ввѣряй свои деньги. Ввѣряю, говоритъ, рабу моему. Хорошо. Насколько же больше долженъ вѣрить ты твоему Господу? И неужели Господу предпочитаешь ты раба? О, христіанинъ! Рабъ твой, можетъ быть, украдетъ и исчезнетъ. А развѣ Христосъ это сдѣлаетъ? Многіе рабы являлись неожиданно врагами по отношенію къ господамъ своимъ и предавали ихъ вмѣстѣ съ ихъ золотомъ. Итакъ, кому же ввѣряешь свои сокровища? Рабу, говоритъ, моему. Я знаю вѣрность раба своего и потому довѣряю ему. Хорошо. Высоко чтишь ты раба своего, золото свое ввѣряешь ему. А душу свою кому? Душу свою ввѣряю я Господу моему. Но не гораздо ли лучше, человѣкъ, и золото твое ввѣрить Тому, Кому ввѣряешь свою душу? Или, можетъ быть, вѣренъ Онъ въ храненіи души твоей и невѣренъ въ храненіи денегъ твоихъ?! Но сохранитъ ихъ для тебя Тотъ, Кто и тебя сохраняетъ. Хранишь ты вѣрность раба своего?! Да, я знаю, говоришь ты, вѣрность раба своего. Но вся эта вѣрность состоитъ въ томъ, что онъ не обманываетъ, не беретъ твоего, но не въ состояніи не потерять его. Но, вотъ, положилъ онъ сокровища твои, не сумѣлъ спрятать, другой находитъ ихъ и уноситъ. Ужели это можетъ случиться и со Христомъ? Оставь же нерадѣніе и пріими совѣтъ. Дай Христу голодающему, собирай сокровище на небѣ. И какой трудъ собирать для себя сокровище на небѣ? Хотя бы и трудно было это, все же слѣдовало бы полагать сокровища въ мѣстѣ безопасномъ, откуда никто не могъ бы взять ихъ. И когда говоритъ Христосъ: «собирай сокровища на небѣ», не говоритъ тебѣ: «ищи горъ, строй машины, поддѣлывай крылья», — а говоритъ лишь: «давай Мнѣ на землѣ, и Я сберегу для тебя на небѣ. Для того Я и являюсь на землѣ въ бѣдности, чтобы ты богатымъ явился на небѣ. Сдѣлай же переправу для себя. Быть можетъ, боишься ты обманщиковъ, чтобы не потерять своего и ищешь, кто бы могъ перенести, кто бы могъ переправить. Вотъ, Христосъ помощникъ твой. He обманетъ Онъ и перенесетъ.

4. Но гдѣ, спроситъ кто-нибудь, найти мнѣ Христа на землѣ? Гдѣ найти Его, чтобы дать Ему. Какъ учитъ меня вѣра моя, что я слышу и чему научился въ церкви, Онъ пострадалъ, умеръ и погребенъ, воскресъ въ третій день и въ сороковой день по воскресеніи вознесся на небо, возсѣлъ одесную Бога Отца, а при скончаніи міра снова придетъ. Когда же здѣсь я могу увидѣть Его? Кому могу дать изъ моего имущества, чтобы тотъ перенесъ къ Нему? He безпокойся! Неужели ты не читалъ или никогда не слыхалъ, чтó сказалъ Савлу, когда онъ еще преслѣдовалъ Церковь, — гордый и жестокій, пылая ненавистью къ христіанамъ, что сказалъ ему Тотъ, Кого ты исповѣдуешь сидящимъ на небѣ? Вспомни, что сказалъ Онъ ему? Савлъ, Савлъ, что ты гонишь Меня — (Дѣян. 9, 4)? Кого Павлъ не видѣлъ и не касался, Тотъ говоритъ съ неба: что ты гонишь Меня? He говоритъ: «что гонишь родныхъ Моихъ, рабовъ Моихь, святыхъ или братьевъ Моихъ». Ничего такого не говоритъ. A что сказалъ? Что ты гонишь Меня, т.-е., терзаешь члены Моего тѣла. За нихъ, попираемыхъ на землѣ, Глава говоритъ съ неба. Потому что и у тебя, если кто-нибудь наступитъ тебѣ на ногу, языкъ твой говоритъ: «ты наступилъ на меня». Итакъ, что сомнѣваешься, что препираешь? Кто сказалъ Павлу: что ты гонишь Меня, говоритъ и тебѣ: «питай меня». На землѣ Павелъ свирѣпствовалъ и Христа на небѣ преслѣдовалъ; такъ и ты давай на землѣ и тѣмъ самымъ будешь питать Христа на небѣ. Вѣдь, и этотъ вопросъ, который смущаетъ тебя, разрѣшилъ Господь.

