Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Августинъ Иппонійскій († 430 г.)

Блаж. Августин ИппонийскийРодомъ изъ г. Тагаста (въ Африкѣ), воспитанъ благочестивою матерію Моникою. Окончивши въ Карѳагенѣ образованіе, блаж. Августинъ преподавалъ риторику, сначала на родинѣ, а потомъ въ Медіоланѣ. Здѣсь, подъ руководствомъ св. Амвросія, онъ изучалъ св. Писаніе и пораженный высотою сего ученія, крестился, раздалъ все имѣніе бѣднымъ и принялъ иночество. Въ 391 г., Валеріемъ, еп. Иппонскимъ, блаж. Августинъ былъ посвященъ въ пресвитера, въ 395 г. въ епископа-викарія, по смерти же Валерія занялъ его мѣсто. Епископствовалъ 35 лѣтъ, ведя борьбу противъ донатистовъ, манихеевъ и пелагіанъ. Скончался въ 430 г., 70-ти лѣтъ отъ роду. Изъ сочиненій блаж. Августина замѣчательны: «Исповѣдь», 17-ть книгъ противъ пелагіанъ, «О градѣ Божіемъ» и «Христіанская наука». (Прот. Алексій Мальцевъ. «Мѣсяцесловъ Православной Каѳолической Восточной Церкви».)

Творенія

Блаж. Августинъ Иппонійскій († 430 г.)
Бесѣда 18 (358). О мирѣ и любви.

1. Попеченію нашему о васъ, о врагахъ нашихъ и вашихъ, о спасеніи всѣхъ, о тишинѣ, объ общемъ мирѣ, о единеніи, которое заповѣдалъ Господь и которое любитъ Господь, пусть вспомоществуетъ молитвы святости вашей, чтобы чаще объ этомъ могли мы говорить вамъ и радоваться вмѣстѣ съ вами. Потому что о мирѣ и любви всегда должны мы говорить, если всегда любимъ. И особенно въ такое время, когда мира такъ ищутъ, и на порогѣ обладанія имъ стоятъ тѣ, которымъ мы не воздаемъ за зло зломъ, и съ которыми, какъ говорится въ Писаніи, мы мирны, когда они ненавидятъ насъ, которые хотятъ быть въ войнѣ съ нами, когда мы говоримъ имъ о мирѣ (Псал. 119, 7). Они стоятъ на распутьи между любовью къ миру и чувствомъ стыда. Не желая быть побѣжденными, они вовсе однако не избѣгаютъ пораженія. Не желая быть побѣжденными истиной, они побѣждаются заблужденіемъ. О, если бы взяла верхъ надъ ними любовь, а не гордость! Тогда сдѣлались бы они побѣдителями, когда были бы побѣждены. Мы же любимъ, признаемъ и защищаемъ Церковь каѳолическую, къ согласію и единенію съ которой призываемъ враговъ ея, въ силу Божественныхъ повелѣній. Но что дѣлать съ тѣмъ, который защищаетъ часть и идетъ противъ цѣлаго? И развѣ не добро — быть побѣжденнымъ тому, который, если будетъ побѣжденъ, владѣть будетъ всѣмъ, а если побѣдитъ, или точнѣе, если подумаетъ, что побѣдитъ, долженъ довольствоваться только частъю? Вѣдь, ничто не побѣждаетъ, кромѣ истины. Сила же (victoria) истины въ любви.

