Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 23 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Августинъ Иппонійскій († 430 г.)

Блаж. Августин ИппонийскийРодомъ изъ г. Тагаста (въ Африкѣ), воспитанъ благочестивою матерію Моникою. Окончивши въ Карѳагенѣ образованіе, блаж. Августинъ преподавалъ риторику, сначала на родинѣ, а потомъ въ Медіоланѣ. Здѣсь, подъ руководствомъ св. Амвросія, онъ изучалъ св. Писаніе и пораженный высотою сего ученія, крестился, раздалъ все имѣніе бѣднымъ и принялъ иночество. Въ 391 г., Валеріемъ, еп. Иппонскимъ, блаж. Августинъ былъ посвященъ въ пресвитера, въ 395 г. въ епископа-викарія, по смерти же Валерія занялъ его мѣсто. Епископствовалъ 35 лѣтъ, ведя борьбу противъ донатистовъ, манихеевъ и пелагіанъ. Скончался въ 430 г., 70-ти лѣтъ отъ роду. Изъ сочиненій блаж. Августина замѣчательны: «Исповѣдь», 17-ть книгъ противъ пелагіанъ, «О градѣ Божіемъ» и «Христіанская наука». (Прот. Алексій Мальцевъ. «Мѣсяцесловъ Православной Каѳолической Восточной Церкви».)

Творенія

Блаж. Августинъ Иппонійскій († 430 г.)
Бесѣда 19 (359). О единеніи между братіями и любви между ближними (Сир. 25, 2).
О враждѣ и мирѣ съ донатистами — (De lite et concordia cum donatistes).

1. Первое чтеніе Божественныхъ словъ изъ книги, которая называется «Проповѣдникъ» (Ecclesiasticus) [1], указываетъ три нѣкоторыя достойныя вниманія превосходства: любовь между братьями, любовь между ближними и мужа и жену, въ согласіи живущихъ. Блага эти, конечно, пріятны и похвальны и въ человѣческихъ дѣлахъ, но гораздо болѣе похвальны они въ дѣлахъ Божественныхъ. Потому что кто не радуется согласію между братіями? Но о томъ нужно скорбѣть, что это столь великое качество рѣдко наблюдается у людей. Всѣ его хвалятъ, но весьма немногіе обладаютъ имъ. Счастливы, которые въ себѣ самихъ имѣютъ то, что вынуждаются хвалить даже въ другихъ. Всѣ хвалятъ въ согласіи живущихъ братьевъ. Да и почему трудно жить братіямъ въ согласіи? Потому что препираются о землѣ и хотятъ быть землею. Еще отъ начала сказано было человѣку — грѣшнику: земля еси и въ землю отыдеши (Быт. 3, 19). Отсюда же мы можемъ заключить и о словахъ, которыя долженъ услышать праведникъ. Если справедливо грѣшнику сказано: земля ты и въ землю возвратишься, — то справедливо и праведнику говорится: небо ты и на небо возвратишься. И развѣ праведники не суть небеса, когда объ апостолахъ весьма ясно сказано: небеса проповѣдаютъ славу Божію? А что именно о нихъ сказано здѣсь, въ этомъ убѣждаюгъ достаточно насъ послѣдующія слова: и о дѣлахъ рукъ Его возвѣщаетъ твердь. Кого назвалъ псалмопѣвецъ небесами, тѣхъ назвалъ и твердью. День дню передаетъ рѣчь, ночь ночи открываетъ знаніе. Нѣтъ языка, и нѣтъ нарѣчія, гдѣ не слышался бы голосъ ихъ. Чей голосъ? Конечно, голосъ небесъ. Слѣдовательно, это сказано объ апостолахъ, сказано о провозвѣстникахъ истины. Отсюда понятно и дальнѣйшее: по всей землѣ проходитъ звукъ ихъ и до предѣловъ вселенной слова ихъ (Псал. 18, 2-5). Нѣтъ языка, и нѣтъ нарѣчія, гдѣ не слышался бы голосъ ихъ (Псал. 18, 4). — Когда сошелъ на апостоловъ Духъ Святый, и Богъ сталъ обитать въ небѣ, которое создалъ изъ земли, они, по дѣйствію Духа Святаго, стали говорить языками всѣхъ народовъ. Поэтому сказано: нѣтъ языка, и нѣтъ нарѣчія, гдѣ не слышался бы голосъ ихъ. И такъ какъ послѣ того они посланы были для проповѣди Евангелія ко всѣмъ народамъ, то по всей землѣ проходитъ звукъ и до предѣловъ вселенной слова ихъ. Чьи слова? Слова небесъ, о коихъ справедливо можно сказать: «небеса вы и на небеса возвратитесь», — какъ справедливо говорится и грѣшнику: «земля ты и въ землю возвратишься».

