Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 25 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Блаж. Діадохъ Фотикійскій († V в.)
Слово на Вознесеніе Господа нашего Іисуса Христа
[1].

1. Нынѣ — ко мнѣ іудейскихъ священниковъ: ибо время побѣдныхъ словъ; сюда — и ты, проповѣдникъ и вѣстникъ Христовъ, говори и живопиши мощно твоею правдивостію, какъ они уплатили воинамъ серебро своего злонамѣренія, думая ложью покрывать необозримую истину, но какъ нынѣ мы, служители Христовы, встрѣчаемъ Господа, въ третій день воскресшаго изъ мертвыхъ и восшедшаго на небеса, непрестанно хвалясь тѣмъ Спасителемъ, котораго приняли небеса явившимся предъ ними боголѣпнымъ чудомъ, а земля, какъ держимая волею Его, не въ силахъ была держать, сносить [Его], котораго явно подъяло свѣтлое облако, исполнивъ образъ пророчества, ангелы же гимнами проводили до отеческихъ престоловъ, непрестанно вопія: Господь силъ, Той есть Царь славы (Псал. 23, 10), возвращеніе котораго съ земли на небо Псалмопѣвецъ, предзрѣвая во Святомъ Духѣ, воспѣвалъ: взыде Богъ въ воскликновеніи, Господь во гласѣ трубнѣ (Псал. 46, 6); ибо божественный предвидѣлъ и пѣніе святыхъ евангелій.

2. Но гордящіеся наивѣрующимъ отцомъ — Авраамомъ [2] не хотятъ, чтобы Спаситель всѣхъ насъ воскресъ изъ мертвыхъ, думая, жалкіе, неосновательною молвою ежедневно пятнать красоту столь великой истины (ибо промчеся, говоритъ, слово сіе во іудеехъ даже до сего дне — Матѳ. 28, 15), которую даже демоны признали, a утверждавшіе, что приняли заповѣди Божіи, не рѣшаются даже словомъ почтить [ee] и въ то время, когда самъ пророкъ говоритъ: Господи Господь нашъ, яко чудно имя Твое no всей земли, яко взятся великолѣпіе Твое превыше небесъ (Псал. 2, 2). И опять: вознесися на небеса Боже, и no всей земли слава Твоя (Псал. 56, 6). Чтó именно злобные софисты не найдутъ средствъ какъ извратить, хотя бы въ любомудріи они дошли даже до лжи отца своего (Іоан. 8, 44); ибо подъятый и вознесшійся превыше небесъ есть подлинно Господь, потому что, сначала нисшедши на землю, Онъ взошелъ на небеса. Потому-то пророкъ предвозгласилъ въ другомъ мѣстѣ, говоря: Господи, преклони небеса, и сниди, коснися горамъ, и воздымятся. Блесни молнію и разженеши я (Псал. 143, 5-6). Сіе же онъ говорилъ, предблаговѣствуя еще сидящимъ подъ сѣнію смерти сокрушеніе силъ ада; что оно осуществляется со времени погребенія и воскресенія Господа, — мы многимъ удостовѣрены. Почему въ другой опять главѣ мы имѣемъ Псалмопѣвца говорящимъ: возшедъ на высоту плѣнилъ ecu плѣнъ, и даде даянія человѣкомъ (Ефес. 4, 8; Псал. 62, 19). Ибо Единородный Сынъ Божій, воскресеніемъ своимъ исхитивъ человѣчество изъ плѣна смерти и восшедши превыше небесъ, уготовалъ для желающихъ правды оружіе (Ибо Онъ есть Царь славы), разумными бронями ежедневно укрѣпляя набираемымъ Имъ печатію смиренномудрія. Ему именно подобало изъ устъ младенецъ и ссущихъ совершить хвалу (Псал. 8, 3), [и] окончательно отвергнуть думающихъ, что усовершаются гордостію; ибо подлинно печать благочестія есть смиреніе. Почему именно они, отвергая обитаніе, по пророчеству, чрезъ воскресеніе Христово во свѣтѣ живыхъ, получатъ плоды своего неразумія.

