Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 23 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)
Слово на Святое Христово Воскресеніе.

Нынѣ тридневное Солнце правды взошло, и озарило всю тварь. Тридневный и предвѣчный Христосъ, какъ виноградный гроздъ, произросъ, и наполнилъ радостію всю вселенную. Узримъ невечерній свѣтъ, возстанемъ нынѣ рано и исполнимся свѣтомъ веселія.

Врата ада отверсты Христомъ, и мертвые, какъ бы отъ сна, возстали. Воскресъ Христосъ — падшихъ возстаніе, и воздвигъ съ Собою Адама. Воскресъ Христосъ — всѣхъ Воскресеніе, и освободилъ отъ клятвы Евву. Воскресъ Христосъ — Воскресеніе, и, вмѣсто нестроенія, явилось въ мірѣ благолѣпіе. Возста Господь аки спяй, и, поразивъ, низложилъ всѣхъ Своихъ враговъ. Воскресъ, и даровалъ радость всей твари; воскресъ, и темницы ада опустѣли; воскресъ, и тлѣніе естества измѣнилъ въ нетлѣніе. Воскресъ Господь, и возстановилъ Адама въ древнее достоинство безсмертія. Вся новая во Христѣ тварь обновляется Воскресеніемъ. Весь міръ содѣлывается новымъ чрезъ Христа. Все неблаголѣпное въ насъ да украсится и да содѣлается церковію Божіею.

Нынѣ новое небо — небо прекраснѣе видимаго неба, ибо на немъ не то солнце, которое ежедневно заходитъ, но Солнце, видя Которое на крестѣ, служебное солнце устыдилось и скрылось, — Солнце, о которомъ говоритъ Пророкъ: возсіяетъ вамъ боящимся имене Моего Солнце правды (Мал. 4, 2), — Солнце, котораго свѣтомъ озаряется Церковь; о Которомъ говоритъ Писаніе: солнце взыде надъ землю, и Лотъ, прообразовавшій законъ, вниде въ Сигоръ (Быт. 19, 23), что значитъ: малость. Сіе-то Солнце умудряетъ немудрыхъ. Сіе-то Солнце утверждаетъ нашу вѣру на прочномъ основаніи. Ради сего Солнца правды, Христа, устроена Церковь небесная, которая освѣщается не луною, то возрастающею, то умаляющеюся, но вѣчно сіяющею благодатію; и въ которой являются не какія либо блуждающія звѣзды, но звѣзды новопросвѣщенныя, восходящія изъ купели крещенія. Церковь имѣетъ не облака дожденосныя, но богословствующихъ учителей; она основана не на мутныхъ водахъ, но на священныхъ догматахъ.

Сей день, егоже сотвори Господь, духовно возрадуемся и боголѣпно возвеселимся въ онь (Псал. 117, 24). Онъ торжественнѣе всѣхъ празднествъ. О семъ-то праздникѣ заповѣдуетъ Духъ Святый, говоря: составите праздникъ во учащающихъ до рогъ олтаревыхъ (Псал. 117, 27). Онъ составляетъ для всего міра празднество и обновленія и спасенія. Сей-то праздникъ есть глава и верхъ всѣхъ праздниковъ. Се тотъ день, который Богъ благословилъ и освятилъ поелику Онъ почилъ въ оный день отъ всѣхъ дѣлъ своихъ, окончивъ спасеніе земныхъ и вмѣстѣ преисподнихъ. Въ сей день Богъ прекратилъ обряды служенія идоламъ и животнымъ. Въ сей день Онъ прекратилъ силу всего сопротивнаго. Въ сей день Онъ прекратилъ демонскія празднества и торжества. Въ сей день Онъ прекратилъ кровавыя идольскія жертвы. Въ сей день Онъ прекратилъ державу тиранна и жало смерти, уязвлявшее людей. Въ сей день Онъ прекратилъ шумныя жертвоприношенія и новомѣсячія. Въ сей день Онъ далъ твари новыя постановленія и законы. Въ сей день Онъ прекратилъ подзаконную іудейскую пасху. Въ сей день Онъ исполнилъ всѣ прообразованія, сѣни и пророчества. Наша Пасха есть Пасха истинная, Христосъ, принесшій Себя въ жертву. Во Христѣ нова тварь, во Христѣ новая вѣра, новый законъ, новый Божій народъ, новый, а не древній Израиль, и новая Пасха, новое и духовное обрѣзаніе, новая и безкровная жертва, новый и Божественный завѣтъ. И такъ обновитесь нынѣ, и духъ правый обновите въ сердцахъ вашихъ, дабы уразумѣть тайну новаго и истиннаго праздника, дабы насладиться нынѣ веселіемъ истинно небеснымъ и отыти, познавъ неветшающія тайны новой Пасхи, установленной вмѣсто древней, прообразовательной; дабы вмѣстѣ познать и то, какое различіе между нами и іудеями, и какое отношеніе между прообразованіемъ и истиною. Начнемъ отсюда слово наше о Пасхѣ Воскресенія Христова.