2. Итакъ, если братія желаютъ быть въ согласіи между собой, пусть не привязываются къ землѣ. И если не хотятъ привязываться къ землѣ, пусть не уподобляются ей. Пусть ищутъ владѣнія, котораго нельзя раздѣлить, и тогда будутъ въ согласіи между собой. Откуда между братьями раздоры? Откуда ослабленіе благочестія? Откуда одно чрево, а не одинъ духъ, если не отъ того, что въ то время, какъ душа ихъ портится, всякій заботится о своей части, старается объ увеличеніи и умноженіи своей доли и хочетъ одинъ имуществомъ владѣть, если у кого начинается раздѣленіе съ братомъ? Чье это столь хорошее владѣніе? — спрашиваютъ иногда. Наше, — отвѣчаюгъ другіе. Какое прекрасное владѣніе! Но все ли оно твое, братъ? Нѣтъ, есть у меня товарищъ; быть можетъ, Богъ дастъ, онъ продастъ мнѣ часть свою. Дай, Богъ! — отвѣчаетъ на это льстецъ. Но чего дай, Богъ!? Чтобы одинъ человѣкъ оказался въ стѣсненномъ положеніи и продалъ свою часть другому. Но пусть сдѣлаетъ это Богъ, пусть сдѣлаетъ для тебя. Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбецъ ублажаетъ себя (Псал. 9, 24). Однако, чтó можетъ быть хуже того, когда одинъ обогащается на счетъ бѣдности другого? И все-таки часто встрѣчается это. Спокойнымъ чувствуетъ себя корыстолюбецъ. Можетъ быть, онъ употребилъ насиліе; можетъ быть, стѣснилъ другого и вынудилъ у него; можетъ быть, мучилъ и вымучилъ и не у кого-нибудь, а у своего брата. Лучше, говоришь ты, все же мнѣ купить, чѣмъ стороннему. — Но подвергшійся стѣсненію, если онъ благочестивъ, имѣетъ утѣшеніе. Пусть утѣшается словами Писанія, которыя только что слышали вы. Пусть онъ терпитъ нужду, а братъ его имѣетъ обиліе во всемъ. Но послѣдній изобилуетъ прахомъ, будучи чуждъ праведности. Помни же то, чтó говорится бѣдному: не бойся, когда богатѣетъ человѣкъ, когда слава дома его умножается, ибо, умирая, не возьметъ ничего (Псал. 48, 17-18). Старайся, бѣднякъ, пріобрѣтать то, что не теряешь, умирая, и что обрѣтешь, живя въ вѣчности. Старайся имѣть праведность и не раскаешься. О томъ ли печалишься ты, что остаешься бѣднымъ здѣсь, на землѣ? Но бѣднымъ былъ здѣсь и Тотъ, Кто создалъ землю. Утѣшаетъ тебя Господь Богъ твой, утѣшаетъ Творецъ твой, утѣшаетъ твой Искупитель. Доставляетъ тебѣ утѣшеніе не алчущій братъ твой, потому что Господь благоволилъ быть братомъ нашимъ. Одинъ Онъ только и есть самый надежный Братъ нашъ, съ Коимъ слѣдуетъ быть намъ въ согласіи. Назвалъ я Его неалчущимъ. Но, можетъ быть, и Его найду алчущимъ. Алкаетъ Онъ, правда, но насъ хочетъ имѣть, насъ хочетъ обрѣсти. За насъ уплатилъ Онъ великую цѣну — Себя Самого. Къ этой цѣнѣ нельзя прибавить ничего. Отдалъ Онъ Себя Самого и сдѣлался Искупителемъ нашимъ. И не такъ отдалъ Себя цѣною за насъ, чтобы врагъ, освободивъ насъ, владѣлъ вмѣсто этого Имъ Самѝмъ. Отдалъ Онъ Себя смерти, убивая смерть. Смертію Своею именно Онъ убилъ смерть. Самъ не будучи уничтоженъ ею, и, уничтоживъ смерть, избавилъ насъ отъ смерти. Живетъ смерть, когда мы умираемъ; умретъ она, когда мы оживемъ, когда ей будетъ сказано: Смерть! гдѣ твое жало (1 Кор. 15, 55)?

