Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 23 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Астерій Амасійскій († ок. 404 г.)
Слово
[1] о слѣпомъ отъ рожденія [2]

Только что выслушали мы сына Громова Іоанна [3], вѣрнѣе же — Святаго Духа, Который рыбаря и ремесленника содѣлалъ бытописателемъ и повѣствователемъ истинно божественныхъ и возвышенныхъ предметовъ. Они (Святый Духъ и Іоаннъ Богословъ) повѣдали намъ великую и продолжительную бесѣду Господа, которою Онъ непокорный и непослушный народъ наставлялъ богопознанію Отца и Сына, отклоняя умы евреевъ отъ мысли о единоначаліи [4], отверзая имъ дверь благодати (для выхода) изъ преданія подзаконнаго и мало по малу приводя (ихъ) къ Новому Завѣту изъ Ветхаго, какъ прежде — изъ пустыни въ землю богатую и плодородную. Но между тѣмъ какъ Онъ многообразно научалъ ихъ тому, что Его собственное существованіе превѣчно и всегда соединено съ Отцемъ, и громко и ясно говорилъ глухимъ: прежде нежели былъ Авраамъ, Я есмь (Іоан. 8, 58), — они, не понявъ смыслъ этого изреченія и недоказавъ его неудобопріемлемость никакимъ разумнымъ возраженіемъ, обращались вмѣсто словъ къ камнямъ и задолго до креста приготовляли къ кровопролитію свои смертоубійственныя руки. Онъ же, рѣшивъ относиться со всякимъ великодушіемъ къ народу дерзкому и богохульному, отклонилъ гнѣвъ ихъ и смятеніе, удаляясь не униженно какъ либо, но по божески: Тотъ, Который схоялъ среди нихъ и былъ въ рукахъ у нихъ [5], (вдругъ) сдѣлался невидимъ, и Спорившій съ воспламененными отъ гнѣва (іудеями) скрылся изъ глазъ. Стояли они въ изумленіи, намѣреваясь совершить убійство и не находя средства удовлетворить гнѣвъ свой, — подобно неопытнымъ охотникамъ, которые, прежде времени спугнувъ добычу, если лань скроется въ какой либо чащѣ и незамѣтно уйдетъ (изъ нея), тщетно блуждаютъ по ущелью, нося сѣти какъ излишнюю тяжесть и всуе таская при себѣ ошейники.

Я же, хотя въ прочемъ и худой слуга, не забываю однакожъ того, что рабъ есмь и что лежитъ долгъ на мнѣ возстать за Владыку противъ оскорбителей. Посему и вопію къ евреямъ, какъ бы присутствующимъ сегодня (здѣсь) и одержимыхъ неистовствомъ: преступные! вы бросаете камни въ своего Благодѣтеля? [6] бросаете въ Камень избранный и драгоцѣнный, о Коемъ вамъ пророчествовалъ Исаія? (Ис. 28, 16) бросаете въ Камень духовный, отторженный отъ крутой скалы безъ руки человѣческой, какъ научилъ васъ божественный Даніилъ? (Дан. 2, 44) бросаете камнями въ Краеугольный Камень (1 Пет. 1, 6), соединяющій двѣ стѣны Ветхаго и Новаго Завѣта? ибо если вы и не увѣруете, то можетъ Богъ отъ камней этихъ воздвигнуть чадъ Аврааму (Матѳ. 3, 9), то есть собрать Христу народъ особенный (Тит. 2, 14) [7], изъ язычниковъ и необрѣзанный, о коемъ и пріялъ Авраамъ обѣтованіе, когда Богъ сказалъ ему, что благословятся о тебѣ всѣ племена (Быт. 12, 3). Неизрѣченнымъ знаніемъ [8] Своимъ видя будущее, Богъ въ качествѣ чадъ Начальнику вѣры удѣлилъ всѣхъ имѣющихъ увѣровать впослѣдствіи; ибо уже тогда созерцалъ возстаніе евреевъ, зрѣлъ камни и лжеименныхъ сыновъ считалъ лишенными наслѣдства. Когда же, возвѣщая имъ истину словомъ, не убѣдилъ ихъ къ благочестію, то, находясь среди нихъ, скрылся отъ ихъ взоровъ и, присутствуя, не былъ доступенъ зрѣнію ихъ, дабы таковымъ чудотвореніемъ привлечь ихъ [9] къ признанію того, что Онъ есть Христосъ [10] и Богъ старѣйшій Авраама (см. Іоан. 8, 58). Итакъ внемлите, говоритъ, о истинно слѣные и не смысленные! Кто Сей и присутствущій съ вами, и не видимый? He Тотъ ли, быть можетъ, это, Кто и съ Моисеемъ говорилъ, хотя и не былъ видимъ? [11] ибо тогда видны были огонь и купина, оба безгласные, и однакожъ былъ слышенъ гласъ, и слово давало наставленіе, и вѣрно предрекалось будущее. Вѣдь умъ имѣющимъ должно узнавать личность по сродству дѣлъ.