Древле для спасенія народа, съ высокой горы, посланъ былъ отъ Бога законодатель Моѵсей, какъ образъ закона. Для спасенія рода нашего, съ небесной горы, ниспосланъ Закопоположникъ, Господь, Богъ отъ Бога, ниспосланъ, какъ самая Истина. Моѵсей освободилъ отъ ига фараонова и египетскаго; Христосъ избавилъ насъ отъ діавола и демоновъ. Моѵсей, умертвивъ египтянина, несправедливо поступавшаго съ евреемъ, скрылъ его въ пескѣ; Христосъ, поразивъ діавола, низринулъ его въ бездну. Моѵсей примирилъ двухъ братьевъ, враждовавшихъ между собою; Христосъ также примирилъ два Свои народа, соединивъ небо съ землею. Тамъ, дочь фараонова, пришедши къ рѣкѣ мыться, нашла и взяла Моѵсея; здѣсь Церковь — дщерь Христова — въ купели крещенія обрѣтаетъ Христа, не Моѵсея трехмѣсячнаго въ ковчежцѣ, но, вмѣсто Моѵсея, Тридневнаго изъ гроба. Тамъ Израиль совершалъ прообразовательную Пасху ночью; здѣсь мы свѣтло торжествуемъ Пасху днемъ. Тамъ въ вечеру дня, а здѣсь въ вечеру временъ вѣка. Тамъ помазуемы были кровію праги дверей; здѣсь печатлѣются кровію Христовою сердца вѣрующихъ. Тамъ совершалась жертва ночью, и ночью послѣдовалъ переходъ чрезъ Чермное море; здѣсь совершается спасеніе чрезъ вступленіе въ Чермное море Крещенія, которымъ воспламеняется огнь Духа. Это та вода, надъ которою, подлинно, носится Духъ Святый, и въ которой Онъ является; въ которой сокрушается глава дракона, самаго князя драконовъ и демоновъ и всего сонма діаволовъ. Тамъ Моѵсей крестилъ народъ Израильскій ночнымъ крещеніемъ. Тамъ облако покрывало народъ; а христіанъ осѣняетъ сила Вышняго. Тамъ, по избавленіи народа, сестра Моѵсеева, Маріамъ, составляетъ ликъ; здѣсь Церковь Христова со всѣми своими чадами празднуетъ спасеніе язычниковъ. Тамъ Моѵсей прибѣгаетъ къ сотворенному камню; здѣсь народъ притекаетъ къ Камню вѣры. Тамъ сокрушаются скрижали закона въ предзнаменованіе того, что законъ долженъ прейти и обветшать; здѣсь законы Божественные пребываютъ неизмѣнно. Тамъ, въ наказаніе народа, расплавленъ телецъ; здѣсь, для спасенія народа, приносится въ жертву Агнецъ Божій. Тамъ камень поражается жезломъ; здѣсь Камень — Христосъ, прободается въ ребро. Тамъ изъ камня текла вода; здѣсь изъ животворнаго ребра истекла кровь и вода. Тѣ получили съ неба плоть крастелей; мы приняли съ высоты Духа, въ видѣ голубинѣ. Тѣ ѣли временную манну и умерли; мы вкушаемъ Хлѣбъ живота вѣчнаго. Все оное древнее обветшало, и, какъ тѣнь, прешло; напротивъ, то, что относится къ нашему народу, растетъ, процвѣтаетъ, продолжаясь постоянно. Такъ была прообразована Пасха наша. Такъ, подобію тѣни, прешли всѣ событія подзаконныя. Размышляй, подобнымъ образомъ, о настоящемъ праздникѣ, разсмотри все, что говорили о настоящемъ днѣ Моѵсей и Пророки, дабы тебѣ убѣдиться въ истинѣ Воскресенія, — ибо завѣса невѣрія у всѣхъ предъ глазами.

