Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 23 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Августинъ Иппонійскій († 430 г.)
Бесѣда 17 (357). Похвала миру (De laude pacis)
[1].

1. Насколько Богъ поможетъ силамъ нашимъ, время, братія, обратиться къ любви вашей съ увѣщаніемъ о любви къ миру и просить Господа о мирѣ. Итакъ, пусть миръ будетъ близокъ и любезенъ намъ. Съ нимъ пусть будетъ чистымъ ложе нашего сердца. Съ нимъ пусть отдыхъ будетъ спокойнымъ и сотоварищество не тяжкимъ. Съ нимъ пусть будетъ сладкимъ единеніе и неразрывной дружба. Восхвалять миръ труднѣе, нежели имѣть его. Потому что, если мы хотимъ хвалить миръ, ищемъ себѣ силъ и возбуждающихъ насъ чувствъ, произносимъ слова; если же хотимъ имѣть миръ, то безъ всякаго труда имѣемъ и владѣемъ. Нужно прославлять тѣхъ, которые любятъ миръ. Тѣхъ же, которые ненавидятъ его, лучше умирить наученіемъ или молчаніемъ, чѣмъ раздражать порицаніемъ. Кто истинно любитъ миръ, любитъ и враговь его. Подобно тому, какъ, если ты любишь этотъ свѣтъ, ты не сердишься на слѣпыхъ, но скорбишь о нихъ, потому что знаешь, какимъ благомъ владѣешь, и потому кажутся они тебѣ, знающему, какого блага лишаются, достойными состраданія, такъ что, если бы имѣлъ ты средства, искусство или лѣкарство, скорѣе сталъ бы лечить ихъ, а не осуждать, такъ точно, если ты любишь миръ, кто бы ты ни былъ, сострадай тому, кто не любитъ, чтó ты любишь, кто не имѣетъ того, чтó ты имѣешь. Таковъ именно предметъ, который любишь ты, что ты не завидуешь твоему совладѣльцу. Имѣетъ онъ миръ съ тобою и твоего владѣнія не стѣсняетъ. Чтó бы земное ни любилъ ты, трудно не позавидовать имѣющему то. Если бы захотѣлъ ты землею, которую имѣешь, владѣтъ сообща съ другомъ, стремясь къ тому, чтобы восхваляли твою доброту, и чтобы любовь прославлялась и въ этомъ случаѣ (ut etiam in istis teraporalibus rebus charitas praedicetur), если бы, говоримъ, захотѣлъ ты земнымъ достояніемъ твоимъ, — помѣстьемъ, домомъ или чѣмъ-либо подобнымъ, — владѣть вмѣстѣ съ другомъ твоимъ, — то, вотъ, предположимъ, владѣешь ты съ однимъ, допуская его до соучастія съ тобою, и радуясь съ нимъ. Помышляешь, быть можетъ, принять еще третьяго соучастника и четвертаго. Соображаешь, сколько можетъ принять, сколько можетъ вмѣстить домъ ли для жительства въ немъ, или поле для пастбища, — и говоришь: «пятаго уже нельзя принять, шестой не можетъ жить съ нами, а седьмого какъ можно помѣстить на столь небольшомъ участкѣ»? Итакъ, не ты, а самая тѣснота исключаетъ прочихъ. Но люби миръ, имѣй миръ, владѣй миромъ, и принимай къ себѣ, сколько хочешь, во владѣніе. Тѣмъ обширнѣе дѣлается оно, чѣмъ больше владѣльцевъ. Домъ вещественный не можетъ вмѣстить многихъ сожителей; владычество же мира возрастаетъ съ увеличеніемъ числа пребывающихъ въ немъ.