3. И вотъ къ этому-то Брату нашему обратился нѣкто противъ брата своего, съ коимъ не было у него согласія, и сказалъ: Учитель! скажи брату моему, чтобы онъ раздѣлилъ со мною наслѣдство (Лук. 12, 13). Все отнялъ онъ, не хочетъ уступить мнѣ даже и части, не слушаетъ меня, пусть послушаетъ Тебя. Но что до этого Господу? что говоримъ обыкновенно мы, находясь въ этой жизни, будучи сами земными, по землѣ пресмыкающимися, помышляя о земномъ, не желая кого-либо опечалить, — говоримъ мы, причиняя тѣмъ по бóльшей части еще бóльшую печаль? Поди, братъ, и отдай брату своему часть его. Но не это сказалъ Господь. А чтó правдивѣе Его? Кто найдеть такого судью, къ которому бы можно было обратиться противъ алчности брата своего? И развѣ не радовался человѣкъ тотъ, что нашелъ великое утѣшеніе? Великой помощи, безъ сомнѣнія, ждалъ онъ, взывая къ столь великому Судіи: Господи! скажи брату моему, чтобы онъ раздѣлилъ со мною наслѣдство. Что же Онъ отвѣтилъ ему? Кто поставилъ Меня судить или дѣлить васъ? Отклонилъ Господь просьбу, не исполнилъ того, чего просили у Него, не оказалъ желательной для того помощи. Что было особеннаго тамъ? Что терялъ Онъ (Господь) отъ того? И какимъ трудомъ было бы для Него оказать это благодѣяніе? Однакоже, Господь не оказалъ его. Гдѣ же то, о чемъ Самъ Онъ говоритъ: всякому, просящему у тебя давай (Лук. 6, 30). Не сдѣлалъ этого однакоже Самъ Тотъ, Кто далъ намъ примѣръ жизни. Какъ же мы будемъ дѣлать то? Или какъ будемъ давать, когда несемъ нѣкоторый расходъ, если не оказываемъ благодѣянія тамъ, гдѣ нѣтъ никакого расхода, гдѣ ничего мы не платимъ, ничего не теряемъ? Не исполнилъ Господь той просьбы и однако Онъ не ничего не сдѣлалъ. Въ меньшемъ отказалъ Онъ и бóльшее далъ. Сказалъ Онъ ясно: всякому, просящему у тебя давай. Что же, если кто-нибудь станетъ просить у тебя, не говорю того, что не полезно давать, но что преступно давать? Что, если какой-либо мужчина станетъ искать того, чего искали лжесвидѣтели отъ Сусанны? Что, если какая-либо женщина станетъ просить, чего женщина просила у Іосифа? Нужно ли слѣдовать и здѣсь этому повелѣнію, какъ руководственному: всякому, просящему у тебя давай? Да не будетъ этого. Станешь ли ты поступать въ этомъ случаѣ вопреки заповѣди Божіей? Скорѣе будемъ исполнять мы заповѣдь Господа въ томъ случаѣ, когда просящему злого не будемъ давать; при этомъ, мы не нарушаемъ и повелѣнія того, потому что сказано: всякому, просящему у тебя давай. Не сказано: все просящему у тебя давай, но: всякому, просящему у тебя давай, давай вообще; давай, хотя бы и не то, что проситъ онъ. Проситъ дурного, ты давай доброе. Такъ поступилъ Іосифъ. Не далъ онъ того, чего просила безстыдная жена, и далъ то, что она должна была выслушать, чтобы не быть безстыдной. Не палъ онъ въ яму похоти и другому человѣку далъ совѣтъ цѣломудрія. Да не будетъ, отвѣчалъ онъ, чтобы я сдѣлалъ это для господина моего, и чтобы осквернилъ ложе того, кто все ввѣрилъ мнѣ въ домѣ своемъ (Быт. гл. 39). Если рабъ, за деньги купленный, оказалъ такую вѣрность господину своему, то какую же вѣрность должна оказывать жена въ отношеніи къ мужу? Въ этомъ именно и состояло наставленіе Іосифа: я, какъ бы говорилъ онъ, рабъ, не сдѣлаю этого господину моему, а ты ли, жена, сдѣлаешь это предъ мужемъ своимъ?! Дала и Сусанна просящимъ, и она не оставила безъ наставленія лжесвидѣтелей, если бы они пожелали только принять данный имъ совѣтъ цѣломудрія. Не только не согласилась она, но и не умолчала о томъ, почему не согласилась. Если соглашусь съ вами, разсуждала она, то согрѣшу предъ Богомъ. Если не соглашусь, не избѣгну рукъ вашихъ. Но лучше впасть въ руки ваши, нежели согрѣшитъ предъ Богомъ (Дан. гл. 13). Что же, — лучше ли впасть въ руки ваши, нежели согрѣшить предъ Богомъ? Грѣшите предъ Богомъ и вы (Deo peristis), желая совершить насиліе надо мной. — Вотъ это правило имѣйте, братія, всегда передъ собой. Давайте, когда просятъ у васъ, хотя бы и не то, что просятъ. Такъ поступилъ Господь. Просилъ человѣкъ тотъ о чемъ? О раздѣленіи наслѣдства. Далъ Господь, но чтó далъ? Осужденіе страсти. О чемъ просилъ и чтó получилъ? Скажи брату моему, чтобы онъ раздѣлилъ со мной наслѣдство. Господь же сказалъ: кто поставилъ меня судить или дѣлить васъ?.. Смотрите, берегитесь любостяжанія. И скажу, почему такъ. Быть можетъ, просишь ты половину наслѣдства для того, чтобы быть богатымъ. У одного богатаго человѣка былъ хорошій урожай. Великій успѣхъ ожидался. Много хлѣба было на полѣ. И онъ разсуждалъ самъ съ собою: чтó мнѣ дѣлать? некуда мнѣ собрать плодовъ своихъ. И тщательно обдумавъ, сказалъ: вотъ что сдѣлаю: сломаю житницы мои и построю бóльшія и соберу туда весь хлѣбъ мой. Бóльшія сдѣлаю житницы, чѣмъ старыя были. И скажу душѣ моей: душа! много добра у тебя... ѣшь... веселись. И говоритъ ему Богъ: «безумный ты, который кажешься себѣ столь благоразумнымъ! Знаешь ты, какъ сломать старыя житницы и построить новыя, а самъ остаешься развалиной, ты, коему слѣдовало уничтожить ветхое въ себѣ самомъ и уже не мыслить о земномъ. Безумный! чтó сказалъ ты и кому сказалъ? душѣ своей сказалъ: веселись, много добра у тебя. Но въ эту же ночь возьмутъ у тебя душу твою, коей ты обѣщалъ все это. Кому же достанется, что ты заготовилъ» (Лук. 12, 13-20)? Итакъ, не бойся, когда богатѣетъ человѣкъ... ибо, умирая, не возьметъ ничего (Псал. 48, 17-18).