Есть неисчетное множество прообразованій возстанія изъ мертвыхъ и воскресенія. О немъ достовѣрно свидѣтельствуетъ жертвоприношеніе Исаака. Его прообразовалъ ровъ Іосифа, въ который онъ былъ брошенъ братьями, и изъ котораго вышелъ, не подвергшись смерти. Его прообразовалъ также ровъ Іереміи (Іер. 38, 6), изъ котораго сей выведенъ, избавившись отъ тлѣнія и нечистоты. Воскресеніе Христово прообразовалъ и китъ Іоны, изъ котораго сей вышелъ по прошествіи трехъ дней. Прообразованіемъ темницы адовой можетъ служить еще темница Іосифа. Прелюбодѣйная синагога (жена Пентефрія) ввергла его въ оную; но, послѣ трехъ лѣтъ, онъ вышелъ изъ нея невредимо, какъ Христосъ въ третій день воскресъ изъ мертвыхъ. Кромѣ сего львиный ровъ Даніила также прообразовалъ гробъ Спасителя, изъ котораго Онъ вышелъ живымъ, избѣгши ярости львовъ ада и смерти. Симъ изобличай іудеевъ, симъ укоряй ихъ. Такъ защищай страданія и Воскресеніе Христово. Вотъ оружіе, какое подаетъ тебѣ нынѣшиее слово для сей борьбы! Вотъ таинства, коимъ поучаетъ тебя настоящій праздникъ!

Что же послѣ сего? Станемъ ли мы праздновать теперь одни, или воспомянемъ и о ближнихъ нашихъ? Будемъ ли наслаждаться свѣтлостію праздиика одни, или позаботимся и о другихъ? Празднество наше, если только хотимъ, чтобы оно было пріятно и угодно Господу, необходимо должно соединяться со всеобщимъ воздыханіемъ Церкви къ Богу и воспоминаніемъ о потребностяхъ братій нашихъ, которые находятся въ пустыняхъ, и о ближнихъ нашихъ, кои претерпѣваютъ всякую нужду и бѣдность. Будемъ сострадательны къ тѣмъ, кои находятся въ узахъ; будемъ сострадательны къ тѣмъ, кои претерпѣваютъ всякую тѣсноту. Ибо, если страждетъ одинъ удъ, съ нимъ страждутъ всѣ уды. Итакъ, будемъ сострадательны къ братіямъ нашимъ, кои суть члены наши; будемъ оказывать помощь имъ, одни, посредствомъ своихъ стяжаній, другіе, посредствомъ ученія и иныхъ благотвореній, а всѣ вообще, посредствомъ молитвъ нашихъ предъ Богомъ. Да будетъ, умоляю васъ, общее нынѣ предъ Богомъ предстательство, какъ обще всѣмъ намъ плѣненіе. Да будетъ, умоляю васъ, общая всѣмъ молитва, какъ общее предстоитъ всѣмъ наказаніе. Будемъ внимательны къ говорящему: молитесь другъ за друга, яко да исцѣлѣете (Лук. 5, 16). Будемъ внимательны къ словамъ Христовымъ: если двое изъ васъ на земли согласятся просить о чемъ либо; все то будетъ дано имъ (Матѳ. 18, 19).