Такъ какъ евреи оказались столь неразумными и безсмысленными, то Господь нашъ и Спаситель, какъ нѣкій врачъ заботливый [12] и премудрый, если болѣзнь не поддается первому опыту, обращается къ другому способу лѣченія. Духовно слѣпыхъ Онъ хочетъ исцѣлитъ при помощи встрѣченнаго по пути слѣпца, который страдалъ слѣпотою не всдѣдствіе какого либо случайнаго поврежденія, но изъ чрева матери явился на свѣтъ съ такимъ прирожденнымъ недостаткомъ.

Увидавъ человѣка (слѣпца), Онъ остановился и былъ готовъ къ исцѣленію, превышающему человѣческій разумъ [13] и искусство. Вѣдь врачебная наука занимается изслѣдованіемъ тѣхъ болѣзней, которыя по какимъ либо обстоятельствамъ приключаются въ послѣдствіи времени уже послѣ того, какъ природа окончитъ рожденіе живаго существа и произведетъ оное на свѣтъ. Лѣченіе же какого либо прирожденнаго тѣлу порока она не выдаетъ за свое дѣло, — а также впрочемъ и не всѣхъ вообще болѣзней, приключающихся въ послѣдствіи. Свидѣтели сего — тѣ изъ людей, которые искалѣчены и которымъ ни одинъ врачъ не возстановилъ недостающихъ членовъ. Посему и ученики, почувствовавъ жалость къ страданію и взирая на человѣка, не вкусившаго наивысшей сладости (отъ видѣнія) свѣта, суетно любопытствовали о причинѣ бѣдствія и не очень искусно вопрошали Господа: по собственной ли винѣ или за грѣхи родителей онъ родился на свѣтъ таковымъ? Въ томъ и другомъ случаѣ вопросъ этотъ заключаетъ въ себѣ нѣчто достойное порицанія: ибо ни за родителей [14] не былъ бы осужденъ онъ, такъ какъ Богъ не наказываетъ одного за другаго [15], — ни за собственные грѣхи [16] онъ не несъ наказаніе, хотя и родился слѣпымъ, — вѣдь никто не грѣшенъ прежде рожденія. Итакъ, хотя любопытство [17] и не очень одобрительно, но мы должны узнать, какъ Истина, Господь нашъ, отвѣтила на вопросъ. Порокъ сей (говоритъ Онъ), о ученики, не есть воздаяніе за грѣхи, но уготовленіе будущаго домостроительства, дабы [18] Считавшійся обыкновеннымъ человѣкомъ совершилъ вышечеловѣческое, — дабы Создатель всяческихъ, послѣ перваго творенія, обрѣлъ и теперь побужденіе къ дѣланію, — а также чтобы изъ частнаго удостовѣрить и общее и убѣдить жестокій и непослушный народъ отбросить камни и поклониться (Ему). Да просвѣтятся же очи не видящіе, дабы Солнце правды освѣщало души неразумныхъ! Да совершится чудное дѣло и создадутся взоры, дабы возстающіе узнали, что Называемый сыномъ Іосифа, если былъ истиннымъ сыномъ плотника, могъ исправлять сломавшуюся колесницу или соединять дерева, отдѣлившіяся отъ связи, или дѣлать подпоры къ сломавшейся балкѣ [19], — то часть человѣка, и часть прекраснѣйшую, образованную природою съ особенною тщательностію, а именно глазъ, не былъ бы въ состояніи сотворить кто-либо другой кромѣ Того, Кто съ первоначала имѣетъ власть надъ природою.

