Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 23 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Августинъ Иппонійскій († 430 г.)

Блаж. Августин ИппонийскийРодомъ изъ г. Тагаста (въ Африкѣ), воспитанъ благочестивою матерію Моникою. Окончивши въ Карѳагенѣ образованіе, блаж. Августинъ преподавалъ риторику, сначала на родинѣ, а потомъ въ Медіоланѣ. Здѣсь, подъ руководствомъ св. Амвросія, онъ изучалъ св. Писаніе и пораженный высотою сего ученія, крестился, раздалъ все имѣніе бѣднымъ и принялъ иночество. Въ 391 г., Валеріемъ, еп. Иппонскимъ, блаж. Августинъ былъ посвященъ въ пресвитера, въ 395 г. въ епископа-викарія, по смерти же Валерія занялъ его мѣсто. Епископствовалъ 35 лѣтъ, ведя борьбу противъ донатистовъ, манихеевъ и пелагіанъ. Скончался въ 430 г., 70-ти лѣтъ отъ роду. Изъ сочиненій блаж. Августина замѣчательны: «Исповѣдь», 17-ть книгъ противъ пелагіанъ, «О градѣ Божіемъ» и «Христіанская наука». (Прот. Алексій Мальцевъ. «Мѣсяцесловъ Православной Каѳолической Восточной Церкви».)

Творенія

Блаж. Августинъ Иппонійскій († 430 г.)
Бесѣда 9 (349). О любви и о слѣпцѣ прозрѣвшемъ.

1. Незадолго предъ этимъ, братія, апостолъ, когда читалось его посланіе, говорилъ намъ о любви и такъ ее онъ изображаетъ намъ, что безъ нея всѣ прочія, хотя бы и великія, дарованія Божіи нисколько неполезны. Когда же она есть, она не остается одной. Итакъ, воздадимъ же любви вашей слово о любви. Одна есть любовь божественная, другая — человѣческая. И человѣческая бываетъ позволенная иная, другая — не позволенная. Объ этихъ трехъ родахъ любви (charitatibus vel dilectionibus, потому что два имени имѣетъ она у латинянъ, по-гречески же называется однимъ словомъ ἀγαπή) и постараюсь сказать вамъ, если Господь поможетъ мнѣ. Итакъ, первая обязанность моя, какъ я сказалъ, указать, что есть любовь божеская и человѣческая, и что человѣческая любовь бываетъ двоякая: дозволенная и недозволенная. Сначала я буду говорить о любви человѣческой дозволенной, которая не запрещается; потомъ — о любви человѣческой же, которая осуждается, и, наконецъ — о любви Божеской, которая приводитъ насъ къ блаженству.

2. Если сказать кратко, позволенная любовь есть та, когда мужъ любитъ свою жену, а непозволенная, — когда онъ любитъ блудницу или чужую жену. Въ мѣстахъ увеселительныхъ и на улицахъ въ большомъ почтеніи любовь недозволенная, когда любятъ блудницъ. Въ дому же Бога, въ храмѣ Его, во градѣ Христовомъ, въ Христовомъ тѣлѣ любовь къ блудницѣ ведетъ любящаго къ гееннѣ. Пользуйтесь же любовью дозволенной; человѣческая она, но все же, какъ сказалъ я, дозволенная. He только дозволяется она въ видѣ уступки, но такъ дозволяется, что если ея не будетъ, то это ставится въ упрекъ, и она предлагается въ видѣ совѣта. Итакъ, пусть позволительно будеть вамъ любить женъ вашихъ, дѣтей, друзей вашихъ, любить вашихъ гражданъ. Всѣ эти наименованія имѣютъ характеръ необходимости и какъ бы нѣкоторое притяженіе любви. Но вы знаете, что такая любовь можетъ быть и у нечестивыхъ, т. е. у язычниковъ, іудеевъ и еретиковъ. Кто изъ нихъ не любитъ жены, дѣтей, братьевъ, близкихъ, сосѣдей, друзей и т. д.? Это есть именно любовь человѣческая. Отсюда, если кто настолько жестокъ, что защищаетъ въ себѣ человѣческую способность любви и не любитъ своихъ сыновей, не любитъ жены своей, тотъ не имѣеть права считаться и между людьми. He заслуживаетъ, правда, и похвалы тотъ, кто любитъ сыновей своихъ, но вмѣстѣ заслуживаетъ осужденія тотъ, кто не любитъ ихъ. Пусть таковой обратить вниманіе на то, что, вѣдь, любятъ дѣтей своихъ даже и звѣри, любять дѣтей аспиды, любятъ тигры, любятъ львы. Нѣть животнаго, которое не ласкало бы дѣтей своихъ. Хотя иное изъ животныхъ и устрашаетъ людей, дѣтей своихъ однакоже лелѣетъ. Рыкаетъ левъ среди лѣсовъ, и никто не проходитъ мимо него. Но вотъ входитъ онъ въ свою пещеру, гдѣ у него дѣтеныши, и оставляетъ ярость своей дикости, оставляетъ ее какъ бы внѣ, не входитъ съ ней туда. Поэтому кто не любитъ дѣтей своихъ, дѣлаетея даже хуже льва. Естественна эта любовь, слѣдовательно, и дозволена.