Молитва Церкви, братія, есть сильное оружіе. Согласная молитва къ Богу, братія, особенно же молитва вѣрующаго, находящагося въ плѣненіи народа, есть твердая стѣна. Никто не дерзай говорить: грѣшники Богъ не послушаетъ! Онъ особенно внемлетъ молитвамъ уничиженныхъ, преимущественно же тѣхъ, кои ради имени Его труждаются, претерпѣваютъ біенія, темницы, угнѣтенія, поношенія отъ враговъ, но не отвергаются вѣры во Христа. Изъ числа ихъ многіе, обоего пола, исповѣдники Христовы находятся и среди настоящаго собранія народа. Ихъ-то молитвы Онъ услышитъ тотчасъ. Ихъ молитвы, возлюбленные, составляютъ сильное оружіе, потому, что Христосъ благосклонно взираетъ на всѣхъ тѣхъ, кои ради Него ежедневно подвергаются бѣдствіямъ. Посему, уповая на молитву ихъ, и взирая на дерзновеніе ихъ къ Богу, будемъ совокупно и непрестанно молиться о братіяхъ нашихъ, находящихся въ нуждахъ. Часто во время празднествъ и человѣколюбіе царей даруетъ многимъ осужденнымъ прощеніе и свободу. Но, повторяю, братія, молитва Церкви, и особенно вѣра плѣненныхъ, производитъ многое. Поелику и царь часто внемлетъ прошеніямъ народа и по моленіямъ возвращаетъ осужденныхъ. Итакъ, молю вашу любовь, непрестанно воспоминайте въ молитвахъ о братіяхъ вашихъ, находящихся въ нуждахъ, особенно въ тотъ священнѣйшій часъ, въ который вы пріемлете въ руки свои неоцѣненный бисеръ тѣла Христова. Такимъ образомъ будемъ непрестанно молиться о братіяхъ нашихъ, и взывать ко Христу: Ты единый, всегда и нынѣ благій Боже, и человѣколюбивый Господи нашъ! Ты, Который Пасхою избавилъ Израиля отъ рабства Египетскаго, и кровію агнца даровалъ ему свободу, Самъ и нынѣ даруй свободу міру отъ жестокаго рабства ради пречистаго Твоего тѣла и честной крови. Принявшій плачь грѣшницы-блудинцы, прими нынѣ Твою Церковь и воздыханіе плѣненныхъ. Принявшій моленіе увѣровавшаго разбойника, прими молитву и Твоего вѣрующаго народа. Принявшій покаяніе и воздыханіе Петрово, прими плачь и насъ нищихъ. Не отринувшій слезъ жены хананейской, прими и Церковь Твою, молящуюся о плѣненныхъ и взывающую нынѣ къ Тебѣ, Богу своему. Боже, воскресшій тридневно изъ мертвыхъ, избави изъ рукъ вражіихъ и народъ, въ Тебя вѣрующій. Воздвигшій изъ мертвыхъ Адама, возвыси рогъ христіанъ. Присносущный Боже, принявшій на Себя зракъ раба, искупи отъ рабства уничиженный народъ Твой. Ради насъ благоволившій быть младенцемъ, сохрани отъ меча многочисленныхъ младенцевъ нашихъ. Ты, будучи Богъ, странствовалъ нѣкогда въ Египетъ съ Матерію Твоею; возврати изъ дальняго странствія матерей и дѣтей. По изволенію Своему предавшій Себя за многихъ, прекрати продажу народа, принадлежащаго Церквамъ Твоимъ. Претерпѣвшій ради насъ угрозы и біеніе отъ Пилата; ради насъ перенесшій труды странствія, прекрати тяжесть бѣдствій Твоего народа. Воскликнувшій на крестѣ: жажду, напой алчущія и жаждущія души наши. Съ беззаконными осужденный отъ беззаконныхъ, избави насъ отъ навѣтовъ беззаконныхъ. Допустившій нечестивымъ обнажить Себя, будто преступника, и, будучи Богъ, попустившій преступнымъ связать Себя, разрѣши связанныхъ отъ узъ. Утѣшившій со креста Пренепорочную Матерь Твою въ Ея плачѣ и воздыханіи, и воззвавшій мѵроносицамъ: радуйтеся, воскликни нынѣ и Церквамъ Твоимъ: радуйтеся. Ты, Коего руки и ноги были прободены гвоздьми, разрѣши обремененныя желѣзными оковами руки и ноги людей. О человѣколюбивый Господи, рекшій: прискорбна есть душа Моя даже до смерти (Матѳ. 26, 38), избави народъ Твой отъ печали и смерти. Прободенный копіемъ въ ребро, сокруши рукою Твоею сильною стрѣлы враговъ. Помяни, Господи, народъ Свой, какъ помянулъ увѣровавшаго разбойника. Пролившій за насъ пречистую кровь Свою, прекрати пролитіе крови нашей. Спаси народъ Твой, Господи, пощади достояніе Твое. Возстани, вскую спиши, Господи? Почто долготерпишь врагамъ? Почто отвращаешь лице Твое отъ насъ? Возставь и не оставь насъ до конца. Помяни крестъ Твой, помяни народъ Твой, помяни милосердіе Твое. Четыредесять дней ради насъ добровольно искушавшійся, помяни народъ Твой, искушаемый въ пустыняхъ и въ непроходимыхъ и безводныхъ мѣстахъ. Помяни, Блаже и Человѣколюбче, всѣхъ съ нами и прежде насъ бывшихъ. Посли имъ скорую помощь Твою, призри на нихъ бѣдныхъ и уничиженнѣйшихъ изъ всѣхъ живущихъ на землѣ, на нихъ, кои находясь въ пустыняхъ, забыты людьми; кои удалены отъ Тебя, кои сильно наказаны гнѣвомъ Твоимъ, и сильно обличены яростію Твоею; кои еще прежде смерти, подобно мертвымъ, оставлены людьми; кои осуждены жить съ дикими звѣрями, коихъ страданія зритъ только одно Твое недремлющее Око, и коихъ нужды извѣстны только Тебѣ, Господи, и никому болѣе; кои удалены отъ обитаемой земли, разлучены съ Церковію и не знаютъ празднества настоящаго дня. Посли имъ милость Твою, Господи. Хотя Ты и праведно наказалъ ихъ, но вмѣстѣ съ тѣмъ исцѣли; хотя Ты достойно предалъ ихъ, но искупи. Мы находимся въ Церкви, во общеніи съ вѣрующими, а они въ пустынѣ среди враговъ. — Мы здѣсь свѣтло проводимъ праздничные дни, они тамъ живутъ въ густомъ мракѣ. Велико бѣдствіе ихъ, велика опасность ихъ, тяжки раны ихъ, горька участь ихъ, неизъяснимо пораженіе ихъ, сильно уязвляющее ихъ жало, велико, Господи, бѣдствіе ихъ. Не отвергни ихъ до конца, но наказавъ, покажи и Твое человѣколюбіе, дабы не посмѣвались намъ іудеи, и дабы язычники не говорили о насъ: гдѣ Богъ ихъ? Гдѣ Христосъ ихъ? Гдѣ Крестъ ихъ? Гдѣ надежда ихъ? Гдѣ вѣра христіанъ? Они не дерзнутъ сказать сего, коль скоро увидятъ на насъ милость Твою. Скоро да предварятъ насъ щедроты Твои, Господи. Поелику мы весьма обнищали, поелику мы весьма уничижены, поелику мы весьма умалены. Да взыдетъ къ Тебѣ воздыханіе окованныхъ. Да умилостивятъ Тебя слезы невинныхъ, избиваемыхъ младенцевъ. Да умолятъ Тебя слезы матерей, лишаемыхъ дѣтей своихъ.