И если кто пожелаетъ ободтить особое вниманіе на человѣческіе члены, Тотъ въ этой, преимущественно, частичкѣ тѣла усмотритъ всесильную и разнообразную премудрость Бога, показавшему такое великолѣпіе искусства въ столь маломъ очертаніи частички и члена (тѣла). Ему, во-первыхъ, сообщена какая-то прелесть, онъ пріятенъ и немясистъ, такъ сказать, при нѣжности имѣетъ твердость и при слабости силенъ. Онъ, потомъ, украшенъ разнообразными цвѣтами: такъ средина его имѣетъ очертаніе (окраску) чернаго цвѣта, — и не все однообразное, но состоящее изъ соединенія нѣсколькихъ различныхъ круговъ, причемъ его центръ и средина имѣетъ болѣе темный цвѣтъ [20], внѣшняя же окружность переходитъ отчасти въ золотистую окраску; совнѣ вокругъ нея облегаетъ бѣлокъ, свѣтлый и прозрачный, не чисто лишь бѣлый, но имѣющій нѣкоторый кристаллоподобный и прозрачный видъ; глазное яблоко окружено красноватымъ цвѣтомъ, чѣмъ придается пріятность бѣлому и черному. Кромѣ того онъ, при своей плотности, столь прозраченъ и гладокъ, что отражаетъ образы приближающихся къ намъ и какъ бы вѣрное зеркало отпечатлѣваетъ черты бесѣдующихъ съ нами, почему самый центръ его окружности и называется зрачкомъ (ϰόρη), такъ какъ всегда показываетъ человѣческій образъ противо (стоящему и) смотрящему. Какъ смотрящему въ зеркало невозможно тотчасъ же не отразить въ матеріи свои черты, такъ и лицомъ къ лицу стоящему съ человѣкомъ — не начертать въ глазу свой образъ. Такъ смотря одинъ на другаго, люди бываютъ зеркалами другъ друга.

Итакъ, достоинъ удивленія между созданными предметами глазъ. Вѣдь онъ и Бога мнѣ открываетъ, точно узнавая всю тварь и отъ дѣлъ показывая художника. Отъ видимаго онъ изъясняетъ [21] невидимое. Посредствомъ него я имѣю знаніе о солнцѣ, постигъ устройство неба, узналъ красоту звѣздъ и основаніе земли, природу моря, — различіе сѣмянъ, разнообразіе растеній и различные виды цвѣтовъ, — мракъ тьмы и блескъ свѣта и вообще все, что Богъ, создавъ, одобрилъ (Быт. 1, 31). Итакъ, если бы не существовало глаза, тварь состарѣлась бы безъ свидѣтеля, такъ какъ не было бы никого, кто созерцалъ бы пребывающую въ ней премудрость Божію и силу.

Ради, такого-то чуднаго устройства зрѣнія и теперь (т. е. у слѣпорожденнаго) глаза были созданы внезапно, дабы мы отложили низменныя, отъ плоти [22] являющіяся въ насъ, мысли о Единородномъ, великолѣпіемъ дѣлъ (Господа) изгоняя изъ души, всякое малоприличное (Ему) и низменное мнѣніе (о немъ); но чтобы узнали мы, что блаженный свѣтъ и красоту божества принялъ (въ себя) глиняный сосудъ, служа намъ свѣточемъ на подобіе свѣтильника. Самъ единолично совершаетъ Господь исцѣленіе, — и Тотъ, Кто повелѣніемъ Своимъ устроилъ весь міръ (Быт. 1 гл. ср. Псал. 148, 6), Кто двумя краткими изрѣченіями исцѣлилъ разслабленнаго (ср. Матѳ. 9, 2; Марк. 2, 5; Лук. 5, 24; Іоан. 5, 8), теперь для чудотворенія употребляетъ не слово только одно, но и устами и руками и многими другими средствами исцѣляетъ [23] слѣпоту, дабы посредствомъ этихъ дѣйствій тѣмъ болѣе твердую вѣру внѣдрить невѣрующимъ. Онъ плюетъ на почву и изъ слюны дѣлаетъ бреніе, пользуясь для исцѣленія землею съ тою цѣлью, чтобы показать, что изъ той же персти, изъ которой въ началѣ образовано все тѣло [24], теперь созидается и остальыая часть (глаза). Слюною же исправляетъ его (тѣло) и соединяетъ разсѣянную и чуждую связи персть, дабы ясно показать намъ, что силою устъ Своихъ Слово устроило все, ибо Словомъ Господа небеса утверждены и Духомъ устъ Его вся сила (все воинство) ихъ (Псал. 32, 6).