3. Мы же, братіе, и паки будемъ любомудрствовать о реченіяхъ Псалмопѣвца, дабы намъ и паки увидѣть очами разума Господа, восшедшаго на облакѣ на небеса; ибо настоящее слово побуждаетъ меня умалчивать пока о свидѣтельствѣ апостоловъ, чтобы не показался я у неразумныхъ защищающимъ самого себя, тогда какъ всякое апостольское слово свидѣтельствуется пророческою истиною, поелику слова ихъ познаются порожденіемъ пророческихъ реченій. Ибо на чтó пророки намекали по предвѣдѣнію и вочеловѣченіи Господа, то самое апостолы, вдохновленные тѣмъ же самымъ Святымъ Духомъ, сдѣлали яснымъ по познанію. Ибо, говоритъ, внегда приближитися лѣтомъ, познаешися; внегда пріити времени, явишися (Авв. 3, 2). Поэтому скажемъ опять: Господи Господь нашъ, яко чудно имя Твое no всей земли, яко взятся великолѣпіе Твое превыше небесъ (Псал. 2, 2), дабы мы ясно познали, что вочеловѣченіе Господа и возвращеніе Его съ земли на небеса, память котораго мы празднуемъ сегодня, наполнило міръ знаніемъ о Богѣ. Ибо пока Онъ былъ на землѣ, многіе мало думали о величіи славы Его, но послѣ того какъ Онъ явно восшелъ на небеса, исполнивъ, какъ подобало, всю волю Отца, вся тварь наполнилась знаніемъ и удивленіемъ, созерцая Господа всѣхъ восходящимъ, т. е возносимымъ. Взятся, т. е. вознесенъ былъ превыше всѣхъ небесъ, по пророчеству, какъ человѣкъ; взыде же, какъ Богъ; ибо, говоритъ, взыде Богъ въ воскликновеніи, Господь во гласѣ трубнѣ (Псал. 46, 6).

4. Пророкъ не употребилъ бы сіи реченія, если бы онъ очами предвѣдѣнія безошибочно не предзрѣлъ нисшествіе Его. Ибо какъ онъ могъ сказать послѣдовательно: вознесися на небеса Боже, и no всей земли слава Твоя (Псал. 56, 6); или опять: взыде Богъ въ воскликновеніи (Псал. 46, 6), если бы Богословъ предвѣдѣніемъ Духа не созерцалъ и нисхожденіе Его и восхожденіе? Посему, какъ я сказалъ прежде, въ одномъ мѣстѣ онъ называетъ Его вознесеннымъ, а въ другомъ восшедшимъ, дабы мы увѣровали, что Господь есть Богъ и человѣкъ въ единой ипостаси; ибо по божеству Онъ взыде говорится, a по тѣлу Онъ взятся, т. е. былъ вознесенъ. Поэтому изъ всего должно разумѣть, что сшедый Той есть и возшедый превыше всѣхъ небесъ, да исполнитъ всяческая (Ефес. 4, 10) благостію своею [и], нисшествіемъ Святаго Духа сначала освободивъ апостоловъ отъ грѣховныхъ страстей, наконецъ вознесетъ (ихъ). Ибо чтó Онъ сказалъ? Вознесися на небеса Боже, и no всей земли слава Твоя (Псал. 46, 6), яко да избавятся возлюбленніи Твои (Псал. 59, 7). Ибо подлинно пріобщившіеся во всемъ страданію Его и содѣлавшіеся самовидцами и вѣстниками Его величія, преимущественно суть возлюбленные Его.

5. Слѣдовательно, пророки возвѣщали единаго и того же Господа, но образа воплощенія Его они не сливали въ одно естество [3], какъ нынѣ учатъ нѣкоторые. Но они избирали боголѣпно реченія, относящіяся къ божеству, а [относящіяся] къ тѣлу — человѣколѣпно [4], дабы научить ясно, что восшедшій, т. е. вознесенный на небеса Господь, что Онъ по сущности, — отъ Отца имѣетъ бытіе, a чтó произошло отъ Дѣвы, — пребываетъ человѣкомъ, будучи единымъ по виду и единымъ по ипостаси; ибо безтѣлесный, принятіемъ плоти давъ себѣ видъ, явно посему восшелъ [туда], откуда невидимо нисшедши воплотился. Потому Онъ вознесся во славѣ, увѣровали (1 Тим. 3, 16) же въ Него въ силѣ, a ожидается въ страхѣ, будучи ожидаемъ имѣющимъ въ возвращеніи своемъ опять пророческое облако служителемъ. Ибо пророки предсказали, что и тогда облако будетъ находиться въ услуженіи Его, дабы нѣкая тѣловидная и легкая сущность явилась опять держащею Господа. Ибо Онъ, какъ я оказалъ, держитъ все волею своею, какъ Богъ, а облакомъ Онъ будетъ держимъ, какъ и человѣкъ, чтобы Онъ, душелюбивый, не отрекся и тогда отъ законовъ естества, которое Онъ воспринялъ.