2. Какъ хорошо, братія, любить! Потому что это значитъ и имѣть. Кто не хочетъ, чтобы умножалось то, что онъ любитъ? Если хочешь, чтобы немногіе были въ мирѣ съ тобой, малъ будетъ миръ у тебя. Если хочешь, чтобы возрастало твое владѣніе, прими и еще владѣтеля. Вѣдь, какъ утѣшительно то, что сказалъ я, братія, что хорошо любить миръ, и что любить его значитъ вмѣстѣ и имѣть? Какой голосъ можетъ восхвалить и какое сердце можетъ прочувствоватъ это, т.-е. что любить значитъ и имѣть? Подумай только о другомъ, къ чему люди пылаютъ своей страстью. Смотри, иной любитъ земли, серебро, золото, хочетъ имѣть много дѣтей, дорогіе и красивые дома, живописныя и дорогія усадьбы. Любитъ онъ это? Любитъ. Но развѣ уже и имѣетъ, если любитъ? Можетъ случиться, что онъ такъ и останется пустымъ любителемъ всего этого. Когда не имѣетъ онъ, то любитъ, горитъ страстью, чтобы имѣть. Когда будетъ имѣть, мучится страхомъ, какъ бы не потерять то. Любитъ человѣкъ почетъ, любитъ власть. Но сколь многіе люди вздыхаютъ наединѣ о полученіи власти? И большею частью такъ и застаетъ ихъ послѣдній день (день смерти), прежде нежели достигнутъ они того, чего желаютъ. Какъ же много, слѣдовательно, значитъ это: любить и вмѣстѣ имѣть? Не за деньги въ этомъ случаѣ покупаешь ты то, что любишь. Не идешь къ какому-либо покровителю, чтобы получить то. Вотъ на этомъ мѣстѣ, гдѣ стоишь ты, люби миръ, и у тебя есть уже то, что ты любишь. Это есть достояніе сердца. Не такъ ты владѣешь миромъ съ друзьями, какъ, напримѣръ, хлѣбомъ. Когда хочешь подѣлиться хлѣбомъ съ другими, чѣмъ больше тѣхъ, кому дается, тѣмъ меньше становится то, что дается. Миръ же подобенъ тому хлѣбу, который умножался въ рукахъ учениковъ Господнихъ при преломленіи и раздаяніи.

3. Имѣйте же миръ, братія. Если желаете другихъ привлечь къ нему, имѣйте сначала сами, сами прежде владѣйте имъ. Пусть пламенѣетъ въ васъ то, что имѣете, чтобы и другихъ могло воспламенитъ оно. Ненавидитъ миръ еретикъ, какъ и страдающій глазами ненавидитъ свѣтъ. Но неужели плохъ оттого свѣтъ, что страждущій глазами не можетъ выносить его? Хотя и не выноситъ больной глазами свѣта, однакоже глазъ созданъ для свѣта. Тѣ, которые любятъ миръ и хотятъ владѣть имъ вмѣстѣ съ другими, естественно, стараются, чтобы съ увеличеніемъ числа владѣльцевъ возрастало и самое владѣніе. Пусть же стараются они, чтобы исцѣлились глаза страждущихъ, какихъ бы это ни стоило средствъ и усилій. Противъ воли врачуется больной, не хочетъ, пока врачуется, но какъ только увидитъ свѣтъ, радуется. Но не забывай, что онъ сердится. Не льсти себя большими надеждами. Ты, любитель мира, самъ сначала проникайся миромъ, услаждайся красотою того, что полюбилъ, и затѣмъ возбуждайся уже къ тому, чтобы увлечь другого. Пусть видитъ онъ то, что ты видишь; пусть любитъ, что ты любишь, владѣетъ тѣмъ, чѣмъ и ты. Вотъ обращается къ тебѣ возлюбленная твоя, которую любишь ты, и товоритъ: «люби меня и тотчасъ будешь имѣть меня». Приводи съ собой, кого можешь, къ любви моей. Я буду чистой и останусь неврежденной. Приводи, сколько можешь; пусть приходятъ, владѣютъ и наслаждаются мной. Если свѣту этому не вредятъ многіе смотрящіе, мнѣ ли повредятъ многіе любящіе меня? Но не хотятъ они приходить, потому что не знаютъ, какъ увидѣть меня. Не хотятъ притти, потому что блескъ мира смываетъ нагноеніе вражды. Обрати вниманіе на несчастный крикъ страждущихъ слѣпотой. Вотъ возвѣщается имъ: необходимо, чтобы христіане имѣли миръ. Услышавъ эти слова, они говорятъ между собою: «горе намъ». Почему? Наступаетъ единеніе. Такъ что же? и что это значитъ: «горе намъ, наступаетъ единеніе?» Не лучше было бы говорить: «горе», когда наступаетъ раздѣленіе? Но пусть не будетъ этого, пусть не будетъ раздѣленія. Это — мракъ для видящихъ. Наступаетъ единеніе, и нужно радоваться тому, братія. Чего испугался ты? Сказано, что наступаетъ единеніе. Развѣ сказано, что приближается звѣрь или огонь? Единеніе приходитъ, свѣтъ приходитъ. Если бы онъ захотѣлъ быть правдивымъ, то сказалъ бы вамъ: «не того я испугался, что звѣрь приближается; я не трусливъ. Но оттого я испугался, что свѣтъ приходитъ, такъ какъ глаза у меня больные (lippus enim sum). Итакъ, пусть приложено будетъ стараніе къ исцѣленію ихъ. При помощи Божіей, насколько хватаетъ силъ у нась, нужно постараться, чтобы вмѣстѣ владѣть съ ними тѣмъ, чтó вслѣдствіе совмѣстнаго владѣнія не дѣлается меньшимъ.

