Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Августинъ Иппонійскій († 430 г.)

Блаж. Августин ИппонийскийРодомъ изъ г. Тагаста (въ Африкѣ), воспитанъ благочестивою матерію Моникою. Окончивши въ Карѳагенѣ образованіе, блаж. Августинъ преподавалъ риторику, сначала на родинѣ, а потомъ въ Медіоланѣ. Здѣсь, подъ руководствомъ св. Амвросія, онъ изучалъ св. Писаніе и пораженный высотою сего ученія, крестился, раздалъ все имѣніе бѣднымъ и принялъ иночество. Въ 391 г., Валеріемъ, еп. Иппонскимъ, блаж. Августинъ былъ посвященъ въ пресвитера, въ 395 г. въ епископа-викарія, по смерти же Валерія занялъ его мѣсто. Епископствовалъ 35 лѣтъ, ведя борьбу противъ донатистовъ, манихеевъ и пелагіанъ. Скончался въ 430 г., 70-ти лѣтъ отъ роду. Изъ сочиненій блаж. Августина замѣчательны: «Исповѣдь», 17-ть книгъ противъ пелагіанъ, «О градѣ Божіемъ» и «Христіанская наука». (Прот. Алексій Мальцевъ. «Мѣсяцесловъ Православной Каѳолической Восточной Церкви».)

Творенія

Блаж. Августинъ Иппонійскій († 430 г.)
Бесѣда 13 (353). Къ новопросвѣщеннымъ, въ 8-й день послѣ крещенія.

1. Къ слуху и мысленному взору всѣхъ, кои ввѣрены попеченію нашему, обращена эта рѣчь вашего неспокойнаго пастыря. Но преимущественно она направляется теперь къ вамъ, на колыбели коихъ отпечатлѣно еще недавнее младенчество духовнаго рожденія, совершеннаго посредствомъ таинствъ. Васъ именно черезъ апостола Петра слово Божіе увѣщеваетъ такими словами: Итакъ, отложивши всякую злобу и всякое коварство, и лицемѣріе, и зависть, и всякое злословіе, какъ новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы отъ него возрасти вамъ во спасеніе; ибо вы вкусили, что благъ Господь (1 Петр. 2, 1-3). A что вы вкусили, тому свидѣтели мы. Мы послужили вамъ, давъ вкусить вамъ столь сладкой пищи. Итакъ, твердо оберегайте образъ святого младенчества. Отложите злобу, коварство, лицемѣріе, зависть и злословіе. Невинность эту такъ должно соблюдать вамъ, чтобы при возрастаніи не потерять ея. Что есть злоба, если не желаніе вредить? Что коварство, какъ но то, когда мы знаемъ одно, а стараемся показать другое? Что есть лицемѣріе, какъ не обольщеніе ложною похвалою? Что такое завистъ, какъ не ненавистъ къ чужому счастью? Что такое злословіе, какъ не язвительный скорѣе, нежели праведный, упрекъ? Злоба услаждается чужимъ зломъ. Зависть, кромѣ того, и мучится чужимъ благомъ. Коварство двои́тъ сердце. Лицемѣріе двои́тъ языкъ. Злословіе оскорбляетъ честь другого. Чистота же святости вашей, такъ какъ она есть дочь любви, не радуется неправдѣ, а сорадуется истинѣ (1 Кор. 13, 6). Проста она, какъ голубь, и мудра, какъ змѣй (Матѳ. 10, 16), не вслѣдствіе стремленія вредить, a по причинѣ способности оберегаться отъ того, что нано́ситъ вредъ. Къ ней то я и призываю васъ, ибо таковыхъ есть царствіе небесное (Матѳ. 19, 14), т.-е. тѣхъ, которые смиренны и невинны, какъ младенцы. He презирайте этого и, не отвращайтесь. Такое младенчество свойственно великимъ. Гордость есть ложное величіе пустыхъ людей. Если она овладѣваетъ мыслію, то поднимая, вмѣстѣ и низвергаетъ, надмевая, дѣлаетъ суетнымъ, дѣлая напыщеннымъ, доводитъ до униженія. Смиренный не можетъ быть вреднымъ, гордый не можетъ быть невреднымъ. О смиреніи же я говорю о такомъ, которое не превозносится при пользованіи преходящими благами, но помышляетъ о нѣкоторомъ вѣчномъ благѣ, коего можетъ достигнуть не своими силами, но при помощи благодати Божіей. Оно не можеть желать зла кому бы то ни было, такъ какъ вслѣдствіе этого собственное благо его ни въ какомъ случаѣ не умножается. Гордость же постоянно рождаетъ зависть. А гдѣ завистливый, не желающій зла тому, благомъ коего онъ мучится? Слѣдовательно, зависть рождаетъ злобу. Отсюда же происходитъ коварство и лицемѣріе, и злословіе и всякое зло, коего не хочешь ты терпѣть отъ другого. Итакъ, когда соблюдено будетъ вами благочестивое смиреніе, которое въ Писаніи приравнивается къ невинному дѣтству, тогда вы будете блаженны въ безсмертіи праведныхъ, ибо таковыхъ есть царствіе небесное.