3. Но остерегайтесь любви недозволенной. Вы — члены Христовы и тѣло Его. Слушайте апостола и устрашайтесь. He могъ онъ сказать выразительнѣе, сильнѣе и ярче, чѣмъ когда сказалъ: Итакъ, отниму ли члены у Христа, чтобы сдѣлать ихъ членами блудницы? И, сказавъ это, далѣе говоритъ: или не знаете, что совокупляющійся съ блудницей становится одно тѣло съ ней. Затѣмъ, приводитъ свидѣтельство отъ Писанія, гдѣ говорится, что два будутъ одна плоть (1 Кор. 6, 15-16; Быт. 2, 24). Сказано это о мужѣ и женѣ по вдохновенію свыше, но лишь касательно того, что дозволено, что допускается, что честно, но не о томъ, что постыдно, что недозволено и достойно осужденія со стороны здраваго смысла. Какъ въ дозволенномъ соединеніи мужа и жены дѣлаются два одною плотью, такъ же точно и въ недозволенномъ сопряженіи блудницы и прелюбодѣя. Если же это такъ, то пусть устрашитъ, пусть заставитъ содрогнуться тебя то, что сказано: Итакъ, отниму ли члены у Христа, чтобы сдѣлать ихъ членами блудницы? Помни о членахъ Христовыхъ ты, христіанинъ, но не ищи въ другомъ членовъ Христовыхъ, въ себѣ самомъ соблюдай ихъ, потому что купленъ ты кровью Христовой. Итакъ, отниму ли члены Христовы, чтобы сдѣлать ихъ членами блудницы? Кто не страшится словъ этихъ, тотъ не боится Бога.

4. Горячо, горячо умоляю васъ объ этомъ, братія моя. Предположимъ, чего нѣтъ, именно, что Господь обѣщалъ таковымъ безнаказанность и сказалъ: «кто сдѣлаетъ это, того Я помилую, того не осужу». Допустимъ, что такъ сказалъ Господь. Но даже и при обѣщаніи этой безнаказанности кто осмѣлится отнять члены Христовы и сдѣлать ихъ членами блудницы? Не сдѣлаетъ этого, если есть у него третья любовь — Божеская, потому что три рода любви назвалъ я. О трехъ родахъ, насколько поможетъ мнѣ Богъ, обѣщался я сказать вамъ: о человѣческой дозволенной, о другой человѣческой — недозволенной и, наконецъ, о высшей любви — Божеской. Вопросимъ эту Божескую любовь, положимъ предь ней тѣ два рода любви и скажемъ: вотъ дозволенная любовь человѣческая, которой любятъ люди своихъ женъ, дочерей и другихъ, въ силу нѣкоторыхъ естественныхъ влеченій. А вотъ другая любовь — недозволенная, когда любятъ блудницъ, чужихъ служанокъ, чужихъ дочерей, не высватанныхъ и не обрученныхъ, когда любятъ чужую жену. Вотъ двѣ любви передъ тобою. Съ которой изъ нихъ хотѣла бы ты быть вмѣстѣ? Если захочешь оставаться съ дозволенной, не будешь имѣть общенія съ той — недозволенной. Никто пусть не говоритъ: «я хочу имѣть обѣ». Если обѣ хочешь имѣть, давая мѣсто и любви къ блудницѣ, наносишь оскорбленіе той любви, которая обитаетъ въ тебѣ, — любви высшей. И думаю, что если ты человѣкъ женатый и любишь блудницу, ты не впускаешь ея въ домъ свой, чтобы жила она тамъ вмѣстѣ съ женою твоею. До этого не доходишь; ищешь тьмы, ищешь мѣстъ закрытыхъ. He хочешь открывать позора своего. Но и тѣ, которые не имѣютъ женъ, и имѣютъ какъ бы больше правъ на любовь къ блудницамъ (потому говорю: какъ бы — quasi, — что и они понесутъ осужденіе, если принадлежатъ къ обществу вѣрующихъ), — думаю, что и юноша, еще не имѣющій жены, если любитъ блудницу, не допускаетъ все же, чтобы она жила съ его сестрою или матерью, чтобы не оскорбить ихъ стыдливости, чтобы не унизить благородства своего рода. Итакъ, если ты не допускаешь, чтобы блудница, та, которую ты любишь, жила вмѣстѣ съ твоею матерью или сестрой, чтобы не унизить, какъ сказалъ я, благородства своей крови, станешь ли допускать, чтобы въ сердцѣ твоемъ любовь къ блудницѣ обитала вмѣстѣ съ любовью къ Богу, и оскорблять кровь Христову?