4. Вотъ какое наставленіе преподалъ Господь несогласнымъ братьямъ, чтобы вслѣдствіе этого были они въ согласіи между собой, чтобы старались освободиться отъ любостяжанія и исполнялись истиной. Будемъ же заботиться о такомъ наслѣдіи. Но сколь долго еще говорить намъ объ этомъ согласіи между земными братьями, которое бываетъ такъ рѣдко, такъ непрочно, такъ трудно достижимо? Скажемъ о томъ согласіи, которое только должно быть и можетъ быть истиннымъ согласіемъ. Братіями намъ пусть будутъ всѣ христіане, всѣ вѣрующіе, рожденные отъ Бога и изъ чрева Матери-Церкви чрезъ Духа Святаго; пусть они будутъ братьями, пусть владѣютъ наслѣдствомъ, раздаваемымъ и не раздѣляемымъ. Наслѣдство это есть Самъ Богъ, Коего наслѣдіемъ сами они являются, и Онъ взаимно является ихъ наслѣдіемъ. Какимъ образомъ они являются Его наслѣдіемъ? Проси у Меня, и дамъ народы въ наслѣдіе Тебѣ (Псал. 2, 8), и еще: Господь есть часть наслѣдія моего и чаши моей (Псал. 15, 5). Въ этомъ наслѣдіи соблюдается согласіе, о немъ не препираются. Иное наслѣдство пріобрѣтается тяжбою; это наслѣдство вслѣдствіе тяжбы теряется. Поэтому и люди, не желающіе лишиться его, стараются избѣгать распри. И когда кажется, быть можетъ, что они во враждѣ, однакоже, не враждуютъ. Но, можетъ быть, кажется иногда, что они враждуютъ или думаютъ о нихъ, что враждуютъ, когда хотятъ выразитъ попеченіе о братіяхъ. Видите, какъ участлива тяжба ихъ, какъ мирна, какъ доброжелательна, какъ справедлива, какъ достойна уваженія. Вотъ, и мы, кажется, что препираемся съ донатистами, но не враждуемъ. Тотъ враждуетъ, кто зла желаетъ противнику своему. Тотъ ссорится, кто хочетъ, чтобы противникъ его потерпѣлъ какой-либо вредъ, а себѣ ищетъ выгоды, старается у того отнять, а себѣ взять. Не такъ поступаемъ мы. Это извѣстно вамъ, извѣстно вамъ, препирающимся, извѣстно и вамъ, оставившимъ раздѣленіе. Знаете вы, что эта тяжба не есть тяжба зложелательная, что она не направляется ко вреду противника, а скорѣе — къ его выгодѣ. Хотѣли мы лишь тѣхъ, съ кѣмъ казались тяжущимися или теперь еще кажемся, привлечь къ общенію съ нами, а не заставлять ихъ искать насъ самихъ. И слова у насъ другія, а не тѣ, которыя слышались изъ устъ человѣка, обращавшагося ко Христу, когда Онъ былъ на землѣ, съ просьбой о раздѣленіи имущества съ братомъ. Мы также обращаемся съ просьбой къ Нему, пребывающему на небѣ, но не говоримъ: «скажи брату моему, чтобы онъ раздѣлиль со мною наслѣдство», а наоборотъ: «скажи брату моему, чтобы онъ владѣлъ со мною наслѣдствомъ».