2. Но зачѣмъ, братія, говорить мнѣ много отъ себя самого о Церкви каѳолической, плодоносящей и возрастающей по всему кругу земли? Имѣемъ мы въ защиту ея слова Самого Господа. Господь, говорится въ псалмѣ, сказалъ Мнѣ: Ты — Сынъ Мой; Я нынѣ родилъ Тебя; проси у Меня, я дамъ народы въ наслѣдіе Тебѣ и предѣлы земли во владѣніе Тебѣ (Псал. 2, 7-8). Зачѣмъ же, братія, спорить намъ о владѣніи, и не лучше ли читать эти священныя страницы? Представимъ, что мы пришли къ судьѣ. Споръ у насъ о владѣніи землей и споръ мирный. Одинъ тяжущійся ратуетъ за то, чтобы удалить соперника своего, мы же за то, чтобы принять его. Первый, когда услышитъ слова противника: хочу владѣть, — отвѣчаетъ: не принимаю. А я говорю брату: хочу, чтобы и ты владѣлъ со мною; тотъ же, возражая, отвѣчаетъ: не хочу. He боюсь я, что Господь упрекнётъ меня и устранитъ, какъ тѣхъ братьевъ или того брата, который изъ народа взывалъ къ Нему и говорилъ: Учитель! скажи брату моему, чтобы онъ раздѣлилъ со мною наслѣдство (Лук. 12, 13). Господь тотчасъ высказалъ упрекъ ему, потому что ненавидѣлъ раздѣленіе. Кто, сказалъ Онъ, поставилъ Меня судить или дѣлить васъ?.. Смотрите, берегитесь любостяжанія (Лук. 12, 14-15). Такого упрека я не боюсь. Взываю я къ Господу моему, признаюсь, взываю. Однако, не говорю: Господи! скажи брату моему, чтобы онъ раздѣлилъ со мною наслѣдство. Но говорю: Господи! скажи брату моему, чтобы былъ онъ въ единеніи со мною. Вотъ я читаю свидѣтельство объ этомъ спорномъ владѣніи, но не для того, чтобы одному владѣть мнѣ, а чтобы обличить брата моего, который не хочетъ владѣть вмѣстѣ со мною. Вотъ это свидѣтельство: проси у Меня, и дамъ народы въ наслѣдіе Тебѣ и предѣлы земли во владѣніе Тебѣ. Христу это сказано, а слѣдовательно, и намъ, потому что мы члены Христовы. Итакъ, зачѣмъ еще остаешься и пребываешь въ раздѣленіи, въ части? Принимай все, о чемъ говорится здѣсь. Ищешь ты, гдѣ владѣніе твое, какъ землевладѣльцы особымъ способомъ отмѣчаютъ обыкновенно предѣлы своихъ владѣній. Но Давшій тебѣ всѣ концы не обозначилъ никакихъ предѣловъ (Qui tibi dedit omnes fines, millos dimisit affines).

3. Выслушай далѣе и другое свидѣтельство отъ священныхъ страницъ. О Господѣ, о Христѣ говорится тутъ подъ образомъ Соломона: Онъ будетъ обладать отъ моря до моря и отъ рѣки до концовъ земли; падутъ предъ Нимъ жители пустынь, и враги Его будутъ лизать прахъ. Цари Ѳарсиса и острововъ принесутъ Ему дань; цари Аравіи и Савы принесутъ дары; и поклонятся Ему всѣ цари; всѣ народы будутъ служить Ему (Псал. 71, 8-11). Вотъ въ то время, когда сказаны были эти слова, этому вѣрили, а когда исполняются они, отвергаютъ. Итакъ, владѣй со мной достояніемъ отъ моря до моря и отъ рѣки, разумѣется, Іордана, гдѣ началось служеніе Христа, до концевъ земли. Почему не хочешь? Зачѣмъ являешься врагомъ этому обѣтованію, этому богатству твоему? Изъ-за чего не хочешь? Изъ-за Доната?! Изъ-за Цециліана?! Но кто былъ Донатъ? Кто былъ Цециліанъ? Во всякомъ случаѣ, они были люди; если добрые, для себя самихъ добрые, не для меня; если злые, также для себя самихъ злые. Ты же внимай Христу и ревнующему о Христѣ апостолу Его. Развѣ Павелъ распялся за васъ? или во имя Павла вы крестились? Смотри, что заставило его сказать это. У васъ, пишетъ онъ къ Коринѳянамъ, говорятъ: я Павловъ; я Аполлóсовъ; я Ки́финъ; а я Христовъ. Развѣ раздѣлился Христосъ? Развѣ Павелъ распялся за васъ? или во имя Павла вы крестились (1 Кор. 1, 12-13)? Если не во имя Павла, то тѣмъ менѣе во имя Цециліана, или во имя Доната. И, однако, послѣ этихъ словъ апостольскихъ, послѣ признанія и распространенія церкви во всемъ мірѣ, еще говорятъ мнѣ: не хочу оставить Доната, или какого-то Гаія, Люція, Парменіáна. Тысяча именъ, тысяча толковъ и неужели ты станешь лишать себя, слѣдуя за тѣмъ или другимъ человѣкомъ, того наслѣдства, о которомъ только что слышалъ, что оно отъ моря до моря и отъ рѣки до концевъ земли? Почему нѣтъ его у тебя? Потому что преклоняешься предъ человѣкомъ. Но что такое человѣкъ, если не разумное животное, созданное изъ земли? Итакъ, потому ты врагъ себѣ, что чтишь землю; оставь это лучше. He чти землю, а возлагай надежду на Того, Кто создалъ небо и землю. Тамъ надежда наша. Вотъ и свидѣтельство о томъ: Богъ боговъ, Господь возглаголалъ и призываетъ землю, отъ восхода солнца до запада (Псал. 49, 1). He желай оставаться на землѣ, но туда стремись, куда призвана земля.

