Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

V ВѢКЪ

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)

Св. Епифаній, іудеянинъ изъ Палестины, по смерти родителей познакомившись съ однимъ пустынникомъ — Лукіаномъ, принялъ св. крещеніе, роздалъ все свое имущество нищимъ, оставивъ себѣ лишь нѣсколько золотыхъ монетъ, для покупки божественныхъ книгъ, и сталъ вести подвижническую жизнь. Чтобы видѣть образцы пустыннаго благочестія, онъ отправился въ Египетъ и тамъ долгое время подвизался подъ руководствомъ старца Иларіона. Около 367 года св. Епифаній, по указанію Божію, былъ избранъ на епископскуто каѳедру г. Саламина (бывшаго митрополіей всего о. Кипра). Принявъ въ управленіе церковь Саламинскую, онъ «зарями огненныхъ словесъ» призывалъ къ «благоутѣшному пристанищу благоразумія» «сущихъ въ бури невѣдѣнія», отличался любовію къ бѣднымъ, простотою пустынника, ревностію къ вѣрѣ, пользовался уваженіемъ за строгость жизни и имѣлъ даръ чудотвореній и пророчествъ. Св. Епифаній скончался въ 403 г. (на 96 г. своей жизни) и погребенъ на о. Кипрѣ (Память 12 мая). — Седьмой Вселенскій Соборъ наименовалъ святителя Епифанія отцомъ и учителемъ Церкви. Въ твореніяхъ святителя Епифанія «Панарій» и «Анкоратъ» содержится опроверженіе аріанской и другихъ ересей. Въ другихъ сочиненіяхъ встрѣчается много драгоцѣнныхъ церковно-историческихъ преданій и указаній на греческіе переводы Библіи.

Творенія

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)
Слово на Святое Христово Воскресеніе
[1].

Нынѣ возсіяло тридневное солнце правды и освѣтило всю тварь. Тридневный и предвѣчный Христосъ возросъ, какъ виноградный гроздъ, и наполнилъ радостію всю вселенную. Узримъ же свѣтъ невечерній, возстанемъ нынѣ рано и исполнимся свѣтомъ веселія. Врата ада отверсты Христомъ и мертвые возстали какъ бы отъ сна. Воскресъ Христосъ — возстаніе падшихъ и воздвигъ съ Собою Адама. Воскресъ Христосъ — всѣхъ воскресеніе и освободилъ Еву отъ клятвы. Воскресъ Христосъ — воскресеніе и, взамѣнъ прежняго нестроенія, создалъ благолѣпіе и радость. Возсталъ Господь яко спяй, попралъ и поразилъ всѣхъ своихъ враговъ. Онъ воскресъ и — даровалъ радость всей твари, воскресъ и — темницы ада опустѣли, воскресъ и — тлѣніе естества измѣнилъ въ нетлѣніе, воскресъ Господь и — возстановилъ Адама въ древнее достоинство безсмертія. Вся новая во Христѣ тварь обновляется воскресеніемъ и весь міръ содѣлывается чрезъ Христа новымъ; посему и въ насъ все неблаголѣпное да украсится и содѣлывается церковію Божіею. Нынѣ новое небо прекраснѣе неба видимаго, ибо на немъ не то солнце, которое ежедневно заходитъ, но такое Солнце, увидѣвъ Которое на крестѣ, солнце земное устыдилось и скрылось, — Солнце, о Которомъ пророкъ сказалъ: возсіяетъ вамъ боящимся имене моего солнце правды (Мал. 4, 2), — Солнце, свѣтомъ Котораго озаряется Церковь и о Которомъ Писаніе говоритъ: солнце взыде надъ землею и Лотъ, прообразовавшій законъ, вниде въ Сигоръ, что означаетъ малость (Быт. 19, 23). Это Солнце умудряетъ немудрыхъ, утверждаетъ нашу вѣру на прочномъ основаніи. Ради сего Солнца правды — Христа устроена Церковь небесная, которая освѣщается не луною, то возрастающею, то умаляющеюся, но вѣчно сіяющею благодатію, и въ которой являются не какія-либо блуждающія звѣзды, но звѣзды новопросвѣщенныя, исходящія отъ купели крещенія; Церковь имѣетъ не облака, приносящія дождь, но богословствующихъ учителей, и основана не на мутныхъ водахъ ученія, но на священныхъ догматахъ.