5. Что мы хотимъ этого, о томъ говорятъ и открытыя дѣла наши. Что этого хотѣли мы, возвѣщаютъ о томъ не только наши слова, но и наши, предназначенныя для нихъ (донатистовъ) сочиненія (litterae). Нравится вамъ епископствованіе? Владѣйте имъ съ нами. Ничего мы въ васъ не ненавидимъ, ничего не безчестимъ, ничего не оскверняемъ, ничего не анаѳематствуемъ, кромѣ заблужденія человѣческаго. Отвергаемъ заблужденіе людское, не божественную истину. Что имѣете вы отъ Бога, это мы признаёмъ, а что своего имѣете непохвальнаго, это мы исправляемъ. Знакъ Господа моего, печать моего Повелителя, черты Царя моего узнаю я и въ томъ, кто покидаетъ меня. Ищу, нахожу, стараюсь приблизить, подхожу, беру, веду, исправляю бѣглеца, но не искажаю его образа. Если кто думаетъ усмотрѣтъ и найти такого, это не значитъ враждоватъ, а — любить. Мы уже говорили, что можно въ одной Церкви ради мира сохранить согласіе между братіями. Великое это дѣло — согласіе между братіями. Пусть не можетъ быть двухъ епископовъ. Но мы сказали уже, чтобы вмѣстѣ возсѣдали они въ базѝликѣ: одинъ на каѳедрѣ, другой, какъ пришлецъ. Тотъ на каѳедрѣ христіанской, этотъ — на другой (haeretica), но чтобы сидѣлъ возлѣ, какъ товарищъ его. Такъ же точно тотъ пусть предсѣдательствуетъ въ своемъ собраніи, а этотъ — въ своемъ. Мы говоримъ имъ, что покаяніе во отпущеніе грѣховъ проповѣдано апостолами всѣмъ народамъ, начиная отъ Іерусалима. Что же отвѣтите вы той Церкви, которая основана апостолами среди всѣхъ народовъ, начиная отъ Іерусалима? Мы говорили далѣе: предположимъ, что Цециліанъ совершиль дурное дѣло. Но неужели одинъ человѣкъ, поступающій дурно, или два, или пять, или десять могугъ чернить столько тысячъ вѣрующихъ, въ несмѣтномъ количествѣ живущихъ по всему лицу земли? Говорили мы также: повѣрилъ Авраамъ, и обѣщаны были ему всѣ племена. Согрѣшилъ Цециліанъ, и неужели погибли всѣ народы, такъ что слѣдовательно сдѣланное нечестіемъ оказалось бóльшимъ въ сравненіи съ тѣмъ, что обѣщано истиною? Сказано было это и читано (leguntur). Противъ такихъ заимствованныхъ изъ божественныхъ книгъ примѣровъ и свидѣтельствъ, указывающихъ на Церковь, распространенную по всему кругу земли, единство каковой Церкви именемъ Господа содержимъ мы, они (донатисты) рѣшительно ничего не могли отвѣтить.