2. Далѣе, кто не гордъ по отношенію къ людямъ, тѣмъ болѣе не долженъ быть высокомѣренъ по отношенію къ Богу, потому что если не слѣдуетъ дѣлать другому того, чего не хочешь самъ терпѣть отъ него, и если никто изъ людей не хочетъ выносить непослушанія того, кто по закону подчиненъ ему, то насколько болѣе нужно остерегаться, чтобы по отношенію къ Богу не явился кто-либо такимъ, какимъ не хочетъ онъ видѣть по отношенію къ себѣ другого человѣка?

Обольщаютъ поэтому себя тѣ, которые думаютъ, что достаточно, если не дѣлаютъ они никому изъ людей того, чего не хотятъ сами себѣ, и если такъ растлѣваютъ себя роскошью, что хотятъ по отношенію къ Богу дѣлать то, чего не хотятъ терпѣть отъ другихъ людей. Не желая, чтобы домъ ихъ разорялся кѣмъ бы то ни было, они однако сами въ себѣ разоряютъ храмъ Божій, будучи глухи въ словамъ апостола: развѣ не знаете, что вы — храмъ Божій, и Духъ Божій живетъ въ васъ? Если кто разоритъ храмъ Божій, того покараетъ Богъ, ибо храмъ Божій святъ, а этотъ храмъ — вы (1 Кор. 3, 16-17). Пусть же никто не обольщаетъ себя. И зачѣмъ, стараясь сохранитъ свою невинность въ отношеніи къ другимъ, люди вредятъ себѣ, когда лишаютъ себя присутствія Бога и наказываются Имъ? Вслѣдствіе этого случается также, что, падая и истощаясь среди пагубныхъ удовольствій, они не только перестаютъ быть храмомъ Божіимъ, но даже становятся развалинами, въ которыхъ обитаютъ злые демоны, коимъ начинаютъ покланяться и служить, и бываетъ для нихъ, какъ сказано, послѣднее хуже перваго (Лук. 11, 26). Поэтому и васъ, возрожденныхъ отъ сѣмени нетлѣннаго (1 Петр. 1, 23), тотъ же апостолъ Петръ, какъ въ виду вышеуказанныхъ вредныхъ страстей, въ силу коихъ люди дѣлаютъ другимъ то, что они не любятъ, также и въ виду другихъ постыдныхъ и недозволенныхъ наслажденій и скверныхъ пороковъ, коими люди, хотя, повидимому, и не вредятъ другимъ людямъ, не дѣлая имъ того, чего не хотятъ себѣ, однакоже Самому Владыкѣ владыкъ дѣлаютъ, чего не хотѣли бы терпѣть отъ своихъ рабовъ, увѣщеваетъ, говоря: Итакъ, какъ Христосъ пострадалъ за насъ плотію, то и вы вооружитесь тою же мыслію; ибо страдающій плотію перестаетъ грѣшить, чтобы остальное во плоти время жить не по человѣческимъ похотямъ, но по волѣ Божіей. Ибо довольно, что вы въ прошедшее время жизни поступали по волѣ языческой, предаваясь нечистотамъ, похотямъ, пьянству, излишеству и нелѣпому идолослуженію (1 Петр. 4, 1-3). Довольно уже въ прошедшее время вы служили нечистымъ, грѣховнымъ дѣламъ, какъ бы игу египетскому. Уже море красное, т.