А можетъ быть и для того плюновеніемъ исцѣляетъ, чтобы поразить страхомъ тѣхъ, кои не много послѣ имѣли безчинствовать оплеваніями, — и однакожъ не остановилъ (этимъ) дерзость неистовствующихъ, но подвергся многимъ оплеваніямъ Тотъ, Кто совершилъ таковое (исцѣленіе) посредствомъ плюновенія. Такъ проявляетъ Онъ творческую силу перваго [25] достоинства. Повѣленіемъ же омыться въ купальнѣ Силоама Онъ открываетъ намъ спасеніе посредствомъ воды, которое всѣмъ посланный Силоамъ даровалъ; ибо тогда мы хорошо видимъ, когда очищаемся таинственною водою, — тогда осіяваетъ насъ свѣтъ благодати, когда сила крещенія смываетъ грязь и нечистоту грѣховъ. И всѣ, кои омываемся заповѣдію Силоама, видимъ духовный свѣтъ, который просвѣщаетъ всякаго человѣка грядущаго въ міръ (Іоан. 1, 9). Какое чудо и сколь великая сила! Немного предъ тѣмъ бывшій слѣпымъ вышелъ изъ купальни, имѣя украшеніе на лицѣ въ прибавленіи глазъ и правильно взирая на солнечные лучи. Событіе это поразило сосѣдей и знакомыхъ (слѣпца). Смутилъ новый способъ лѣченія. Зрячимъ этотъ человѣкъ ходитъ по городу, дабы всѣ видѣли новое и чудесное дѣло, совершенное [26] Родившимся въ Виѳлеемѣ, — тѣмъ малымъ Младенцемъ, Который былъ повитъ пеленами въ ясляхъ; ибо это и было тѣмъ, что заставляло Іудеевъ не вѣрить божеству.

Обратите же, несмысленные и грубые сердцемъ, вниманіе на бывшихъ отъ вѣка людей. Начавъ съ Адама, изслѣдуйте всѣхъ по порядку: найдете ли, чтобы бывшее нынѣ случилось и на другихъ, или чтобы какой либо вѣкъ имѣлъ примѣръ такого исцѣленія. И опять, при осмѣяніи Господа моего, выставляйте на видъ, что Онъ — Плотниковъ Сынъ (Матѳ. 13, 65; Марк. 6, 3 и др.), Котораго братья вамъ извѣстны, Котораго домъ вы знаете, — исчисляйте всѣ стороны Его уничиженія, соревнуйте въ этомъ, распространяйте великое безславіе свое. Но если ничего такого человѣкъ не содѣлалъ и ни вѣка не знали разсказа о подобномъ чудѣ, то, осудивъ свое невѣжество, возведите наконецъ очи свои къ истинѣ, — омойтесь и вы въ Силоамѣ, чтобы не умереть въ слѣпотѣ.

Однакожъ это все не имѣло для нихъ никакого значенія. Слово не научило ихъ, дѣло не вразумило, сила чуда не склонила. Совсѣмъ напротивъ, по слѣпому неразумію, они многочисленными способами пытались скрыть и осмѣять (чудо), хотя злодѣйство ихъ обращалось противъ нихъ же самихъ. Чѣмъ болѣе они невѣрили и допросами старались извратить (правду), тѣмъ болѣе подтверждалась истина. Съ ними случилось то же самое, что и съ звѣрями, которые, будучи ранены кѣмъ-либо и пока еще не все остріе вошло въ ихъ чрево, стремительнымъ натискомъ своимъ на человѣка вгоняютъ въ себя самихъ всю сталь (орудія).