Въ святомъ Евангеліи повѣствуется, что смутятся при всеобщемъ судѣ тѣ, когорые будутъ стоять по правую сторону, когда скажетъ имъ Господь: алкалъ Я, и вы дали Мнѣ ѣсть, они скажутъ Ему: Господи! когда мы Тебя видѣли алчущимъ? — И тотчасъ же услышатъ на это: такъ какъ вы сдѣлали это одному изъ сихъ братьевъ Моихъ меньшихъ, то сдѣлали Мнѣ (Матѳ. 25, 35-40). Если ты слышалъ это, скажи открыто, что не хочешь датъ, и тогда не будешь имѣть извиненія и голосомъ своимъ осудишь себя. Вотъ о богатствѣ твоемъ учитъ тебя Господь Богъ твой и далъ совѣтъ, какъ поступать съ нимъ. Любишь ли богатство? Люблю, говоришь. Переправляй же его и, когда переправишь, самъ слѣдуй за нимъ сердцемъ твоимъ, пока живешь, потому что гдѣ сокровище ваше, тамъ будетъ и сердце ваше (Матѳ. 6, 21). Если же къ землѣ привязываешь сердце твое, стыдись, когда лжешь, отвѣчая на слова: «горѣ имѣемъ сердца» (Sursum cor.). Потому что въ отвѣтъ на эти слова говорится: «имамы ко Господу» (habemus ad Dominum). Лжешь ты передъ Богомъ. Даже въ теченіе одного часа въ церкви не хочешь говорить истины, лжешь передъ Богомъ, какъ поступаешь всегда и передъ людьми. Говоришь: «имамы ко Господу», а сердце твое сокрыто въ землѣ, потому что гдѣ сокровище ваше, тамъ будетъ и сердце ваше.

5. Если же ты поступаешь съ богатствомъ твоимъ такъ, какъ слышалъ, если будешь такимъ богачемъ, о какомъ говоритъ апостолъ, не будешь высоко думать о себѣ и полагаться на богатство невѣрное, такъ чтобы собирать себѣ сокровище — доброе основаніе для будущаго, чтобы достигнуть вѣчной жизни, то тогда уже имѣй дерзновеніе ко Господу Богу твоему и говори Ему: «вотъ я, Господи, переправилъ на небо, чтó имѣлъ, или, если и имѣю что, такъ имѣю, какъ бы не имѣлъ. Такъ ли цѣнно Царство небесное, какъ имѣніе твое? Конечно, болѣе цѣнно. И не таково оно, чтобы такъ оцѣнивалось. Это говоритъ тебѣ Господь твой, Коего вопрошаешь ты объ имѣніи своемъ. Только до времени будешь жить ты, а потомъ умрешь; въ Царствѣ же Моемъ, говоритъ Господь, никогда не умрешь, но будешь жить вѣчно. Тамъ будешь истиннымъ богачемъ, гдѣ никогда не будешь имѣть нужды. Вѣдь, потому ты ищешь для ѣзды животныхъ, для пропитанія — обильныя кушанья, для одѣянія — драгоцѣнныя одежды, чтобы не ослабѣтъ. Но развѣ на самомъ дѣлѣ, имѣя многое, ты богатъ, а ангелъ, напримѣръ, бѣденъ? Вѣдь, ничего не имѣетъ онъ, ни конемъ, ни колесницей не пользуется, ни столомъ, полнымъ богатыми яствами, ни одеждъ не дѣлается для него, потому что облекается вѣчнымъ свѣтомъ. Старайся же богачъ, пріобрѣтать истинное богатство. Эти земныя богатства хочешь имѣть ты для того, чтобы было у тебя довольно пищи, потому что безъ нея ты ослабѣваешь. Богъ же истинно дѣлаетъ тебя богатымъ, потому что дѣлаетъ тебя сытымъ вовѣкъ. Вѣдь, сколько много ни имѣешъ ты, все же, когда наступаетъ время обѣда, ты предъ обѣдомъ чувствуешь голодъ и ослабѣваешь, такъ какъ ты немощенъ. Но развѣ это же самое испытываютъ ангелы? Разумѣется, нѣтъ. Ни голода, ни слабости не испытываетъ ангелъ. Въ концѣ концовъ, ты начинаешь роскошествовать своими обѣдами; это не есть уже удовлетвореніе нужды, а ненужный трудъ (funus curarum). И спокойно ли спишь ты, когда помышляешь объ умноженіи богатства? Если не обманываюсь, я, то, какъ только пріобрѣлъ ты богатство, потерялъ и покой свой. Когда бодрствуешь, помышляешь объ умноженіи богатства; когда спишь, представляются тебѣ разбойники. Днемъ безпокойство, ночью — страхъ, постоянно несчастенъ ты. Истиннымъ богачемъ хочетъ сдѣлатъ тебя лишь Тотъ, Кто обѣщаетъ тебѣ Царство небесное. Но такъ же ли дорого думаешь ты покупать тѣ истинныя богатства, ту истинную, блаженную жизнь, какъ готовъ покупать эти несчастные и полные труда дни? Конечно, гораздо больше должно значить то, что гораздо большимъ является само по себѣ, именно, Царство небесное.