6. Итакъ, дѣло Церкви признано правымъ, утвержденнымъ, упроченнымъ и укрѣпленнымъ какъ бы на каменномъ фундаментѣ, коего и врата ада не могуть одолѣть. Далѣе, мы перешли къ дѣлу Цециліана, уже спокойные за него, чтó бы онъ ни сдѣлалъ. Потому что возможно ли, чтобы, пусть онъ даже, какъ человѣкъ, окажется виновнымь въ чемъ-нибудь, изъ-за вины одного человѣка мы подверглись осужденію или были перекрещены? И мы сказали: дѣло Церкви правое, и грѣхъ Цециліана нисколько не вредитъ ей. Ни праведность Цециліана не дѣлаетъ Церковь болѣе славной, ни преступленіе его не дѣлаетъ ея достойной порицанія. Но посмотримъ, каково и самое дѣло его. Мы захотѣли изслѣдоватъ безпристрастно, какъ дѣло брата, а не какъ дѣло отца или матери. Отецъ нашъ — Богъ; мать наша — Церковь. Цециліанъ же былъ и есть братъ нашъ. Если добрый, то добрый братъ; если дурной братъ, но все-таки братъ. Если найдемъ мы его невиннымъ, то гдѣ будете вы, явившіеся безсильными и въ самой клеветѣ человѣческой? Если же окажется виновнымъ, подлежащимъ суду, то и въ этомъ случаѣ мы не такъ ужъ много теряемъ, потому что сохраняемъ единство Церкви, которая непобѣдима. Пусть окажется вовсе виновнымъ, человѣка я буду анаѳематствовать, а Церкви Христовой не покину. Такъ и поступимъ мы. Кромѣ того, мы не будемъ считать его принадлежащимъ къ клиру, среди епископовъ, которыхъ считаемъ вѣрными и невинными. Такъ мы и сдѣлаемъ. Неужели же изъ-за Цециліана вы всѣхъ будете перекрещивать? Когда все это было высказано и признано, начало выясняться и дѣло Цециліана. Онъ оказался невиннымъ, оказался оклеветаннымъ. Одинъ разъ осужденъ онъ заочно и трижды оправданъ. Осужденъ партіей, оправданъ со стороны церковной истины. Прочитано все это было и одобрено. Затѣмъ спрашивали, не имѣетъ ли кто возразить противъ того. Послѣ этого исчерпаны были всякія средства клеветы и, когда уже ничего не могли представить они противъ очевидныхъ доказательствъ и противъ невинности Цециліана, произнесенъ былъ судъ надъ ними. И все-таки говорятъ они: мы побѣдили. Пусть побѣждаютъ, но себя, такъ, чтобы быть во владѣніи Христовомъ. Пусть побѣждаетъ ихъ Тотъ, Кто искупилъ ихъ.

7. И все-таки мы за многихъ радуемся. Многіе изъ нихъ спасительно признали себя побѣжденными, потому что не были побѣждены. Побѣждено заблужденіе человѣческое, человѣкъ же остался цѣлымъ. Вѣдь, врачъ не споритъ съ больнымъ. И если больной имѣетъ дѣло со врачемь, болѣзнь побѣждается, и больной выздоравливаетъ. О томъ старается врачъ, чтобы побѣдить; этого же хочетъ и болѣзнь, — чтобы побѣдить. Если побѣдитъ врачъ, больной выздоравливаетъ; если побѣждаетъ болѣзнь, больной умираетъ. Такъ и въ нашемъ состязаніи боролся врачъ за спасеніе больного, а больной ратовалъ за болѣзнь. Кто обратилъ вниманіе на совѣтъ врача, тотъ побѣдилъ, одолѣлъ болѣзнь. Видимъ мы ихъ здоровыми и радующимися съ нами въ Церкви. Поносили насъ они прежде, такъ какъ не считали насъ за братьевъ. Болѣзнь затемняла мысль ихъ. Мы же любимъ ихъ и въ то время, когда они поносятъ насъ и ожесточаются, и старались служить злобствующимъ противъ насъ больнымъ. Сопротивлялись мы, спорили и, какъ бы, ссорились, и однако любили. Докучливо непріятны всѣ старающіеся служить такимъ больнымъ, но непріятны во спасеніе.

