Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 23 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Августинъ Иппонійскій († 430 г.)

Блаж. Августин ИппонийскийРодомъ изъ г. Тагаста (въ Африкѣ), воспитанъ благочестивою матерію Моникою. Окончивши въ Карѳагенѣ образованіе, блаж. Августинъ преподавалъ риторику, сначала на родинѣ, а потомъ въ Медіоланѣ. Здѣсь, подъ руководствомъ св. Амвросія, онъ изучалъ св. Писаніе и пораженный высотою сего ученія, крестился, раздалъ все имѣніе бѣднымъ и принялъ иночество. Въ 391 г., Валеріемъ, еп. Иппонскимъ, блаж. Августинъ былъ посвященъ въ пресвитера, въ 395 г. въ епископа-викарія, по смерти же Валерія занялъ его мѣсто. Епископствовалъ 35 лѣтъ, ведя борьбу противъ донатистовъ, манихеевъ и пелагіанъ. Скончался въ 430 г., 70-ти лѣтъ отъ роду. Изъ сочиненій блаж. Августина замѣчательны: «Исповѣдь», 17-ть книгъ противъ пелагіанъ, «О градѣ Божіемъ» и «Христіанская наука». (Прот. Алексій Мальцевъ. «Мѣсяцесловъ Православной Каѳолической Восточной Церкви».)

Творенія

Блаж. Августинъ Иппонійскій († 430 г.)
Бесѣда 6-я (346). О нашемъ хожденіи вѣрою въ настоящей жизни.

1. Вспомните, братія возлюбленные, что говоритъ апостолъ: водворяясь въ тѣлѣ, мы устранены отъ Господа. Ибо мы ходимъ вѣрою, а не видѣніемъ (2 Кор. 5, 6-7). И Господь нашъ Іисусъ Христосъ, Который сказалъ: Я есмь путь и истина и жизнь (Іоан. 14, 6), восхотѣлъ, чтобы мы направлялись въ своемъ хожденіи черезъ Него и къ Нему. Гдѣ идти намъ, если не по пути? И куда идти, какъ не къ истинѣ и жизни? Вѣдь, по сравненію той жизни съ настоящей, преходящей, коей живемъ мы теперь, эта послѣдняя является смертью, — такъ много перемѣнъ въ ней, такъ мало постоянства, и столь краткимъ временемъ ограничивается она. Недаромъ Господь тому богачу, который спросилъ Его: Учителю благій? что благо сотворю, да имамъ животъ вѣчный? — отвѣтилъ: аще хощеши внити въ животъ, соблюди заповѣди (Матѳ. 19, 16-17). Находился онъ, богачъ, въ нѣкоторой жизни, такъ какъ не трупу, хотя все же и не живущему человѣку, говорилъ Господь. Но такъ какъ тотъ спрашивалъ о наслѣдованіи жизни вѣчной, не сказалъ ему Господь: «аще хощеши внити въ животъ вѣчный», но: аще хощеши внити въ животъ, соблюди заповѣди, давая, разумѣется, понять этимъ, что не слѣдуетъ называть жизнью ту жизнь, которая не вѣчна, потому что истинная жизнь не можетъ быть иною, какъ только вѣчною. Отсюда и апостолъ, когда увѣщеваетъ богатыхъ быть милостивыми, заповѣдуетъ, чтобы они (богатые) благодѣтельствовали, богатѣли добрыми дѣлами, были щедры и общительны, собирая себѣ сокровище, доброе основаніе для будущаго, чтобы достигнуть вѣчной жизни (1 Тим. 6, 18-19). Какую жизнь назвалъ онъ истинной, если не вѣчную жизнь, которая одна только и можетъ быть названа жизнью, потому что она только и есть блаженная жизнь? Вѣдь, во всякомъ случаѣ тѣ богачи, коихъ, по его словамъ, слѣдуетъ увѣщевать достигать вѣчной жизни, въ изобиліи богатствъ пользовались настоящей жизнью. Если бы ее однако апостолъ считалъ истинной жизнью, онъ не сказалъ бы: собирая себѣ сокровища, доброе основаніе для будущаго, чтобы достигнуть вѣчной (veram) жизни, давая этимъ знать, что неистинна жизнь настоящая, жизнь богачей, жизнь, которая глупцами считается не только истинной, но даже блаженною жизнью. Но какъ можетъ быть блаженной жизнь неистинная?! Итакъ, нѣтъ блаженной жизни, кромѣ какъ только вѣчной, которой богачи еще не владѣютъ, какъ бы весело ни проводили настоящую жизнь, и потому они увѣщеваются достигать ея чрезъ дѣла милосердія, чтобы могли услышать на послѣднемъ судѣ слова Господа: пріидите, благословенные Отца Моего, наслѣдуйте Царство, уготованное вамъ отъ созданія міра: ибо алкалъ Я, и вы дали Мнѣ ѣсть. А что это Царство есть жизнь вѣчная, немного послѣ Господь показываетъ то, говоря: и пойдутъ сіи въ муку вѣчную, а праведники въ жизнь вѣчную (Матѳ. 25, 34-35. 40).