6. Но что же дѣлать мнѣ? — Недоумѣваешь ты. Вотъ, святый епископъ, выслушалъ я увѣщаніе твое, повиновался совѣту твоему, не пренебрегъ повелѣніемъ Божіимъ. Что имѣлъ, отдалъ бѣднымъ, и что имѣю, дѣлю съ нуждающимися. Что большее могу сдѣлать?! Но имѣешь и еще нѣчто, имѣешь себя самого. Самъ ты больше еще. Пусть остаешься ты безъ имѣнія твоего, но ты долженъ отдать еще себя самого. Исполнилъ ли ты совѣтъ Господа твоего? Исполнилъ, отвѣчаешь. Но что же ты лжешь? He все ты исполнилъ. Съ одной стороны исполнилъ, а съ другой даже и не пытался. Слушай, что повелѣваетъ Господь: пойди, продай имѣніе твое и раздай нищимъ. Все ли? Нѣтъ. Чтобы не воображалъ тотъ, кто отдаетъ бѣднымъ имѣніе свое, что тѣмъ самымъ вредитъ себѣ, Господь тотчасъ успокоилъ его, говоря: и будешь имѣть сокровище на небесахъ. Но только ли это? Нѣтъ. Что же еще? И приходи, и слѣдуй за Мной (Матѳ. 19, 21). Любишь ли и хочешь ли слѣдовать за Тѣмъ, Кого любишь? Но Онъ (Господь) удалился, вознесся, и неизвѣстно, гдѣ теперь?! О, христіанинъ! неужели не знаешь, куда ушелъ Господь твой? Сказать ли тебѣ, какъ слѣдовать за Нимъ? Чрезъ гоненія, чрезъ поношенія, чрезъ страданія отъ ложныхъ обвиненій, чрезъ оплеванія, чрезъ удары по щекамъ и удары плетей, чрезъ вѣнецъ терновый, чрезъ крестъ и чрезъ смерть. Что медлишь? Вотъ указалъ тебѣ путь. Тяжелъ, говоришь, путь этотъ. Кто можетъ слѣдовать по нему? Но стыдись, стыдись, отважный, ты, который называешься мужемъ отъ мужества (a virtute vir diceris). Вотъ послѣдовали даже жены, коихъ страданія сегодня прославляемъ мы. Празднество женъ мученицъ Субурбитантскихъ [2] совершаемъ мы. Гладкимъ, безопаснымъ и надежнымъ этотъ тѣсный и тернистый путь сдѣлалъ для васъ предшествовавшими прохожденіями по нему Господь нашъ и вашъ, Господь нашъ Спаситель, Господь Іисусъ Христосъ, Который царствуетъ во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Слово, повидимому, произнесено было въ день Пасхи.
[2] Какъ думаютъ нѣкоторые, Перпетуи и Фелицаты.

Источникъ: Проповѣди блаженнаго Августина. / Пер. съ лат. языка на русскiй протоiер. Дмитрiя Садовскаго. — Сергiевъ Посадъ: Типографiя Св.-Тр. Сергiевой Лавры, 1913. — С. 38-45.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0