4. И кто можетъ вычитать здѣсь всѣ свидѣтельства объ этомъ владычествѣ церкви, содержащіяся на священныхъ страницахъ? Но почему же не обращаются они къ церкви, если не потому, на что указываетъ сама церковь, когда говоритъ: да обратятся ко мнѣ боящіеся Тебя и знающіе откровенія Твои (Псал. 118, 79)? Теперь это именно и видитъ церковь, о чемъ говорится въ только что приведенныхъ словахъ изъ псалма. Свѣжи слова эти въ умахъ и сердцахъ вашихъ. Я видѣлъ, говорятся тамъ, предѣлъ всякаго совершенства. Что значитъ это: видѣлъ предѣлъ всякаго совершенства? Какой это предѣлъ? Широка заповѣдь Твоя зѣло (Псал. 118, 96). Конецъ же (по русск. тексту — цѣль) завѣщанія, повторяйте за мной (слушатели повторяютъ — a populo acclamatum est) есть любы отъ чиста сердца (1 Тим. 1, 5). Всѣ вы сказали это. Не напрасно, слѣдовательно, слушаете: конецъ же завѣщанія есть любы отъ чиста сердца. Конецъ въ смыслѣ совершенствованія, а не въ смыслѣ уничтоженія. Конецъ этотъ широкъ, потому что это есть именно заповѣдь Божія, о которой сказано: широка заповѣдь Твоя зѣло. Замѣчай широту этой заповѣди. Какъ широка? Ужели тѣлесно? Широка она въ сердцѣ. Если бы и тѣлесно широкá была, слушатели благочестивые, вы не потерпѣли бы стѣсненія. Но широка она въ сердцѣ. Замѣчая, гдѣ широкá, если можешь замѣчатъ, и выслушай затѣмъ отъ апостола о томъ, какъ широкá заповѣдь любви. Любовь Божія излилась въ сердца наши (Рим. 5, 5). Не сказалъ: заключена, но излилась (non dixit: inclusa, sed diffusa). Слово «заключена» указываетъ какъ бы на тѣсноту. А слово «излилась» — какъ бы на просторъ. Итакъ, широка заповѣдь Твоя зѣло. Именемъ Господа и Бога нашего свидѣтельствуемъ, что ради самой этой широты и приглашаемъ братьевъ нашихъ во владычество мира. Хотите быть епископами, будьте съ нами. He хочетъ народъ двухъ епископовъ, будьте братіями въ наслѣдіи нашемъ. He будемъ изъ-за почестей нашихъ препятствовать миру Христову. Какую честь получимъ мы въ томъ небесномъ мірѣ, если теперь въ земныхъ распряхъ будемъ защищать только честь нашу? Пусть уничтожится преграда заблужденія, и мы будемъ вмѣстѣ. Признай меня братомъ; я признáю тебя братомъ, но съ уничтоженіемъ раздѣленія, съ устраненіемъ заблужденія и распрей. Пусть все это будетъ исправлено, и ты мой. Или не хочешь быть моимъ? Но я, если ты исправишься, хочу быть твоимъ. Итакъ, съ устраненіемъ заблужденія, какъ бы нѣкоторой стѣны, преграждающей и раздѣляющей, будь моимъ братомъ, и я буду твоимъ, чтобы вмѣстѣ обоимъ принадлежать намъ Тому, Кто есть и твой и мой Господь.