Сей день, егоже сотвори Господь: духовно возрадуемся и боголѣпно возвеселимся въ онь (Псал. 117, 24), ибо онъ торжественнѣе всѣхъ празднествъ. О семъ именно праздникѣ заповѣдуетъ Духъ Святый, говоря: составите праздникъ во учащающихъ до рогъ олтаревыхъ (Псал. 117, 27), поелику онъ составляетъ для всего міра празднество обновленія и спасенія, есть глава и вершина всѣхъ праздниковъ. Этотъ день есть именно тотъ, который Богъ благословилъ и освятилъ, такъ какъ Онъ почилъ въ оный день отъ всѣхъ дѣлъ своихъ, окончивъ спасеніе земныхъ и вмѣстѣ преисподнихъ. Въ этотъ день Богъ прекратилъ обряды служеній идоламъ и животнымъ, упразднилъ силу всего сопротивнаго, отмѣнилъ демонскія празднества, торжества и кровавыя идольскія жертвы, попралъ державу тирана и жало смерти, уязвлявшее людей, прекратилъ шумныя жертвоприношенія и новомѣсячія. Въ сей день Онъ далъ твари новыя постановленія и законы, отмѣнивъ подзаконную іудейскую Пасху, и исполнилъ всѣ прообразованія, сѣни и пророчества. Наша Пасха есть Пасха истинная, — Христосъ, принесшій Себя въ жертву. Во Христѣ — новая тварь, новая вѣра, новый законъ, новый Божій народъ, новый, а не древній Израиль, новая Пасха, новое и духовное обрѣзаніе, новая и безкровная жертва, новый и Божественный законъ. Посему, обновитесь нынѣ и духъ правый обновите въ сердцахъ вашихъ, дабы вамъ уразумѣть нынѣ тайну новой и истиннаго праздника, насладиться веселіемъ истинно небеснымъ, познать не ветшающія тайны новыя Пасхи, установленной вмѣсто древней, прообразовательной, а равно — отношеніе между прообразованіемъ и истиною, различіе между нами и іудеями.