8. Приходится также встрѣчать иногда людей, лѣниво говорящихъ: правда это, владыка (domine), правда. Нечего возразить. Но отецъ мой умеръ тамъ, (т.-е. въ общинѣ донатистовъ), мать моя тамъ погребена. Вотъ, на мертваго указываешь ты и на погребеннаго. Но ты, вѣдь, живъ еще и есть съ кѣмъ поговорить тебѣ. Родители твои были христіане изъ партіи Доната; ихъ родители, быть можетъ, тоже были христіанами, а дѣды или прадѣды были, конечно, язычниками. И вотъ, первые, сдѣлавшіеся христіанами, развѣ были равнодушны къ истинѣ, когда оставили родителей своихъ — язычниковъ? Развѣ слѣдовали они авторитету умершихъ родителей и не предпочитали умершимъ родителямъ живого Христа? Итакъ, если здѣсь истинное единство, внѣ коего ты неизбѣжно подвергаешьзя вѣчной смерти, то почему хочешь ты слѣдовать мертвымъ родителямъ твоимъ, мертвымъ для тебя и для Бога? Что скажешь? — отвѣчай. — Правду говоришь ты, нечего сказать тебѣ. Но что же дѣлать? И вотъ вялость какая-то овладѣваетъ такими людьми. Одержимы они, какъ бы, летаргіей, страдаютъ непріятной болѣзнью, готовые умереть въ своемъ снѣ. Другіе оказываются, наоборотъ, слишкомъ изувѣрны (phrenetici) и опасны (molesti). Одержимый сонною болѣзнью, хотя ему и угрожаетъ смерть, не бываетъ, однако, опасенъ для того, кто служитъ ему. Изувѣры же опасны; потерявъ здравый смыслъ, они, бѣшеные и неистовые, всюду ходятъ съ оружіемъ, ища, кого бы убить, кого бы ослѣпить. Мы услыхали, что одному пресвитеру вашему они вырѣзали языкъ. Таковы изувѣры. Но нужно испытывать свою любовь, и ихъ должно любить. Многіе изъ нихъ, будучи вразумлены, проливали слезы. Многіе исправились. Мы знаемъ, къ намъ приходили такіе изъ числа самыхъ неистовыхъ. Ежедневно оплакивали они свое прошлое, не могутъ сдержать слезъ, смотря на ярость тѣхъ, которые, не пришедши въ себя отъ угара безумія, продолжаютъ еще свирѣпствовать. Итакъ, какъ же поступать намъ? Любовь заставляетъ помогать и такимъ. Хотя и непріятны мы для тѣхъ и другихъ, пробуждая охваченнаго сонною болѣзнью и сдерживая безумца, однако, мы любимъ обоихъ.

9. Впрочемъ, хотя доброе дѣло — согласіе братьевъ между собой, но смотрите гдѣ: во Христѣ, у христіанъ. Также и любовь между ближними. Что же, если кто-нибудь не является еще братомъ для тебя во Христѣ? Однако, онъ — человѣкъ и твой ближній. Люби поэтому и его, чтобы и его пріобрѣсти. Такимъ образомъ, живя въ согласіи съ братомъ-христіаниномъ, ты долженъ любить и ближняго, съ коимъ у тебя еще нѣтъ согласія, потому что онъ еще не является братомъ твоимъ во Христѣ, потому что еще не возрожденъ во Христѣ, еще не позналъ таинъ Христовыхъ; пусть онъ язычникъ пока, пусть іудей, все же ближній твой, потому что человѣкъ. Если любишь и его, то ты достигаешь этимъ самымъ другой любви и въ тебѣ уже два дара: согласіе между братьями и любовь къ ближнимъ. Изъ всѣхъ такихъ, живущихъ въ единомысліи съ братьями и любящихъ ближняго, и состоитъ церковь, обрученная Христу, покорная мужу, чтобы получилось и третье, о чемъ говорится въ Писаніи (Сир. 25, 2), именно: жена и мужъ, согласно живущіе между собою. Поэтому убѣждаемъ любовь вашу и увѣщеваемъ васъ въ Господѣ, презирайте настоящее, братія мои, чего вы, умирая, не можете взять съ собою. Берегитесь грѣха, остерегайтесь неправды, избѣгайте нечистыхъ страстей. Тогда будетъ и плодъ нашъ невредимъ въ Насъ и полная радостей награда наша у Господа.