5. Говоримъ мы это съ любовью къ миру, съ убѣжденіемъ въ истинѣ. Мы уже писали, и вы читали объ этомъ намѣреніи нашемъ [1], что мы совсѣмъ не уклоняемся отъ внесенія дѣла на общее обсужденіе, а, напротивъ, настаиваемъ на томъ, чтобы, какъ только докажу я права владѣнія, тотчасъ же вмѣстѣ съ протавникомъ вступить намъ и въ наслѣдіе. Пусть выступаетъ собесѣдникъ безтрепетно, спокойно, пусть выступаетъ искусный (doctus). He хочу я напередъ дѣйствовать авторитетомъ (nolo auctoritate praejudicare). Обратимъ взоръ свой къ Тому, Кто не можетъ ошибиться. Онъ пусть укажетъ намъ, чтó есть Церковь. Слышали вы свидѣтельства Его. He оскверняетъ людское нечестіе той, которой не дѣлаетъ чистой и людская праведность. Однако, мы не опасаемся и за дѣла людей, коихъ обвинили донатисты и не могли уличить. Мы знаемъ, что они чисты. Изъ дѣла видимъ, что чисты. Если бы они не были чисты, я не старался бы обратить этихъ дѣлъ въ пользу церкви — (non in causa eorum Ecclesiam constituerem), не строилъ бы на пескѣ, отдѣлилъ бы ихъ отъ камня. На семъ камнѣ, сказалъ Господь, Я создамъ церковь Мою, и врата ада не одолѣютъ ея (Матѳ. 16, 18). Камень этотъ — Христосъ. Развѣ Павелъ распялся за васъ? — вотъ эти слова помните, это держите, это братски и любовью говорите.

6. Въ мѣсто же, гдѣ будетъ происходить собесѣдованіе, пусть никто насильно не вторгается изъ васъ, братія мои. Вообще, если можно, избѣгайте даже и проходить около того мѣста, чтобы не дать какого-либо толчка къ спору, или распрѣ, чтобы не представился для того какой-нибудь предлогъ, и чтобы не нашли здѣсь повода къ распрѣ тѣ, которые ищутъ повода. А кто не боится Бога, или не обращаетъ вниманія на наши просьбы, пусть убои́тся, по крайней мѣрѣ, угрозъ со стороны гражданской власти. Читали вы публично выставленное распоряженіе сановнаго мужа [2]. Издано оно не для васъ, разумѣется, боящихся Бога и не пренебрегающихъ даставленіями епископовъ вашихъ, но для того, чтобы кто-нибудь не забылся и не пренебрегъ этимъ. Пусть же каждый наблюдаетъ за собой, чтобы не случилось съ нимъ того, что говоритъ апостолъ: противящійся власти противится Божію установленію... Ибо начальствующіе страшны не для добрыхъ дѣлъ, но для злыхъ (Рим. 13, 2-3). Будемъ избѣгатъ раздоровъ и всякихъ поводовъ къ раздору. Но, можетъ быть, вы скажете: мы постараемся быть внимательны къ себѣ, и чѣмъ помѣшаемъ вамъ? Но партія православныхъ, къ счастію, достаточна сильная (partes forte uberes pietalis). Мы будемъ разсуждать за васъ, а вы молитесь за насъ, при этомъ поддерживайте свои молитвы, какъ мы и раньше увѣщевали васъ о томъ, постомъ и милостыней. Прибавьте къ нимъ (молитвамъ), крылья, коими поднимаются онѣ къ Богу. Такъ поступая, будете, быть можетъ, вы даже болѣе полезны намъ, чѣмъ мы вамъ. Вѣдь, никто изъ насъ въ этомъ предстоящемъ собесѣдованіи [3] не надѣется на свои силы. На Бога вся надежда наша. He лучше же мы апостола, который проситъ молиться за него. Молитесь, говоритъ онъ, о мнѣ, дабы мнѣ дано было слово (Ефес. 6, 19). Итакъ, просите за насъ Того, въ Комъ мы полагаемъ надежду нашу, чтобы и вамъ порадоваться о бесѣдѣ нашей. Помните это, братія, умоляемъ васъ. Именемъ Самого Господа, Виновника, Насадителя и Покровителя мира, просимъ, чтобы вы молились Ему въ мирѣ, мирно просили Его. Помните, что вы — дѣти Того, Кто сказалъ: блаженны миротворцы, ибо они будутъ наречены сынами Божіими (Матѳ. 5, 9).

Примѣчанія:
[1] См. Epist. 128 и 129. August. Opera omn. tom II.
[2] Марцеллина, представителя на соборѣ императора Гонорія.
[3] Т. е. въ собесѣдованіи съ донатистами.

Источникъ: Проповѣди блаженнаго Августина. / Пер. съ лат. языка на русскiй протоiер. Дмитрiя Садовскаго. — Сергiевъ Посадъ: Типографiя Св.-Тр. Сергiевой Лавры, 1913. — С. 149-154.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0