Древле для спасенія народа Богомъ былъ посланъ съ высокой горы законодатель Моѵсей для возвѣщенія закона. И для нашего спасенія, съ небесной Горы, былъ ниспосланъ Законоположникъ — Господь, Богъ отъ Бога, пришедшій къ намъ какъ Истина. Моѵсей освободилъ народъ еврейскій отъ ига фараонова и египетскаго, а Христосъ избавилъ насъ отъ діавола и демоновъ. Моѵсей, умертвивъ египтянина, несправедливо поступившаго съ евреемъ, скрылъ его въ пескѣ, Христосъ же, поразивъ діавола, низвергнулъ его въ бездну. Моѵсей примирилъ двухъ братьевъ, враждовавшихъ между собою; Христосъ также примирилъ два Свои народа, соединивъ небо съ землею. Тамъ дочь фараона, пришедши къ рѣкѣ мыться, нашла и взяла трехмѣсячнаго Моѵсея; здѣсь Церковь, дщерь Христова, въ купели крещенія обрѣтаетъ Христа, тридневнаго отъ гроба. Тамъ Израиль совершалъ прообразовательную Пасху ночью, а теперь мы свѣтло торжествуемъ Пасху днемъ. Тамъ помазывались кровью агнца двери домовъ, а здѣсь запечатлѣваются кровію Христовою сердца вѣрующихъ. Тамъ жертва совершалась ночью и ночью же послѣдовалъ переходъ черезъ Чермное море, здѣсь же спасеніе совершается посредствомъ вступленія въ Чермное море крещенія, которымъ воспламеняется огнь Духа Святаго; надъ этою именно водою носится Духъ Святый, въ ней Онъ является и ею сокрушается глава змія, самого князя демоновъ и всего сонма діаволовъ. Тамъ Моѵсей крестилъ народъ израильскій ночнымъ крещеніемъ и облако покрывало народъ, а христіанъ осѣняетъ сила Вышняго. Тамъ, послѣ избавленія народа, сестра Моѵсея Маріамъ составила ликъ, а здѣсь Церковь Христова со всѣми своими чадами празднуетъ спасеніе язычниковъ. Тамъ Моѵсей прибѣгаетъ къ сотворенному камню, здѣсь народъ притекаетъ къ камню вѣры. Тамъ сокрушаются скрижали закона въ предзнаменованіе того, что законъ долженъ прейти и обветшать; здѣсь законы Божественные пребываютъ неизмѣнно. Тамъ, въ наказаніе народа, расплавленъ телецъ; здѣсь, для спасенія народа, приносится въ жертву Агнецъ Божій. Тамъ камень поражается жезломъ, здѣсь камень — Христосъ прободается въ ребро. Тамъ изъ камня текла вода, здѣсь изъ животворнаго ребра истекла кровь и вода. Тѣ получили съ неба въ пищу крастелей, мы приняли съ высоты Духа въ видѣ голубинѣ. Тѣ ѣли временную манну и умерли, мы вкушаемъ хлѣбъ живота вѣчнаго. Все оное древнее теперь обветшало и прешло какъ тѣнь, а то, что относится къ намъ, растетъ и процвѣтаетъ, оставаясь постоянно. Такъ была прообразована Пасха наша. Размысли же о настоящемъ праздникѣ и разсмотри все, что говорили о немъ Моѵсей и пророки, дабы тебѣ убѣдиться въ истинѣ воскресенія Христова. Въ законѣ и у пророковъ есть неисчислимое множество прообразованій сего возстанія изъ мертвыхъ и воскресенія. О немъ достовѣрно свидѣтельствуетъ жертвоприношеніе Исаака. Его прообразовалъ ровъ Іосифа, въ который онъ былъ брошенъ братьями и изъ котораго вышелъ, не подвергшись смерти. Его прообразовалъ также ровъ Іереміи (Іер. 38, 6), изъ котораго онъ былъ выведенъ, избавившись отъ тлѣнія и нечистоты. Воскресеніе Христово прообразовалъ и китъ Іоны, изъ котораго сей вышелъ по прошествіи трехъ дней. Прообразованіемъ темницы адовой можетъ служить еще темница Іосифа, изъ которой онъ вышелъ черезъ три года невредимо, какъ Христосъ въ третій день воскресъ изъ мертвыхъ. Львиный ровъ Даніила также прообразовалъ гробъ Спасителя, изъ котораго онъ вышелъ живымъ, избѣгнувъ ярости львовъ ада и смерти. Такъ защищай страданія и воскресеніе Христово. Вотъ оружіе для твоей борьбы. Вотъ таинства, которымъ поучаетъ тебя настоящій праздникъ.