5. Любите же Бога. Ничего нѣтъ лучше Его. Любите вы серебро, потому что оно лучше желѣза и мѣди. Любите болѣе еще золото, потому что оно лучше серебра. Любите еще болѣе драгоцѣнные камни, потому, что они превосходятъ цѣною и золото. Любите, наконецъ, этотъ свѣтъ, лишиться котораго боится всякій, кто боится смерти. Любите, говорю, этотъ свѣтъ, почему его желалъ съ такою сильною страстью тотъ человѣкъ, который кричалъ вслѣдъ Іисусу: Помилуй меня, Сынъ Давидовъ! Кричалъ слѣпой, когда Христосъ проходилъ мимо. Боялся, какъ бы не прошелъ Онъ мимо и не оставилъ его безъ исцѣленія. И какъ кричалъ? Не молчалъ даже, когда толпа удерживала его. Побѣдилъ онъ противника, удержалъ Спасителя. Когда толпа перебивала его и удерживала, Христосъ остановился, позвалъ его и сказалъ: чего ты хочешь отъ Меня? — Господи! чтобы мнѣ прозрѣть... Прозри! вѣра твоя спасла тебя (Лук. 18, 41-42). Любите же и Христа. Ищите свѣта, который есть Христосъ. Если тотъ слѣпецъ искалъ свѣта тѣлеснаго, насколько болѣе вы должны искать свѣта для сердца своего? Къ Нему взывать будемъ не голосами, а жизнью нашей. Станемъ жить хорошо. Станемъ презирать міръ. Пусть въ ничто вмѣнится для васъ все преходящее. Пусть станутъ упрекать насъ, когда мы будемъ жить такъ, какъ бы изъ сочувствія къ намъ люди этого вѣка, любящіе землю, гонящіеся за прахомъ, нисколько не помышляющіе о небесномъ, вдыхающіе душею и тѣломъ всякія свободныя вѣянія, — будутъ, безъ сомнѣнія, они упрекать насъ и скажутъ, если увидятъ, что мы презираемъ все это человѣческое, земное: «зачѣмъ терпишь? что глупишь?» Толпа та препятствовала, чтобы слѣпецъ не кричалъ. Есть также много и христіанъ, которые препятствуютъ жить по-христіански, — такъ какъ, вѣдь и та толпа была со Христомъ и взывающему ко Христу человѣку, ищущему у Него свѣта, препятствовала получить благодѣяніе отъ Него. Есть такіе христіане. Но мы постараемся одолѣть ихъ, будемъ проводить добрую жизнь, и самая добрая жизнь эта пусть будетъ воплемъ нашимъ ко Христу. Онъ остановится, потому что всегда съ нами (quia stat).