Но, Господи, говоря сіе, мы только молимъ, а не пререкаемъ Тебѣ, — молимся, а не судимся съ Тобою; не вооружаемся, но исповѣдуемся; плачемъ видя, что бѣдствуютъ другіе. Хотя мы и грѣшники, но вмѣстѣ съ тѣмъ мы и христіане. Хотя мы и уничиженные, но вмѣстѣ съ тѣмъ мы народъ, вѣрующій въ Тебя. Хотя мы и недостойны Твоего человѣколюбія; но мы овцы Твоей Церкви, собранныя во едино стадо. Сію молитву о множествѣ плѣненнаго народа мы, безпомощные, возсылаемъ къ Тебѣ въ день Твоего тридневнаго воскресенія, возсылаемъ всѣ: священники и народъ, юноши и дѣвы, старцы съ отроками, младенцы съ матерями, всякая душа вѣрующая въ Тебя. Избавь ихъ всѣхъ отъ всякой угрожающей опасности и содѣлай достойными Царствія Твоего, благодатію и человѣколюбіемъ Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спасителя нашего Іисуса Христа, со всесвятымъ и животворящимъ Его Духомъ, нынѣ и всегда и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Печатается по изданiю: Святаго Епифанія, епископа Кипрскаго, Слово на Святое Христово Воскресеніе. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». — СПб.: Въ Типографiи Ильи Глазунова и К°. — 1838 г. — Часть II. — С. 21-38.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0