Вѣдь, если и говоримъ мы вамъ, что должно говорить, если и проповѣдуемъ, что должно проповѣдывать, и стараемся быть чистыми предъ лицемъ Божіимъ, не умалчивая о томъ, чего боимся, не умалчивая о томъ, чего любимъ, такъ — чтобы, если на кого придетъ мечъ наказанія Божія, не нашелъ онъ, чтó поставить въ вину руководителю, однако, не хотимъ мы награды себѣ безъ васъ, но только съ вами. Вѣдь, и апостолъ Павелъ былъ увѣренъ въ своей наградѣ, и, однако, чтó говоритъ? Ибо теперь мы живы, когда вы стоите въ Господѣ (1 Ѳес. 3, 8). Говорю я вамъ и любви вашей по повелѣнію Господа, отцы и братія. Говорю за брата моего епископа вашего, радостью для коего должны быть вы, если будете повиноваться Господу Богу нашему. Вотъ во имя Господа стараніемъ его сдѣлана вамъ эта церковь на благочестивыя, щедрыя, благоговѣйныя приношенія вѣрующихъ братьевъ. Сдѣлана для васъ эта церковь, но сами вы составляете еще бóльшую церковь (sed vos magis estis Ecclesia). Сдѣлана вамъ церковь, куда входятъ тѣла ваши; но мысли ваши должны быть обращены туда, куда входитъ Богъ. Вы почтили епископа вашего, пожелавъ назвать базилику эту Флорентіей [2]; но вы — слава (florentia) его; такъ и апостолъ говоритъ къ Филиппійцамъ, что они радость и вѣнецъ его въ Господѣ (Флп. 4, 1). Все, что ни случается въ этомъ мірѣ, исчезаетъ, переходитъ. Что жизнь настоящая, какъ не то, чтó сказалъ псалмопѣвецъ: какъ трава, которая утромъ цвѣтетъ, вечеромъ подсѣкается и засыхаетъ (Псал. 89, 6)? Такова всякая плоть. Потому и Христосъ явился, потому и новая жизнь, потому надежда вѣчная, потому утѣшеніе безсмертія обѣщано намъ и въ плоти Христа уже показано. Отъ насъ принята плоть Христова, которая уже безсмертна, и намъ указалъ Онъ то, что въ Себѣ исполнилъ. Для насъ Онъ принялъ тѣло. Вѣдь, для Себя въ началѣ было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Богъ (Іоан. 1, 1). Ищи здѣсь плоти и крови: гдѣ она въ Словѣ? Но такъ какъ истинно захотѣлъ спострадать намъ и избавить насъ, принялъ на Себя образъ раба и сошелъ сюда Тотъ, Кто былъ здѣсь, чтобы явился Тотъ, Кого не было. Захотѣлъ стать человѣкомъ создавшій человѣка, родиться отъ матери создавшій мать. Восшелъ Онъ даже на крестъ, умеръ и показалъ намъ то, что и мы знали: рожденіе и смерть. Въ Себѣ пережилъ Онъ эти исконныя, обычныя для насъ явленія. Рожденіе и смерть мы знали, воскресенія и жизни вѣчной не знали. Первыя два: рожденіе и смерть Онъ смиренно принялъ на Себя, другія два великія и новыя явленія показалъ Онъ, будучи прославленъ. Воскресъ Онъ плотію, вознесся, возсѣлъ одесную Отца. Главою нашею благоволилъ быть Онъ и молился за Свои члены, потому что, когда былъ здѣсь, говорилъ: Отче!.. хочу, чтобы тамъ, гдѣ Я, и они были со Мною (Іоан. 17, 24). Будемъ ожидать того же и для плоти нашей: воскресенія, прославленія, нетлѣнія, безсмертія, вѣчнаго покоя. Будемъ стараться, чтобы и достигнуть этого. То будетъ слава (florentia), истинная слава.

Примѣчанія:
[1] Такъ называется здѣсь книга Премудрости Іисуса, Сына Сирахова.
[2] По имени епископа Флорентія, служившаго, какъ полагаютъ, въ Иппонѣ-Діарритскомъ.

Источникъ: Проповѣди блаженнаго Августина. / Пер. съ лат. языка на русскiй протоiер. Дмитрiя Садовскаго. — Сергiевъ Посадъ: Типографiя Св.-Тр. Сергiевой Лавры, 1913. — С. 155-167.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0