6. Великая тайна въ томъ, что проходитъ Христосъ мимо, когда слѣпецъ взывалъ къ Нему, — когда же исцѣлилъ, остановился. Прохожденіе Христа мимо пусть побудитъ насъ усерднѣе взывать къ Нему. Что такое знаменуетъ прохожденіе мимо Христа? Bсe, что Онъ ни претерпѣлъ за насъ во времени, — все это есть прохожденіе Его мимо. Родился Онъ, и это миновало, такъ какъ теперь уже Онъ не рождается. Возрасталъ, — но неужели и теперь возрастаетъ? Питался сосцами Матери, — но неужели и теперь питается? Пользовался сномъ, когда уставалъ, — неужели и теперь пользуется? Вкушалъ пищу и пилъ воду, — но неужели и теперь дѣлаетъ это? Наконецъ, былъ схваченъ, связанъ, подвергался ударамъ, увѣнчанъ былъ вѣнцемъ терновымъ, получалъ удары по щекамъ, подвергался оплевыванію, повѣшенъ былъ на древѣ, умерщвленъ, прободенъ копьемъ и погребенный воскресъ, — во всѣхъ этихъ событіяхъ какъ бы прошелъ мимо Іисусъ. Затѣмъ Онъ вознесся на небо и сѣлъ по правую сторону Бога Отца, — здѣсь сталъ Іисусъ. Взывай же къ Нему, насколько можешь; только когда будешь взывать къ Нему, Онъ просвѣщаетъ. Впрочемъ, и въ отношеніи того, что сказано: и Слово было у Бога, и Слово было Богъ, конечно остановился Христосъ, потому что въ этомъ отношеніи Онъ былъ неизмѣненъ. Плоть чрезъ прохожденіе Его много перенесла и пострадала, но Слово пребыло неизмѣннымъ. Этимъ именно Словомъ просвѣщается сердце, потому что этимъ же Словомъ прославляется и плоть, которую воспринялъ Онъ (Христосъ). Если отнимешь Слово, что тогда представлять будетъ плоть; то же, что и твоя. И лишь тогда плоть Христа дѣлается достойной прославленія, когда Слово стало плотью и обитало съ нами (Іоан. 1, 14). Будемъ же взывать ко Христу и проводить добрую жизнь.

7. Любите дѣтей вашихъ, любите женъ вашихъ, хотя бы во время этой жизни (saeculariter). Ho слѣдуетъ любить по Христу, имѣть попеченіе о нихъ по Богу и не иначе, какъ чтобы любить въ нихъ Христа и ненавидѣть въ нихъ то состояніе, когда они не захотѣли бы имѣть Христа. Это именно есть любовь Божеская. Какая польза имъ отъ преходящей, мимолетной любви вашей? Поэтому, когда любите и по-человѣчески, все же болѣе любите Христа. He говорю, чтобы не любилъ ты жены своей, но больше люби Христа. Не говорю, чтобы не любилъ отца, или дѣтей, но сильнѣе люби Христа. Слушай Его, не думай, что это мои слова: кто любитъ отца или мать болѣе, нежели Меня, не достоинъ Меня (Матѳ. 10, 37). Неужели не боишься, когда слышишь: не достоинъ Меня? Тотъ, о комъ говоритъ Христосъ: не достоинъ Меня, не будетъ съ Нимъ. А кто не будетъ съ Нимъ, гдѣ же будетъ? Если не любишь быть съ Нимъ, бойся безъ Него остаться. Почему? Потому что будешь съ діаволомъ, если не будешь со Христомъ. Но гдѣ будетъ діаволъ? Слушай Самого Господа, говорящаго: идите отъ Меня, проклятые, въ огонь вѣчный, уготованный діаволу и ангеламъ его (Матѳ. 25, 41). Если огнемъ слова Божія не возбуждаешься, бойся огня геенскаго. Если не хочешь быть среди ангеловъ Божіихъ, бойся оказаться среди ангеловъ діавола. Если не хочешь быть въ царствѣ, бойся, чтобы не оказаться въ пещи пылающаго огня, неугасимаго, вѣчнаго. Пусть будетъ въ тебѣ прежде страхъ и затѣмъ любовь. Страхъ пусть будетъ путеводителемъ для тебя; пусть не остается онъ въ тебѣ, но ведетъ тебя къ любви, какъ бы къ нѣкоему учителю.

Источникъ: Проповѣди блаженнаго Августина. / Пер. съ лат. языка на русскiй протоiер. Дмитрiя Садовскаго. — Сергiевъ Посадъ: Типографiя Св.-Тр. Сергiевой Лавры, 1913. — С. 60-65.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0