Что же послѣ сего? Станемъ-ли мы праздновать нынѣшній праздникъ одни, или вспомнимъ и о ближнихъ? Будемъ-ли одни наслаждаться Его свѣтлостью, или позаботимся и о другихъ? Празднество наше, — если только мы желаемъ, чтобы оно было пріятно и угодно Богу, — необходимо должно соединяться со всеобщимъ воздыханіемъ Церкви къ Богу и воспоминаніями о потребностяхъ братій и ближнихъ нашихъ, кои претерпѣваютъ всякую нужду и бѣдность. Будемъ же сострадательны къ тѣмъ, кои находятся въ узахъ и кои претерпѣваютъ всякую тѣсноту, ибо если страждетъ одинъ, съ нимъ страждутъ и всѣ. Будемъ оказывать помощь братіямъ нашимъ, одни — посредствомъ своихъ стяжаній, другіе — посредствомъ ученія и иныхъ благотвореній, а всѣ вообще — посредствомъ молитвъ нашихъ предъ Богомъ. Да будетъ, умоляю васъ, общее нынѣ предстательство предъ Богомъ и общая всѣмъ намъ молитва. Будемъ внимательны къ словамъ Христовымъ; аще два отъ васъ совѣщаета на земли о всякой вещи, ея же аще просита, будетъ има отъ Отца Моего, Иже на небесѣхъ (Матѳ. 18, 19). Молитва Церкви, братіе, есть сильное оружіе; она есть твердая стѣна для вѣрующихъ. Посему молю вашу любовь, непрестанно вспоминайте въ молитвахъ о братіяхъ вашихъ, находящихся въ нуждахъ, особенно въ тотъ священнѣйшій часъ, въ который вы пріемлете неоцѣненный бисеръ Тѣла Христова. Такимъ образомъ, будемъ непрестанно молиться о братіяхъ нашихъ и взывать ко Христу: Ты единый, всегда и нынѣ благій Боже и человѣколюбивый Господи нашъ! Ты, Который Пасхою избавилъ Израиля отъ рабства египетскаго и кровію агнца даровалъ ему свободу, самъ и нынѣ даруй свободу міру, ради пречистаго Тѣла Твоего и честной Крови. Принявшій плачъ грѣшницы-блудницы, прими нынѣ и Церковь Твою. Принявшій моленіе увѣровавшаго разбойника, прими молитву и Твоего вѣрующаго народа. Воздвигшій изъ мертвыхъ Адама, возвыси родъ христіанъ. Воскликнувшій на крестѣ — жажду, напой алчущія и жаждущія души наши. Съ беззаконными осужденный отъ беззаконныхъ, избави насъ отъ навѣтовъ беззаконныхъ. Утѣшившій со креста Пренепорочную Матерь Твою въ Ея плачѣ и воздыханіяхъ и воззвавшій мѵроносицамъ — радуйтеся, воскликни нынѣ и церквамъ Твоимъ: радуйтесь. Прободенный копіемъ въ ребра, сокруши рукою Твоею сильною стрѣлы враговъ. Претерпѣвшій ради насъ біеніе и угрозы отъ Пилата, прекрати тяжесть бѣдствій народа Твоего. Помяни, Господи, народъ Свой, какъ помянулъ увѣровавшаго разбойника. Спаси народъ Твой, Господи, пощади достояніе Твое. Возстави и не оставь насъ до конца. Помяни, блаже и человѣколюбче, всѣхъ съ нами и прежде насъ бывшихъ. Скоро да предварятъ насъ щедроты Твои, Господи. Избави насъ отъ всякой угрожающей опасности и содѣлай достойными цартвія Твоего, благодатію и человѣколюбіемъ Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спасителя нашего Іисуса Христа, со всесвятымъ и животворящимъ Его Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Въ сокращенномъ переложеніи на русскій языкъ. См. Τοῦ ἐν ἁγίοις πατρὸς ἡμῶν Ἐπιϕανίου ἐπισϰόπου Κωνσταντείας τῆς Κύπρου ἅπαντα σωζόμενα, τομ. II. Editio Dionysii Petavii. Coloniae. 1682. Pag. 276-284. Срав. Христ. Чт. за 1838 г., ч. II, стр. 21 и дал.

Источникъ: Слово на Святое Христово Воскресеніе. Иже во святыхъ отца нашего Епифанія, епископа Кипрскаго. // Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе, съ прибавленіями. 1900. Первое полугодіе. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1900. — С. 611-615.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0