Сначала они стараются дознать: тотъ ли это самый слѣпецъ и не выданъ ли за него другой? Но это ясно засвидѣтельствовалъ человѣкъ тотъ и разсказалъ въ порядкѣ объ исцѣленіи, — и о томъ, что бреніе намазано было какъ лѣкарство отъ слѣпоты и что купальня, смывъ бреніе, доставила зрѣніе. Объ этомъ распрашивали сосѣди и поучались, изслѣдовали Фарисеи и узнали [27].

Въ качествѣ втораго ухищренія для отрицанія совершившагося чуда была предпинята попытка доказать, что не Христосъ совершилъ исцѣленіе. Поелику же человѣкъ (исцѣленный) громко называлъ Спасителя, исповѣданіемъ и проповѣдью воздавалъ благодареніе и всѣмъ указывалъ Благодѣтеля: то, съ закрытыми устами и помутившимся умомъ, не зная что дѣлать, возвращаются снова къ болѣзни [28] и оказываются точными изслѣдователями каждой частности, — не для того, чтобы подтвердить совершенное чудо, но дабы получить откуда либо опроверженіе чуда и, устроивъ какой либо коварный обманъ, отвратить вѣрующій народъ отъ увлеченія. Это верхъ порочности! — сражаться противъ истины, не покланяться Творящему все [29], но подвергать Благодѣтеля поруганію, — не удивляться силѣ, но пытаться унижать чудесныя дѣла. Убѣдитесь же, Фарисеи, и отъ родителей, что человѣкъ этотъ рожденъ съ слѣпотою, — и опять обратитесь къ слѣпцу, во второй и третій разъ, получая отъ него удостовѣреніе въ злыхъ начинаніяхъ и козняхъ своихъ. Но если не успѣете въ первой попыткѣ, переходите ко второй, — не успѣете во второй, переходите къ третьей, — отъ третьей къ слѣдующей. Дѣлайте извороты коварной лисицы, — и все таки васъ вездѣ окружаютъ сѣти истины, нѣтъ никакого выхода изъ чуда. Впрочемъ не оставляйте своихъ ухищреній и тките паутину, устрояя козни, хотя и разнообразныя, но немощныя и безполезныя.

Отечественный это недугъ вашъ. Невѣрныхъ отцовъ таковые же дѣти (вы). И тѣ такимъ же образомъ относились къ чудесамъ въ Египтѣ. Необычайнымъ способомъ и вопреки ожиданіямъ они спасались отъ войнъ, — и невѣрили Дающему Спасеніе. Кормились пищею, превосходящею природу, — и были неблагодарны больше голодающихъ (Исх. 16, 13). Получали манну съ неба посылаемую (Исх. 16, 21), — и тужили по зловонію египетокаго чеснока и лука. Во время дня осѣняемы были столпомъ облачнымъ, дабы не страдать отъ жары солнечнаго луча, и столпомъ огненнымъ освѣщалась ночью, получивъ кромѣ луны другое, новое и превосходнѣйшее, свѣтило (Исх. 13, 21), — но, какъ бы совсѣмъ не замѣчая божественной силы, они такимъ образомъ усиленно требовали себѣ новыхъ и возвышенныхъ боговъ, когда Моисей, задержанный немного на горѣ при сообщеніи (ему) закона, замедлилъ возвращеніемъ. Вы истые наслѣдники неразумія тѣхъ, невозлюбили законъ, ненавидите благость, нуждаетесь въ начальствованіи жезла не миндальнаго, а желѣзнаго (Псал. 2, 9 ср. Апок. 2, 27; 19, 15; Іер. 1, 10-12).

Вы видите человѣка, перешедшаго (отъ тьмы) къ свѣту, доселѣ проведшаго долгое время жизни во тьмѣ, съ бездѣйственными взорами, путеводимаго чужими глазами, ежедневно сидѣвшаго предъ храмомъ, всѣмъ дававшаго знать о своемъ несчастіи, дабы многихъ привлечь къ милосердію, имѣющаго городъ свидѣтелемъ своего недуга, смотрящаго теперь и быстро исцѣленнаго, не составомъ разныхъ лѣкарствъ и не сѣченіемъ стали, но однимъ бреніемъ, составленнымъ посредствомъ слюны (изъ персти): какъ же не поражаетесь, не изумляетесь, не бросаетесь на землю и не поклоняетесь Тому, Кто создалъ очи изъ земли, — не чтите божественную силу! Неужели терзаетесь завистью и имѣете соревнованіе къ Богу, какъ бы къ своему сопернику по искусству, — какъ бы художники къ художнику, какъ бы единоплеменники къ равному себѣ!