4. Поэтому, возлюбленные, увѣщеваю любовь вашу оказывать по отношенію къ нимъ, т.-е. къ заблуждающимся истинную христіанскую кротость. Теперь нужна настойчивость для извлеченія ихъ (nunc curandis instatur). Воспалены глаза болящихъ. Нужно лечить ихъ осторожно и обходиться нѣжно. Никто пусть не затѣваетъ тяжбы съ кѣмъ-либо изъ нихъ, никто пусть не стремится защищать даже вѣры своей посредствомъ спора, чтобы изъ спора не зарождалась искра вражды, и чтобы идущимъ повода къ этому не представлялся поводъ. Вообще, если слышишь брань, терпи, не показывай вида, иди мимо. Помни, что нужно лечить. Знаете, какъ ласковы врачи бываютъ съ тѣми, кого серьезно (mordaciter) лечатъ. Выслушиваютъ они брань, но даютъ лекарство и не отвѣчаютъ на брань бранью. Слѣдуетъ помнить, что одинъ лечитъ, а другой долженъ быть излеченъ, и не должно препираться. Терпите, братія мои, умоляю васъ «Но я не выношу» — скажетъ кто-либо, «когда онъ злословитъ церковь». Но о томъ и проситъ тебя церковь, чтобы ты переносилъ, когда поносится она. «Поноситъ онъ, скажешь, епископа моего. На епископа моего возводитъ обвиненіе, и стану ли молчать я?» Пусть говоритъ обвиненіе, но ты молчи, не вслѣдствіе согласія съ нимъ въ томъ, а изъ-за терпѣнія. Этимъ окажешь услугу и епископу, если до времени не будешь заступаться за него. Соображай время, имѣй разсужденіе. Вѣдь, и Бога твоего какъ злословятъ иногда? Неужели ты слышишь, а Онъ не слышитъ? Неужели ты знаешь, а Онъ не знаетъ? И, однако, Онъ повелѣваетъ солнцу Своему восходить надъ злыми и добрыми и посылаетъ дождь на праведныхъ и неправедныхъ (Матѳ. 5, 45). Показываетъ Онъ терпѣніе и отлагаетъ могущество. Такъ и ты знай время и не приводи воспаленные глаза въ большее раздраженіе. Любишь ты миръ? Будь блаженъ съ нимъ въ сердцѣ своемъ. «Но что же мнѣ дѣлать?» — спросишь. Есть, что дѣлать. Забудь о распряхъ и обратись къ молитвамъ. Не отвѣчай бранью бранящему тебя, но молись за него. Хочешь ты обратиться къ нему противъ него, — но обращайся за него къ Богу. Не говорю тебѣ, чтобы безмолствовалъ ты, но предпочитай болѣе обращаться къ Тому, съ Кѣмъ бесѣдуешь, молча, когда уста закрыты и раздается лишь голосъ сердца. И тогда, когда не видитъ тебя хулитель тотъ, будь добръ къ нему. Ему, не любящему мира и желающему препираться съ тобой, отвѣчай миролюбиво: «что хочешь, говори, сколько угодно ненавидь, и какъ угодно презирай, но ты братъ мой», Зачѣмъ такъ поступаешь, что становишься какъ бы не братомъ мнѣ? Хорошій ли ты или дурной, добрый или недобрый, но ты братъ мой. Пусть онъ говоритъ, что не братъ тебѣ, а недругъ, врагъ. «Хотя говоришь ты такъ, отвѣчай ему, однако, ты братъ мой». Кажется, удивительнымъ: вотъ онъ ненавидитъ, хулитъ и все-таки братъ твой?! Но неужели мнѣ вѣрить ему, не знающему, что говоритъ? Я желаю ему здравія, чтобы онъ видѣлъ и призналъ своего брата. Итакъ, нужно ли, чтобы я вѣрилъ ему, что я не братъ ему, потому что онъ поноситъ, потому что ненавидитъ, ему вѣрилъ, а не Самому Свѣту? Послушаемъ, что товоритъ этотъ Свѣтъ. Читай у пророка: услышите глаголъ Господень, трепещущіе передъ словомъ Его. Это Духъ Святый говоритъ чрезъ Исаію пророка: выслушайте слово пророка, трепещущіе словесе Его: рцыте, братія, ненавидящимъ васъ и гнушающимся. Что же? вотъ засіялъ свѣтъ, показалъ братство, а слѣпецъ говоритъ еще: «закрой окно». Обрати же къ свѣту глаза твои, познай брата, стоящаго внѣ, ты, пребывающій во мракѣ, и скажи спокойно: «Божіи это слова, не мои слова». Рцыте, братія, говоритъ Господь, ненавидящимъ васъ. Кому братья вы? Тѣмъ, кто ненавидитъ васъ. Нѣтъ ничего удивительнаго сказать: тѣмъ, которые любятъ васъ, — но братья тѣмъ, которые васъ ненавидятъ и гонятъ. Почему это? Слушай и узнай причину. Спроси какъ бы Самого Господа Бога Твоего и скажи: Господи! какъ могу назвать братомъ моимъ того, кто ненавидитъ, кто безчеститъ меня? Скажи, почему? Да имя Господне прославится и явится въ веселіи ихъ, и они посрамятся (Ис. 66, 5). Вотъ почему умоляю я о терпѣніи, о такой кротости. Братья они ваши. — Почему? Чтобы прославлялось имя Господа. Почему же не признаетъ онъ тебя братомъ? Потому что имя людей прославляетъ ихъ [2]. Итакъ, скажи ему: хотя ты ненавидишь меня, хотя поносишь, однако, ты братъ мой. Познай въ себѣ образъ отца моего. Дурной ли ты или хорошій, ты братъ мнѣ. Вѣдь, и ты, какъ и я, говоришь: Отче нашъ, сущій на небесахъ! (Матѳ. 6, 9). Одно говоримъ мы, почему же не соединиться намъ? Прошу тебя, братъ, вникни въ то, что говоришь со мною, и осуди то, что дѣлаешь противъ меня. Обрати вниманіе на слова, выходящія изъ устъ твоихъ. Слушай не меня, а себя. Помни, предъ Кѣмъ говоримъ: Отче нашъ, сущій на небесахъ! Не другъ и не сосѣдъ твой, но Самъ Богъ, къ Кому обращаемся мы съ этими словами, повелѣваетъ намъ быть въ согласіи. Вмѣстѣ говоримъ мы предъ Отцомъ однимъ голосомъ. Почему же не имѣемъ мы вмѣстѣ и одного мира?