6. Почему божественный Павелъ научилъ насъ еще, что и святые будутъ восхищены на облакахъ (1 Сол. 4, 17), когда ожидаемый пріити Господь пріидетъ. Ибо что приличествуетъ воплотившемуся Богу по тѣлу, то — и имѣющимъ содѣлаться богами по богатству благодати Его, такъ какъ Богъ благоволитъ содѣлать людей богами. Поэтому пусть никто не думаетъ, братіе, что плотность человѣческаго естества, коего существенно пріобщившимся познавалось святое Слово Божіе, сіяніями Его божественнаго существа измѣнилась, — истинность одного изъ двухъ (сущихъ) въ Немъ нераздѣльно естествъ; ибо Славный воплотился не для того, чтобы показать призракъ свой, но чтобы общеніемъ своимъ окончательно уничтожить всѣянный въ него [человѣчеческое естество] зміемъ навыкъ. Слѣдовательно, навыкъ, а не естество измѣнило воплощеніе Слова, дабы мы совлекли съ себя памятованіе о злѣ, но облеклись любовію къ Богу, не измѣняясь въ то, чѣмъ мы не были, но измѣненіемъ обновляясь со славою въ то, чѣмъ мы были. И такъ, слава и держава Ему, нисшедшему съ небесъ невидимо, восшедшему же на небеса видимо, сущему прежде вѣковъ, и нынѣ, и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Въ Cod. Vatican. Слово на Вознесеніе Господа не дѣлится на главы; раздѣленіе его на шесть главъ сдѣлано Mai — первымъ издателемъ этого творенія.
[2] Bo второй главѣ слова на вознесеніе Господа изложены нѣкоторыя мысли и употреблены выраженія, встрѣчающіяся и въ аскетическомъ твореніи бл. Діадоха. Въ означенной главѣ авторъ проводитъ параллель между невѣрующими во Христа іудеями и христіанами, дающую ему поводъ говорить о гордости первыхъ и смиреніи вторыхъ. Первые, гордясь вѣрующимъ отцемъ своимъ Авраамомъ (II, 559, 12-13) и соблюденіемъ заповѣдей Божіихъ, не желаютъ признать воскресеніе Христово и почтить истину даже словомъ; наоборотъ, вторые желаютъ правды Божіей и защищаютъ ее, получая отъ Христа оружіе и укрѣпляясь разумными бронями. Въ своемъ аскетическомъ твореніи бл. Діадохъ поучаетъ, что любящій Бога желаетъ, чтобы почтена была правда (Бога), почтившаго его, вѣчною честію (ХСІ, 485, 1-4; 486, 1-2), борется со грѣхомъ и демонами оружіемъ правды (435, 20-21) и облекаясь въ броню правды (452, 5). Первые усматриваютъ совершенство въ гордости своими дѣлами, а вторые носятъ на себѣ печать смиренномудрія или смиренія. Подобныя же мысли и выраженія находимъ и въ аскетическомъ словѣ бл. Діадоха; въ этомъ твореніи говорится о совершающихъ дѣла правды въ духѣ смиренія (142, 1-3), утверждающихся «смиреніемъ въ образѣ совершенства» (498, 13-15), пребывающихъ внѣ всякаго тщеславія, превозвошенія, и вмѣщающихъ, посредствомъ многаго смиренія, въ своихъ сердцахъ печать красоты Божіей (499, 11-16).
[3] Подъ нѣкоторыми, сливавшими божественную и человѣческую природы въ Iисусе Христѣ въ одно естество, разумѣются монофизиты.
[4] Подобныя слова о божественной и человѣческой природахъ Iисуса Христа употреблялъ Кириллъ Александрійскій.

Источникъ: Блаженный Діадохъ (V-го вѣка), епископъ Фотики Древняго Эпира, и его творенія. Томъ І: Творенія блаж. Діадоха. / Греческій текстъ, редактированный по древнимъ греческимъ рукописямъ, съ предисловіемъ, русскимъ переводомъ, разночтеніями, примѣчаніями и приложеніями К. Попова. — Кіевъ: Типографія И. И. Горбунова, 1903. — С. 555-569.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0