Читая ветхозавѣтныя книги, которыя написаны были для домостроительства о народѣ и которыя сообщаютъ свѣдѣнія о правленіяхъ царей и исторію о нихъ, — вы благопослушно принимаете, что говорится о каждомъ. Такъ и Моисея едва-едва не считаете за бога, благоговѣете предъ Елисеемъ, восхваляете учителя его Ѳесвита, — и всѣхъ святыхъ каждаго вѣка, надѣлявшихся силами отъ Бога и совершавшихъ великія и славныя дѣла, вы сравниваете почестями съ ангелами. Вы нисколько не вооружаетесь противъ древнихъ, не отвергаете преданій (разсказовъ) отцевъ, хотя люди обыкновенно не очень легко доходятъ до вѣры въ то, что они слышатъ. А что въ послѣднія времена (т. е. нынѣ) глазами (своими) видите на глазахъ (бывшаго слѣпца), что можно осязать перстами и точно воспринять слухомъ, — противъ этого коварно и безчестно злодѣйствуете, попирая пророчества и отвергая исполненіе предсказаній. Вѣдь о томъ, что видно теперь на опытѣ, еще за долго прежде возвѣстилъ Исаія такими словами: вотъ Богъ нашъ судъ воздаетъ и воздастъ; Онъ придетъ и спасетъ насъ: тогда отверзутся очи слѣпыхъ и уши глухихъ услышатъ; тогда хромой вскочитъ какъ олень и языкъ гугниваго будетъ ясенъ (Ис. 35, 4-6). Это — рѣченія не Петра и Іоанна, не кого либо изъ новыхъ и подозрительныхъ (для васъ) лицъ, чтобы, заподозривъ радостное предсказаніе, могли вы отвергнуть истину; но вашего пророчества слова, если Ѳекуита (Исаію) признаете сыномъ Амоса [30], — пророкомъ, чадомъ пророка, — мужемъ, родомъ Израильтянина, — главою подзаконнаго водительства. Богу же слава, держава, честь — нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Текстъ этого слова Астерія извѣстенъ по автографу Сирмунда съ codex'a Soguierianus'a и no выдержкамъ въ Библіотекѣ Фотія Cod. 271. ср. Migne Patr. Gr. t. XL. col. 153 и 250, not. 37.
[2] ἐϰ ϰοιλίας — отъ чрева, вмѣсто Іоан. 9, 1: ἐϰ γενετῆς — отъ рожденія.
[3] Марк. 3, 17.
[4] Т. е. единоипостасности божества.
[5] ψηλαϕώμενος букв.: будучи осязаемъ.
[6] Cod. Seg. прибавляетъ: «ибо кто напоилъ васъ отъ скалы? бросаете въ Того, Кто на каменныхъ доскахъ далъ вамъ законы жизни?»
[7] περιούσιον ср. Исх. 19, 5.
[8] γνώσει, Cod. Seg. προγνώσει.
[9] αὐτούς, но Фотій читаетъ; αὐτοῦ — чудотвореніемъ Его (т. е. Христа).
[10] Такъ у Фотія; въ Cod. Seg. Θεός.
[11] ϰαὶ μὴ ϕαινόμενος; y Фотія: ϰαὶ ϕαινόμενος; латинскій переводчикъ у Миня изъ двухъ составляетъ одно: ϰαὶ μὴ βλεπόμενος ϰαὶ ϕαινόμενος: не былъ видимъ, хотя и являлся (присутствовалъ). См. Исх. 3, 4.
[12] Cod. Seg. прибавляетъ: «и вмѣстѣ».
[13] ἀνϑρωπιϰοῦ λόγου, Фот. ἀνϑρωπίνης σοϕίας — человѣческую мудрость.
[14] У Фотія прибавлено: «ни въ чемъ не будучи повиненъ».