5. Говорите это пламенно, говорите кротко. Говорите, горя огнемъ любви, а не негодованіемъ раздора, и просите съ нами Господа, соединяя это съ обычнымъ воздержаніемъ. Что ни воздаемъ мы Господу, будемъ воздавать, имѣя въ виду и это обстоятельство. Вотъ, послѣ Пятидесятницы мы, обыкновенно, постимся. Впрочемъ, мы постились бы, конечно, хотя бы и не было этого повода. Итакъ, что же мы обязаны дѣлать для братьевъ нашихъ, коихъ въ имени Господа нашего, Врача нашего, хотимъ принять на излеченіе и исправленіе, когда Ему предоставляемъ излеченіе ихъ, а не себѣ присвоиваемъ искусство врача? Но что дѣлать намъ? Будемъ просить Самого Врача, постясь со смиреніемъ сердца нашего, съ благочестіемъ во взаимной братской почтительности. Явимъ предъ Богомъ благочестіе, а братьямъ — любовь. Пусть умножаются благотворенія наши, коими споспѣшествуются наши молитвы. Будьте страннопріимны. Теперь время для этого, такъ какъ собираются отовсюду рабы Божіи. Время теперь для этого и поводъ есть, зачѣмъ пропадать ему? Наблюдай, что есть у тебя дома, въ столовой. Не забывай откладывать нѣчто для себя и въ ту небесную сокровищницу, гдѣ ты только и можешь найти спокойствіе себѣ. Откладывай туда, ввѣряй не рабу твоему, а Господу. Неужели боишься, что и тамъ воръ подкрадется, и тамъ найдетъ грабитель, и тамъ похититъ жестокій врагъ? Старайся же дѣлать такъ, чтобы было потомъ за что воздавать тебѣ. Гораздо болѣе получишь ты по сравненіи съ тѣмъ, что положишь. Кредиторомъ хочетъ имѣть тебя Богъ, но Своимъ, а не кредиторомь твоего ближняго.

Примѣчанія:
[1] Сказана въ Карѳагенѣ, въ виду предстоящей бесѣды съ донатистами, въ 411 году, около 15 мая.
[2] Мысль та, что, называя другого своимъ братомъ, еретикъ (въ данномъ случаѣ — донатистъ) тѣмъ самымъ, по своему мнѣнію, какъ бы прославляетъ его.

Источникъ: Проповѣди блаженнаго Августина. / Пер. съ лат. языка на русскiй протоiер. Дмитрiя Садовскаго. — Сергiевъ Посадъ: Типографiя Св.-Тр. Сергiевой Лавры, 1913. — С. 142-148.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0