2. Пока мы не достигли этой жизни, мы устранены отъ Господа. Ибо мы ходимъ вѣрою, а не видѣніемъ (2 Кор. 5, 6-7). Я есмь путь и истина и жизнь (Іоан. 14, 6), говоритъ Господь. Въ вѣрѣ Онъ — для насъ путь, въ видѣніи же — истина и жизнь. Теперь мы видимъ какъ бы сквозь тусклое стекло, гадательно, — это есть вѣра; тогда же лицомъ къ лицу (1 Кор. 13, 12) — это есть видѣніе. Такъ же точно апостолъ говоритъ: да дастъ вамъ... во внутреннемъ человѣкѣ вѣрою вселиться Христу въ сердца ваши, — это есть путь, гдѣ мы познаемъ отчасти. Потомъ, немного послѣ, онъ добавляетъ: чтобы вы могли уразумѣть превосходящую разумѣніе любовь Христову, дабы вамъ исполниться всею полнотою Божіей (Ефес. 3, 16-17. 19) — это будетъ видѣніе, такъ какъ въ той полнотѣ, когда достигнуто будетъ совершенство, прекратится то состояніе, въ которомъ познаемъ мы отчасти. Далѣе, апостолъ говоритъ еще: Ибо вы умерли, и жизнь ваша скрыта со Христомъ въ Богѣ, — это вѣра; а затѣмъ онъ продолжаетъ: когда же явится Христосъ — жизнь ваша, тогда и вы явитесь съ Нимъ во славѣ (Кол. 3, 3-4), — это будетъ видѣніе. И св. Іоаннъ говоритъ: Возлюбленные! мы теперь дѣти Божіи; но еще не открылось, что будемъ, — это вѣра. Затѣмъ онъ присовокупляетъ: знаемъ только, что когда откроется, будемъ подобны Ему, потому что увидимъ Его, какъ Онъ есть (1 Іоан. 3, 2), — это будетъ видѣніе. Поэтому и Самъ Господь, Который называетъ Себя путемъ, истиной и жизнью, говоритъ, направляя Свою рѣчь къ іудеямъ, между которыми были увѣровавшіе въ Него, обращаясь именно къ этимъ послѣднимъ: если пребудете въ словѣ Моемъ, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сдѣлаетъ васъ свободными. Они уже увѣровали въ Него, потому что евангелистъ говоритъ такъ: тогда сказалъ Іисусъ къ увѣровавшимъ въ Него Іудеямъ: если пребудете въ словѣ Моемъ, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сдѣлаетъ васъ свободными (Іоан. 8, 31-32). Они уже вѣровали и ходили, какъ бы, по пути, во Христѣ, и Онъ убѣждаетъ ихъ, такимъ образомъ, чтобы, оставаясь на этомъ пути, они стремились далѣе. Къ чему стремились, какъ не къ тому, на что указываетъ Онъ, когда говоритъ: и истина сдѣлаетъ васъ свободными. Какое это освобожденіе, если не освобожденіе отъ всякой суеты, отъ всякаго поврежденія смерти? Это и есть истинная жизнь, вѣчная жизнь, которой мы еще не достигли, пока устранены отъ Господа, но достигнемъ со временемъ, потому — что въ Самомъ Господѣ вѣрою ходимъ, если твердо пребываемъ въ словѣ Его. Вѣдь, соотвѣтетвенно словамъ: если пребудете въ словѣ Моемъ, то вы истинно Мои ученики; а соотвѣтственно словамъ: и истина и жизнь, — говоритъ также: и познаете истину, и истина сдѣлаетъ васъ свободными. Въ этомъ странствованіи по указанному Христомъ пути, въ этой вѣрѣ чѣмъ буду утверждать васъ, какъ не словами апостола: итакъ, возлюбленные, имѣя такія обѣтованія, очистимъ себя отъ всякой скверны плоти и духа, совершая святыню въ страхѣ Божіемъ (2 Кор. 7, 1). Тѣ, которые хотятъ достигнуть того свѣта чистѣйшей и неизмѣнной истины, помимо вѣры, хотя нельзя взирать на Него иначе, какъ только очищеннымъ вѣрою сердцемъ, потому что блаженны чистые сердцемъ, ибо они Бога узрятъ (Матѳ. 5, 8), подобны людямъ слѣпымъ, которые вещественный свѣтъ этотъ сначала хотятъ видѣть для того, чтобы исцѣлиться отъ слѣпоты, хотя не могуть его видѣть, прежде чѣмъ не исцѣлятся.

Источникъ: Проповѣди блаженнаго Августина. / Пер. съ лат. языка на русскiй протоiер. Дмитрiя Садовскаго. — Сергiевъ Посадъ: Типографiя Св.-Тр. Сергiевой Лавры, 1913. — С. 46-49.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0