[15] Ср. Іез: 18, 20: сынъ не понесетъ вины отца, чему кажущееся противорѣчіе представляетъ Втор. 5, 9: Я Господь Богъ твой, Богъ ревнитель, за вину отцевъ наказывающій дѣтей до третьяго и четвертаго рода ненавидяшихъ Меня, устраняющееся тѣмъ, что въ послѣднемъ случаѣ предполагается дѣятельное и свободно-сознательное причастіе дѣтей унаслѣдованнымъ отъ отцевъ грѣховнымъ склонностямъ и страстямъ. Такъ и въ Евангеліи (Матѳ. 23, 29-35) Господь говоритъ, что невѣрующіе іудеи сами противъ себя свидѣтельствуютъ, что суть сыновья убійцъ пророковъ, такъ какъ и сами будутъ дополнять мѣру отцевъ своихъ совершеніемъ таковыхъ же злодѣйствъ, а именно: убіенія, распятія, мученій, и преслѣдованій пророковъ и мудрыхъ книжниковъ.
[16] У Фотія приблвлено: «еще не явившійся на свѣтъ».
[17] πτέσις, Cod. Seg. πεῦσις.
[18] Cod. Seg. прибавляетъ: «дотолѣ».
[19] Cod. Seg. прибавляетъ: «или выглаживать шероховатость досокъ, или дѣлать вобще то, чему ремесленникъ отецъ научаетъ свое дитя по свойству своего ремесла».
[20] τὸ βαϑύτερον, Cod. Seg. приб. ϰαὶ μελάντερον и чернѣе.
[21] У Фотія прибавлено: «душѣ».
[22] ἐϰ τῆς σαρϰός — отъ плотскаго суемудрія.
[23] Cod. Seg. приб. «теперь».
[24] τὸ ζῶον, собст. животное.
[25] Т. е. божественнаго.
[26] Cod. Seg. добавляетъ: «Іисусомъ, родившимся».
[27] Чтеніе: ϰαὶ ἐπείϑοντο — и увѣрялись, убѣждались — можетъ быть принято только въ отношеніи къ удостовѣренію фарисеевъ въ тожествѣ личности слѣпца, но въ отношеніи къ совершенію чуда оно неудобно, ибо не соотвѣтствуетъ евангельскому повѣствованію. Редакторъ изданія у Миня готовъ подставить отрицаніе ὀυϰ и не вѣрили (col. 260, n. 51). Мы же находимъ болѣе естественною и легкою поправку: ἐπύϑοντο, какъ параллель ϰαὶ ἐμάνϑανον.
[28] Cod. Seg. добавляетъ: «къ изслѣдованію болѣзни, — стараются дознать: отъ рожденія ли онъ слѣпъ, и распрашиваютъ родителей этого человѣка».
[29] Cod. Seg. приб.: «это».
[30] Ср. Ам. 1, 1 и Ис. 1, 1; 2, 1; 37, 2; 38, 1. Родомъ изъ Ѳекои былъ собственно пророкъ Амосъ, которого св. Астерій считаетъ отцомъ Исаіи пророка, какъ и Климентъ Александрійскій (Strom. 1, 21, — ed. Potteri 1, 389; ср. Mig. col. 327) и др. нѣкот. Но Іеронимъ (In Amos, prolog. Migne, Patr. Ser. lat. t. XXV — Hieron. t. VI, — col. 999) говоритъ, что пророкъ Амосъ не былъ отцомъ Исаіи, такъ какъ послѣдній пишется чрезъ алефъ и цаде (אמוץ 1,8») и въ переводѣ на латинскій языкъ значитъ: fortis, или robustus, — а имя пророка изъ двѣнадцати пишется чрезъ аинъ и самехъ (עמום) и означаетъ: pbpulus avulsus. Въ греческомъ же начертаніе обоихъ именъ одинаково: Ἀμώς.

Печатается по изданію: Святаго Астерія Амасійскаго Слово о слѣпомъ отъ рожденія. / [Переводъ съ греческаго и примѣчанія М. Д. Муретова.] // Журналъ «Богословскiй Вѣстникъ», издаваемый Московскою Духовною Академiею. Сергiевъ Посадъ: «2=я типографiя А. И. Снегиревой». – 1894. – Томъ II. – Май. – с. 169-182.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0