-е., освященное кровью Христовой крещеніе сокрушило истиннаго фараона, уничтожило египтянъ. Не бойтесь прежнихъ грѣховъ, какъ бы преслѣдующихъ сзади враговъ. Помышляйте о другомъ,— какъ бы пройти пустыню этой жизни и достигнуть земли обѣтованной, вышняго Іерусалима, страны живыхъ, чтобы вслѣдствіе пренебреженія къ Слову Божію, какъ бы вслѣдствіе отвращенія къ маннѣ, не очерствѣли сердца ваши, эти какъ бы уста внутреннія, чтобы, вспоминая о пищѣ египетской, не роптали вы по поводу пищи небесной, чтобы не блудодѣйствовали, какъ нѣкоторые изъ тѣхъ блудодѣйствовали, и не искушали Христа, какъ нѣкоторые изъ нихъ искушали. Когда вамъ, если вы будете тосковать по нечестивой вѣрѣ языческой, встрѣтится какая-либо горечь, подобно тѣмъ водамъ, коихъ не могъ пить Израиль, подражайте терпѣнію Христа, дѣлайте ихъ сладкими, какъ бы бросая туда древо креста. Если ужалитъ васъ какое-либо жало змѣиное, то и вы подобно евреямъ, взиравшимъ на поднятаго змѣя, взирая на крестъ, какъ на знакъ смерти побѣжденной и пораженной въ плоти Господа, исцѣляйтесь тѣмъ же древомъ креста. Если врагъ амаликитянинъ вздумаетъ заградить и затруднить путь вамъ, пусть побѣждается постояннымъ простертіемъ рукъ вашихъ по подобію того же креста (ejusdem crucis indicio). Будьте истинными и настоящими христіанами. Не подражайте тѣмъ, которые являются христіанами только по имени. Опять говорю, и часто слѣдуетъ говорить это: довольно, что вы въ прошедшее время поступали до волѣ языческой. Удаляйтесь и бѣгайте отъ псовъ, возвращающихся на свою блевотину. Удаляйтесь и избѣгайте тѣхъ домовъ — выметенныхъ и просторныхъ, куда входятъ семь другихъ нечистыхъ духовъ, такъ что послѣднее для человѣка бываетъ хуже перваго. Имѣйте обитателемъ въ себѣ своего Очистителя. Умоляемъ васъ, чтобы благодать Божія не тщетно была принята вами (2 Кор. 6, 1) Довольно, что вы въ прошедшее время жизни поступали по волѣ языческой. Слушайтесь и слѣдующаю наставленія апостола Павла: говорю по разсужденію человѣческому, ради немощи плоти вашей. Какъ предавали вы члены ваши въ рабы нечистотѣ и беззаконію на дѣла беззаконныя, такъ нынѣ представьте члены ваши въ рабы праведности да дѣла святыя (Рим. 6, 19).

Источникъ: Проповѣди блаженнаго Августина. / Пер. съ лат. языка на русскiй протоiер. Дмитрiя Садовскаго. — Сергiевъ Посадъ: Типографiя Св.-Тр. Сергiевой Лавры, 1913. — С. 108-111.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0